История развития банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:56, реферат

Описание

Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает
лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей
заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с
обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

Работа состоит из  1 файл

основы банковского дела.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)


История развития банковского дела

 

      Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”,  что  означает

лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.

      С древнейших времен потребности общественной  жизни  заставляли  людей

заниматься посреднической деятельностью во взаимных  платежах,  связанных  с

обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

      Во многих источниках,  дошедших  до  нас,  можно  встретить  данные  о

вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших  ссуды  под

письменные  обязательства  и  под  залог   различных   ценностей.   Историки

отмечали, что в 8 в. до н.э. Вавилонский банк  принимал  вклады,  платил  по

ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал  банковские  билеты.  Выделялась

деятельность   банкирского   дома   Игиби,   игравшего   роль   вавилонского

“Ротшильда”. Операции дома Игиби были весьма разнообразны: им  производились

на комиссионных  началах  покупки,  продажи  и  платежи  за  счет  клиентов,

принимались  денежные  вклады,  клиентам  предоставлялся  кредит,   за   что

кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая  с  полей  должника,

выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в  качестве

поручителя по сделкам. Вавилонскому предку  современных  банкиров  не  чуждо

было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве  финансирующего

вкладчика.

      Наконец, есть указание еще на  одну  функцию,  исполнявшуюся  банкиром

Игиби - роль советчика и  доверенного  лица  при  составлении  разного  рода

актов  и  сделок.  Кроме  того,  в  Вавилоне  зародились  ростовщичество   и

меняльное дело.

      Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы.  В

основном они занимались  хранением  запасных  фондов  и  сокровищ,  а  также

давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по  тому  времени  проценты.

Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять  лет

из расчета 10% годовых.

      Во  времена  античности,  когда  преобладало натуральное   хозяйство,

наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под  аренду

земли.

      Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства.  По

сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме  фискальной  функции,

осуществляли следующие операции: покупку, продажу и  размен  монеты,  выдачу

ссуд, ипотечные и ломбардные  операции,  учет  обязательств  до  наступления

срока, прием вкладов.  В  папирусах  содержится  информация  о  деятельности

египетских банкиров в качестве советников по составлению  актов,  управлению

клиентскими имениями, переводам.

      В античный Рим банковское дело было “завезено”  из  Греции.  Как  и  в

Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме.

      В Англии, ставшей в 17  в.  самой  передовой  индустриальной  страной,

первыми банкирами были, как  правило,  золотых  дел  мастера.  Вскоре  после

того, как началось использование в сделках золота, стало очевидным, что  как

покупателям,  так  и  торговцам  неудобно  и  небезопасно  каждый  раз   при

заключении сделок перевозить, взвешивать  и  проверять  на  чистоту  золото.

Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение  золотых  дел  мастерам,

которые  имели  подвалы  или  специальные  кладовые   и   могли   за   плату

предоставить  их.  Получив   золотой  вклад,  золотых  дел  мастер   выдавал

вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на  квитанции  золотых

дел  мастеров.  Квитанции,  таким  образом,  превратились  в  раннюю   форму

бумажных денег.

      Бумажные  деньги  (квитанции),  находившиеся  в  обращении,  полностью

обеспечивались  золотом.  Видя  готовность  людей  принимать   квитанции   в

качестве  бумажных  денег,  золотых  дел  мастера  начали  осознавать,   что

хранимое ими золото редко востребуется,  поэтому  количество  еженедельно  и

ежемесячно  вкладываемого  золота  превышало  количество  изымаемого.  Затем

какому-то сообразительному золотых дел мастеру пришла  в  голову  идея,  что

выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Он  стал

направлять эти избыточные бумажные деньги в  обращение,  давая  под  процент

ссуды торговцам, производителям и потребителям.  Так  зародилась  банковская

система частичных резервов.

      Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.).

Уже в то время  осуществлялись  банковские  операции,  принимались  денежные

вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

      До 1861 г. банковская система  России  была  представлена  в  основном

дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков  под

залог  их  имений,  вторые   -   промышленность   и   торговлю.   Процветало

ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

      После отмены крепостного  права  банковская  система  получила  бурное

развитие: был  создан  Государственный  банк,  возникли  общества  взаимного

кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала:  Государственный

банк,   коммерческие   банки,   общества   взаимного   кредита,    городские

общественные банки, учреждения  ипотечного  кредита,  кредитную  кооперацию,

сберегательные кассы, ломбарды.

      В 1917 г. в результате национализации  были  конфискованы  акционерные

капиталы частных банков, которые перешли  в  государственную  собственность,

образовалась  государственная  монополия  на  банковское   дело,   произошло

слияние   бывших   частных   банков   и    Госбанка    России    в    единый

общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные  банки  и  кредитные

учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую  городскую буржуазию,  запрещены

операции с ценными бумагами.

      Кредитная кооперация не была  национализирована.  Исключение  составил

обслуживающий ее  Московский  народный  (кооперативный)  банк,  который  был

национализирован,  а  его  правление  переизбрано в   кооперативный   отдел

Центрального управления Народного банка РСФСР.

      В результате национализации сложилась банковская  система,  основанная

на следующих принципах: государственная монополия на  банковское  дело  (все

кредитные  учреждения  принадлежали  государству),  слияние  всех  кредитных

учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках  всего

денежного оборота страны.

