- Каковы последствия аудиторской деятельности без лицензирования
1 января 2009 года вступил
в силу Федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» от 30.12.2008
№307-ФЗ предусматривающий переход к новой
системе регулирования аудиторской деятельности,
отличной от ранее действующей, установленной
Федеральным законом от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об
аудиторской деятельности". В частности,
Законом №307-ФЗ предусматривается отмена
с 1 января 2010 года лицензирования данного
вида деятельности с одновременным введением
обязательного членства аудиторов и аудиторских
организаций в одной из саморегулируемых
организаций аудиторов (СРО), наделенных
соответствующими полномочиями по контролю
за качеством предоставляемых аудиторских
услуг.
Саморегулируемая
организация (СРО) аудиторов - это некоммерческая
организация, созданная на условиях членства
в целях обеспечения условий осуществления
аудиторской деятельности.
Саморегулирование
(СРО) в области аудиторской деятельности
регулируется следующими нормативно-правовыми
актами:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- Постановление Правительства от 16 февраля 2008 года № 80 «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности».
- И другие нормативно-правовые акты.
Некоммерческая
организация приобретает статус
саморегулируемой организации (СРО) аудиторов
с момента ее включения в государственный
реестр саморегулируемых организаций
аудиторов.
Некоммерческая
организация включается в государственный
реестр саморегулируемых организаций
(СРО) аудиторов при условии соответствия
ее следующим требованиям:
- Объединение в составе саморегулируемой организации (СРО) в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным законом требованиям к членству в такой организации.
- Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов.
- Обеспечение саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов).
Компенсационный фонд
первоначально формируется исключительно
в денежной форме за счет взносов
членов саморегулируемой организации
в размере не менее чем три
тысячи рублей в отношении каждого
члена.
В случае применения в качестве способа
обеспечения ответственности членов саморегулируемой
организации (СРО) перед потребителями
и иными лицами системы личного и (или)
коллективного страхования, минимальный
размер страховой суммы по договору страхования
ответственности каждого члена не может
быть менее чем тридцать тысяч рублей
в год.
Государственный контроль
(надзор) за деятельностью саморегулируемых
организаций (СРО) аудиторов осуществляет
Министерство финансов Российской Федерации.
Целями
деятельности саморегулируемых организаций
аудитор (СРО аудиторов) являются:
- Объединение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью.
- Повышение качества выполняемых аудиторских услуг.
- Информирование профессиональных участников аудиторской деятельности.
Для достижения этих
целей перед саморегулируемыми
организациями (СРО) аудиторов ставятся
следующие основные задачи:
- Осуществление контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
- Установление в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО) аудиторов, дополнительных требований, обеспечивающих их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.
- Разработка и установление дополнительных мер дисциплинарного воздействия на членов саморегулируемой организации (СРО) аудиторов за нарушение ими требований Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности.
Преимущества
саморегулируемой организации (СРО) аудиторов:
- Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
- Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к повышению качества осуществляемых работ;
- Членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов ведет к взаимной поддержке членов СРО;
- Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
- Саморегулируемая организация (СРО) аудиторов осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников - членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования аудиторской деятельности.
Саморегулируемая
организация (СРО) аудиторов устанавливает
требования к членству в ней аудиторских
организаций, аудиторов, которые должны
быть едиными для всех членов саморегулируемой
организации аудиторов, и не должны
противоречить следующим требованиям:
1. Требования
к членству аудиторских организаций
в саморегулируемой организации
(СРО) аудиторов:
- коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента, а численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами.
- безупречная деловая репутация;
- наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы.
2. Требования
к членству аудиторов в саморегулируемой
организации (СРО) аудиторов:
- наличие квалификационного аттестата аудитора;
- безупречная деловая (профессиональная) репутация.
Аудиторские
организации, как и индивидуальные
аудиторы, обязаны уплатить взносы
в саморегулируемую организацию
(СРО) аудиторов в размерах
и порядке, которые устанавливаются
ею, а также взносы в компенсационный
фонд саморегулируемой организации
(СРО) аудиторов. Основанием для прекращения членства
в саморегулируемой организации аудиторов
является:
1)
заявление аудиторской организации
или аудитора в письменной форме о выходе
из членов саморегулируемой организации
аудиторов;
2)
решение саморегулируемой организации
аудиторов об исключении из
ее членов аудиторской организации
или аудитора в качестве меры
дисциплинарного воздействия;
3)
выявление недостоверных сведений
в документах, представленных для
приема в члены саморегулируемой
организации аудиторов;
4)реорганизация
аудиторской организации, за исключением
случая реорганизации в форме
присоединения;
5)
ликвидация аудиторской организации;
6)
аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
7)
признание аудиторского заключения
заведомо ложным;
8)
исключение сведений о саморегулируемой
организации аудиторов из государственного
реестра саморегулируемых организаций
аудиторов;
9)
другие основания, предусмотренные
федеральными законами.
