Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:35, контрольная работа
Дисциплина “Международная торговля“ входит в число профилирующих дисциплин учебного плана ВАВТ, читается на всех факультетах ВАВТ. Аналогичные дисциплины читаются в большинстве зарубежных ВУЗов.
Цель этой дисциплины заключается в том, чтобы ознакомить слушателей с современным состоянием международной торговли товарами и услугами в рамках мировой экономической системы. Научить самостоятельно разбираться в современных процессах происходящих в международной торговле, ее роли в процессе глобализации мировой экономики, анализировать и оценивать происходящие изменения с позиции российских предпринимателей.
1. Организационно-методический раздел 4
2. Распределение учебных часов по дисциплине 7
3. Содержание дисциплины 8
4. Перечень вопросов к экзамену 27
5. Промежуточный контроль знаний 32
6. Литература по дисциплине (основная и дополнительная) 35
Контрольные вопросы к теме 1:
1. Понятие “международное разделение труда “ (МРТ), “международная специализация и кооперация”. Их виды. Роль внутриотраслевой специализации и кооперации в развитии глобального производства и мировой торговли.
2.
Как влияют природно-
3. Показатели эффективности участия страны (отрасли, предприятия) в МРТ. В чем проявляются «абсолютные» и “сравнительные преимущества “ страны в международной торговле?
4.
Какие возможны
негативные последствия
длительного закрепления
за страной “традиционного”
места в системе
МРТ (производство
сырья и неперспективной
продукции)?
ТЕМА 2. Международная торговля товарами.
1. Внешняя торговля, товарами и услугами. Место международной торговли товарами среди других форм внешнеэкономических отношений. Их взаимосвязь и взаимодействие. Основные этапы и итоги развития международной торговой системы (1950-2000 г.). Перспективы развития международной торговой системы в начале третьего тысячелетия. Роль международной торговли в процессе глобализации мировой хозяйственной жизни.
2. Внешняя торговля и национальная экономика. Участие страны в международной торговле - как одно из главных условий ее экономического роста. Значение внешней торговли для повышения эффективности национальной экономики, сокращения издержек производства, экономии общественного труда и формирования современного конкурентоспособного многоотраслевого национального хозяйства. Показатели, характеризующие участие страны в международной торговле. Показатели конкурентоспособности страны и предприятия во внешней торговле. Понятие об ассиметричной экономической взаимозависимости. Экономическая зависимость, экономическая взаимозависимость, международная и национальная экономическая безопасность.
3. Государство и предприятие в международной торговле, направления взаимодействия бизнеса и власти. Фирменная структура участников международной торговли в разрезе важнейших товарных потоков. Роль мелких, средних и крупных предприятий во внешней торговле. Особенности участия транснационального капитала в международной торговле: международная и внутрифирменная торговля транснациональных компаний.
4. Значение внешней торговли для экономики развитых, развивающихся государств и стран с переходной экономикой.
5. Понятие о торговом и платежном балансах. Состояние торгового и платежного балансов страны – как один из важных показателей состояния ее экономики.
6. Создание современной инфраструктуры, как условие дальнейшего развития международной торговли: глобальные информационных системы, новейшие средств транспорта и связи, безбумажная технология, электронные средства обработки документов и другие средств обслуживания участников международной торговли. Роль унификации национальных правил, норм и стандартов, а также международных стандартов для эффектного развития международной торговли.
7. Электронная торговля, особенности ее развития, перспективы, основные понятия, методы и формы.
8. Теоретические и практические основы ценообразования в международной торговле. Понятие "мировая цена". Краткосрочные и долгосрочные тенденции движения мировых цен, понятие о трансфертных ценах. Внутренние и внешнеторговые цены. Тенденции изменения цен на основные группы товаров международной торговли. Специфика движения цен на товары развитых и развивающихся стран, их оценка с помощью индексов «условий торговли». Стабилизационные товарные соглашения, общий фонд и стабилизационная программа ЮНКТАД.
Контрольные вопросы к теме 2:
1. Основные формы международных экономических отношений, их сравнительное значение и место.
2. Характеристика показателей, говорящих об участии страны в международной торговле.
3. Что такое экономическая взаимозависимость, экономическая зависимость, экономическая безопасность.
4. Взаимоотношения и взаимодействие государства и предприятия во внешней торговле.
5. Мелкие, средние, крупные и транснациональные компании во внешней торговле. Их место, взаимосвязь и взаимодействие.
6. Понятие об электронной торговле.
7. Понятие о мировых ценах.
8. Понятие о добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.
Добросовестная
и недобросовестная
ценовая конкуренция
во внешней торговле.
Экспортные и импортозамещающие
субсидии, демпинговые
цены.
Тема 3. Международная торговля услугами.
1. Роль услуг в современной международной торговле. Основные виды услуг в международной торговле. Понятие "коммерческие услуги". Понятие “торгуемые” и “неторгуемые” услуги. Классификация услуг, принятая в ВТО.
2. Формы торговли услугами (виды поставок услуг). Трансграничные поставки услуг, их поставка путем коммерческого присутствия в стране потребления, поставка услуг потребителю на территории поставляющей страны, поставка услуг путем перемещения физических лиц производителей услуг.
3. Особенности регулирования, обмена услугами. Барьеры в торговле услугами и формы ее либерализации. Понятие о “горизонтальных” и специфических обязательствах по либерализации обмена услугами.
4. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в сфере обмена услугами. Особенности применения.
5. Отраслевые международные многосторонние соглашения и организации в сфере торговли услугами. Роль ВТО в этой области. Основные элементы Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС), его значение для России. Международные отраслевые организации в сфере торговли услугами.
Контрольные вопросы к теме 3 :
1. Определение термина “ услуга” и термина “торговля услугами”.
2. Виды услуг в современной международной торговле.
3. Формы торговли услугами виды поставок услуг).
4. Основные формы барьеров в торговле услугами.
5. Методы применения режима наибольшего благоприятствования и национального режима в торговле услугами.
6. Основные
положения ГАТС.
ТЕМА 4. Основные тенденции развития современной международной торговли.
1. Международная торговля во второй половине ХХ века и начале ХХI века. Основные показатели ее развития (динамика, структура, географическое распределение). Причины опережающего роста международной торговли по сравнению с развитием промышленного производства и ВВП. Роль ресурсосберегающих, энергосберегающих и наукоемких технологий в развитии международной торговли и изменения ее товарной структуры и географического распределения.
2. География мировых потоков, товаров и услуг. Формирование новых центров мировой торговли, ее региональных и межрегиональных направлений. Международная торговля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европейском и Северо-американском регионе.
Причины углубления международного разделения труда среди промышленно развитых стран и повышения роли их взаимной торговли. Значение связей внутриотраслевой международной производственной кооперации. Соперничество и противоречия между основными развитыми странами и группами стран в мировой торговле (США-ЕЭС-Япония).
3. Влияние региональных интеграционных процессов на развитие международной торговли. Их специфика и противоречивый характер. Причины повышения роли развивающихся стран в международной торговле. Усиление их позиции в мировом экспорте готовых промышленных, в т.ч. высокотехнологичных товаров. Причины и следствия этого процесса.
4. Изменения во внешнеторговых связях стран Восточной Европы и место этих стран в мировой торговле. Последствия присоединения 10 стран этой группы к Евросоюзу.
5. Трансформация внутренней торговли республик бывшего СССР в международную торговлю 15 государств. Проблемы создания зоны свободной торговли, таможенного союза и единого экономического пространства в рамках стран СНГ. Значение этих обстоятельств для развития внешней торговли России и стран СНГ.
6. Торговля между странами, находящимися на различном уровне экономического развития. Особенности этой торговли. Роль в мировой торговле стран с "переходной экономикой".
7. Взаимосвязь мировой торговли товарами и услугами с международным движением капитала. Структурные сдвиги в мировой экономике и как их результат - изменения в структуре международной торговли. Главные товарные потоки мировой торговли. Рост доли готовых изделий в товарообороте, ее причины и следствия. Современная международная торговля сырьевыми товарами, энергоносителями, продовольствием, продукцией машиностроения. Роль продукции высоких технологий. Развитие международной торговли товарами высокой, средней и низкой технологии. Международная торговля вооружением, стратегическими товарами и товарами двойного назначения. Международный контроль в этой области.
Контрольные вопросы к теме 4:
1. Сравнительный анализ количественных и качественных показателей международной торговли 80-х -90-х годов (объемов, структуры ,динамики, цен, географических направлений).
2. Причины углубления МРТ среди промышленно развитых стран, роста их взаимной торговли.
3. Роль “сравнительных преимуществ” в формировании внешнеторговых потоков (производственных, транспортных, технологических, других).
4. Торговля между странами различных уровней экономического развития, роль стран с “переходной экономикой”.
5.
Особенности международной
торговли наукоемкими
видами продукции, товарами
средней и низкой наукоемкости,
сырьевыми и продовольственными
товарами.
ТЕМА 5. Внешнеторговая политика и средства ее осуществления.
1. Движущие силы, формирующие внешнеторговую политику страны как баланс интересов различных групп потребителей, производителей, экспортеров и импортеров, роль государства. Защита стратегически важных отраслей экономики страны, одно из ведущих направлений торговой политики. Механизм учета этих интересов при формировании внешнеэкономической политики. Деятельность ассоциаций и союзов предпринимателей и потребителей. Роль законодательной и исполнительной властей в формировании и осуществлении национальной внешнеторговой политики. Экономическая и политическая составляющая внешнеторговой политики.
2. Основные направления внешнеторговой политики в мировой торговле в последние десятилетия. Эволюция внешнеторговой политики в условиях глобализации. Противоречивый характер "либерализации" международной торговли. Рост избирательного протекционизма в конце ХХ столетия, его причины и особенности. Главные межгосударственные торгово-политические противоречия в международной торговле начала 2000-х годов.
3. Технологическая (патентная) монополия развитых капиталистических стран на службе торговой политики. Интересы военно-промышленных комплексов и их роль в развитии внешнеторговой политики развитых стран. Методы и формы торгово-экономической дискриминации со стороны развитых стран и их объединений.
4. Попытки координации внешнеторговой политики на межгосударственном уровне: тенденции и противоречия. Многосторонние международные переговоры по торгово-политическим вопросам в рамках ГАТТ, их итоги. Краткая характеристика Уругвайского раунда (1986-1994) многосторонних переговоров. Последующие переговоры в рамках ВТО. Программа новых переговоров в рамках ВТО в начале двухтысячных годов.