Контроль и ревизия НМА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:22, доклад

Описание

В рыночных условиях экономический контроль выступает важным средством организации и регулирования всех видов деятельности по производству продуктов и услуг, включая и государственное управление, оказывающее нерыночные услуги обществу. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
Особенности проведения контроля и ревизии НМА…………………………………...4
Цели и задачи контроля и ревизии НМА………………………………………………..6
Источники информации, необходимые для проверки контроля и ревизии НМА……7
Характеристика этапов проведения контроля и ревизии НМА…………………….…7
Основные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе контроля и ревизии НМА……………………………………………………………………………………...11
План и программа проведения ревизии и контроля НМА……………………………12

Заключение……………………………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Особенности проведения контроля и ревизии НМА.docx

— 40.17 Кб (Скачать документ)

      2. Организацию аналитического и  синтетического видов учета НМА:  ведомость учета нематериальных  активов № 17 по дебету и  кредиту счета 04 «Нематериальные  активы», журнал-ордер № 13 по  кредиту счета 04 «Нематериальные  активы», расчет износа нематериальных  активов.

      3. Правильность ежемесячного погашения  стоимости начисления износа  по объектам, учитываемым в составе  НМА.

      4. Правильность списания объектов  НМА с баланса предприятия.

      5. Соответствие данных синтетического  и аналитического видов учета  НМА и их износа записям  в главной книге и баланса. 

  1. Источники информации, необходимые для проверки контроля и ревизии НМА

     Источники информации для проверки: положение  об учетной политике, бухгалтерский  баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, учетные регистры по счетам 04, 05, 08, 60, 97, договоры купли-продажи  объектов нематериальных активов, акты приемки-сдачи объектов нематериальных активов, акты списания и др.

     В балансе  (ф.1) НМА отражаются в  остаточной стоимости по строке 110. По строке 111 отражаются организационные  расходы (в остаточной стоимости), а  по строке 112 – патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные  с перечисленными права и активы. 

  1. Характеристика  этапов проведения контроля и ревизии НМА

     Проведение  ревизии - это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается  проверкой устранения нарушений  и недостатков, выявленных во время  предыдущей ревизии.

       Этапы ревизионного  процесса:

  1. Подготовка членов ревизионной группы (ревизоров) к предстоящей ревизии
  2. Разработка программы, составление индивидуальных заданий, инструктаж членов ревизионной бригады 
  3. Организация и непосредственное проведение ревизии на объекте 
  4. Предъявление руководителю организации полномочий и проведение инвентаризации денежных средств, материальных ценностей 
  5. Проверка обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей, обследование объектов 
  6. Документальная проверка операций в соответствии с программой ревизии 
  7. Оформление результатов ревизии (составление акта, выводы и предложений) 
  8. Реализация материалов ревизии (обсуждение и утверждение материалов ревизии и решений по ним) 
  9. Организация контроля за выполнением решений, принятых по результатам ревизии 
 

     Проведению  ревизии предшествует тщательная подготовка, в ходе которой участники ревизии  обязаны изучить необходимые  законодательные и другие нормативные  правовые акты, а также изучить  имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистические данные, материалы предыдущей ревизии и  тематических проверок, поступившие сигналы и другую информацию, характеризующую работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия.

     В ходе ознакомления с этими данными  контрольно-ревизионные работники  получают определенное представление  о размере и характере хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации  и часть из них приобщают к  материалам для возможного использования  в ходе ревизии. В этих целях каждому  контрольно-ревизионному работнику  рекомендуется вести свою рабочую  тетрадь, в которой в произвольной форме записываются необходимые  данные, характеризующие хозяйственно-финансовую деятельность проверяемой организации  и отдельных должностных лиц  с последующим использованием в  ходе проведения ревизии или оформлением  ее результатов.

     Конкретные  вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждаются руководителем контрольно-ревизионного органа.

     Руководитель  ревизионной группы до начала ревизии  знакомит ее участников с содержанием  программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между  исполнителями.

     Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

     Исходя  из программы ревизии и записей, сделанных в рабочей тетради, разрабатывается план ее проведения, который включает в себя перечень предстоящих работ в хронологическом  порядке, приемы и способы их выполнения и при необходимости фамилии  исполнителей.

     План  ревизии представляет собой рабочий документ ревизионной группы или индивидуального исполнителя, который составляется руководителем этих групп или исполнителем и подлежит утверждению руководителем органа, назначившего данную ревизию или проверку. В соответствии с этим планом выполняется весь комплекс контрольно-ревизионных работ, связанных с осуществлением данной ревизии.

     После осуществления подготовительных мероприятий  ревизионная группа выезжает в проверяемую  организацию для непосредственного  проведения ревизии. Выделяют следующие  основные этапы проведения ревизии:

     Установление  делового контакта -- начальный этап проведения ревизии, на котором ревизионная  группа представляется руководителю проверяемой  организации и предъявляет ему решение (приказ, распоряжение) о проведении данной ревизии. Проверяющие лица знакомятся с руководителями соответствующих служб и подразделений, специалистами и должностными лицами организации, которым сообщают о целях и задачах предстоящей ревизии и предлагают вносить соответствующие предложения и заявления по изучаемым вопросам.

     Оповещение - широкая огласка проводимой в организации ревизии. 0 проведении ревизии или проверки может быть сообщено по местному радио, на собрании работников, через руководителя организации и внутрихозяйственных подразделений, с помощью объявления.

