Этический аспект деятельности аудиторских компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:19, реферат

Описание

Слова «мораль», «этика» воспринимаются сегодня неоднозначно. С одной стороны, мы понимаем, что без морали жить невозможно. С другой стороны понятие «моральное» частое ассоциируется у нас с чем-то набившим оскомину, типа «морального кодекса», «морально-трудового воспитания», «морального вида» и т.п.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по бухучету.docx

— 30.81 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки, молодежи и  спорта Украины

ОНЭУ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

"Этический аспект деятельности аудиторских компаний" 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 3 курса

39 группы ФМЭ

 Юшков Олег 
 
 
 
 

Одесса-2012

Понятие общей этики

Слова «мораль», «этика» воспринимаются сегодня неоднозначно. С одной стороны, мы понимаем, что без морали жить невозможно. С другой стороны понятие «моральное» частое ассоциируется у нас с чем-то набившим оскомину, типа «морального кодекса», «морально-трудового воспитания», «морального вида» и т.п.

Однако для представителей любой профессии этическое поведение — не простой звук, а жизненная необходимость. Это объясняется тем, что люди, которые занимаются какой-либо профессией, заинтересованы в общественном доверии, высокому качеству своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, которые пользуются финансовой отчетностью, доверяли качества предоставленных аудиторских услуг, как в виде аудита, так и в виде других, предоставленных аудиторами, услуг. Если люди, которым предоставляются услуги, не верят, например, своим врачам, адвокатам или аудиторам, то способность отмеченных специалистов обслуживать своих клиентов значительно уменьшается.

Если допустить, что  лица, которые пользуются услугами, будут оценивать профессиональный уровень таких специалистов по степени сложности предоставленных услуг, это не доведет до добра, потому что именно через сложность, неспециалисту достаточно трудно разобраться какие эти услуги. Например, больной вряд ли может достаточно квалифицированно судить, хорошо ли ему была сделана операция. Лицо, которое пользуется финансовой отчетностью, также не всегда может оценить, хорошо ли проведен аудит этой финансовой отчетности. У большинства пользователей таких услуг нет ни времени, ни достаточного опыта и знаний, для подобной оценки. Общественное доверие высокому качеству предоставленных профессиональных услуг растет тогда, когда в рамках данной профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности (в том числе и высокие стандарты поведения профессионалов).

Как и для любой другой профессии, для профессионального аудитора очень важно чувство правильного этического поведения.

В профессиональной сфере существуют два этических аспекта — общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).

Потому, что философов  волнует благо всего человечества, то в их аспектах мы, в основном, встречаем понятие общей этики, а не этику небольших групп людей, которые представляют отдельные профессии. Поэтому мы не можем найти в философских теориях решения наших конкретных проблем. Этика поведения, аудиторов и представителей любой другой профессии — не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.

Можно говорить о том, что этика — это область философии, которая занимается систематическим изучением проблемы человеческого выбора понятий о красивом и плохом.

Это значит, что:

  1. в области этики существует проблемы выбора решений;
  2. в этике существуют понятия хорошего и плохого (моральные принципы);
  3. этика занимается последствиями (сущностью) решений.

Что такое этическая  проблема?

Проблемная ситуация возникает, когда человеку необходимо сделать выбор между разными  действиями, и правильный выбор не лежит на поверхности. Этическую проблемную ситуацию можно определить как такое положение, когда выбор определенного действия влияет на благополучие других людей. 
 

Что такое этическое  поведение?

Можно найти два стандартных  философских ответа на этот вопрос:

  1. этическое поведение — это поведение, которое приносит больше всего пользы;
  2. этическое поведение — это поведение, которое удовлетворяет моральным нормам и принципам.

Наиболее  сложные проблемные ситуации возникают  тогда, когда сталкиваются между собой:

  1. разные моральные нормы;
  2. моральные нормы и понятия «польза».

Обзор принципов этики

 
Этика в императивном содержании — это моральные нормы и правила, а не изучение последствий какой-либо ситуации. 
В соответствии с принципом утилитаризма люди, принимая решение, в первую очередь, должны определить, какие нормы принесут наибольшее добро наибольшему числу людей.
 

Основные  принципы этики и проведение аудита

 
В соответствии с нормами этическими профессиональными требованиями аудитора являются: независимость, объективность, компетентность, конфиденциальность, доброжелательность.
 

Кодекс  профессиональной этики  аудиторов Украины

 
Непосредственно Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины состоит из 14 разделов:
 

  • Раздел 1. Объективность

Принцип объективности  обязывает аудитора быть беспристрастным  в мыслях, честным и независимым. Аудитор может предоставлять широкий круг аудиторских услуг, но в любом случае он должен демонстрировать свою объективность, профессионализм и непредубежденность.

  • Раздел 2. Решение этических конфликтов 

Аудиторы должны постоянно  держать в поле зрения обстоятельства, которые могут привести к конфликтам. При этом необходимо учитывать, что выяснения взаимоотношений между аудитором и другой стороной не всегда могут регламентироваться вопросами этики. Поэтому в каждом частном случае необходимо тщательным образом выяснять обстоятельства.

  • Раздел 3. Профессиональная компетентность

Если аудитор не владеет необходимой компетентностью и профессиональными навыками для выполнения соответствующих аудиторских услуг, он должен отказаться от их предоставления. Если же такая работа может быть выполнена специалистами других неаудиторских профессий, то аудитор должен воспользоваться их услугами.

