Исследование рынка драг металлов и камней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 02:33, реферат

Описание

В Российской Федерации отсутствовал свободный рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы , активизировал оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. Ранее существовавшая государственная монополия была постепенно ликвидирована, а правовое обеспечение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней практически сформировалось заново.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования РДМ и ДК
1.1 Место России на мировом рынке ДМ и ДК
1.2 Сегментация продукции РДМ и ДК
1.3 Экспорт и импорт продукции на РДМ и ДК
1.3.1 Экспорт и импорт продукции
1.3.2 Проблемы реализации продукции российского производства
1.4 Ценовая политика на РДМ и ДК
1.5 Специальные СМИ и экспертные организации на рынке ДМ и ДК
2. Основные участники рынка ДМ и ДК. Банковские и биржевые операции на рынке ДМ и ДК
2.1 Основные участники рынка
2.1.1 Основные игроки Российского ювелирного рынка
2.1.2 Сегментация участников рынка золота по регионам РФ
2.1.3 Золотодобывающие компании. Реконструктуризация отрасли
2.2 Операции банков на рынке ДМ и ДК
2.2.1 Финансирование и рост РДМ и ДК
2.2.2 Способы инвестиций
2.2.3 Современное состояние законодательной базы в области драгоценных металлов и камней и ее влияние на функционирование отрасли
2.3 Организация биржевой торговли на рынке ДМ и ДК
2.3.1 Пути формирования биржевой торговли на РДМ и ДК
2.3.2 Биржевые операции
3. Развитие РДМ и ДК
3.1 Проблемы и рекомендации развития РДМ и ДК
3.2 Перспективы развития РДМ и ДК
Список литературы
Приложения

Введение

Работа состоит из  1 файл

hlv.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Согласно Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Приложение 6) к валютным ценностям, кроме иностранной валюты и ценных бумаг котируемых в валюте, относятся также следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, и осьмий ) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, а также "природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты, а также жемчуг" 

Таким образом, рынок драгоценных металлов и камней состоит из следующих секторов: 

·  рынок золота (рис. 1) 
 
 

Рис. 1 Металлогенные  зоны и основные месторождения золота в России. 

·  рынок серебра 

·  рынок платины 

·  рынок палладия 

·  рынок изделий  из драг. металлов 

·  рынок ценных бумаг , котируемых в золоте 

·  рынок алмазов 

Потребители ювелирных  изделий составляют не более 8–10% населения  Земли, или около полумиллиарда  человек. Относительная слабость российской экономики и затяжной кризис привели  к тому, что данный рынок в нашей стране был значительно подорван. На сегодня эксперты оценивают объем рынка в 1,5–2 млрд. долларов США. Однако рынок динамично развивается: с 1994 г. его объем увеличился в 10 раз и в настоящее время продолжает расти такими же темпами – около 30% в год. 

Ювелирная отрасль  России сегодня развивается темпами, превышающими ВВП. В 2008 году объем розницы  вырос на 25-30% и достиг, по оценкам  экспертов Гильдии ювелиров России, $3, 6 млрд, причем половина (около $1,8 млрд) пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами. Годовой оборот российского банковского золотого рынка оценивается примерно в $6 млрд. В начале 2009 года ситуация на рынке ювелирных украшений значительно ухудшилась, а вот в банковской сфере подросла. Это связанно с тем, что многие считают вложение в слитки и монеты актуальными на данный момент. 

За 2008 год по сравнению с 2007 годом добыча и  производство золота увеличилось на 13,3 %. и составило 184,5 тонны. По данным Союза золотопромышленников РФ, в 2007 году в России было добыто и произведено около 179 тонн золота (в том числе собственно добыча – 152 тонны). В том же 2007 году в России было произведено 32,3 млн. изделий из золота общей массой 88 тонн (в том числе 52 тонны чистого золота). Опробовано и заклеймено в 2007 году было 32,3 млн. шт. золотых изделий общей массой 88 тонн. Эти показатели превысили уровень 2006 года на 20%.По данным Пробирной палаты в 2008 году в России было опробовано и заклеймено 37 160 тыс. изделий из золота, в том числе 1470 тыс. импортных (3,95%). Общее количество опробованных и заклейменных изделий из золота увеличилось по сравнению с 2007 годом на 15%, из них отечественного производства на 13,36%, импортных на 77,5%. (Следует учесть абсолютные размеры увеличения: количество отечественных изделий из золота увеличилось на 4208 тыс. штук, импортных на 642 тыс. штук). Эти цифры не учитывают "скрытый импорт": изделия, изготовленные за рубежом по давальческим схемам. Федеральная таможенная служба отказывается давать цифры объемов такого ввоза, ссылаясь на Указ Президента, относящий экспорт-импорт немонетарного золота в разряд гостайны. 