     На  этом этапе особое внимание уделяется  налаживанию постоянной связи с  работниками организации в целях  использования их помощи для глубокой проверки деятельности данной организации  и ее должностных лиц.

     Общее ознакомление с объектами контроля - ревизионная группа или индивидуальный исполнитель изучает на месте  делопроизводство, документооборот, размещение аппарата управления организации и  его внутрихозяйственных подразделений, места хранения денежных средств, машин, оборудования и товарно-материальных ценностей, подсобные помещения, вспомогательные  и прочие производства, внутрихозяйственные  дороги, подъездные пути.

     В ходе общего ознакомления с организацией и основными объектами контроля ревизионная группа получает определенное представление об объеме предстоящих  контрольно-ревизионных работ, вносит согласованные уточнения в план проведения ревизии или проверки и предлагает руководителю организации  план контрольной инвентаризации соответствующих  видов товарно-материальных ценностей, который является выпиской из плана  ревизии с учетом внесенных корректировок.

     Собственно  ревизия - это основной этап, который заключается в выявлении общей картины соблюдения законности и целесообразности использования имущества в ревизуемой организации в соответствии с ее программой. Именно на этом этапе в наиболее полной мере используются элементы метода экономического контроля и прежде всего приемы и способы документального контроля.

     Рациональное  построение контрольно-ревизионного процесса в ходе непосредственного проведения ревизии -- одно из условий повышения  оперативности и эффективности  экономического контроля. При этом особенно широко следует применять  технические средства, способствующие существенному усилению интенсификации контрольно-ревизионного процесса. 

     Руководитель  проверяемой организации обязан создать надлежащие условия для  проведения ревизии участникам ревизионной  группы -- предоставить необходимое  помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п. При наличии  в организации диспетчерской  службы и внутрипроизводственной связи  контролерам должна быть представлена возможность выходить на прямую связь  с внутрихозяйственными абонентами, а также использовать электронную  почту. При необходимости изготовления копий с оригиналов или контрольно-ревизионных  материалов отдельных документов могут  использоваться множительные аппараты и иные средства копирования.

     Определение размера материального ущерба - этот этап предшествует обобщению и оформлению результатов ревизии и является важным этапом проведения проверки.

     В соответствии со ст. 238 ТК РФ к материальной ответственности работники привлекаются только при наличии прямого действительного  ущерба. Не допускается возложение на работника материальной ответственности  за ущерб, причиненный в результате нормального производственно-хозяйственного риска. Не подлежат также взысканию  с работника недополученные доходы (упущенные выгоды).

     Размер  материального ущерба определяется на основе действительных потерь, исчисляемых: по денежным средствам - по их номинальной  стоимости; по материальным ценностям - по рыночным ценам, но не ниже стоимости  имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа; по хозяйственным процессам - по фактическим  расходам.

     Общее правило возмещения работником причиненного ущерба - его материальная ответственность  в пределах среднего месячного заработка. Взысканию с виновных лиц в  полном размере материальный ущерб  подлежит только в строго установленных  ст. 243 ТК РФ определенных случаях.

     Для обоснования размера материального  ущерба, выявленного в ходе ревизии  или проверки, наряду с промежуточными актами инвентаризации при необходимости, составляются также расчеты стоимости  недостающих ценностей или потерь по рыночным ценам (со ссылкой на соответствующие  источники информации).

     Оформление  результатов ревизии и проверок означает составление документов, обобщающих результаты изучения объектов контроля и, относится к заключительному  этапу. Результаты ревизии оформляются  актом ревизии, а проверки отчетом, справкой, а в отдельных установленных  случаях актом проверки.

     На  основе этих документов затем принимаются  необходимые меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, в связи  с чем к их составлению предъявляются  определенные требования, соблюдение которых в контрольно-ревизионной работе является важным условием ее правильной организации и обеспечения действенности экономического контроля.

  1. Основные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе контроля и ревизии НМА

     В ходе проверок НМА исследуют их на документальное оформление, правильность  полноту отражения на счетах бухгалтерского учета, операции движения активов, начисления износа по НМА и их выбытие.

     Проверяют организацию ведения аналитического и синтетического учета НМА. Все  активы в аналитике должны учитываться  отдельно по каждому объекту НМА. Синтетический учет ведется по счету 04 «НМА».

     В ходе проверки изучают регистры бухгалтерского и налогового учета по операциям  с НМА.

     При проверке гудвилла необходимо проконтролировать  правильность его оценки, определяемой как разница между покупной стоимостью целой организации и четной стоимостью активов данной организации по балансу.

     Положительная разница отражается следующим образом: Дебет счета 04 «Нематериальные активы», Кредит счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами». Отрицательная  разница оформляется как: Дебет  счета 98 «Доходы будущих периодов», Кредит счета 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»

     Наиболее  часто вскрывающиеся  факты нарушений:

     1) неправильная классификация НМА,  отсутствие внутренних документов, регламентирующих порядок учета  НМА;

     2) неправильная оценка первоначальной  стоимости НМА;

     3) неполное документальное оформление, фиксирующее факт и оценку  НМА организации;

     4) неправильный расчет износа НМА,  неполное ведение аналитического  учета по операциям с НМА;

Информация о работе Контроль и ревизия НМА