Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
В мировой практике наиболее распространены две системы международных стандартов финансовой отчетности: американская - US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) и распространенная в Европе IAS (International Accounting Standards), ее новая версия - IFRS (International Financial Reporting Standards). Популярность этих двух систем связана с тем, что Европа и США - самые крупные рынки капитала в мире. В России переход будет осуществляться на европейские правила, которые отождествляют с самим термином МСФО. Кроме России о внедрении этих правил объявили Австралия и Новая Зеландия. США в свою очередь начали процесс сближения с европейскими стандартами, и американские фондовые биржи теперь принимают отчетность в соответствии с МСФО.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ТИПЫ МОДЕЛЕЙ УЧЕТА. 4
2. КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 7
2.1. Цель бухгалтерского учета. 8
2.2. Основы организации бухгалтерского учета. 10
2.3. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете. 10
2.4. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете. 11
2.5. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей. 13
2.6. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов. 15
3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ УЧЕТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34
Основное различие можно выделить в том, на что обращено основное внимание определяющего. В первом случае, учет - это процесс, приводящий к результату (финансовой отчетности), правильное представление которого и является целью учета. Основным является не сам процесс, а именно результат. Во втором случае учет рассматривается как система, в которой все ее составляющие равноценны, а цель системы определяется отдельно.
Ситуация с США отличается с одной стороны большей простотой: законодательной базой для общего регулирования финансового учета и отчетности служат буквально несколько законов, прежде всего законы о ценных бумагах и фондовых биржах. Однако не только и не столько законы и подзаконные акты регулируют финансовый учет в США. В каждом отчете аудитора присутствует упоминание того, что предоставленная отчетность соответствует GAAP - Generally Accepted Accounting Principles - общепринятым принципам учета. Однако не только не существует единого документа или набора документов, в которых были бы сформулированы эти принципы, не существует даже единого общепринятого определения того, что же это такое. Определение того, является ли данный конкретный принцип общепринятым или нет, до сих пор не самая элементарная задача. Даже критерии отнесения данного правила к общепринятым не устоялись. Собственно требования SEC являются лишь поднабором GAAP.
В системе GAAP выделяется четыре уровня документов:
1) уровень А:
положения по стандартам финансового учета (выпущенные FASB),
интерпретации (изданные FASB),
мнения (опубликованные APB),
исследовательские бюллетени по бухгалтерскому учету (опубликованные AICPA);
2) уровень В:
технические бюллетени (выпущенные FASB),
отраслевые руководства по бухгалтерскому учету и аудиту (опубликованные AICPA),
разъяснения (опубликованные AICPA);
3) уровень С:
общие мнения рабочей группы, практические бюллетени (опубликованные AICPA);
4) уровень Д:
комментарии по бухгалтерскому учету (опубликованные AICPA),
руководства по применению (изданные FASB),
учетная отраслевая общепризнанная практика.
Основу GAAP составляют документы уровня А, которым отдается предпочтение при возникновении разночтений и разногласий.
В процесс разработки
стандартов в США в настоящее
время вовлечены несколько
Основой, на которой базируются принципы, являются цели учета. Можно сказать, что цели учета в России и США достаточно сильно различаются. Если выделять главное требование, предъявляемое к отчетности, то можно сказать, что если в США главное требование - разумность и полезность информации для принятия пользователем коммерческих решений, то в России главное требование - соблюдение различных правил ведения учета, предоставление формально правильной информации контрольного характера. И это различие целей нельзя упускать из виду, так как применение одинаково называющегося и определяющегося принципа может быть совершенно различным в приложении к различным целям.
Хотя это может показаться странным, но базовые принципы учета декларированные в новой российской системе и в американской практически совпадают, хотя, конечно, не дословно и значимость их разная. Но существует важная проблема иерархического соподчинения целей, принципов и конкретных методик, которую необходимо учитывать.
