Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:29, курсовая работа
Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА…………………………………………….5
1.1. Понятие и необходимость аудита………………………………..…….5
1.2. Возникновение и этапы развития аудита в мировой практике…..…..9
1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США……15
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….……..21
2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………….21
2.2. Развитие аудита в Республике Беларусь за 2006-2010 гг……..……..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………47
Рис.
2.14 Структура аудиторских услуг
[12]
В результате проведения в 2008 году аудита в 2966 организациях установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что составляет 56 процентов от количества проаудированных организаций.
Рис.
2.15 Выявлено недоплат налогов и других
неналоговых платежей в бюджет
У 2334 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 21 млрд. рублей (рис.2.15).
По данным Министерства финансов Республики Беларусь [12] итоги аудиторской деятельность за 2009 год в Республике Беларусь выглядели следующим образом.
По состоянию на 1 января 2010 года специальные разрешения (лицензии) на аудиторскую деятельность имеют 139 аудиторских организаций и 532 аудитора – индивидуального предпринимателя (рис. 2.16, 2.17).
Рис.
2.16 Количество аудиторских организаций
[12]
За 2009 год аудиторскими организациями оказано услуг на сумму 58573 млн.рублей (за аналогичный период прошлого года было оказано услуг
на сумму 45383 млн.рублей (рис. 2.18).
Рис. 2.17 Численность аудиторов - индивидуальных предпринимателей
Рис.
2.18 Оказания услуг аудиторскими организациями
[12]
Аудит в 2009 году был проведен в 5269 организациях (в 2008 году – в 5241).
Рис.
2.19 Структура аудиторских услуг
[12]
В результате проведения в 2009 году аудита в 3049 организациях установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что составляет 58
процентов от количества проаудированных организаций.
Рис.
2.20 Выявлено недоплат налогов и других
неналоговых платежей в бюджет [12]
У 2452 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 19 млрд. рублей (рис. 2.20).
По состоянию на 1 июля 2010 года специальные разрешения (лицензии) на аудиторскую деятельность имеют 137 аудиторских организаций и 551 аудитор – индивидуальный предприниматель (рис. 2.21, 2.22).
Рис.
2.21 Количество аудиторских организаций
[12]
За
1 полугодие 2010 года аудиторскими организациями
оказано услуг на сумму 39496 млн.рублей
(за аналогичный период прошлого года
было оказано услуг на сумму 34746 млн.рублей
(рис. 2.23).
Рис.
2.22 Численность аудиторов - индивидуальных
предпринимателей
Рис.
2.23 Оказания услуг аудиторскими организациями
[12]
Аудит в 1 полугодии 2010 года был проведен в 5025 организациях (в 1 полугодии 2009 года – в 4617).
Рис.
2.24 Структура аудиторских услуг
[12]
В результате проведения в 1 полугодии 2010 года аудита в 2933 организациях установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что
составляет 58 процентов от количества проаудированных организаций.
Рис.
2.25 Выявлено недоплат налогов и других
неналоговых платежей в бюджет [12]
У 2233 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 26 млрд. рублей (рис. 2.25).
В заключение данной главы отметим, что правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития осуществляется с помощью нормативных правовых актов по следующим направлениям:
Органом управления, регулирующим аудиторскую деятельность в Республике Беларусь, является управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
Его основными задачами являются:
Беларусь.
Аттестация аудиторов осуществляется в соответствии с Положением об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности*. Обязательными требованиями к претендентам являются:
Для
сдачи квалификационного
При
нарушении аудитором требований
по повышению квалификации квалификационный
аттестат аудитора может быть аннулирован.
Решение Министерства финансов об аннулировании
квалификационного аттестата
Аудитор,
имеющий квалификационный аттестат
аудитора, обязан в течение каждого
календарного года, начиная с года,
следующего за годом получения
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании аудиторской деятельности. Выдача специальных разрешений (лицензий) на аудиторскую деятельность, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за соблюдением лицензиатами законодательства об осуществлении аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов.
Лицензии
действуют на всей территории Республики
Беларусь и выдаются сроком на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании
может быть продлен по заявлению лицензиата
на 5 лет.
Заключение
Различные
источники по-разному
Результатом аудита при этом является выражение мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.
В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита.
1-й этап. Исторически обусловленное возникновение аудита. Существует несколько точек зрения относительно точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в. (Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал обязательную аудиторскую проверку один раз в год), затем во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам».
2-й этап. Появление выборочного аудита. На рубеже XIХ-ХХ вв. в мире наблюдается бурный экономический рост. Создаются транснациональные корпорации и объединения предприятий. Бизнес начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс.
3-й
этап. Начало нормативного
4-й
этап. Возникновение первых
5-й этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), разработка Международных стандартов аудита.
Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30.09.1991г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановления №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. За 15 лет было принято две редакции Закона «Об аудиторской деятельности» (на стадии принятия - третья) и 42 постановления Министерства финансов. Аудита в той или иной степени касались 5 декретов и 33 указа Президента Республики Беларусь, 30 законов и кодексов, 97 постановлений Правительства и 57 - Национального банка.
Становление и развитие аудита в Республике Беларусь подтвердило существующее мнение о том, что ведомственная ревизия и проверка (ревизия) государственных органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в нашей стране проходило в несколько этапов.
Первый этап - появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказывать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками. В развитых странах уже более ста лет для ее выполнения привлекались специалисты – аудиторы
На втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении.
Третий этап развития аудита в Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов - индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия - аудиторам - индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий - аудиторским организациям.
По
состоянию на 01.01.2001 г. в государственном
реестре аудиторов и