История развития бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен. В самом деле, очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поисках ответа довольствовались методом проб и ошибок.

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

4.5. Перестройка всех  социально-экономических  отношений в стране, попытка возрождения  классических принципов  бухгалтерского учета  (1984—1992). 

       Учетная  система  в  СССР  в  соответствии  с  требованиями  централизованной  экономики  была  жестко  регламентированной  и  практически  полностью  стандартизированной.  Она  существовала  без  существенных  поправок  на  новые  экономические  условия  вплоть  до  1990г,  хотя  уже тогда было  зарегистрировано в СССР  более 200  тысяч кооперативов  и около 1300  совместных  советско-иностранных предприятий. 

         Новые  формы  предприятий  и  предпринимательской  деятельности  не  вписывались  в  традиционную  советскую  систему  учета  и      требовали       ее        изменений.                   

                                        

         Эти   изменения  были  неизбежны,  но  начинались  они  очень  медленно.  Но  затем  государственная  машина  была  вынуждена  отступить  перед  многочисленными  предприятиями  негосударственных  и  смешанных  форм  собственности.  Министерство  финансов  СССР  стало  предусматривать  некоторые  отклонения  от  действующих  предписаний,  которые  законодательно  закреплялись  отдельными  инструкциями  и  письмами.  С  начала  1992  года  многие  положения  бухгалтерского  учета  значительно  приблизились  к  стандартам,  принятым  за  рубежом.  Эти  изменения  были  закреплены  в  новых  документах,  регламентирующих  бухгалтерский  учет  в  России

Таким  образом,  традиционную  советскую  систему  бухгалтерского  учета  сменяет  более  гибкая  система  учета,  которая  продолжает  развиваться,  приближаясь  к  междурародным  стандартам.    

5. Бухгалтерский учет  в современной  России

     С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической  политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.

     Становление и развитие новых рыночных отношений, управление экономикой, использование  Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета.

     Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению  в деятельности предприятий, которое  должно было найти адекватное отражение  в бухгалтерском учете. И бухгалтерский  учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.  

     Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.  

     Но  некоторые особенности современной  российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота  и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

     Россия  начала свое движение с точки более  высокого развития (т.к. смогла использовать большое количество международных  наработок) и много большего уровня регулирования, то прогресс России следует признать исключительно быстрым

     С определением нормативной базы бухгалтерского учета в Российской Федерации  нет никаких проблем. Основой  системы учета являются законодательные  акты, такие как “Положение о  бухгалтерском учете и отчетности” и другие, а также подзаконные нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, указы Президента, письма Государственной Налоговой Службы, а в некоторых случаях письма Центрального Банка РФ и распоряжения внебюджетных фондов, особенно Пенсионного.

В Федеральном  законе "О бухгалтерском учете" сформулированы следующие задачи:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

  • оценка имущества в рублях;
  • раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;
  • ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
  • отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;
  • раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

     На  основе данных бухгалтерского учета  осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения.

     Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие  решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

     5.1. Программа реформирования бухгалтерского учета.

     В марте 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2000 г. стал последним годом в выполнении этой Программы.

     Основные  цели и задачи реформы охватывали:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

     В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей  было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной  базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.

     В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкцию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоиялся 1 января 2002 г.

     Подготовлена  и внесена на рассмотрение в Правительство  Российской Федерации новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском  учете". Изменения, внесенные в  проект Федерального закона, согласуются  с новациями, вытекающими из положений по бухгалтерскому учету (отдельные правила, терминология и др.). При этом в новую редакцию включены два важных дополнения. Первое связано с введением нормы обязательности составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций, образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Минфина России (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности), многие группы взаимосвязанных организаций не составляют указанной отчетности, сужая базу информации, необходимой для успешного управления такой группой.

     Второе  дополнение вытекает из Плана мероприятий  по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в части, касающейся проведения аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов). Варианты формирования бухгалтерской отчетности

     В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих  бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности - когда организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам. Необходимость выделения указанных групп связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

     Организации первой группы применяют международные  стандарты финансовой отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

     Во  вторую группу входят организации, формирующие  бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а  также федеральные и крупные  муниципальные унитарные предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.

     К третьей группе относятся остальные  организации (закрытые акционерные  общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением  субъектов малого предпринимательства  и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

     Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства  и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

Информация о работе История развития бухгалтерского учета в России