Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание

Разработка регулярных производственных и финансовых планов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетирование до сих пор остается слабым местом в управлении санаторно-курортного комплекса.

Содержание

Введение
1. Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ
1.1 Планирование бюджета.
1.2 Разработка бюджета
1.3.Контроль исполнения бюджетов
1.4.Учет отклонений в бюджетировании
1.5.Бюджетный анализ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджетирование.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 
 
 

       Введение

       На  данный момент, в условиях повышающейся конкуренции на рынке гостиничного бизнеса, все больше внимания фирмы  уделяют планированию своей деятельности.  Бюджетирование помогает в управлении и последующем контроле за уровнем издержек на предприятии, эффективном использовании прибыли, управлении финансовыми потоками, определении оптимального уровня запасов.

       Разработка  регулярных производственных и финансовых планов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетирование до сих пор остается слабым местом в управлении санаторно-курортного комплекса.

       Туризм  представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую  систему, а с другой — отрасль  экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотносительно специфики отрасли или уровня, на котором оно осуществляется.

       На  сегодняшний день в большинстве  гостиниц Суздальского района отсутствуют  базовые элементы оперативного планирования.

       Бюджетирование  относится к выбору между альтернативными  действиями, а также включает в  себя анализ будущего состояния, постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

       Бюджетирование  требует ведения эффективного управленческого  учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия  на всех стадиях финансового цикла.

       Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией планирование экономической деятельности предприятия, является одним из самых важных показателей конкурентоспособности.

       Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением.

1. Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ

       1.1 Планирование бюджета

         Бюджетирование означает принятие  управленческих решений, связанных  с будущими событиями, на основе  систематической обработки данных.

       В настоящее время бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.

       Организация управленческого учета в системе  бюджетирования во многом зависит от содержания бюджетов и последовательности их формирования. Наиболее распространена следующая последовательность бюджетирования:

    • выделение сегментов деятельности и определение программы действий;
    • формирование коммерческого бюджета;
    • составление бюджета производственных расходов;
    • формирование бюджета закупок;
    • составление бюджета административных расходов;
    • формирование бюджета инвестиций;
    • составление прогноза (бюджета) движения денежных средств (финансового бюджета);
    • формирование прогноза прибылей и убытков, прогнозного баланса.

    На  этом этапе бюджетирования на предприятии  определяются направления, по которым  в дальнейшем будет производиться разработка бюджетов, назначаются ответственные за их разработку.

1.2 Разработка бюджета

       Разработка  бюджета включает в себя четыре основные этапа (рис. 1):

  • постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
  • анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
  • оценка проекта бюджета;
  • утверждение бюджета.

    

    Рисунок 1 - Схема разработки и реализации бюджета.

     

       При сборе исходной информации предусматривается  ответственность структурных подразделений  по предоставлению информации с целью  взаимоувязки показателей.

       Коммерческий  бюджет, формируемый для центра дохода, лежит в основе составления главного бюджета, так как он оказывает влияние практически на все бюджеты, входящие в систему. Этот бюджет включает доходы от реализации продукции и услуг и коммерческие расходы, связанные с данными продажами. Бюджет формируется на основе прогноза продаж, который в большинстве случаев определяется руководством компании, используя различные прогнозные оценки и обоснования на основе статистических и аналитических методов.

       Бюджет  продаж отличается от соответствующего прогноза тем, что прогноз является пассивным предсказанием какого-то неконтролируемого результата, а бюджет представляет собой обязательство менеджера центра ответственности предпринять необходимые действия для достижения желаемого результата, в том числе и объема продаж.

Бюджет  затрат

       Бюджет  производственных затрат формируется на основе производственной программы, которая составляется в физических единицах измерения с учетом степени использования производственных мощностей либо с учетом запланированных продаж и обеспечения необходимого уровня запасов готовых изделий.

       Бюджет  косвенных общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых расходов цехового характера, которые необходимы для обеспечения выполнения производственной программы. В бюджете следует выделить постоянную и переменную составляющие этих затрат в зависимости от объема производимой продукции. Это повышает точность прогнозирования и анализа.

       Бюджет  закупок материальных ресурсов занимает важное место в системе бюджетирования, так как он связан со значительным расходованием денежных средств и существенно влияет на эффективность производства, особенно в материалоемких производствах.