В США цели учета и отчетности носят главенствующий характер. Им подчинены принципы, которым в свою очередь подчинены методики учета. В России задачи и принципы учета также являются основой, но если конкретная методика, предписанная законодательством, противоречит задачам или даже принципам бухгалтерского учета, то приоритет все равно отдается этой методике, а не принципам. Особенно к большим проблемам это ведет в случаях, когда применение данной методики противоречит конкретным обстоятельствам хозяйственной деятельности.
Рисунок 2 - Соотношение различных элементов учета.
В России выделяется четыре основные формы ведения бухгалтерского учета:
Мемориально-ордерная система;
Журнально-ордерная система;
Автоматизированная система;
Упрощенная система для предприятий малого бизнеса.
Мемориально-ордерная система предполагает составление проводки (мемориального ордера) для каждого первичного документа, потом эти ордера регистрируются в регистрационный журнал, а потом в Главную книгу. Отдельно осуществляется ведение аналитического учета в карточках. Эта система отличается большой простотой, стандартизированностью, надежностью и чрезвычайной громоздкостью, которая сводит на нет все ее преимущества. В настоящее время она распространена только в сравнительно небольших предприятиях.
Журнально-ордерная система подразумевает отражение операции в журналах, сгруппированных по отдельным синтетическим счетам. Записи делаются в журнале, относящемся к дебетуемому счету, при этом указывается только сумма проводки и кредитуемый счет. По данным журналов формируются данные Главной книги. Хотя эта система и уменьшает нагрузку на бухгалтера, но она снижает возможности внутреннего оперативного анализа.
Работа автоматизированной системы может различаться в зависимости от используемого программного обеспечения, но общим для всех способов является перенос данных на машинные носители (путем ручного или автоматизированного ввода первичной информации), после чего дальнейшая обработка информации вплоть до получения отчетности осуществляется в электронной форме. Естественно, что качество такой системы определяется, прежде всего, параметрами использованного программного обеспечения, но обычно она предоставляет больше аналитических и контрольных возможностей, чем другие, неавтоматизированные способы.
Упрощенная система использование которой предусмотрено для объектов малого предпринимательства. Она разрешает осуществлять регистрацию первичных документов непосредственно в ведомостях для аналитического учета, а итоги по ведомостям регистрировать в книге (журнале) хозяйственных операций. При малом числе операций (до 100 в месяц) предприятиям, не осуществляющих производственной деятельности, разрешается использовать только книгу регистрации хозяйственных операций. Её основное и практически единственное преимущество состоит в снижении нагрузки, приходящейся на бухгалтера.
Все эти формы
носят рекомендательный характер и
предприятию предоставляется
Но американская
система обладает своей спецификой.
Там действительно отсутствует
регулирование и фирма
В США принцип двойной записи рассматривается как чисто технический прием, соответственно, в ней существенно меньшее внимание уделяется корреспонденции счетов, по крайней мере, за ней не признается особого экономического смысла (в отличие от России). Отказ от понятия корреспонденции несколько обедняет аналитические возможности, но зато позволяет составлять сложные проводки, когда кредитуется и дебетуется несколько счетов одновременно. Эта возможность, которая совершенно не признается в России, не только упрощает работу бухгалтера, но и позволяет точнее отслеживать экономический смысл операции, позволяя не разбивать ее на несколько сумм в зависимости от того, на какой счет попала корреспондирующая сумма.
Отчетность является закономерным результатом процесса учета. В США финансовая отчетность неразрывно связана с процессом финансового учета, но регламентируется отчетность только ограниченного числа организаций, прежде всего акционерных предприятий, акции которых котируются на фондовой бирже, и предприятий регулируемых отраслей. Для остальных компаний ведение финансового учета и предоставление отчетности сугубо добровольный процесс, а формы предоставления отчетности могут определяться фирмой. Далее, практически всегда, когда фирма обязана предоставлять финансовою отчетность, она обязана получить аудиторское заключение об этой отчетности.
