Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:27, курсовая работа
Инфляция - одна из самых острых проблем современной экономики. В экономической теории в общем случае инфляция определяется как снижение покупательной способности денег, их обесценивание. Представляется, что такое "нейтральное" определение категории инфляции не в полной мере отражает социальную суть этого негативного явления. Более содержательным выглядит следующее определение: инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего, в общем, и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инфляция и её влияние на экономику
Виды инфляции……………………………………………………………….5
Причины инфляции…………………………………………………………..8
Темпы инфляции…………………………………………………………….12
Воздействие инфляции на экономику……………………………………...17
Глава 2. Антиинфляционная политика
2.1 Необходимость государственного контроля над уровнем и последствием инфляции………………………………………………………………………....22
2.2 Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования………………..25
2.3 Антиинфляционная политика в РФ………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список……………………………………………………..38
Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции вызванной ростом издержек, предлагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего приносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является стабилизация денежного оборота.
С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально – экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г. Выделение трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний период, прежде всего, закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования.
Таргетирование позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер её установления.
Однако режим таргетирования инфляции не сводится к простому установлению центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредите на определенный срок, а требует системы мер.
Поскольку темпы прироста денежной массы по-прежнему оставались достаточно высокими, в целях борьбы с инфляцией (точнее, с ее монетарной составляющей) в стране с 2008 г. предпринимаются определенные шаги в сторону ужесточения денежно-кредитной политики. В частности Банк России только за первые полгода трижды повышал ставку рефинансирования (последний раз 10 июня), а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме был совершен переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализованы меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.
2.3 Антиинфляционная политика в РФ
Одним из важнейших антиинфляционных факторов является определенная структура экономики, формирование которой, в свою очередь, без реализации эффективной антиинфляционной политики невозможно.
Фактическое положением вещей в современной России, по мнению экономистов, говорит о том, что ни развития, ни изменения экономики в ближайшее время в России не будет, и немалую роль в этом будет играть инфляция.
А с другой стороны, не сегодня, так завтра вопрос об инфляции решать придется, и поэтому всестороннее изучение инфляции остается актуальным, по крайней мере, для России.
Понимание того, что успешная антиинфляционная политика возможна только на основе разработки нормативного правового регулирования, находит отражение в работах экономистов.
Категория инфляции имеет финансово-правовую составляющую. В связи с этим важно определить, в какой степени и какими правовыми средствами можно сформировать необходимую законодательную базу как основание проведения антиинфляционной политики в рамках предмета финансового права.
Сегодня правовые нормы, непосредственно касающиеся инфляции, закреплены в финансовом законодательстве в следующем виде.
В ст. 199 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).
Помимо объективных факторов, работающих на ускоренный рост цен, будут оказывать влияние и факторы субъективного свойства. Обычно о них говорят как бы в завершение, но так как предлагаемое перечисление факторов инфляции претендует на некоторую ранжированность, то это заставляет сказать о неэффективности принимаемых государством антиинфляционных мер уже сейчас.
В первую очередь необходимо
оценить действенность так
Простое и, казалось бы, весьма эффективное решение. Между тем эффект от него оказался противоположным. В ноябре инфляция по группе продовольственных товаров составила почти 2%.
По-другому, заметим, и быть не могло. Не было учтено то, как подобного рода решение подействует на поведение продавцов, поставщиков продукции. Рассуждать можно так: если сегодня в добровольно-принудительном порядке попросили заморозить цены на некоторые продукты питания, то где гарантия, что в дальнейшем этот перечень не будет расширен или не будет продлен срок ранее подписанного соглашения. Гарантий, разумеется, никаких нет и быть не может. Следовательно, естественное поведение и продавцов, и поставщиков продукции состоит в том, чтобы упреждающе поднять цены на виды продовольствия, которые не вошли в злополучный перечень. Результат всего этого - дополнительный импульс для раскручивания спирали инфляции.
К сожалению, на этом ошибочные действия со стороны экономических властей не ограничились. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен или вообще запрещен. Заметим, что пока еще решения о запрете экспорта молока, в том числе сгущенного, сливок, пшеницы, семян подсолнечника и т.д. принято не было. Но ведь важна демонстрация самой готовности правительства пойти на такой крайний шаг. А это было сделано в полной мере. И вновь новый толчок для роста инфляции.
Почему так происходит? Потому что уже одна только вероятность запрета экспорта некоторых видов продовольствия и сельхозпродукции - это дополнительный риск для поставщиков. Риск имеет свою цену. Ее-то и начинают закладывать в стоимость реализуемой продукции. Цены растут.
Вроде бы простой и понятный механизм действия подобного рода решений. Но получается, что он не совсем очевиден.
