Методология учета поступления и списания материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
– исследование сущности, классификации, оценки, нормативно-правового регулирования материально-производственных запасов как объекта учета и контроля;
– изучение организации и ведения учета материально-производственных запасов на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы учета МПЗ……………………………………….5
Понятие и оценка МПЗ…………………………………………………………5
Документальное оформление учета движения МПЗ…………….…………..12
Глава 2. Бухгалтерский и складской учет МПЗ…………………………………..16
2.1 Учет материалов на складе и в бухгалтерии 16
2.2 Учет товаров 20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список нормативно-правовых актов и спользованной литературы……………25
Приложения…………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по бух.фин учету (2).docx

— 7.96 Мб (Скачать документ)

– планово-расчетные цены;

– средняя покупная цена группы материалов.

Сумму разницы в стоимости  приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, отражают записью:

Дебет

Кредит

15

16


Накопленная на счете 16 разница  между фактической себестоимостью приобретения (заготовления) и их учетной  ценой списывается (сторнируется при  отрицательной разнице) в дебет  счетов учета затрат на производство, расходов на продажу или других соответствующих  счетов пропорционально стоимости  по учетным ценам израсходованных  в производстве материалов. При данном варианте учета отклонений фактической  себестоимости материалов от стоимости  их по учетным ценам происходит усиление контрольных функций учета.

Товарно-материальные ценности представляют собой самые ликвидные  активы организации (за исключением  денежных средств), и их реальные остатки, стоимость являются важными показателями для финансового анализа. Таким  образом, правильный учет товарно-материальных запасов существенно влияет на финансовую отчетность и финансовый результат  организации в целом.5

1.2 Документальное  оформление учета движения материально-производственных  запасов

Учет производственных запасов  осуществляется на основании следующих  первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.

Унифицированные первичные  учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 №71а «Об  утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном  строительстве».

Доверенность (формы №  М–2 и № М–2а) применяются для  оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Форму № М–2а применяют  организации, у которых получение  материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее  пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Приходный ордер (форма №  М–4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или  из переработки. Приходный ордер  в одном экземпляре составляет материально  ответственное лицо в день поступления  ценностей на склад. Приходный ордер  должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

Акт о приемке материалов (форма № М–7) применяется для  оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение  по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Лимитно-заборная карта (форма № М–8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Для сокращения количества первичных  документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках  учета материалов (форма № М–17). Лимит отпуска можно указать  и в самой карточке. Представитель  структурного подразделения при  получении материалов расписывается  непосредственно в карточках  учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

Требование–накладная (форма № М–11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладные (ф. № М-12, М-13) при  внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче  цехами на склад неиспользованных сэкономленных  материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные  лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу – для их оприходования.

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М–15) применяется  для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

Карточка учета материалов (форма № М–17) применяется для  учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется  материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании  первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М–35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ–2) применяется для  учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику  для длительного пользования.

Акт выбытия малоценных и  быстроизнашивающихся предметов (форма  № МБ–4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и  быстроизнашивающихся предметов.

Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ–8).

Ведомость учета выдачи спецодежды, спец. обуви и предохранительных  приспособлений (форма № МБ–7) применяется  для учета выдачи спецодежды, спец. обуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование (применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ–8) применяется для  оформления списания изношенных и непригодных  для дальнейшего использования  малоценных и быстроизнашивающихся предметов.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бухгалтерский и складской учета материально-производственных запасов

2.1 Учет  материалов на складе и в  бухгалтерии

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными  ресурсами на предприятиях создаются  специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских  складов, в различных структурных  подразделениях предприятия могут  быть кладовые, выполняющие функции  промежуточных складов. Каждому  складу приказом по предприятию присваивается  постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся  к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а  внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным  лицом. С кладовщиком заключается  по установленной форме типовой  договор о полной индивидуальной материальной ответственности. 7

От занимаемой должности  кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и  передачи их по акту, утвержденному  руководителем организации.

