Инвестиционная
политика – это комплекс целенаправленных
мероприятий, проводимых государством
по созданию благоприятных условий для
всех объектов хозяйствования с целью
оживления инвестиционной деятельности.
В
общем плане государство может
влиять на инвестиционную активность
при помощи самых различных рычагов:
- кредитно
– финансовой и налоговой политики;
- предоставления
самых различных налоговых льгот предприятиям,
вкладывающим инвестиции на развитие
производства и техническое перевооружение;
- амортизационной
политики;
- путем создания
благоприятных условий для привлечения
иностранных инвестиций;
- научно –
технической политики и другое.
Целью
инвестиционной политики является реализация
стратегического плана экономического
и социального развития РК, направленная
на оживление инвестиционной деятельности,
а также на подъем отечественной экономики
и эффективности общественного производства.
Кроме
общей государственной инвестиционной
политики различают отраслевую, региональную
и инвестиционную политику отдельных
субъектов хозяйствования. Все они
находятся в тесной взаимосвязи между
собой, но определяющей является общая
государственная инвестиционная политика.
Структура
инвестиционной политики
Государственная
экономическая и социальная политика |
|
Государственная инвестиционная
политика |
Рис.4.
Региональная инвестиционная
политика
|
Отраслевая
инвестиционная политика
|
Инвестиционная
политика отдельных субъектов хозяйствования |
Инвестиционная
политика на предприятии должна вытекать
из стратегических целей его бизнес
– плана. И если этого плана нет, то
ни о какой инвестиционной деятельности
не может быть и речи. Кроме этого необходимо
придерживаться и определенных принципов,
учет которых позволит избежать многих
ошибок и просчетов при разработке инвестиционной
политики на предприятии.
Наиболее
важными принципами инвестиционной
политики на предприятии являются:
- нацеленность
инвестиционной политики на достижение
стратегических планов предприятия и
его финансовую устойчивость;
- учет инфляции
и фактора риска;
- экономическое
обоснование инвестиций (бизнес - план);
- ранжирование
проектов и инвестиций по их важности
и последовательности реализации, исходя
из имеющихся ресурсов;
- выборы надежных
и более дешевых источников и методов
финансирования инвестиций и другое.
2.
4. Принципы стратегии
экономического роста.
Мировая
общественность в последнее время
относится к Казахстану с большим
доверием. Это основано на социальной
и политической стабильности, на созданной
законодательной базе, - и это
позволяет надеяться на большой
приток инвестиций в приоритетные отрасли
экономики и повышение ее экономического
потенциала.
30
июня 1998 года Указом Президента
РК образован СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТОРОВ – консультативно
– совещательный орган при
Президенте РК. Он призван
разрабатывать рекомендации по
улучшению инвестиционного климата, стратегии
привлечения иностранных инвестиций в
экономику РК. При этом большую роль в
осуществлении отбора инвестиционных
проектов и включения их в Программу государственных
инвестиций играют Министерство финансов,
Министерство экономики, Агентство по
стратегическому планированию РК.
В
Указе Президента РК от 28 января 1998
года № 3834 “О мерах по реализации стратегии
развития Казахстана до 2030 года” [7], принятым
в г. Астане определены кроме общих вопросов
развития экономики РК, еще и принципы
стратегии экономического роста:
- Ограниченное
прямое вмешательство государства в экономику.
Возложить на Агентство по стратегическому
планированию и реформам РК координацию
деятельности государственных органов
по выполнению стратегических планов
развития республики и контроль за их
реализацией.
- Макроэкономическая
стабильность. Ее целью является снизить
уровень среднегодовой инфляции, сохранить
управляемый бюджетный дефицит и устойчивый
курс тенге.
Приоритетным является:
- Ужесточение
денежно-кредитной политики;
- Развитие
финансовых институтов и углубление финансовых
рынков;
- Повышение
эффективности налоговой и бюджетной
политики и не инфляционное финансирование
бюджетного дефицита;
- Координация
денежно-кредитной политики с налоговой
и бюджетной политикой и пенсионной реформой;
- Укрепление
платежного баланса.
- Либерализация
цен.
- Открытая
экономика и свободная торговля. Целью
ее является – завершить в основном структурные
реформы в экономике. Приоритетным является:
- ускоренное
развитие экспортной транспортной инфраструктуры
и коммуникаций;
- рост внешней
торговли с улучшением структуры и географии
экспорта и импорта;
- усиление
государственного контроля на отдельных
рынках при ограничении государственного
регулирования на других рынках.
- Укрепление
институтов частной собственности. Оздоровление
и укрепление отечественной банковской
системы и стимулирование кредитования
частного сектора. Развитие фондового
рынка Казахстана. Совершенствование
форм и методов финансирования частного
сектора.
- Приватизация.
- Обеспечение
эффективной защиты иностранных инвестиций.
Жесткое пресечение финансовых махинаций
со средствами индивидуальных инвесторов,
формирование благоприятных условий для
прекращения оттока и начала репатриации
капитала. Развитие международной компании
“Инвестирование в Казахстан”.