Законодательством установлено, что подобного рода запрет экспорта товаров возможен, если наблюдается критический недостаток этих товаров на внутреннем рынке. Есть у нас сейчас критический недостаток, к примеру, молока? Ничего подобного. Следовательно, принятое решение не просто ошибочно, оно еще и не соответствует законодательству.
Вызывает тревогу и уже существующий законопроект, согласно которому вводится система регулирования торговой деятельности. Нужен ли подобного рода закон? Наверное, нужен. Однако необходимость его принятия в данный конкретный момент должна также оцениваться с точки зрения того, как это повлияет на инфляцию. Если бы на все посмотрели через такую призму, то самым разумным было бы решение подкорректировать законопроект и не спешить с его прохождением.
А исправлять там действительно есть что. К примеру, норму о том, что если организация не имеет собственной материальной базы, то для нее требуется не ведомственный, а разрешительный порядок начала деятельности. В связи с тем, что большинство отечественных организаций оптовой торговли не имеют соответствующей материальной базы (а среди организаций торговли, заметим, большинство составляют организации оптовой, а не розничной торговли), становится понятным, сколь значительно возрастают взяткоемкость в отрасли и соответственно издержки организаций торговли. А это очередной вклад в ускоренный рост цен.
Таким образом, пока предпринимаемые государством меры антиинфляционной политики дают обратный результат. Следовательно, вполне справедливо отнести данный фактор к числу тех, что формируют высокий уровень инфляции в 2008 г.
Инфляция издержек - это рост цен из-за издержек производства и обращения, особенно по предприятиям-монополистам в сфере производства энергии и другого стратегического сырья. При этом рост издержек, который закладывается в цены реализации, происходит из-за технологической отсталости производств и отсутствия обновления с переходом на новые ресурсосберегающие технологии (немонетарная инфляция, т.е. не вызывается количеством денег в обращении и избыточным платежеспособным спросом).
Инфляция прибыли - это обесценение прибыли долговыми ставками, когда норма прибыли меньше в процентном выражении ставки долга. Тогда предприятие, чтобы погасить кредит по такой ставке, вынуждено повышать цены на свою продукцию или услуги, разрабатывая и применяя специальную ценовую надбавку для погашения кредита и сохранения минимально допустимой прибыли для самофинансирования и самострахования. При этом часто применяется особый метод ценообразования "по целевой норме прибыли", чтобы норма прибыли через ценовую надбавку в итоге была больше долговой ставки, когда проценты подолгу будут погашаемыми, а остаток прибыли обеспечит самофинансирование и самострахование. Поэтому инфляция прибыли может трактоваться как кредитная инфляция, когда проценты по кредитам вызывают рост цен на продукцию или услуги у предприятий-заемщиков. Эти два вида инфляции доминируют в России.
В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.
С точки зрения продолжительности и радикальности, антиинфляционных мер, существующие методы можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции, либо использование денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии, как более радикальный способ решения проблемы. Ориентация на постепенное снижение темпов инфляции предлагает небольшое, плавное снижение денежной массы с использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты как обязательные резервы, учётная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность Центрального банка на рынке валюты и т.д.
Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержке предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры.
Антиинфляционная политика, нацелена на корректировку величин денежной массы, может брать за основу два возможных варианта действия центральных банков: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция – для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции.
Важнейшей проблемой экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот. Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политика, для повышения – предпочтение отдадут политике доходов.
Противодействие инфляционным изменениям осуществляется так же с позиции факторов инфляции спроса и инфляции издержек.
Регулирование спроса осуществляется путём проведения дефляционной политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, использует денежно – кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения, инфляция снижается за счёт уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового бремени. Дефляционная политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, уровня курса национальной валюты и ограничение бюджетного дефицита.
Основными отрицательными последствиями дефляционной политики являются: замедление экономического роста, вызываемое сокращение инвестиций; расширение бартерных отношений во взаиморасчётах; усиление дефицита бюджета государства; развитие кризисных явлений в экономике страны; увеличение социальной напряжённости общества.
Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или устанавливание предела роста доходов и цен сокращает денежную массу. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызывает ими увеличение цен. Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому для создания конкурентной среды контроль над ценами необходим. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.
Вместе с тем государство
может проводить и
Конкурентное стимулирование производства осуществляется путём проведения фискальной политики. Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию, могут проводиться избирательно.
Методы нейтрализации
инфляции в зависимости от её темпов
будут иметь другие приоритеты. Так,
при ползучей инфляции оправданы
меры, предупреждающие её дальнейший
рост. Во время галопирующей инфляции
эффектным считается