Консолидированная бухгалтерская отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:27, курсовая работа

Описание

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Содержание

Введение 3
1. Состав и структура консолидированной отчетности 5
1.1. Факторы, обуславливающие необходимость составления консолидированной отчетности и освобождение от ее составления 5
1.2. Принципы подготовки консолидированной отчетности 7
1.3. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности 13
2. Процедура консолидирования 16
2.1. Метод покупки 19
2.2. Метод слияния (поглощения) 23
2.3. Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках 25
2.4. Консолидация деятельности компаний группы в последующие периоды 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по БФО.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

      Головная  организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием причин, вызвавших это изменение.

      Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель головной организации.

      Объем и порядок, включая сроки представления  бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числа дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.

      До  составления сводной бухгалтерской  отчетности необходимо выверить и урегулировать  все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

      В случае наличия у головной организации  дочерних и зависимых обществ  одновременно сводная бухгалтерская  отчетность составляется путем объединения  показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах.

      Показатели  бухгалтерской отчетности дочернего  общества включаются в сводную бухгалтерскую  отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

      Данные  о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества.

      Наименование  каждой составляющей сводной бухгалтерской  отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.

      Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.

      Головной  организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

      Сводная бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.

      По  решению участников группы сводная  бухгалтерская отчетность может  публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.

      Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1997 г. № 24, предусматривает ведение сводного (консолидированного) учета и составления баланса и других установленных форм центральной компанией ФПГ, учрежденной всеми участниками договора о создании ФПГ или являющейся по отношению к этим участникам основным обществом, уполномоченным на ведение дел ФПГ.

      Сводная (консолидированная) статистическая отчетность ФПГ составляется и представляется в Государственный комитет Российской Федерации по статистике центральной компанией в установленном порядке.

      Сводные (консолидированные) отчеты, бухгалтерская и статистическая отчетность отражают имущественное и финансовое положены ФПГ, а также результаты ее инвестиционной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности

      Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.

      Проблема  заключается в том, что балансы  материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. В пункте 1.5.1 Указаний к приказу Минфина России приведено правило отражения в консолидированной отчетности показателей  отчетности  дочерних компаний - "при условии единства принятых учетных политик" Что делать, если это условие не соблюдено, остается из приказа неясным. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией.

      В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:

  • в структуру баланса;
  • в состав и содержание статей баланса;
  • в оценку статей баланса;
  • в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.

      Первым  этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии  с  национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.

      Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.

      Заключительный  момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании. В литературе выделяются два принципиальных подхода к пересчету. Представители одного направления считают, что пересчет валюты в данном случае является чисто формальной процедурой, проводимой с целью обеспечения сравнимости показателей, для чего показатели просто пересчитываются по курсу на отчетную дату. Положительная сторона данного метода, применяемого в Германии, США, Нидерландах,     Великобритании, заключается не только в его простоте, но еще и в том, что при этом не меняется структура балансов дочерних предприятий.

      Представители другого направления пытаются, применяя различные курсы пересчета, добиться единства при оценке статей отчетности. В прошлом был разработан ряд методов, использующих различные курсы пересчета. Например, основные средства, долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), долгосрочные пассивы и собственный капитал оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или возникновения); запасы, денежные средства и краткосрочные дебиторская и кредиторская задолженности - по курсу на отчетную дату, а доходы и расходы - по среднемесячному курсу, рассчитанному для месяца их возникновения. Недостаток этого метода заключается в том, что при пересчете возникают разницы, которые необходимо учитывать отдельно.

      Таким   образом,   сравнение учетных  политик головного и других предприятий группы и при необходимости, в случае их отклонения, составление переходного баланса предприятиями, входящими в состав группы, является исходным пунктом в процессе составления консолидированной отчетности.

 

2. Процедура консолидирования

      Консолидирование  должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

      При составлении консолидированной  отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:

  • затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;
  • остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;
  • нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируются в полном объеме;
  • нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;
  • чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;
  • в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах (или собственном капитале).

      При составлении консолидированного баланса  особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса:

  • задолженности по взносам в уставный капитал;
  • расчетов по коммерческим операциям;
  • кредитов, выданных предприятиям группы;
  • долгосрочных финансовых вложений;
  • векселей;
  • прочей задолженности;
  • краткосрочных финансовых вложений.

      Элиминируются инвестиции материнской компании в  дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий.

      Статьи  собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:

  • уставный капитал;
  • резервный капитал;
  • резервы, образованные из валового дохода;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
  • чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.

      Можно выделить этапы консолидирования баланса  в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:

  • первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;
  • последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).

      Техника и методы составления консолидированной  отчетности в разных странах различны.

      В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления  первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Метод покупки

      В соответствии с этим методом на дату приобретения определяется справедливая рыночная цена приобретенных материнской компанией идентифицируемых активов и обязательств. Стоимость таких активов отражается в учете материнской компании по статье «Инвестиции».

      Следует иметь в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная нетто-активам по стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой необходимость составления консолидированной отчетности, а приобретение более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.

Информация о работе Консолидированная бухгалтерская отчётность