В России составление бухгалтерской отчетности является обязательным для всех предприятий. Форма и состав этой отчетности определяется государством, оно же, в лице своих органов, является одним из основных потребителей информации из этой отчетности. Также и получение аудиторского заключения, хотя и требуется не для всех организаций, предоставляющих отчетность, но для существенно большего количества предприятий (в процентном отношении), чем в США.
В принципе, состав бухгалтерской отчетности в США и России достаточно близок, различия заметны в основном при сопоставлении методики, лежащей в их основе.
Состав отчетности
В России бухгалтерская отчетность состоит из нескольких частей:
“Бухгалтерский баланс - форма N 1;
Отчет о финансовых результатах - форма N 2;
пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
Отчет о движении капитала - форма N 3;
Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
пояснительная записка;
итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
В США состав финансовой отчетности определен менее четко. Ее примерный состав приведен на рис. 3. Как на ней видно, количество видов обязательных раскрытий меньше, но в общем их структура аналогична. Можно также отметить, что нередко отчет о собственном капитале заменяется на отчет о нераспределенной прибыли (Retained Earnings Statement), если изменений в акционерном капитале не происходило.
По уровню важности
различные отчеты отличаются друг от
друга. В США в настоящее время максим
Рисунок 3 - Состав финансовой отчетности в США.
Порядок предоставления отчетности
В России обязательно предоставление бухгалтерской отчетности в следующие адреса:
учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;
государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре)
территориальным
органам государственной
В США обязательно предоставление финансовой отчетности акционерам и SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям). В IRS (налоговое управление) финансовая отчетность автоматически не предоставляется, также предоставление отчетности организациям, осуществляющим ее статистическое обобщение, является делом самого предприятия.
Во обеих странах сроки предоставления (опубликования) отчетности регулируются. В США они привязаны к концу финансового года и собранию акционеров. В России отчетность должна быть предоставлена до 1 апреля для годовой отчетности и в течение 30 дней после конца отчетного периода для текущей отчетности.
Отличия в оформлении отчетов.
В отчетах в России и в США наблюдается ряд расхождений как по их форме, так и по содержанию.
Формальные отличия вызваны в основном тем, что в России жестко зафиксированы формы, в которых предоставляется отчетность. Необходимость создания универсально применимых форм отчетов привела к тому, что информация в них разбита исключительно подробно. Однако такая подробность не увеличивает, к сожалению, аналитической полезности этих отчетов, а зачастую просто перегружает их информацией. Также из-за особенностей учета таких статей, как собственный капитал или НДС, перед использованием отчетности в аналитических целях приходится производить очистку валюты баланса. Некоторые отличия от американской системы вызываются просто разной целевой ориентацией отчетности. Так, пренебрежение интересами акционеров привело к тому, что выплата дивидендов не выделяется отдельной строкой в отчете о финансовых результатах, а теряется в строке ”Отвлеченные средства”, не указывается там и такой важный для США коэффициент, как отношение прибыли на акцию к её рыночной стоимости (P/E ratio).
В США фиксируется не формат предоставляемых отчетов, а объем информации, которая должна быть в них раскрыта. Даже такие общепринятые вещи, противоречащие российской практике, как сортировка активов по убыванию ликвидности, а пассивов по убыванию уровня востребованности, а также выделение собственного капитала (owners’ equity) из состава пассивов как отдельного источника ресурсов наряду с пассивами (liabilities) в американском смысле этого слова (т.е. кредиторской задолженности), не изменяют того факта, что форма представления информации определяется фирмой. Если предприятие посчитает это нужным, то оно может полностью сменить форму предоставления отчетности. Ориентация отчетности на предоставление полезной информации в сочетании со свободой в определении действительного характера раскрытия информации приводит к тому, что раскрывается действительно релевантная информация, а аналитичность отчетов, содержащих меньше информации, оказывается выше.