Консолидированная отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов формирования консолидированной бухгалтерской финансовой отчетности в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются: - раскрытие теоретических аспектов формирования консолидированной бухгалтерской отчетности; - рассмотрение практического примера составления сводной консолидированной бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность консолидированной финансовой отчетности
1.1 Основные понятия
1.2 Основные требования к консолидированной группе и головной организации при формировании консолидированной финансовой отчетности
Глава 2. Основные принципы и методика составления консолидированной финансовой отчетности
2.1 Принципы подготовки и порядок составления консолидированной финансовой отчетности
2.1.1 Принципы подготовки консолидированной финансовой отчетности
2.1.2 Принципы формирования консолидированной финансовой отчетности
2.2 Методы консолидации
2.3 Методика составления консолидированной финансовой отчетности
2.3.1 Основные составляющие процесса консолидирования организаций
2.3.2 Консолидированный баланс на материалах ЗАО «ТД Сафит»
2.3.3 Консолидированная кассовая смета ЗАО «ТД Сафит»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Консолид.кас.смета.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность согласно международным стандартам, нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

 

2.1.2 Принципы формирования консолидированной финансовой отчетности

Формирование консолидированной финансовой отчетности группы основано на объединении информации, содержащейся в отчетности материнской и дочерних компаний. Но консолидация не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, процесс консолидации предусматривает целый ряд специальных расчетов. При этом на каждом шаге предусматриваются те или иные действия по превращению финансовых отчетов отдельных компаний и некоторой дополнительной информации в комплект консолидированной отчетности, составленной в соответствии с теми или иными стандартами.

При составлении консолидированной финансовой отчетности применяется МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании», МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании».

К числу наиболее общих шагов формирования консолидированной отчетности относятся:

элиминирование внутригрупповых операций;

расчет гудвилла;

расчет накопленного капитала;

расчет прав меньшинства;

непосредственное формирование отчетов [4].

Подробное рассмотрение основных шагов формирования консолидированной отчетности рассмотрено ниже.

Элиминирование внутригрупповых операций. Консолидированная отчетность группы организаций составляется так, как будто вся группа является единой организацией. Из этого следует, что в консолидированную отчетность не следует включать показатели, характеризующие внутригрупповые операции, т.е. отношения элементов группы друг с другом. Прослеживается аналогия с обычной финансовой отчетностью: она характеризует отношения компании с внешней средой, но никак не отношения между подразделениями, находящимися внутри компании. Наиболее типичным примером внутригрупповой операции может служить реализация товаров одной из организаций группы другой организации той же группы. Реализация отражается в финансовой отчетности каждого из участников сделки (в балансе и отчете о прибылях и убытках), и это адекватно характеризует экономическую сущность отношений между двумя самостоятельными организациями. Но если посмотреть с позиций группы в целом, то суть произошедших событий будет выглядеть совсем иначе. Т.к. обе организации находятся внутри группы, и поэтому, с точки зрения группы, никакой реализации не было, произошло лишь простое перемещение запасов из одного подразделения в другое. Поэтому все перечисленные выше последствия сделки должны быть исключены из консолидированной финансовой отчетности (но при этом сохраниться в отчетах каждой отдельной организации). Эту процедура называется элиминированием (исключением) внутригрупповых операций. Элиминированию подлежат все долговые отношения между элементами группы: ведь, с точки зрения "единой организации", долг одного подразделения перед другим никак не должен сказываться на требованиях и обязательствах организации в целом.

Расчет гудвилла. В общем случае гудвилл (goodwill) представляет собой разницу между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицируемых чистых активов, оцененных по справедливой стоимости. Сущность гудвилла состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании - когда в силу тех или иных причин организация способна получить дополнительные экономические выгоды, в дополнение к "обычной" прибыли от использования своих чистых активов. Причины возникновения гудвилла могут быть самыми разными: эффективная маркетинговая кампания, наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, преимущества географического расположения, устойчивая клиентская база и т.п. Все это повышает рейтинг компании и не случайно в русскоязычной деловой литературе гудвилл часто называют деловой репутацией. В принципе, и рыночная стоимость компании, и справедливая оценка ее чистых активов могут быть определены для любой организации, даже если она никогда не продавалась и не продается. В этом случае имеет место внутренний гудвилл, который можно оценить, но не принято отражать в финансовой отчетности. Но если продажа организации стала свершившимся фактом, и при этом за нее была уплачена сумма, превышающая стоимость чистых активов, то в этом случае гудвилл как бы материализуется и тоже становится объективным свершившимся фактом. Такой гудвилл (называемый покупным) отражается в консолидированной финансовой отчетности группы (но при этом не фигурирует в отчетности материнской или дочерней компании). Покупной гудвилл показывается в консолидированном балансовом отчете отдельной строкой и подлежит амортизации (как правило, на основе линейного метода).

