Введение
Переход России к рыночным
отношениям выявил необходимость
создания новых экономических
институтов, регулирующих взаимоотношения
различных субъектов предпринимательской
деятельности, среди которых достойное
место должен занять и институт
аудиторства. Его главная цель - обеспечить
контроль за достоверностью информации,
отражаемой в бухгалтерской и налоговой
отчетности.
Контроль остается одним из
важных элементов рыночной экономики,
причем действуют системы как
государственного, управленческого, так
и независимого контроля, позволяющего
обеспечить необходимой информацией все
уровни управления. Новым, однако, является
то, что независимый контроль проводится
аудиторскими организациями, осуществляющими
свою деятельность на договорной коммерческой
основе за счет проверяемых организаций.
В России проводится большая работа по
созданию системы независимого аудиторского
контроля, подготовке кадров аудиторов
и лицензированию их деятельности, регламентации
обязанностей, прав и ответственности
аудиторов в соответствии с Законом об
аудиторской деятельности.
Данные по использованию имущества,
денежных средств, проведению
коммерческих операций и инвестиций
у юридических объектов могут
быть объективно подтверждены
независимым аудитом.
В этой связи в России за последние
годы проведена определенная работа
по становлению института аудиторства.
Принят закон об аудиторской деятельности
в РФ от 08 августа 2001г., в котором определены
субъекты, права и обязанности аудиторских
организаций, порядок проведения аттестации
на право осуществления аудиторской деятельности
и порядок выдачи лицензий на осуществление
аудиторской деятельности.
Специалисты в области бухгалтерского
учета, аудита и экономического
анализа должны уметь проводить
экспертизу и анализ публичной финансовой
отчетности хозяйствующего субъекта с
целью определения ее достоверности и
соответствия действующему законодательству
и требованиям, предъявляемым к ведению
бухгалтерского учета и составлению финансовой
отчетности.
Рыночная экономика ставит новые задачи
перед экономистами предприятий и организаций.
Огромная роль в совершенствовании хозяйственного
механизма принадлежит бухгалтерам, которые
являются непосредственными руководителями
финансовых ресурсов предприятия.
Сущность
аудита.
Аудиторская деятельность, аудит-
это предпринимательская деятельность
по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей. Аудит осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
другими федеральными законами и иными
нормативными актами по проведению аудиторской
деятельности.
На сегодняшний день в России
существует три точки зрения
относительно сущности российского
аудита.
1.Аудит как ревизионная деятельность.
Сторонниками такого взгляда
выступают Ю.А.Данилевский, А.Ф.
Аксененко, К.Л. Угольников, А.К.Солодов,
А.Л. Руф и др..
Эти экономисты определяют сущность
аудита как независимую проверку
годовой финансовой отчетности, составленной
хозяйствующими субъектами в соответствии
с законом о бухгалтерском учете, с целью
установления достоверности, полноты,
точности отражения активов, обязательств,
собственных средств и финансовых результатов
за год.
Аудит представляет собой процесс
проверки ведения бухгалтерского
учета и финансовой отчетности
на предприятиях с разными
формами хозяйствования и собственности
с точки зрения его достоверности
и соответствия действующему
законодательству.
Аудит, во-первых, отождествляется с ревизией
состояния бухгалтерской (финансовой)
отчетности и ревизией законности совершения
хозяйственных операций, а во-вторых, рассматривается
в качестве разновидности государственного
финансового контроля.
2.Аудит как экспертно-консультационная
деятельность. В число приверженцев этой
точки зрения входят Е.А.Стоянов, Е.С. Стоянова,
П.И.Камышанов.
Анализируя зарубежный опыт, эти
экономисты сравнивают аудит
с комплексным экономическим
анализом и представляют как
своеобразную экспертизу бизнеса.
Представленный подход к пониманию
сущности аудита следует рассматривать
как антитезу его революционной
концепции. В данном случае
объектом теоретического осмысления
становится другая распространенная
сторона аудиторской практики - независимое
консультирование, а точнее ее высшая
форма-экспертиза бизнеса.
3.Аудит как совокупность ревизионной
и экспертно- консультационной
деятельности. Такую позицию отстаивают
В.А. Луговой, С.А.Стуков, В.В.Нитецкий,
Ю.М.Иткин и др.
Формирует понятие аудита как внешний
независимый финансовый контроль, целью
которого является подтверждение достоверности
бухгалтерского учета предприятия, достигнутых
им финансовых результатов на основе проверки,
ревизии и анализа хозяйственной деятельности.
В аудите видят симбиоз ревизии, консалтинга
и анализа хозяйственной деятельности
и представляют аудит как новую форму
контроля за работой предприятий, который
сочетается с постоянной их опекой,
консультированием, правовой помощью
и другими видами услуг, оказываемых с
целью повышения эффективности коммерческой
деятельности, улучшения учета и отчетности.
Приведенные суждения свидетельствуют
о разностороннем подходе к
пониманию аудита, что связано
с влиянием прогрессивной отечественной
практики и передовой зарубежной
теории.
