Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 02:33, реферат
В Российской Федерации отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы , активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново.
Введение
1. Теоретические основы формирования РДМ и ДК
1.1 Место России на мировом рынке ДМ и ДК
1.2 Сегментация продукции РДМ и ДК
1.3 Экспорт и импорт продукции на РДМ и ДК
1.3.1 Экспорт и импорт продукции
1.3.2 Проблемы реализации продукции российского производства
1.4 Ценовая политика на РДМ и ДК
1.5 Специальные СМИ и экспертные организации на рынке ДМ и ДК
2. Основные участники рынка ДМ и ДК. Банковские и биржевые операции на рынке ДМ и ДК
2.1 Основные участники рынка
2.1.1 Основные игроки Российского ювелирного рынка
2.1.2 Сегментация участников рынка золота по регионам РФ
2.1.3 Золотодобывающие компании. Реконструктуризация отрасли
2.2 Операции банков на рынке ДМ и ДК
2.2.1 Финансирование и рост РДМ и ДК
2.2.2 Способы инвестиций
2.2.3 Современное состояние законодательной базы в области драгоценных металлов и камней и ее влияние на функционирование отрасли
2.3 Организация биржевой торговли на рынке ДМ и ДК
2.3.1 Пути формирования биржевой торговли на РДМ и ДК
2.3.2 Биржевые операции
3. Развитие РДМ и ДК
3.1 Проблемы и рекомендации развития РДМ и ДК
3.2 Перспективы развития РДМ и ДК
Список литературы
Приложения
Введение
Согласно Закона
РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле" (Приложение 6) к валютным
ценностям, кроме иностранной валюты и
ценных бумаг котируемых в валюте, относятся
также следующие драгоценные металлы:
золото, серебро, платина и металлы платиновой
группы (палладий, иридий, родий, рутений,
и осьмий ) в любом виде и состоянии, за
исключением ювелирных и других бытовых
изделий, а также лома таких изделий, а
также "природные драгоценные камни:
алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты,
а также жемчуг"
Таким образом,
рынок драгоценных металлов и камней состоит
из следующих секторов:
· рынок золота
(рис. 1)
Рис. 1 Металлогенные
зоны и основные месторождения золота
в России.
· рынок серебра
· рынок платины
· рынок палладия
· рынок изделий
из драг. металлов
· рынок ценных
бумаг , котируемых в золоте
· рынок алмазов
Потребители ювелирных
изделий составляют не более 8–10% населения
Земли, или около полумиллиарда
человек. Относительная слабость российской
экономики и затяжной кризис привели
к тому, что данный рынок в нашей
стране был значительно подорван. На сегодня
эксперты оценивают объем рынка в 1,5–2
млрд. долларов США. Однако рынок динамично
развивается: с 1994 г. его объем увеличился
в 10 раз и в настоящее время продолжает
расти такими же темпами – около 30% в год.
Ювелирная отрасль
России сегодня развивается темпами,
превышающими ВВП. В 2008 году объем розницы
вырос на 25-30% и достиг, по оценкам
экспертов Гильдии ювелиров России,
$3, 6 млрд, причем половина (около $1,8 млрд)
пришлась на ювелирные изделия с
бриллиантами. Годовой оборот российского
банковского золотого рынка оценивается
примерно в $6 млрд. В начале 2009 года ситуация
на рынке ювелирных украшений значительно
ухудшилась, а вот в банковской сфере подросла.
Это связанно с тем, что многие считают
вложение в слитки и монеты актуальными
на данный момент.
За 2008 год по
сравнению с 2007 годом добыча и
производство золота увеличилось на
13,3 %. и составило 184,5 тонны. По данным
Союза золотопромышленников РФ, в 2007
году в России было добыто и произведено
около 179 тонн золота (в том числе собственно
добыча – 152 тонны). В том же 2007 году в России
было произведено 32,3 млн. изделий из золота
общей массой 88 тонн (в том числе 52 тонны
чистого золота). Опробовано и заклеймено
в 2007 году было 32,3 млн. шт. золотых изделий
общей массой 88 тонн. Эти показатели превысили
уровень 2006 года на 20%.По данным Пробирной
палаты в 2008 году в России было опробовано
и заклеймено 37 160 тыс. изделий из золота,
в том числе 1470 тыс. импортных (3,95%). Общее
количество опробованных и заклейменных
изделий из золота увеличилось по сравнению
с 2007 годом на 15%, из них отечественного
производства на 13,36%, импортных на 77,5%.
