Автоматизированная форма
учета позволяет проводить большое
число различных операции, в частности
начисление амортизации, заработной платы,
отчислений на социальные нужды, распределение
затрат, закрытие месяца и другие операции.
Основными достоинствами
данной формы учета является однократное
введение первичной информации, быстрота
обеспечения пользователей необходимой
информацией.
Основными принципами автоматизированной
формы бухгалтерского учета являются:
- однократный ввод
учетных данных;
- автоматическое создание
регистров аналитического и синтетического
учета;
- автоматическое поучение
информации об отклонениях от
установленных нормативов и норм;
- автоматическое формирование
всех учетных регистров и форм
бухгалтерской и налоговой отчетности.
Преимущества использования
автоматизированной формы ведения
бухгалтерского учета:
а) применение вычислительной
техники для сбора, регистрации
и обработки информации;
б) возможность диалогового
режима работы с ЭВМ;
в) возможность выдачи информации
по запросу;
г) освобождение времени
учетного персонала для контрольно-аналитических
функций.
1. Нормативное регулирование
аудита в РК. Порядок аттестации
и лицензирования аудиторской
деят-ти в РК. Под аттестацией
понимается определение Квалификационной
комиссией квалификационного уровня
кандидатов в аудиторы посредством
проведения экзаменов на основе
квалификационных требований, утверждаемых
уполномоченным органом. К аттестации
допускаются лица, имеющие высшее
образование и трудовой стаж
не менее 3 лет из последних
5 в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной,
правовой сферах или в области
научно-преподавательской деят-ти
по БУ и аудиту в высших
учебных заведениях. Лица прошедшие
аттестацию, получают квалификационное
свидетельство о присвоении квалификации
"аудитор" и личную печать
аудитора с указанием номера
квалификационного свидетельства,
фамилии, имени. Решение о присвоении
квалификации "аудитор" публикуется
на гос. и рус. языках в
периодических печатных изданиях,
определяемых Квалификационной
комиссией. Лица не прошедшие
аттестацию, допускаются к ее
повторному прохождению в порядке,
установленном Квалификационной
комиссией. Аудиторская деят-ть
подлежит лицензированию в порядке,
установленном законодательством
РК. Лицензии аудиторам и аудиторским
организациям выдаются уполномоченным
гос. органом, определяемым Правительством
РК, которым является МИН ФИН
РК. Аудиторам, работающим в составе
аудиторской организации, лицензии
не требуются. Лицензия на осуществление
аудиторской деятельности является
постоянной и действует на
всей терр-ии РК. Основанием для
приостановления действия лицензии
являются: препятствие, уклонение,
непредоставление соот-щих условий
для ведения внешнего контроля
качества; несоблюдение требований
наст Закона и иных нормативных
правовых актов в области аудиторской
деятельности; аннулирование квалификационного
свидетельства "аудитор" у
руководителя аудиторской организации;
исключение из профессиональной
организации; письменное заявление
лицензиата. Уполномоченный орган
в соот-ии с законодат-ом РК
вправе приостановить действие
лицензии на срок до 6 месяцев
с указанием причины приостановления.
Отзыв лицензии осущ-ся уполномоченным
органом в случаях, установленных
законодат-ом РК, а также: представления
аудируемому субъекту заведомо
недостоверного аудиторского отчета,
несоблюдение требований наст
закона. Лицензия прекращает свое
действие, только в случаях предусмотренных
законодат-ми актами РК. В случае
отзыва или прекращения действия
лицензии аудиторские организации
в течение 10 календарных дней
со дня принятия решения об
отзыве или прекращении лицензии
обязаны возвратить в уполномоченный
орган лицензию.
2. Закон РК "Об аудиторской
деят-ти" от 17 мая 2006г. Настоящий
закон регулирует отношения, возникающие
между гос органами, физ лицами
и юр лицами, аудиторами и аудиторскими
организациями в процессе осуществления
аудиторской деят-ти в РК. Законодательство
РК об аудиторской деят-ти основывается
на Конституции РК и состоит
из Настоящего Закона и иных
нормативных правовых актов РК.
Если международным договором,
ратифицированным РК, установлены
иные правила, чем те, кот содержит
законодат-во РК об аудиторской
деят-ти, то применяются правила
международного договора.
3. Сущность, цель и виды
аудита. Принципы аудиторской деят-ти.
Аудит - это независимая экспертиза
и анализ фин-хоз деят-ти п/п-ия,
оценка состояния внутреннего
контроля, проверка соот-вия документации
действующим нормативным законодательным
актам, инструкциям, положениям,
а также оказание консультационных
и иных услуг по вопросам
интересующим клиентов. Цель аудита:
выявление и формулировка рекомендаций
по корректировке возможных ошибок
или подтверждение их отсутствия,
указание на пути улучшения
финансового положения клиента
и прочей консультационной помощи.