      До Октябрьской революции кредитная система России состояла из  четырех

уровней:  центральный  банк;  система  коммерческих  и   земельных   банков;

страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа  вместе

с развитием  товарных отношений  и  рынка  произошло  частичное  возрождение

разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной  системы.  Однако

она  была  представлена  только  двумя  уровнями:   Госбанком   в   качестве

центрального банка и довольно разветвленной сетью  акционерных  коммерческих

банков,  кооперативных   коммунальных   банков,   сельхозбанков,   кредитной

кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

      В 30-е годы  произошла  реорганизация  кредитной  системы,  следствием

которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу  остался

лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк  для  внешней

торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько  объективные

экономические   потребности   народного   хозяйства,   сколько   политизацию

экономики,  выразившуюся  в  ускоренной  индустриализации  и  насильственной

коллективизации.   Кредитная   система   “подгонялась”   под    политические

амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

      Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого  понятия

кредитной системы (оно  было  заменено  на  понятие  банковской  системы)  и

сущности кредита. Банковская система была органически встроена  в  командно-

административную модель  управления,  находилась  в  полном  политическом  и

административном подчинении у  правительства  и,  прежде  всего  у  министра

финансов.

      Вместо разветвленной кредитной системы остались три  банка  и  система

сберкасс. За рамки кредитной  системы  была  вынесена  система  страхования.

Такие  преобразования  отразили  ликвидацию  рыночных  отношений  в  широком

смысле слова и переход на административную систему управления.

      Основными недостатками банковской системы, существовавшей  до  реформы

1987 г., были:

      отсутствие вексельного обращения;

      выполнение банками по существу роли второго госбюджета;

      списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

      операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

      потеря банковской специализации;

      монополизм, обусловленный  отсутствием  у  предприятий  альтернативных

источников кредита;

      низкий уровень процентных ставок;

      слабый контроль банков (на базе кредита)  за  деятельностью  различных

сфер экономики;

      неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

      Реорганизация  банковской   системы   в   1987   г.   носила   прежний

административный характер. Монополию трех банков сменила  монополия  (точнее

олигополия)  нескольких.  В  новую  банковскую   систему   вошли:   Госбанк,

Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк,  Внешэкономбанк.  Из  них

были вновь созданы только Агропромбанк  и  Жилсоцбанк,  остальные  оказались

лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

      Реорганизация 1987  г.  породила  больше  негативных,  чем  позитивных

моментов:

      банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности  -

государственной;

      сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

      реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

      не существовало выбора  кредитного  источника, 

поскольку  сохранялось

закрепление предприятий за банками;

      продолжалось  распределение  кредитных  ресурсов  между  клиентами  по

вертикали;

      банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая  низкую

ликвидность;

      не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

      произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

      возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;

      реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений -  важных

кредитных источников.

      Представляется, что единственными позитивными моментами реформы  стали

упорядочение  безналичных  расчетов  и  сужение   специализации   банковской

деятельности.

      Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной

системы  к   потребностям   нарождавшихся   рыночных   отношений,   сохранив

неэффективную  одноуровневую  систему.  Возникла  необходимость   дальнейшей

реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

      В последние годы российская банковская система претерпела серьезные

изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их

филиалов. Очень быстро прогрессировали многие новые банки, возникшие “на

ровном месте”, т.е. без опоры на бывшие госбанки.

      Кризис на рынке МБК в августе 1995 года обострил конкуренцию между

банками за первоклассных клиентов и сферы приложения капитала. Все же банки

продолжали создаваться и расти «как на дрожжах». До августа 1998 года,

казалось, все благополучно.

      Но  17  августа  1998  г.  произошел  кризис,  государство  отказалось

отвечать по своим долговым обязательствам, ценные бумаги были заморожены,  а

банкам пришлось отвечать по пассивам. Клиенты стали  уходить  из  банков,  и

платить им было, естественно, нечем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные представления о сущности банка

 

      Деятельность  банковских   учреждений   так   многообразна,   что   их

действительная сущность оказывается неопределенной. В  современном  обществе

банки занимаются  самыми  разнообразными  видами  операций.  Они  не  только

организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через  них  осуществляется

финансирование  народного  хозяйства,  страховые   операции,   купля-продажа

ценных бумаг, а в  некоторых  случаях  посреднические  сделки  и  управление

имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют  в

обсуждении  народнохозяйственных  программ,  ведут  статистику,  имеют  свои

подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не  о  специфике,  а  о

многоликой сути банка. В  разряд  его  деятельности  подключаются  такие  ее

виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

      К раскрытию сути банка можно подойти с двух сторон:  с  юридической  и

экономической.  В  первом  случае  исходное  значение  приобретает   понятие

“банковские  операции”.  В  их  перечень   включаются   такие,   которые   в

соответствии  с  законодательством  относятся  исключительно  к   банковской

деятельности.  Сюда  относят:  операции   по   приему   денег   во   вклады,

предоставлению  различных  видов  кредита,   покупке   векселей   и   чеков,

комиссионные  операции  с   ценными   бумагами,   операции   с   ценностями,

Информация о работе История развития банковского дела