(Следует учесть абсолютные размеры увеличения:
количество отечественных изделий из
золота увеличилось на 4208 тыс. штук, импортных
на 642 тыс. штук). Эти цифры не учитывают
"скрытый импорт": изделия, изготовленные
за рубежом по давальческим схемам. Федеральная
таможенная служба отказывается давать
цифры объемов такого ввоза, ссылаясь
на Указ Президента, относящий экспорт-импорт
немонетарного золота в разряд гостайны.
1.3 Экспорт и
импорт продукции на рынке
ДМ и ДК
Экспорт, импорт
и производство продукции на РДМ
и ДК установлен "ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ
И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ" от 26.03.1998
г. № 41-ФЗ и "ПОЛОЖЕНИЕМ О ВВОЗЕ В РОССИЙСКУЮ
ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
И СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕНyЫЕ
МЕТАЛЛЫ" от 21.06.2001г. №742.
1.3.1 Экспорт и
импорт продукции РДМ и ДК
Справочная информация:
Основными экспортерами алмазов в Российской
Федерации являются Акционерная компания
"АЛРОСА" (Республика Саха (Якутия)),
АОА "АЛРОСА — Нюрба" (Республика
Саха (Якутия)), ОАО "Алмазы Анабара"
(Республика Саха (Якутия)) и ОАО "Нижнее
Ленское" (Республика Саха (Якутия)).
Не экспортировали алмазы Народное предприятие
"Уралалмаз" (Пермская область) и
ОАО "Севералмаз" (Архангельская
область). "Уралалмаз" не обращался
за квотами, "Севералмаз" впервые
обратился за квотами в 2006 году. Экспортерами
платины и металлов платиновой группы
— палладия, иридия, осмия и рутения —
в Российской Федерации являются ГМК "Норильский
никель" (Красноярский край) и ГМК "Кольская
горно-металлургическая компания" (Мурманская
область).
Экспортерами
руд и концентратов цветных металлов
с содержанием драгоценных металлов являются
10 горнодобывающих предприятий, расположенных
в Дальневосточном и Сибирском федеральных
округах, где отсутствуют необходимые
мощности для переработки указанных руд.
Объем экспорта составляет несколько
сотен тысяч тонн руд и концентратов с
содержанием 1,5 тонн золота и до 130 тонн
серебра. Объем вывозимых руд цветных
металлов с содержанием драгоценных металлов
составляет несколько процентов от объема
российского производства. Руды и концентраты
цветных металлов с содержанием драгоценных
металлов экспортировались в Казахстан,
Китай, Республику Южная Корея, Японию.
Совокупный объем
экспорта алмазов из страны в 2006 году
(с учетом поставок из Государственного
фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней Российской Федерации)
составил 35 млн карат на сумму 1,7 млрд долларов
США. Импортерами российских алмазов являются
государства ЕС (58% по массе и 78% по стоимости),
Израиль (19% по стоимости и 12% по массе),
Объединенные Арабские Эмираты (12% и 3,4%),
другие 9 стран – 11% по массе и 7% по стоимости.
Объем экспорта
платины и металлов платиновой группы
добывающими предприятиями (без
поставок из Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных
камней) составил около 100 тонн на сумму
до 1,5 млрд долларов США. Весь металл до
настоящего времени вывозился в ЕС, в последующем
он направлялся в основные центры потребления
платиноидов – США, ЕС, Японию. В основном
они использовались в производстве автокатализаторов.
В 2007 году на заседании
"круглого стола" решался очень важный
вопрос о изменение таможенного режима
и порядка получения экспортных лицензий
в соответствии с Указом Президента России
"О совершенствовании государственного
регулирования ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза из Российской Федерации драгоценных
металлов и драгоценных камней" №26
от 11 января 2007 года. (Приложение №5) квоты
на экспорт необработанных природных
алмазов, платины и металлов платиновой
группы, руд и концентратов цветных металлов,
содержащих драгоценные металлы. Кроме
того, отменен запрет на экспорт руд и
концентратов драгоценных металлов, лома
и отходов драгоценных металлов.
В дискуссии
принимали учистие В.В.
В ходе дискуссии
отмечалось, что отмена квот позволит
добывающим компаниям выстраивать
долгосрочную стратегию добычи и сбыта
продукции, укрепить свои позиции на внутреннем
и внешнем рынках. Прежняя процедура выделения
экспортных квот предусматривала длительный
(до 90 дней) период согласований в министерствах
и ведомствах. Добывающие компании зависели
в своих планах от решений чиновников,
не успевали оперативно реагировать на
изменения конъюнктуры рынка. Отмена ограничений
по квотам кардинально ситуацию не меняет
из-за сохранения государственной монополии
на внешнеторговые операции и прежней
схемы получения экспортных лицензий.
