Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:15, курсовая работа
Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты классификации и оценки сырья и материалов.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и классификацию материалов.
- изучить понятие, основные задачи учета материалов.
- рассмотреть первичные документы учета материалов.
- изучить методы оценки сырья и материалов и контроль за расходованием материалов на производстве.
- изучить организацию учета материалов на производстве.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты учета материалов 5
1.1 Понятие и классификация материалов.
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов
1.3 Первичные документы учета материалов
Глава 2. Методы оценки сырья и материалов и контроль за расходованием материалов на производстве…………………………..………………………...18
2.1 Методы оценки сырья и материалов
2.2 Контроль за использованием сырья и материалов в производстве
Глава 3. Организация учета сырья и материалов в производстве
3.1. Документальное оформление по движению сырья и материалов
3.2. Организация складского учета материалов
Заключение
Список литературы
Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков, обычно, доставляет экспедитор. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружатся или порча груза, составляется коммерческий акт на право предъявления претензий к транспортной организации к поставщику.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документами поставщика. Одни из них отражают количество отгруженного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие – качество (сертификаты, удостоверения и т.п.). при полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. №4).
Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументальное оформление поступивших материалов. Если расхождение ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика (платежных требований) проставляется и записывается специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.
В случае доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. №5, и М-6) в четырех экземплярах:
первый – покупателю для оприходования материалов в место приходного ордера;
второй – для списания ценностей;
третий – для начисления заработной платы водителям автотранспорта;
четвертый – для предъявления в банк оплату.
При получении материалов на станции железной дороги в качестве первичного документа выступают железнодорожная накладная с соответствующими отметками на станции отправления или назначения.
При получении материалов, доставаемых экспедитором, материально ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации, заведующего складом представителя отдела снабжения организации. Комиссия назначается руководителем организации. Составляется акт в двух экземплярах: первый предназначен для бухгалтерии как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостач или излишков; второй предназначен поставщику или сообщается ему о предоставлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного документа.
Приходные документы составляются в день поступления материалов.
Обособленно хранят на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления резервов анализа. Их учет организация ведет в специальной книге. В начале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью любых видов собственности.
Кроме перечисленных документов, составляются требования – накладные на отпуск (внутреннее перемещение материалов (ф. № М-14)). При внутреннем перемещении материалов со склада или при сдаче цехам на склад неиспользованных или сэкономленных материалов или ценных отходов производства (отходов от брака продукции), материально ответственные лица, сдающие материалы выписывают накладные в двух экземплярах. Первый – цеху для списания материалов; другой экземпляр – складу для их оприходования.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на строну излишних, не использованных в хозяйственной деятельности организации материалов. К расходным документам на хлебозаводе относятся лимитно-заборные карты, требования, накладные.
Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеха для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида, оставшихся в цехах на начало месяца.
Выписываются карты в двух экземплярах: первый экземпляр – цеху; второй экземпляр – складу.
При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя – в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользуемого лимита. При использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, неиспользованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными месячными талонами. Если лимитно-заборные карты исчисляются при постоянном системном отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные нужды и прочее применяется акт – требование на замену материалов.
Выписывается акт-требование в двух экземплярах цехами, отделами. Первый остается у получателя с распиской материально-ответственного лица склада; второй остается у заведующего складом с распиской получателя.
Всякий сверхлимитный отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляется выпиской специального требования с отметкой в нем кода причины и виновника перерасхода. Отпуск разрешается с разрешения директора.
Накладные (ф. № М-11) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своей организации, расположенным за пределами его территории. Выписывается отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров. При перевозке – выписывается товарно-транспортная накладная.
3.2. Организация складского учета материалов
Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материалов немаловажное значение имеет состояние складского и весоизмерительного хозяйства. С этой целью приказом по организации каждому складу присваивается постоянный номер и в последствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.
Склады обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.
На складах выполняются следующие основные операции: прием сырья и материалов по количеству штук, массе и качеству, размещение сырья и материалов и их хранение; подготовка сырья к отпуску в производство очистка муки, очистка и растворение сахара, соли, жиров; отпуск сырья в производство; оформление приходных и расходных документов, учет сырья и материалов.
Руководитель предприятия утверждает список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск (заведующие складами, кладовщиков, экспедиторов и др.) правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранностью вверенных им материалов. С этими лицами заключаются договоры о материальной ответственности.
Всем службам организации следует иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения на вывоз из организации материалов и сырья.
Для удобства приемки и хранения грузов, внутрискладского транспортирования всех видов сырья и материалов, склады расположены вблизи производственных участков.
Аналитический учет материалов на складах осуществляется в сортовом разрезе, в соответствии с порядком хранения сырья и материалов, вызываемом как условиями их производственного потребления, так и требованиями организации складского хозяйства.
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:
оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально-ответственными лицами;
систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильностью и своевременностью документирования операций по движению материалов и ведением складского учета материалов;
предоставление бухгалтерии права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии ВУ – также в разрезе номенклатурных номеров;
систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предлагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип ф. № М-17). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течении месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входят запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской карточке в течении месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входят запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской карточке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М-13) с указанием количества доходов, их номеров и групп материалов к которым они относятся.
Бухгалтер материального отдела принимает от материально-ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов, документов в карточках складского учета (номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.
Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально- ответственное лицо и по результатам выборочной проверки замечания выносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.
По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомости учета остатков материалов (ф. №М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а первого и второго числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально-ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.
Рассмотрим подробнее сальдовый метод учета материалов.
На складе на основании оформленных в установленном порядке первичных документов (требований, накладных, товарно-транспортных накладных поставщика) заведующий ежедневно формирует ведомость движения и остатков сырья посредством записей по операциям прихода и отпуска в натуральном выражении (в 2-х экземплярах: один экземпляр остается на складе, другой после сверки с первичными документами бухгалтер передает начальнику производственного подразделения).
Следует отметить, что при использовании подобных отчетов отпадает необходимость в составлении прочих документов. Таким образом, сформированные ведомости становятся регистрами аналитического учета, в соответствии с которыми осуществляется оперативное руководство и контроль за состоянием и движением сырья на складе.
Компьютер во многом позволяет упростить материальный учет и снизить его трудоемкость.
Для взаимосверки данных складского и бухгалтерского учета материалов сопоставляются сальдо по счетам материалов на начало и конец месяца, показанные в ведомости движения сырья и материалов в натурально-стоимостном выражении с аналогичными остатками из ведомости учета остатков материалов на складе. Их совпадение свидетельствует об отсутствии ошибок в таксировке первичных документов по учету движения материалов, о правильности и полноте разноски данных, об операциях в карточки складского учета.
Информация о работе Классификация и оценка сырья и материалов