       Величина  затрат на приобретение сырья определяется исходя планируемой программы производства и необходимых для этого материальных ресурсов с учетом переходящих запасов и создания необходимого резерва, принимая во внимание время доставки и технологические особенности производства.

       Бюджет  административных расходов составляется для функциональных служб, относящихся к администрации. Данные расходы бюджетируют на основе принятых планов и программ с учетом организационной структуры предприятия. Сложность формирования данного бюджета состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов.

       Бюджет  инвестиций (капиталовложений) — один из самых важных бюджетов, так как залогом успешного функционирования предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы становится эффективно проводимая инвестиционная политика. Инвестиции осуществляются в соответствии с долгосрочными планами организации по капитальным вложениям,

       Финансовый  бюджет

       Финансовый  бюджет составляется для планирования и управления финансовыми потоками. Он характеризует поступление и выплату денежных средств в наличной и безналичной формах в течение бюджетного периода. Этот бюджет является сводным, так как в нем учитываются данные по всем бюджетам в части движения денежных потоков, поэтому амортизация и другие калькуляционные расходы, не требующие денежных средств, во внимание не принимаются. Структура бюджета включает три части: остаток денежных средств на начало и конец отчетного периода, ожидаемые поступления денежных средств и предстоящие платежи. Трудность при составлении данного бюджета состоит в том, что необходимо спрогнозировать реальные поступления денежных средств от покупателей, учесть платежи и отсрочки выплат поставщикам, рассчитать налоговые, финансовые и другие поступления и платежи. Результатом составления данного бюджета должно стать выявление прогнозируемого остатка денежных средств.

       Значимость  данного бюджета двойственная: с  одной стороны, расчетный остаток  денежных средств является необходимым  элементом при составлении прогнозного  баланса, с другой стороны, это инструмент управления финансовыми ресурсами, неотъемлемая часть управленческой деятельности финансового менеджера. Завершающим этапом составления системы бюджетов является формирование прогноза бюджета прибылей и убытков и прогнозного баланса основной деятельности.

       При составлении прогноза прибылей и  убытков сводятся воедино показатели затрат и выручки из других бюджетов: данные о доходах берутся из бюджета  продаж, а затраты — из соответствующих  бюджетов и группируются по статьям калькуляции или по экономическим элементам.

       Заключительным  шагом является составление прогнозного баланса, статьи которого должны быть агрегированы с целью лучшей обозримости и выделения наиболее значимых позиций для проведения сравнительного анализа.

       При разработке бюджетов необходимо уделять  должное внимание специфике отрасли  предприятия. Например, в гостиничном  бизнесе следует учитывать очень  высокие сезонные колебания спроса.

1.3.Контроль исполнения бюджетов

       Бюджетирование  всегда связано с предварительным, текущим и последующим контролем.

       Предварительный контроль проводится до начала выполнения действий по претворению намеченных целей предприятия. Его задача – установить, могут ли возникнуть какие-либо трудности, препятствующие выполнению этих планов. Данный вид контроля осуществляется в процессе формирования бюджетов: когда предполагаемые результаты могут быть далеки от требуемых, когда рассматриваются различные варианты действий до тех пор, пока составленный бюджет не будет соответствовать установленным критериям. В ходе предварительного контроля даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассматриваются необходимые для этого материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные ресурсы.

       Предварительный контроль затрат материальных ресурсов осуществляется при определении требований и стандартов приобретаемого сырья по качеству и цене, а также при выборе поставщиков, обеспечивающих эти условия. К методам предварительного контроля материально-производственных ресурсов относится также расчет необходимых запасов сырья, материалов, инструментов на уровне, достаточном дли бесперебойной работы предприятия и не позволяющем создавать излишков запасов на складе, отвлекать значительные денежные средства на их приобретение и хранение. В итоге формируется оптимальный бюджет закупок и расходования материально-производственных ресурсов с минимальными издержками по заготовлению, складированию и расходу.

       Предварительный контроль затрат трудовых ресурсов обеспечивается за счет тщательного анализа деловых, профессиональных качеств и навыков работников, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, отбора наиболее подготовленных и квалифицированных рабочих. Такой контроль включает также проверку рациональности размещения личного состава по рабочим местам внутри предприятия, соотношения между постоянными и временными работниками, расчет оптимальной численности персонала исходя из производственной программы и загрузки производственных мощностей, а также оценку стоимости рабочей силы для включения ее в бюджеты затрат.

Информация о работе Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