Расчет накопленного капитала. В консолидированную отчетность полностью включается капитал материнской компании. Что же касается дочерней компании, то было бы неправильно включать его в отчетность целиком. Ведь некоторая его часть, а именно - та, которая существовала в момент приобретения, уже, по сути дела, вошла в консолидированную отчетность - через стоимость чистых активов, на основе которой рассчитывался гудвилл. Поэтому, во избежание двойного счета, в консолидированный баланс следует включить только ту накопленную прибыль, которая сформировалась уже после даты приобретения, причем только в той части, которая принадлежит материнской компании.

Так как при консолидации в балансе появляется новый актив - гудвилл, который рассчитывается по состоянию на момент приобретения и является амортизируемым, следовательно, консолидированная сумма накопленного капитала уменьшается на величину амортизации гудвилла за период между датой приобретения и отчетной датой.

Расчет прав меньшинства. Предположим, что некая материнская компания владеет 80 процентами голосующих акций своей дочерней компании Т.е. материнская компания владеет дочерней на 80% , но эта доля владения дает материнской компании полный (100%) контроль над всеми активами и обязательствами дочерней. А это означает, что материнская компания, владея неким количеством запасов на определенную сумму, контролирует консолидированные запасы на сумму, превышающую владение, согласно документации. Иначе говоря, она контролирует некоторое количество запасов, которые ей не принадлежат.

В данном случае очевиден принцип приоритета содержания над формой. В частности, этот принцип предусматривает приоритет отношений экономического контроля (содержания) над отношениями собственности (формой), и поэтому именно все количество запасов дочерней организации должны быть показаны в активе консолидированного балансового отчета. Но при этом "чужая" собственность, контролируемая группой, но принадлежащая акционерам дочерней организации, также должна найти отражение в балансе: она показывается в пассиве и носит название доли меньшинства. Таким образом, доля меньшинства, представленная в пассиве консолидированного балансового отчета, рассчитывается путем умножения стоимости чистых активов дочерней компании на долю владения акционеров.

Выделение доли меньшинства происходит и при формировании консолидированного отчета о прибылях и убытках. В этом случае, прежде всего, рассчитывается консолидированная прибыль после налогообложения, а затем (в отдельном разделе отчета) показывается, какая часть этой прибыли принадлежит материнской компании, а какая - акционерам.

Непосредственное формирование отчетов. Консолидированная отчетность включает в себя формирование следующих консолидированных отчетов: о прибылях и убытках, о движении денежных средств, о движении капитала, об обязательных нормативах консолидированной группы, об открытых валютных позициях. А также отчет о составе участников, баланс и пояснительные примечания к консолидированной отчетности. Отчет о составе участников консолидированной группы представляется в обязательном порядке всеми головными организациями независимо от включения отчетности участников консолидированной группы в состав консолидированной отчетности.

 

2.2 Методы консолидации

 

При составлении консолидированной отчетности некоторые нюансы возникают в зависимости от того, каким образом исторически произошло объединение компаний, т.е. при каких обстоятельствах одна из компаний стала дочерней по отношению к другой. Существует два типа объединения компаний - приобретение и объединение интересов. Под приобретением (покупка) понимают операцию, когда одна компания получает контроль над операциями и чистыми активами другой компании в обмен на передачу активов, принятие обязательств или эмиссию акций. Объединение интересов (слияние) – операция, в результате которой акционеры объединяющихся компаний продолжают осуществлять совместный контроль над своими общими чистыми активами и операциями и делят между собой выгоды и риски объединенной компании, при этом ни одна из сторон не может быть определена в качестве покупателя. По своему характеру эти два способа объединения бизнеса отличаются друг от друга, что отражается в методологии формирования консолидированной отчетности.

Кроме того, помимо "классической" группы, в состав которой входят материнская и дочерние компании, существуют и некоторые другие виды инвестиций, предусматривающие формирование консолидированной отчетности. Одним из таких типов является совместная деятельность. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели[5].