Аудит бывает обязательный и
инициативный. Обязательный аудит
проводится в порядке и случаях,
предусмотренных законодательными
актами РК. Инициативный аудит
проводится по инициативе аудируемого
субъекта либо его участника
с учетом конкретных задач,
сроков и объемов аудита, предусмотренных
договором на проведение аудита
между инициатором и аудиторской
организацией. Принципы аудиторской
деят-ти:
1. принцип независимости
- заключается в том, что как
бы не был компетентен аудитор,
его мнение о качестве отчетности
может быть оспорено, если он
окажется в той или иной
форме зависим от клиента. Поэтому
аудитор и аудиторская фирма
не должны иметь имущественных
и иных интересов в проверяемом
п/п-ии, родственных связей с клиентом
и т.д.2. принцип объективности
- заключается в применении непредвзятого,
беспристрастного и самостоятельного
подхода к рассмотрению любых
профессиональных вопросов и
формированию суждений, выводов
и заключений.3. принцип профессиональной
компетентности - заключается в том,
что аудит должен быть выполнен
лицами, имеющими соот-ую профессиональную
подготовку и опыт.4. принцип конфиденциальности
- заключается в том, что аудитор
и аудиторская организация обязаны
хранить тайну об операциях аудируемых
организаций и субъектов, кот оказывались
сопутствующие аудиту услуги. Они обязаны
обеспечивать сохранность сведений и
документов, получаемых и составляемых
ими при осуществлении аудиторской деят-ти,
и не в праве передавать эти документы
третьим лицам. Честность - как принцип
аудита состоит в приверженности профессиональному
долгу, а также следование общим принципам
морали. Профессиональное поведение -
это соблюдение приоритета общественных
интересов, поддержка высокой репутации
профессии.
4. Аудиторский риск и
его компоненты. Аудиторский риск
- это вероятность того, что финансовая
отчетность организации может
содержать невыявленные существенные
искажения после подтверждения
аудитором ее достоверности или
признания, что она не достоверна,
когда на самом деле существенные
искажения отсутствуют. Т.е. аудиторский
риск заключается в возможной
выдаче неправильного аудиторского
отчета. Аудитор подтверждает достоверность
фин. отчетности с определенным
допустимым или желательным уровнем
аудиторского иска. Аудиторский
риск может быть измерен либо
по качественной шкале (высокий,
средний, низкий) либо по количественной
шкале путем вероятной оценки
от 0 до 100%. Любое значение аудиторского
риска есть результат субъективной
оценки аудитором риска для
проверяемого случая по сравнению
с риском исходного варианта ("нулевой
риск"). Чаще всего используют
качественную шкалу оценки риска.
При проведении аудита аудитор
должен предпринять необходимые
меры для того, чтобы снизить
аудиторский риск до разумного
низкого уровня. Аудиторский риск
состоит из 3 компонентов:
1. неотъемлемый риск - вероятность
появления существенных искажений
в данном бух счете, статье
отчетности до того, как такие
искажения будут выявлены средствами
системы внутреннего контроля.2.
риск контроля - заключается в
вероятности того, что существующие
на п/п-ии и регулярно применяемые
средства системы БУ и системы
внутреннего контроля не будут
своевременно обнаруживать и
исправлять существенные искажения.3.
риск необнаружения - субъективно
определяемая аудитором вероятность
того, что применяемые аудитором
в ходе проверки аудиторские
процедуры не позволят обнаружить
существующие искажения, имеющие
существенный характер.
5. Аудиторские доказательства
и их виды. Источники получения
аудиторских доказательств. Информация,
собранная и проанализированная
аудитором в ходе аудиторской проверки,
кот служит для формулирования выводов
аудитором, наз. аудиторскими доказательствами.
Виды аудиторских доказательств: внутренние,
внешние, смешанные. Внутренние доказательства
- представляют собой информацию, полученную
в устном или письменном виде от аудируемой
организации. Внешние док-ва - информация,
взятая у 3 лиц(в письменном виде обычно
по письменному запросу аудиторских организаций).
Смешанные доказательства - информация,
полученная от аудируемой организации
в пис или устном виде и подтвержденная
3-ей стороной в письменном виде. Источники
получения аудиторских доказ-в: ФО, регистры
БУ, первичные документы аудируемой организации
и 3 лиц, стат. отчетность, уставные документы,
договора, приказы, результаты анализа
фин-хоз деят-ти, результаты инвентаризации,
сопоставление одних документов организации
с другими, устные высказывания сотрудников,
обращение к руководству.
6. Ошибки и мошенничество.
Оценка их существенности. Мошенничество
- это преднамеренное действие
одного или неск-их лиц среди
руководящего состава, сотрудников
или 3 сторон, кот приводит к
неправильному представлению фин.
отчетности. В результате возникают
искажения. Ошибка - непреднамеренное
искажение в фин. отчетности. Причина
ошибки - неправильное понимание
бухгалтером правил учета, налогообложения,
составления отчетности, а также
невнимательность бухгалтерии. Искажение
ФО может быть существенным (влияющим
на достоверность ФО) или несущественным.