От правильной организации  работы складского хозяйства зависит  очень многое. Склады должны своевременно обеспечивать производство материалами, осуществлять комплектацию готовой  продукции, ее отгрузку и т.д. Но, что  не менее важно, они должны своевременно представлять информацию о наличии  и движении ценностей. Существует два  основных метода складского учета при  хранении товарно-материальных ценностей  на складах организации: сортовой и  партионный. От выбранного метода учета товарно-материальных ценностей зависит порядок оформления складских документов. При любом из этих способов учета материально-ответственные лица обязательно ведут учет товаров в натуральном выражении. Делают они это на основании приходных и расходных товарных документов.

При сортовом способе товары хранятся на складе по сортам (наименованиям). Каждая вновь поступающая партия присоединяется к имеющимся товарам  того же наименования и сорта. Материально-ответственные  лица ведут учет товаров в журналах (книгах) учета товарно-материальных ценностей или в карточках.

При партионном способе складского учета каждая вновь поступившая партия хранится отдельно от ранее полученных товаров и на нее открывается специальная партионная карта.

Все первичные учетные  документы по движению материальных ценностей на складах должны быть сданы в бухгалтерию в установленные  в организации сроки, а бухгалтер  обязан принять и проверить эти  первичные документы.  
     Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) аналитический учет товарно-материальных ценностей (количественный и суммовой учет) в бухгалтерии ведется либо на основе оборотных ведомостей, либо сальдовым методом. Учет ведется в разрезе каждого места хранения, а внутри них – в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

Как правило, применяются  два варианта учета на основе оборотных  ведомостей.

В первом варианте ведутся  карточки количественно-суммового  учета, которые открываются на каждое наименование товарно-материальных ценностей товарно-материальных ценностей. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход и расход) на основании первичных учетных документов, сданных складами. В карточках рассчитываются обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости отдельно по каждому складу и проводится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерии, с данными карточек складов.

Во втором варианте карточки аналитического учета в бухгалтерии  не ведутся, все приходные и расходные  документы группируются по номенклатурным номерам и по ним подсчитываются итоги за месяц отдельно по приходу  и по расходу, которые записываются в оборотную ведомость.

Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными  в карточках складов.

Сальдовый метод учета  заключается в том, что в бухгалтерии  не ведется количественный и суммовой учет движения товарно-материальных ценностей  в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре. Учет движения товарно-материальных ценностей ведут в разрезе  групп, субсчетов и балансовых счетов для учета товарно-материальных ценностей только в денежном выражении, исходя, как правило, из учетных цен.

Материально-ответственные  лица складов на основании первичных  документов ведут количественный (а  в ряде случаев согласно п. 264 Методических указаний и суммовой учет) учет ТМЦ  в карточках (журналах или книгах) складского учета.

Бухгалтер принимает первичные  учетные документы по данному  складу от материально-ответственных  лиц, проверяет их, сверяет с документами  каждую запись в карточках складского учета и подтверждает это своей  подписью на карточках. Затем остатки  материалов на первое число каждого  месяца переносятся в сальдовую  ведомость.

В качестве сальдовой ведомости  может использоваться ведомость  остатков товарно-материальных ценностей  по форме N МХ-19, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66 "Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения". Эта ведомость представляется складами вместе с первичными документами. Сальдовая  ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода).8

Положение о бухгалтерском  учете и отчетности обязывает  организации проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

– не менее 1 раза/год с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

– при смене материально-ответственных лиц;

– при стихийных бедствиях и др. ЧС;

– при выявлении фактов порчи, злоупотребления и хищения имущества;

– при реорганизации/ликвидации организации;

– при преобразовании гос/муниципального унитарного предприятия.

Основная цель – выявление фактического наличия материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении.

Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией, которая  в присутствии материально ответственных  лиц осуществляет подсчет, взвешивание  каждого вида материала и полученные результаты записывает в инвентаризационную опись.

Опись подписывают члены  комиссии и материально ответственное  лицо.

Комиссия устанавливает  характер, причины выявленных расхождений  или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.9

Информация о работе Методология учета поступления и списания материалов