1.3 Экспорт и  импорт продукции на рынке  ДМ и ДК 

Экспорт, импорт и производство продукции на РДМ  и ДК установлен "ФЕДЕРАЛЬНЫМ  ЗАКОНОМ О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ" от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ и "ПОЛОЖЕНИЕМ О ВВОЗЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ДРАГОЦЕНyЫЕ МЕТАЛЛЫ" от 21.06.2001г. №742. 

1.3.1 Экспорт и  импорт продукции РДМ и ДК 

Справочная информация: Основными экспортерами алмазов в Российской Федерации являются Акционерная компания "АЛРОСА" (Республика Саха (Якутия)), АОА "АЛРОСА — Нюрба" (Республика Саха (Якутия)), ОАО "Алмазы Анабара" (Республика Саха (Якутия)) и ОАО "Нижнее Ленское" (Республика Саха (Якутия)). Не экспортировали алмазы Народное предприятие "Уралалмаз" (Пермская область) и ОАО "Севералмаз" (Архангельская область). "Уралалмаз" не обращался за квотами, "Севералмаз" впервые обратился за квотами в 2006 году. Экспортерами платины и металлов платиновой группы — палладия, иридия, осмия и рутения — в Российской Федерации являются ГМК "Норильский никель" (Красноярский край) и ГМК "Кольская горно-металлургическая компания" (Мурманская область). 

Экспортерами  руд и концентратов цветных металлов с содержанием драгоценных металлов являются 10 горнодобывающих предприятий, расположенных в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, где отсутствуют необходимые мощности для переработки указанных руд. Объем экспорта составляет несколько сотен тысяч тонн руд и концентратов с содержанием 1,5 тонн золота и до 130 тонн серебра. Объем вывозимых руд цветных металлов с содержанием драгоценных металлов составляет несколько процентов от объема российского производства. Руды и концентраты цветных металлов с содержанием драгоценных металлов экспортировались в Казахстан, Китай, Республику Южная Корея, Японию. 

Совокупный объем  экспорта алмазов из страны в 2006 году (с учетом поставок из Государственного фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской Федерации) составил 35 млн карат на сумму 1,7 млрд долларов США. Импортерами российских алмазов являются государства ЕС (58% по массе и 78% по стоимости), Израиль (19% по стоимости и 12% по массе), Объединенные Арабские Эмираты (12% и 3,4%), другие 9 стран – 11% по массе и 7% по стоимости. 

Объем экспорта платины и металлов платиновой группы добывающими предприятиями (без  поставок из Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней) составил около 100 тонн на сумму  до 1,5 млрд долларов США. Весь металл до настоящего времени вывозился в ЕС, в последующем он направлялся в основные центры потребления платиноидов – США, ЕС, Японию. В основном они использовались в производстве автокатализаторов. 

В 2007 году на заседании "круглого стола" решался очень важный вопрос о изменение таможенного режима и порядка получения экспортных лицензий в соответствии с Указом Президента России "О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" №26 от 11 января 2007 года. (Приложение №5) квоты на экспорт необработанных природных алмазов, платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов. 

В дискуссии  принимали учистие В.В.РУДАКОВА, главы отраслевого Комитета ТПП  РФ, председателя Совета директоров ОАО "Полюс Золото". В ней приняли участие заместитель председателя Правления ОАО "ГМК Норильский никель" Ю.А.КОТЛЯР, президент НП "Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов" Е.М.БЫЧКОВ, председатель Союза золотопромышленников В.Н.БРАЙКО, президент Российского алмазного союза В.В.ПИСКУНОВ, генеральный директор НП "Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов" О.В.ПЕЛЕВИН, вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов А.А.ЭВОЯН, генеральный директор Московского представительства "Джонсон Матти ЛТД" (Великобритания) Ю.М.ПИСКУЛОВ, директор по маркетингу ОАО "Мосэкспо-металл" В.Н.УСТИНОВ и другие. 

В ходе дискуссии  отмечалось, что отмена квот позволит добывающим компаниям выстраивать  долгосрочную стратегию добычи и сбыта продукции, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Прежняя процедура выделения экспортных квот предусматривала длительный (до 90 дней) период согласований в министерствах и ведомствах. Добывающие компании зависели в своих планах от решений чиновников, не успевали оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Отмена ограничений по квотам кардинально ситуацию не меняет из-за сохранения государственной монополии на внешнеторговые операции и прежней схемы получения экспортных лицензий. 

У государства  остается много рычагов для контроля над экспортом: 

·  одноканальная  система экспорта через ФГУП "Алмазювелирэкспорт", 

·  лицензирование экспорта Министерством экономического развития и торговли РФ, 

·  осуществление  экспорта через специализированные таможенные посты и участие государственных контролеров Министерства финансов РФ при оформлении поставок продукции за рубеж. 