Существенность фин. инф-ии - это
качественная мера и свойство
инф-ии, кот делают ее способной
влиять на эк решения пользователя.
Аудитор обязан принимать во
внимание 2 стороны существенности:
кач. и кол-ую. Кач сторона сущ-ти
- это профессиональное суждение
аудитора о характере отмеченных
в ходе проверки отклонений
порядка совершенных организацией
операций от требований норм
актов, действующих в РК. Кол
сторона - это оценка превышения
по отдельности и в сумме
обнаруженных отклонений от величины
намеченного критерия - уровня сущ-ти.
Уровень сущ-ти - это качественная
мера и предельное значение
искажения отчетности, начиная с
ко пользователь этой отчетности
с большей степенью вероятности
не сможет на ее основе сделать
правильные выводы и принимать
обоснованные эк решения. Согласно
принятой практике каждая аудиторская
организация устанавливает уровень
сущ-ти для каждого клиента
исходя из собственного опыта
и профессионального суждения. Примерная
методика оценки сущ-ти состоит
из 2 этапов:
1. выбор базовых показателей
фин. отчт., для кот будет установлен
уровень сущ-ти.
2. установление уровня
сущ-ти для каждого из выбранных
базовых показателей. На первом
этапе аудитор должен выбрать
наиболее важные базовые показатели,
хар-щие достоверность фин отчт
организации. На втором этапе
- аудиторская организация устанавливает
допустимую долю % отклонений для
базовых показателей.
9. Аудит учета движения
О.С. Целью аудита движения
основных средств является проверка
соответствия применяемого организацией
порядка учета и налогообложения,
наличия, движения и использования
ОС требованиям нормативных актов,
действовавших в проверяемом
периоде с целью выражения
мнения о достоверности объекта
аудита во всех существенных
аспектах. Объектом аудита является
информация отчетности, относящаяся
к основным средствам. Источниками
информации для аудита будут:
1. Договоры, используемые
для покупки, продажи, ремонта,
лизинга, аренды ОС.2. Приказ по
учетной политике, приказ по формированию
постоянно действующей комиссии,
утверждающей операции приобретения
и списания ОС.3. Первичные документы.4.
Отчетность - помимо бухгалтерской
также налоговая отчетность.
7. Подготовка и планирование
аудиторской проверки. Планирование
- это разработка стратегии и
подхода к ожидаемому характеру,
срокам и объему аудита. Планирование
аудиторской проверки производится
в три этапа: 1 этап - аудитор проводит
предварительное планирование, кот
производится на стадии выбора
клиента. По результатам этой
работы аудиторская фирма вообще
может отказаться от проведения
аудита, если обнаружится высокий
уровень неотъемлемого риска.2 этап
- разрабатывается общий план
аудита с указанием ожидаемого
объема, графиков и сроков проведения
аудиторской проверки.3 этап - составляется
аудиторская программа, определяющая
объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур.
При предварительном планировании
аудиторская фирма осуществляет
принятие решения о согласии
начать и продолжить аудит
для клиента, установление причин,
по кот клиент обосновывает
свой заказ на аудит, составление
письменного соглашения. Предварительное
планирование включает в себя:
сбор общих сведений, сбор информации
о правовых обязательствах клиента,
оценка существенности и аудиторского
риска. При планировании аудита
должны быть соблюдены его общие принципы:
комплексность, непрерывность, оптимальность.
Комплексность - обеспечение взаимной
увязки и согласованности всех этапов
планирования. Непрерывность - установление
сопряженных заданий группе аудиторов
и увязка этапов планирования со сроками.
Оптимальность - возможность выбора оптимального
варианта общего плана и программы аудита
на основании критериев, определенных
самой аудиторской фирмой. Общий план
аудита является руководством для аудиторской
группы в осуществлении программы аудита.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
численность и квалификацию аудиторов
в аудиторской группе, распределение аудиторов
по конкретным участкам аудита, инструктирование
всех членов команды об их конкретных
обязанностях, и т.д. В процессе проверки
план может корректироваться. Программа
аудита является развитием общего плана
аудита, и представляет собой детальный
перечень аудиторских процедур, необходимых
для практической реализации плана аудита.
Программа аудита является одновременно
инструкцией ассистентам аудитора и средством
контроля качества работы. В программе
обязательно должны содержаться тесты
для проверки функционирования системы
внутреннего контроля и выявления недостатков
в ней. При составлении программы аудита
необходимо выявить наиболее значимые
участки проверки, имеющие определяющее
значение для фин-хоз деят-ти фирмы и для
формирования результатов ее деят-ти.
Продолжительность аудиторской проверки
может быть различной. Программа аудиторской
проверки представляется руководству
проверяемой организации для ознакомления
и согласования содержания объектов и
этапов проверки.