Формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:28, контрольная работа

Описание

В современных рыночных условиях организация расчетов между субъектами хозяйствования занимает одно из главных мест. Большинство сделок по покупке и продаже товаров и услуг завершаются денежными расчетами. Форма расчетов может быть как наличной, так и безналичной. При нормально работающей банковской системе безналичные расчеты выглядят более предпочтительными. В этом случае значительная экономия средств происходит из-за сокращения издержек обращения. Например, перевод денег из одного города в другой по безналичному расчету существенно дешевле, чем перевозка наличных денег.

Работа состоит из  1 файл

контрошка.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     При этом движение денежных средств между банками осуществляется через корреспондентские счета в РКЦ. Предприятия связи оплачивают поступившие переводы наличными деньгами либо зачислением средств на счета переводополучателей. При этом переводы, адресованные юридическим лицам, оплачиваются только безналичным путем поручениями, составляемыми в четырех экземплярах, на общую сумму всех переводов по каждому получателю.

     Через предприятия связи хозяйствующие  субъекты могут также переводить на свои счета, открытые в банках, наличные суммы торговой выручки. В бланке почтового перевода перевододатель должен указать:

     - свое полное наименование;

     - номер банковского счета, на  который подлежит зачислению  эта выручка;

     - наименование и номер банка,  в котором открыт этот счет.

     Предприятие связи по всем денежным переводам, связанным с переводом торговой выручки, должно составить платежное поручение в адрес переводополучателя на общую сумму и сдать это поручение в банк, обслуживающий данное предприятие связи. На обратной стороне всех экземпляров поручений, относящихся к перечислению торговой выручки, предприятие связи обязано указать наименование конкретных перевододателей торговой выручки.

     Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств по сравнению с другими  формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. 

    1. Расчеты платежными требованиями-поручениями
 

     Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

     Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической  отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с  отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

     Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

     Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

     Отечественная банковская практика знает разные формы  акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

     Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

     Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

     Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку об отказе в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.

     Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка.

     До 1991 г. в нашей стране основной формой акцепта был отрицательный акцепт предварительного характера.

     Сегодня положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации»2 предусматривает использование в расчетах платежных требований-поручений положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.

     Заявленный  плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно  должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются следующие:

- товар  не заказан;

- счет  бестоварный;

- отсутствует  согласованная цена;

- отгрузка  по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

     Как правило, мотив отказа от акцепта  должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между  поставщиком и покупателем.

     Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается три рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение  плательщик заверяет его подписями  лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк. При этом: 
- 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка; 
- 2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика; 
- 3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

     При частичном отказе от оплаты в платежном  требовании-поручении в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.

     В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение  плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика. В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом возвращается к поставщику, минуя банк.

     Расчеты платежными требованиями-поручениями, которые являются новой для нашей  банковской практики формой безналичных  расчетов  (введена в 1990 г.), можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа, (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый кредит (см. Приложение 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Чековая форма расчетов
 

     Чекписьменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

     Денежные  чеки применяются для выплаты  держателю чека наличных денег в  банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

     Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.

     Покрытые  расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

     Непокрытые  расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.

     В настоящее время, согласно указаниям  ЦБР, предусматривается использование  в расчетах только покрытых расчетных  чеков.

     Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его  коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

     Одновременно  с заявлением клиент представляет в  банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его  расчетного счета на счет “Расчетные чеки” и только после депонирования этих средств имеет право на получение этих чеков.

     Коммерческий  банк перед выдачей чеков клиенту  оформляет их в соответствии со следующими требованиями: 
- наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение; 
- наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке; 
- предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека); 
- подпись должностного лица банка и печать.

     Кроме того, работник банка должен под  расписку проинформировать клиента  о правилах пользования чеками и предупредить его об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток (в результате утраты или похищения чеков) несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.

     Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.

     Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные:

     - наименование банка-плательщика  и его реквизиты;

     - название “Чековая карточка”  и ее номер;

     - наименование чекодателя;

     - образец подписи чекодателя;

     - номер лицевого счета чекодателя.

     На  обратной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:

     - чек выписан на сумму, не  превышающую лимит по нему;

     - подписи чекодателя в чеке  и чековой карточке идентичны;

     - номера счета чекодателя в  чеке и карточке одинаковы;

     - чек должен быть предъявлен  в банк в течение 10 дней со дня его выписки;

     - чек должен быть оплачен по  полной сумме, на которую он  выписан, без какой-либо комиссии.

     Перечисленные условия подписываются ответственным  работником банка и удостоверяются печатью последнего.

     Если  клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.

Информация о работе Формы безналичных расчетов