Российский рынок  драгоценных металлов и драгоценных  камней продолжает оставаться одним  из самым архаичных, сохраняя порядок, основы которого были заложены еще в советское время. Государство до настоящего времени сохраняет монополию на экспорт металлов платиновой группы и природных алмазов. Эта сфера является единственной во внешнеторговой деятельности (за исключением экспорта вооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителем продукции. По мнению большинства участников рынка, темпы его либерализации должны быть ускорены. Отрасль надеется, что Правительство РФ воплотит в жизнь планы по дальнейшему реформированию рынка и приведению его в соответствие с международными нормами. Еще весной 2006 года Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщал о намерении Правительства создать до конца года на базе Гохрана, Пробирной палаты и ФГУП "Алмазювелирэскпорт" федеральные агентство и службу, регулирующие деятельность рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Но эти планы по какой-то причине остались не реализованными. Указанная проблематика особенно важна в свете согласованных на Саммите-2006 "Группы восьми" документов по торговле и предстоящего присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Данный рынок стоит перед необходимостью адаптации к сложившимся международным нормам регулирования экспортной деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, в развитых странах этот рынок регулируется тремя способами: 

·  экспортные пошлины; 

·  налоги; 

·  специализированные биржи; 

Этого достаточно для обеспечения государственного контроля и саморегуляции рынка. 

В этой связи  в ближайшей перспективе особого внимания потребуют Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и вопросы присоединения России к ВТО. Министерство юстиции РФ, как известно, отклонило проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", разработанный группой депутатов Государственной Думы. 

Импорт золотых  изделий в прошлом году составил более 3 тонн, что больше, чем в  предыдущем году на 20%. В то же время  значительным оказался и экспорт золота – около 1 миллиона изделий. В 2006 году совокупный объем экспорта алмазов из России составил 25 миллионов карат на сумму 1,7 миллиарда долларов США. Главными покупателями российских алмазов являются государства ЕС, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Совокупный объем экспорта платины и металлов платиновой группы из России составил 100 тонн на сумму 1,5 миллиарда долларов США. Главные импортеры: страны ЕС, США и Япония. 

Но в то время, когда экспорт из Италии и Германии проходит через систему таможенного контроля, азиатский экспорт происходит посредством "челноков" и часто по тайным путям, трудным для контроля. По оценке независимых экспертов, "серый" импорт ювелирных изделий в Россию сравним или даже превышает официальный импорт. Масштабное производство украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое достигает нескольких сотен тысяч тонн в год, и прозрачные границы способствуют росту незаконного рынка ювелирных изделий и камней. Но даже официально импортированные из юго-восточной Азии в Россию ювелирные изделия стоят меньше, чем аналогичная российская продукция. После преодоления всех таможенных процедур цена импортированного ювелирного изделия вырастает на 47%, в то время как на прилавках магазинов цена увеличивается на 200%. Но даже и после этих "трансформаций" азиатская продукция остается конкурентоспособной с украшениями "made in Russia". Цена же импортированных итальянских ювелирных изделий с учетом всех процедур поднимается на запретный уровень. 

Импортируемые изделия составляют 30%-40% от общей  массы продаваемых в России ювелирных  изделий. Другими словами, импортные  украшения начинают диктовать свои правила российскому рынку. Рост производства ювелирных изделий (23% в год) отстает от роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация для российского рынка станет катастрофической после вступления России в ВТО. Российское правительство должно отменить защитные меры (среди которых и квоты на импорт, клеймение уже отменено), которые до сих пор защищали интересы российских производств. Азиатские производители победят российских коллег в отношении цены. Другая проблема связана с тем фактом, что Россия не производит технологического оборудования для ювелирной отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна ювелирных изделий. 

Объем экспорта юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями ювелирных украшений  из золота увеличился в 2007 году по сравнению  с 2006 годом, на 42%. При росте экспорта заметна и устойчивая тенденция к росту ювелирного импорта. В 2006 году, по сравнению с 2007г., поступление золотых изделий иностранного производства увеличилось в 2 раза (с 401, 03 тыс. шт. в 2006 году до 829,9 тыс. шт. в 2007 году). По данным Пробирной палаты, за 11 месяцев 2006 года импорт ювелирных изделий вырос на 107,5%, в частности, золото продемонстрировало рост на 4% от общего объема. Большую часть импорта составляет продукция из Таиланда и Турции – 12% и 11% соответственно. Причем, основную опасность для российских ювелиров сегодня представляют именно азиаты: даже после уплаты всех налогов и пошлин их продукция остается более доступной по цене, чем отечественные аналоги. 

Информация о работе Исследование рынка драг металлов и камней