- Разработка
энергетических и других природных ресурсов.
Целью является формирование экспортоориентированного,
технологически связанного топливно-энергетического
комплекса. Создание эффективных энерготехнологий
с использованием разнообразных энергоресурсов.
Создание евразийской сети экспортных
нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов
добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности
и внедрение передовых технологий и др.
- Формирование
индустриальной технологической стратегии.
- Диверсификация
производства. Целью этого является Формирование
экспортоориентированного промышленного
комплекса страны, базирующейся на производстве
продукции преимущественно из отечественных
минерально-сырьевых ресурсов и продукции
производственно-технического назначения.
Развитие машиностроительных производств,
ориентированных на нужды отечественных
производителей. Подготовка и расширение
рынков сбыта казахстанской продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы в Казахстане
инвестиции и инвестиционная политика
стали актуальным объектом многих научных
разработок и исследований.
Недавний финансовый кризис потребовал
переосмысления многих вопросов в области
экономической политики в Казахстане
в том числе и инвестиционной.
В настоящее время не всякое приобретение
собственности иностранцами на территории
РК можно считать инвестициями, а скорее
наоборот. Продажа (часто ниже номинальной
цены) производственных объектов
- особенно сырьевых, является для государства
дезинвестицией. А “портфельные инвестиции”
по большей части формируют спекулятивный
капитал “горячие деньги”, которые быстро
приходят на рынок и в случае неблагоприятной
коньюктуры быстро уходят с него. Поэтому
необходимо выработать стратегию заимствований
и разумные критерии отбора проектов инвестирования.
Правительство Республики в последнее
время много делает для этого, свидетельством
тому являются последние принятые
законодательные акты – Указы и постановления
в области инвестиций.
В данной работе мы постарались
показать суть государственных и иностранных
инвестиций, их структуру и классификацию,
разумное применение их в экономике, а
также сформировать принципы и условия
благоприятного инвестиционного климат.
Зачастую
на практике фирмы с сомнительной
репутацией паразитирующие на национальных
богатствах Казахстана должны быть поставлены
в более жесткие условия и в перспективе
вытеснены отечественными предпринимателями.
Необходимо
также изыскивать внутренние (национальные)
источники инвестиций, которые являются
самыми надежными – самофинансирование
и окупаемость.
CПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РК
от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII «Об иностранных
инвестициях».
- Закон РК
от 24. 04. 1995 года № 2235 «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет».
- Закон РК
от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК «О государственной
поддержке прямых инвестиций».
- Постановление
№ 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного
Комитета РК по инвестициям «Об утверждении
Рамочного контракта о государственной
поддержке и предоставлении мер стимулирования
Инвестору, осуществляющему инвестиционную
деятельность в приоритетные сектора
экономики РК».
- Указ Президента
РК от 5. 04. 1997 года № 3444 «Об утверждении
перечня приоритетных секторов экономики
РК для привлечения прямых отечественных
и иностранных инвестиций».
- Указ Президента
РК от 6. 03. 2000 года «Об утверждении Правил
предоставления льгот и преференций при
заключении контрактов с инвесторами,
осуществляющими инвестиционную деятельность
в приоритетных секторах экономики».
- Указ Президента
РК от 28. 01. 1998 года № 3834 «О мерах по реализации
Стратегии развития Казахстана до 2030 года».
- Указ Президента
Республики Казахстан от 15 августа 2003
года N 1165 «О дальнейших мерах по реализации
Стратегии развития Казахстана до 2030 года».
- А. А. Рогачева.
Cоциально-экономические приоритеты в
системе финансовых координат. – Алматы,
1999 г.
- И. В. Сергеев,
И. И Веретенникова. Организация и финансирование
инвестиций. – Москва, 2000 г.
- М. Н. Чепурин.
Курс экономической теории. – Алматы,
1994 г.
- Инвестиционная
деятельность. Сборник законодательных
актов. – Алматы, 2000 г.
- Иностранные
инвестиции в РК. – Алматы, 2000 г.
- А. Б. Идрисов.
Планирование и анализ эффективности
инвестиций. – Москва, 1994 год.
- П. И. Вахрин.
Организация и финансирование инвестиций.
– Москва, 1999 год.
- Экономическая
теория. Учебник/ под ред. д.э.н. проф. А.И.
Добрынина, д.э.н. проф. Л.С. Тарасевича.
– С.-П. Издательский дом «Питер», 2001 г.
- Экономическая
теория (политэкономия); Учебник /Под общ.
ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой
Г.П. - М.: ИНФРА, 1999г.
- Основы экономической
теории. Учебное пособие/под ред. М.А. Сажина,
Г.Г. Чибрикова. – М.: Издательство «Экономика»,
1995г.
- Курс экономической
теории: Учебник. Под общ. Ред. проф. Чепурина
М.Н., проф. Кисилевой Е.А. 4-е дополненное
и переработанное издание - Киров: «АСА»,
1999г., 2000г.