История и развитие аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание

Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА…………………………………………….5
1.1. Понятие и необходимость аудита………………………………..…….5
1.2. Возникновение и этапы развития аудита в мировой практике…..…..9
1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США……15
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….……..21
2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………….21
2.2. Развитие аудита в Республике Беларусь за 2006-2010 гг……..……..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………47

Работа состоит из  1 файл

История развития аудита.doc

— 786.50 Кб (Скачать документ)

     

     Рис. 2.14 Структура аудиторских услуг [12] 

     В результате проведения в 2008 году аудита в 2966 организациях установлены нарушения  ведения бухгалтерского учета, что  составляет 56 процентов от количества проаудированных организаций.

     

     Рис. 2.15 Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей в бюджет 

     У 2334 субъектов хозяйствования установлены  нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов  и других обязательных платежей в  бюджет на сумму более 21 млрд. рублей (рис.2.15).

     По  данным Министерства финансов Республики Беларусь [12] итоги аудиторской деятельность за 2009 год в Республике Беларусь выглядели следующим образом.

     По  состоянию на 1 января 2010 года специальные  разрешения (лицензии) на аудиторскую  деятельность имеют 139 аудиторских  организаций и 532 аудитора – индивидуального предпринимателя (рис. 2.16, 2.17).

     

     Рис. 2.16 Количество аудиторских организаций [12] 

     За 2009 год аудиторскими организациями  оказано услуг на сумму 58573 млн.рублей (за аналогичный период прошлого года было оказано услуг 

на сумму 45383 млн.рублей (рис. 2.18).

     

     Рис. 2.17 Численность аудиторов - индивидуальных предпринимателей

     

     Рис. 2.18 Оказания услуг аудиторскими организациями [12]  

     Аудит в 2009 году был проведен в 5269 организациях (в 2008 году – в 5241).

     

     Рис. 2.19 Структура аудиторских услуг [12] 

     В результате проведения в 2009 году аудита в 3049 организациях установлены   нарушения  ведения  бухгалтерского учета, что составляет 58

процентов от количества проаудированных организаций.

     

     Рис. 2.20 Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей в бюджет [12] 

     У 2452 субъектов хозяйствования установлены  нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов  и других обязательных платежей в  бюджет на сумму более 19 млрд. рублей (рис. 2.20).

     По  состоянию на 1 июля 2010 года специальные разрешения (лицензии) на аудиторскую деятельность имеют 137 аудиторских организаций и 551 аудитор – индивидуальный предприниматель (рис. 2.21, 2.22).

     

     Рис. 2.21 Количество аудиторских организаций [12] 

     За 1 полугодие 2010 года аудиторскими организациями оказано услуг на сумму 39496 млн.рублей (за аналогичный период прошлого года было оказано услуг на сумму 34746 млн.рублей (рис. 2.23). 

     

     Рис. 2.22 Численность аудиторов - индивидуальных предпринимателей 

     

     Рис. 2.23 Оказания услуг аудиторскими организациями [12] 

     Аудит в 1 полугодии 2010 года был проведен в 5025 организациях (в 1 полугодии 2009 года – в 4617).

     

     Рис. 2.24 Структура аудиторских услуг [12] 

     В результате проведения в 1 полугодии 2010 года аудита в 2933 организациях  установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что

составляет 58 процентов от количества проаудированных  организаций.

     

     Рис. 2.25 Выявлено недоплат налогов и других неналоговых платежей в бюджет [12] 

     У 2233 субъектов хозяйствования установлены  нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 26 млрд. рублей (рис. 2.25).

      В заключение данной главы отметим, что  правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе развития осуществляется с помощью нормативных правовых актов по следующим направлениям:

    • общие вопросы организации аудиторской деятельности в Республике Беларусь;
    • аттестация и повышение квалификации аудиторов;
    • лицензирование аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

     Органом управления, регулирующим аудиторскую  деятельность в Республике Беларусь, является управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.

     Его основными задачами являются:

    • обеспечение государственного регулирования деятельности аудиторских организаций и аудиторов;
    • разработка    главных   направлений   развития   аудита в Республике

Беларусь.

     Аттестация  аудиторов осуществляется в соответствии с Положением об аттестации на право  осуществления аудиторской деятельности*. Обязательными требованиями к претендентам являются:

    • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в учреждениях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию;
    • наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет.

     Для сдачи квалификационного экзамена претенденты представляют в Министерство финансов соответствующие документы. Квалификационный аттестат аудитора выдается по форме, утверждаемой Министерством финансов, без ограничения срока его действия. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если: квалификационный аттестат аудитора получен с использованием подложных документов; аудитор при проведении аудита систематически нарушает требования, установленные законодательством Республики Беларусь, или допустил одноразовое грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности; установлен факт подписания аудитором заведомо ложного аудиторского заключения.

     При нарушении аудитором требований по повышению квалификации квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован. Решение Министерства финансов об аннулировании  квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения решения о его аннулировании.

     Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого  календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного  аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов, в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и прошедших аккредитацию.

     Лицензирование  аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании аудиторской деятельности. Выдача специальных разрешений (лицензий) на аудиторскую деятельность, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за соблюдением лицензиатами законодательства об осуществлении аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов.

     Лицензии  действуют на всей территории Республики Беларусь и выдаются сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Различные источники по-разному определяют аудит. Но, различаясь в деталях, определения  аудита совпадают в главном: аудит  — это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией (независимым аудитором).

     Результатом аудита при этом является выражение  мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

     В мировой практике выделяют несколько  этапов развития аудита.

     1-й  этап. Исторически обусловленное  возникновение аудита. Существует  несколько точек зрения относительно точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в. (Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал обязательную аудиторскую проверку один раз в год), затем во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам».

     2-й  этап. Появление выборочного аудита. На рубеже XIХ-ХХ вв. в мире наблюдается  бурный экономический рост. Создаются транснациональные корпорации и объединения предприятий. Бизнес начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс.

     3-й  этап. Начало нормативного регулирования  аудиторской деятельности. Заметным  толчком развитию аудита послужил  мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов.

     4-й  этап. Возникновение первых профессиональных  аудиторских объединений, дальнейшее  развитие аудита, учения о системе  внутреннего контроля. В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов.

     5-й  этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), разработка Международных стандартов аудита.

     Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30.09.1991г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановления №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. За 15 лет было принято две редакции Закона «Об аудиторской деятельности» (на стадии принятия - третья) и 42 постановления Министерства финансов. Аудита в той или иной степени касались 5 декретов и 33 указа Президента Республики Беларусь, 30 законов и кодексов, 97 постановлений Правительства и 57 - Национального банка.

     Становление и развитие аудита в Республике Беларусь подтвердило существующее мнение о  том, что ведомственная ревизия  и проверка (ревизия) государственных  органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в нашей стране проходило в несколько этапов.

     Первый  этап - появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказывать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками. В развитых странах уже более ста лет для ее выполнения привлекались специалисты – аудиторы

     На  втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении.

     Третий  этап развития аудита в Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов - индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия - аудиторам - индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий - аудиторским организациям.

     По  состоянию на 01.01.2001 г. в государственном  реестре аудиторов и аудиторских  организаций числилось 109 аудиторских  организаций, 1058 аудиторов, в том  числе 458 в качестве индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе История и развитие аудита