Другим типом инвестиций, также предусматривающим консолидацию, являются ассоциированная компания - организация, не являющаяся ни дочерней, ни совместной, но на деятельность которой инвестор оказывает существенное влияние. Такое влияние, согласно ГК РФ может оказываться через владение акциями с правом голоса, представительство в органах управления, участие в выработке политики, наличие крупных сделок между сторонами, обмен управленческим персоналом, предоставление важной технической информации.

Форма объединения компаний или инвестиций находит отражение в методах консолидации, к которым, в соответствии с МСФО, относятся полная консолидация, пропорциональная консолидация и метод долевого участия.

Полная консолидация исходит из того, что группа представляет собой единое экономическое образование, при этом консолидации подлежат все чистые активы дочерних компаний (приоритет контроля над владением), а права меньшинства отражаются в пассиве консолидированного балансового отчета. Вариациями этого метода являются метод приобретения и метод объединения интересов. Используется для дочерних организаций, образовавшихся в результате приобретения, либо слияния.

Пропорциональная консолидация является общепринятым методом формирования консолидированной финансовой отчетности для совместной деятельности. По отношению к совместной деятельности применяется включение в консолидированную отчетность активов, обязательств, доходов и расходов пропорционально доле контроля над такими организациями. С одной стороны, инвестор имеет право на свою долю активов, а с другой стороны — отвечает по обязательствам также в размере своей доли, т.е. консолидируются не контролируемые активы, а только те, которыми участник совместного проекта реально владеет. Разумеется, в этом случае доля меньшинства в консолидированной отчетности не присутствует.

Метод долевого участия. Если контроль не является определяющим, то связанная организация является зависимой. Отчетность зависимых организаций обычно консолидируют методом долевого участия. Принцип, который лежит в основе такой консолидации — это изменение в консолидированной отчетности инвестиций в зависимые организации на величину доли прибыли или убытка, причитающуюся инвестору за отчетный период. При этом сами показатели отчетности зависимой организации (активы, пассивы, доходы и расходы) в консолидированную отчетность не включаются, так как считается, что степень контроля для этого недостаточна.

 

2.3 Методика составления консолидированной финансовой отчетности

 

2.3.1 Основные составляющие процесса консолидирования организаций

Как отмечено ранее, при консолидировании важно провести деление между дочерними, совместно контролируемыми (совместной деятельностью) и зависимыми компаниями. Первые подлежат полному консолидированию, вторые включаются в отчетность консолидированной группы при помощи метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот (долей), третьи - при помощи консолидирования по методу Equity.

Основные составляющие процесса консолидирования дочерних и совместных компаний - составление консолидированного баланса и консолидированного отчета о финансовых результатах. При составлении консолидированного баланса происходит консолидирование капиталов и обязательств (т.е. дебиторской, кредиторской задолженности и резервов) и исключение "промежуточных" результатов. Составление консолидированного отчета прибылей и убытков достигается консолидированием доходов и расходов.

Включение зависимых компаний в консолидированную бухгалтерскую отчетность концерна происходит несколько иначе. При простом соединении отчетностей в баланс попадает доля участия материнской компании в капитале дочерней компании, и этот же капитал - в роли собственного капитала дочерней компании, и возникает ситуация так называемого двойного счета. Чтобы этого не происходило, необходимо проводить консолидирование капиталов. Оно может реализовываться одним из двух методов: методом покупки или методом слияния. При покупке, доля участия материнской компании в дочерней достигается традиционным (покупка акций) способом, и бывший владелец доли участия в дочерней компании получает взамен проданных акций определенную сумму денежных средств. При слиянии компаний, материнская и дочерняя компании являются совместными собственниками новой организации. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)[6].

В консолидированный отчет включается первоначальная (а не балансовая) стоимость приобретенной доли в капитале дочерней организации, которая включает в себя затраты материнской компании, связанные с его приобретением.

Балансовая стоимость приобретаемого имущества часто не совпадает со стоимостью приобретения. Возникающая в результате положительная разница отражается в активе консолидированного баланса по статье «Цена фирмы». Эта разница должна быть списана методом линейного списания в течение срока ее полезного использования. За рубежом принято таким сроком считать пять лет (в особом случае возможно использование более длительного срока, не превышающего, однако, 20 лет). Отрицательная разница возникает, когда стоимость приобретенной доли участия в дочерней организации ниже, чем приходящаяся на нее доля собственного капитала (определенная на основе рыночной цены). Эта разница должна быть списана с отражением ее на счете прибылей и убытков также пропорционально в течение пяти лет, если не возникает возможность использования более длительного срока, не превышающего, однако, те же 20 лет.

Информация о работе Консолидированная отчетность