Большинство экономистов при
рассмотрении сущности аудита
подменяют сущность аудита его
функциями и выводят определение
функционального плана. Следует
помнить, что сущность- это внутреннее
содержание предмета, обнаруживающееся
во внешних формах его существования,
это главное и существенное в чем-то. Следовательно,
рассмотрев формы существования аудита,
можно претендовать на раскрытие его сущности.
Следовательно, аудит-
это вид деятельности, осуществляемой
компетентными лицами и заключающейся
в оценки фактов, касающихся соответствия
установленным критериям функционирования
и положения объекта предпринимательства,
а также экономического поведения его
субъектов с целью вынесения объективного
заключения
Цели
и задачи аудиторской деятельности.
Целью
аудита является выражение мнения
о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудиторских лиц и
соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень
точности данных финансовой (бухгалтерской)
отчетности, которая позволяет пользователю
этой отчетности на основании ее данных
делать правильные выводы о результатах
деятельности, финансовом и имущественном
положении аудиторских лиц и принимать
базирующиеся на этих выводах обоснованные
решения.
Аудит не подменяет государственного
контроля достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности, осуществляемого
в соответствии с законодательством
Российской Федерации уполномоченными
органами государственной власти.
Поскольку в ходе аудиторской
проверки оценивается качество
финансовой отчетности, являющейся
результатом бухгалтерского учета,
аудитор устанавливает, насколько
она:
- соответствует
установленным требованиям;
- непротиворечива;
- обоснованна
(т.е. существует основания для включения
в нее указанных там сумм);
- включает
все необходимые суммы в полном объеме
(в первую очередь принадлежащие фирме
активы и пассивы);
- содержит правильную оценку
всех статей и точный отсчет
по каждой;
- отвечает
требованиям классификации (отнесения
сумм на соответствие счета) и разделения
проводимых операций по периодам их осуществления;
- раскрывает
все статьи и соответствует их описанию
в отчетах и приложениях;
- составлена
аккуратно и без арифметических ошибок
(суммы по отдельным операциям должны
совпадать с аналогичными данными по книгам
и журналам аналитического учета).
-
проведение экспертизы финансово-хозяйственной
деятельности и состояния имущества предприятий;
- разработка
рекомендаций по улучшению работы экономических
объектов, повышению ее результативности,
составлению заключений о платежеспособности,
подтверждение достоверности отчетов
и балансов, а также законности хозяйственных
операций и их бухгалтерской записи;
- прогнозирование
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, оценка перспектив
их развития и конечных результатов;
- научное,
методическое, информационное обеспечение
деятельности предприятий путем выполнения
научно-исследовательских работ, разработки
методик учета и анализа, организации
сбора и передачи нормативной документации;
- оказание
консультационно-информационных услуг
высококвалифицированными специалистами
по организации учета, контроля и анализа
хозяйственной деятельности;
- разработка
и внедрение автоматизированных систем
бухгалтерского учета, экономического
анализа и контроля;
- организация
подготовки и повышение квалификации
работников учета, управления, планирования
и других категорий путем проведения краткосрочных
курсов, конференций, семинаров и иных
подобных мероприятий по различным проблемам
рыночной экономики;
-
осуществление издательской деятельности
по работам, отражающим передовой и отечественный
опыт, и обеспечение нормативной документацией,
методическими разработками и другой
печатной продукцией клиентов.
Рабочие
документы аудитора
Стандарт аудиторской деятельности
«Документирование аудита» устанавливает
единые требования к составлению
документации в процессе аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторская организация и индивидуальный
аудитор должны документально
оформлять все сведения, которые
важны с точки зрения предоставления
доказательств, подтверждающих аудиторское
мнение, а также доказательств
того, что аудиторская проверка проводилась
в соответствии с федеральными стандартами
аудиторской деятельности.
Под термином «документация»
понимаются рабочие документы
и материалы, подготавливаемые
аудитором и для аудитора либо
получаемые и хранимые аудитором
в связи с проведением аудита.
Рабочие документы могут быть представлены
в виде данных, зафиксированных на бумаге,
фотопленке, в электронном виде или в другой
форме.
Рабочие документы используются:
- при планировании
и проведении аудита;
- при осуществлении
текущего контроля и проверки выполненной
аудитором работы;
- для фиксирования
аудиторских доказательств, получаемых
в целях подтверждения мнения аудитора.
- Аудитор должен
отражать в рабочих документах информацию
о планировании аудиторской работы, характере,
временных рамках и объеме выполняемых
аудиторских процедур, их результатах,
а также выводах, сделанных на основе получаемых
аудиторских доказательств.
- Аудитор вправе
определять объем документации по каждой
конкретной аудиторской проверке, руководствуясь
своим профессиональным мнением.
- Объем документации
аудиторской проверки должен быть таков,
чтобы в случае, если возникнет необходимость
передать работу другому аудитору, не
имеющему опыта работы по этому заданию,
новый аудитор смог бы исключительно на
основе данной документации (не прибегая
к дополнительным беседам или переписке
с прежним аудитором) понять проделанную
работу и обоснованность решений и выводов
прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих
документов определяются такими
факторами, как:
-
характер аудиторского задания;