- Что понимают под внутрихозяйственным риском
Риск аудитора (аудиторский риск)
означает вероятность того, что
бухгалтерская отчетность экономического
субъекта может содержать невыявленные
существенные ошибки и (или)
искажения после подтверждения
ее достоверности, или признать,
что она содержит существенные
искажения, когда на самом деле
таких искажений в бухгалтерской
отчетности нет. В настоящее
время аудиторский риск определяется
в соответствии с Федеральным
стандартом №8 «Понимание деятельности
аудируемого лица, среды, в которой
она осуществляется, и оценка
рисков существенного искажения
аудируемой финансовой (бухгалтерской)
отчётности».
Аудиторский
риск состоит из трех компонентов:
а)
внутрихозяйственный риск;
б) риск средств контроля;
в) риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти
риски в ходе работы, оценивать
их и документировать результаты
оценки. При оценке рисков аудитор
обязан использовать не менее трех
следующих градаций:
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
Аудиторские организации
могут принять решение о применении
в своей деятельности большего количества
градаций при оценках рисков, чем
три вышеупомянутые, либо об использовании
для оценки рисков количественных показателей
(процентов или долей единицы).
Аудитор при проведении
аудита должен предпринять необходимые
меры для того, чтобы снизить
аудиторский риск до разумного
минимального уровня.
Внутрихозяйственный
риск
1.1. Под внутрихозяйственным
риском (чистым риском) понимают
субъективно определяемую аудитором
вероятность появления существенных
искажений в данном бухгалтерском
счете, статье баланса, однотипной
группе хозяйственных операций,
отчетности экономического субъекта
в целом до того, как такие
искажения будут выявлены средствами
системы внутреннего контроля
или при условии допущения
отсутствия таких средств.
1.2. Внутрихозяйственный
риск характеризует степень подверженности
существенным нарушениям счета
бухгалтерского учета, статьи
баланса, однотипной группы хозяйственных
операций и отчетности в целом
у проверяемого экономического
субъекта.[ 6, ст. 357 – 362]
1.3. Аудитор должен дать
оценку внутрихозяйственному риску
проверяемого экономического субъекта
на этапе планирования, используя
свое профессиональное суждение.
При подготовке общего плана
аудита аудитор должен оценить
внутрихозяйственные риски в
отношении отдельных статей баланса
и показателей бухгалтерской
отчетности. При подготовке программы
аудита аудитор должен оценить
внутрихозяйственные риски для
счетов бухгалтерского учета
и операций, сальдо и (или) обороты
по которым превышают заданный
уровень существенности. [5, ст. 326 –
328]
1.4. При оценки внутрихозяйственного
риска в отношении баланса
и отчетности аудитору необходимо
принимать во внимание такие
факторы, как:
а) особенности функционирования
и текущего экономического положения
отрасли, в которой действует
экономический субъект;
б) специфические особенности
деятельности, осуществляемой данным
экономическим субъектом;
в) честность персонала
экономического субъекта, осуществляющего
руководство и ответственного за
ведение учета и подготовку отчетности;
г) опыт и квалификацию работников,
ответственных за ведение учета
и подготовку отчетности;
д) возможность наличия
внешнего давления на руководителей
и персонал экономического субъекта
с целью достижения любой ценой
определенных показателей бухгалтерской
отчетности;
е) возможность контроля
за деятельностью предприятия со
стороны его собственников. [ 5, ст.
329 – 330]
1.5. При оценке внутрихозяйственного
риска в отношении конкретных
счетов учета и однотипных
групп хозяйственных операций
аудитору необходимо принимать
во внимание такие факторы,
как:
а) отдельные счета учета,
для которых характерно появление
в них непреднамеренных искажений;
б) отдельные счета учета,
для которых характерно появление
в них преднамеренных искажений
вследствие высокой вероятности
использования их для совершения
злоупотреблений;
в) сложность учитываемых
хозяйственных операций, которая
требует для их правильного оформления
высокой квалификации исполнителей;
д) наличие хозяйственных
операций, бухгалтерское оформление
которых может быть основано полностью
или частично на субъективном мнении
исполнителей;