  • Раздел 4. Конфиденциальность 

Правило доверительного и конфиденциального общения основано на вере в то, что это даст возможность свободно обмениваться любой информацией между сторонами аудиторского процесса, которые принимают в нем участие. Сама сущность аудиторских услуг требует, чтобы аудитор имел доступ к самой конфиденциальной информации клиента. И клиент должен быть уверен, что аудитор сохранит полученную информацию в тайне.

  • Раздел 5. Налоговая практика

Раздел 5 Кодекса посвящен этическим правоотношениям при предоставлении клиентам услуг в области налогообложения. 
Предоставление отмеченных услуг должно осуществляться грамотно, с соблюдением правил объективности и конфиденциальности. По результатам предоставленных услуг по вопросам налогообложения, аудитор обязан выдавать вывод, который отвечает требованиям украинского законодательства.

  • Раздел 6. Заграничная деятельность

Аудитор, который имеет  сертификат Аудиторской палаты Украины, имеет право осуществлять аудиторскую  деятельность в любом государстве за пределами Украины. В любом случае, аудитор должен предоставлять услуги в соответствии с требованиями национальных нормативов аудита и действующего Кодекса этики, а при отсутствии национальных норм и правил по отдельным вопросам необходимо руководствоваться международными нормами аудита.

  • Раздел 7. Самореклама

Желательно, чтобы  общественность имела представление  о видах деятельности, предоставленных аудитором. Это значит, что аудитору не запрещается сообщать такую информацию общественности в установленном законом порядке.

  • Раздел 8. Независимость

Концепция независимости — это краеугольный камень аудиторской профессии. Поскольку, целью независимой аудиторской проверки является обеспечение доверия потребителей к финансовой отчетности, то аудиторы в действительности не должны иметь никаких связей ни с руководством клиента, ни с самим субъектом предпринимательской деятельности, которая проверяется.

  • Раздел 9. Вознаграждения и комиссионные

Данным разделом уточняется, что вознаграждение, аудитора обычно должно устанавливаться на основе месячных или дневных расценок, рассчитанных для каждого участника предоставления услуги. Отмечается, что вознаграждение должно реально отображать стоимость предоставленных аудитором профессиональных услуг.

  • Раздел 10. Деятельность, не совместимая с честной практикой аудита

В соответствии с пунктом 5 в. 23 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» аудитор и аудиторские фирмы должны ограничивать свою деятельность предоставлением аудиторских услуг и других видов работ, которые имеют непосредственное отношение к предоставлению, аудиторских услуг в форме консультаций, проверок или экспертиз.

  • Раздел 11. Денежные суммы клиентов

Аудитору не рекомендуется хранить у себя средства клиентов. Если же аудитор имеет сомнения в законности предлагаемых для сохранения средствах клиента, то он обязан отказаться от предоставления такой услуги.

  • Раздел 12. Взаимоотношения с другими аудиторами

Общественность не в последнюю очередь воспринимает представителей профессии, аудитора, в соответствии с тем, как они общаются друг с другом. Необходимо отметить, что в данном разделе Кодекса почти дословный перевод Международных норм аудита показывает на явную отдаленность международной практики предоставление, аудиторских услуг от украинских реалий. Некоторое неудобство вызвано тем, что в определении сроков раскрыты понятия «действующего ауди-тора» и «следующего аудитора», тогда как в рассмотренном разделе применяется исключительно срок «аудитор-предшественник». В то же время этические нормы взаимоотношений между аудиторами — это то, к чему мы должны повседневно стремиться.

  • Раздел 13. Реклама и предложение услуг

Основные принципы соблюдения этики в вопросах рекламы и предложения услуг рассмотрены нами в разделе «Самореклама».

  • Раздел 14. Руководство для принятия аудиторской клятвы

Аудитор после получения  сертификата аудитора обязан устно  провозгласить клятву аттестационной комиссии, Аудиторской палаты Украины  и подписать ее текст. 

Почему  профессионалам необходим  кодекс этического поведения?

Кодекс этического поведения дает соответствующие  рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для данной профессии. В кодексах профессиональной этики, в отличие от теории общей этики, можно найти решение конкретных проблем. Кроме того, в кодексах содержатся и профессиональные требования. С точки зрения определенной профессии, кодекс является декларацией твердых норм поведения и способствует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможной профессиональная дисциплина.

При написании данной работы мной было исследовано несколько  мыслей о принципах решения этических проблем.

В книге Виктора  Малахова «Этика» (что состоит из курса лекций), допущенного Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений (Киев, издательство «Лебедь», в 2001 г.), отмечается, что этику как науку интересует, в первую очередь, то, как необходимо вести себя, какие ценности отстаивать в жизни. Дальше  В. Малахов раскрывает мнения некоторых ученых, которые занимаются проблемами этики (не называя их имена), о существовании двух форм решения этических проблем: оптативной (доброжелательной) и императивной (приказа).

Однако автору больше импонирует подход к решению проблемных вопросов с точки зрения этики, которая строится на императивных, утилитарных и обобщенных принципах, изложенных в монографии известного в США специалиста в области теории и практики аудита Джека  К. Робертсона «Аудит».

Суть этих принципов  рассмотрим на следующем примере.

Работая, аудитором, Вы выяснили, что кассир, который хранит мелкие имеющиеся средства, подработал некоторые записи в платежах, чтобы спрятать незначительные ошибки и возвести баланс за месяц. Дальше Вы выяснили, что за год было сделано поддельных записей на сумму 240 рублей. Кассиром работает женщина 55 лет, а президент акционерной компании не терпит ошибки, преднамеренные или случайные. В этих вопросах он непримирим. Он спросит Вас о результатах проверки. Без сомнения, кассир будет освобожден, если Вы расскажете правду. Что вы сделаете?

Информация о работе Этический аспект деятельности аудиторских компаний