У государства
остается много рычагов для контроля
над экспортом:
· одноканальная
система экспорта через ФГУП "Алмазювелирэкспорт",
· лицензирование
экспорта Министерством экономического
развития и торговли РФ,
· осуществление
экспорта через специализированные
таможенные посты и участие государственных
контролеров Министерства финансов РФ
при оформлении поставок продукции за
рубеж.
Российский рынок
драгоценных металлов и драгоценных
камней продолжает оставаться одним
из самым архаичных, сохраняя порядок,
основы которого были заложены еще в советское
время. Государство до настоящего времени
сохраняет монополию на экспорт металлов
платиновой группы и природных алмазов.
Эта сфера является единственной во внешнеторговой
деятельности (за исключением экспорта
вооружений), где невозможно прямое заключение
контрактов между продавцом и потребителем
продукции. По мнению большинства участников
рынка, темпы его либерализации должны
быть ускорены. Отрасль надеется, что Правительство
РФ воплотит в жизнь планы по дальнейшему
реформированию рынка и приведению его
в соответствие с международными нормами.
Еще весной 2006 года Министр финансов РФ
Алексей Кудрин сообщал о намерении Правительства
создать до конца года на базе Гохрана,
Пробирной палаты и ФГУП "Алмазювелирэскпорт"
федеральные агентство и службу, регулирующие
деятельность рынка драгоценных металлов
и драгоценных камней. Но эти планы по
какой-то причине остались не реализованными.
Указанная проблематика особенно важна
в свете согласованных на Саммите-2006 "Группы
восьми" документов по торговле и предстоящего
присоединения России к Всемирной торговой
организации (ВТО). Данный рынок стоит
перед необходимостью адаптации к сложившимся
международным нормам регулирования экспортной
деятельности драгоценных металлов и
драгоценных камней. Так, в развитых странах
этот рынок регулируется тремя способами:
· экспортные
пошлины;
· налоги;
· специализированные
биржи;
Этого достаточно
для обеспечения
В этой связи
в ближайшей перспективе особого внимания
потребуют Федеральный закон "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях" и вопросы
присоединения России к ВТО. Министерство
юстиции РФ, как известно, отклонило проект
Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон "О
драгоценных металлах и драгоценных камнях",
разработанный группой депутатов Государственной
Думы.
Импорт золотых
изделий в прошлом году составил
более 3 тонн, что больше, чем в
предыдущем году на 20%. В то же время
значительным оказался и экспорт золота
– около 1 миллиона изделий. В 2006 году совокупный
объем экспорта алмазов из России составил
25 миллионов карат на сумму 1,7 миллиарда
долларов США. Главными покупателями российских
алмазов являются государства ЕС, Израиль
и Объединенные Арабские Эмираты. Совокупный
объем экспорта платины и металлов платиновой
группы из России составил 100 тонн на сумму
1,5 миллиарда долларов США. Главные импортеры:
страны ЕС, США и Япония.
Но в то время,
когда экспорт из Италии и Германии
проходит через систему таможенного контроля,
азиатский экспорт происходит посредством
"челноков" и часто по тайным путям,
трудным для контроля. По оценке независимых
экспертов, "серый" импорт ювелирных
изделий в Россию сравним или даже превышает
официальный импорт. Масштабное производство
украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое
достигает нескольких сотен тысяч тонн
в год, и прозрачные границы способствуют
росту незаконного рынка ювелирных изделий
и камней. Но даже официально импортированные
из юго-восточной Азии в Россию ювелирные
изделия стоят меньше, чем аналогичная
российская продукция. После преодоления
всех таможенных процедур цена импортированного
ювелирного изделия вырастает на 47%, в
то время как на прилавках магазинов цена
увеличивается на 200%. Но даже и после этих
"трансформаций" азиатская продукция
остается конкурентоспособной с украшениями
"made in Russia". Цена же импортированных
итальянских ювелирных изделий с учетом
всех процедур поднимается на запретный
уровень.
Импортируемые
изделия составляют 30%-40% от общей
массы продаваемых в России ювелирных
изделий. Другими словами, импортные
украшения начинают диктовать свои
правила российскому рынку. Рост производства
ювелирных изделий (23% в год) отстает от
роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация
для российского рынка станет катастрофической
после вступления России в ВТО. Российское
правительство должно отменить защитные
меры (среди которых и квоты на импорт,
клеймение уже отменено), которые до сих
пор защищали интересы российских производств.
Азиатские производители победят российских
коллег в отношении цены. Другая проблема
связана с тем фактом, что Россия не производит
технологического оборудования для ювелирной
отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна
ювелирных изделий.
Объем экспорта
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями ювелирных
Информация о работе Исследование рынка драг металлов и камней