Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:16, реферат
МСА – международные стандарты аудита.
ПМАП – положение по международной аудиторской практике
1. Роль и значение МФБ в разработке стандартов.
МФБ была создана 07.10.1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профорганизаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время в состав МФБ входят 164 действительных и ассоциированных членов (наблюдатели) из 125 стран. Россия в МФБ представлена:
1 ИПБ (институт профессиональных бухгалтеров) и аудиторов с 2001 года;
2 Российская коллегия аудиторов с 2008 года (ассоциированная);
3 Аудиторская палата России с 2010 года (ассоциированная).
Понятие и классификация
МСА.
МСА – международные стандарты аудита.
ПМАП – положение по международной аудиторской
практике
1. Роль и значение МФБ в разработке стандартов.
МФБ была создана 07.10.1977 г. с целью координации
на мировом уровне деятельности профорганизаций
в области учета, финансовой отчетности
и аудита. В настоящее время в состав МФБ
входят 164 действительных и ассоциированных
членов (наблюдатели) из 125 стран. Россия
в МФБ представлена:
1 ИПБ (институт профессиональных бухгалтеров)
и аудиторов с 2001 года;
2 Российская коллегия аудиторов с 2008 года
(ассоциированная);
3 Аудиторская палата России с 2010 года
(ассоциированная).
Для осуществления своей деятельности
в состав МФБ входят большое количество
различных советов, комитетов и коллегий,
среди которых – Совет по международным
стандартам аудита и уверенности [Совет
- далее].
Функции данного совета заключаются в
независимой разработке и опубликовании
стандартов и положений по аудиту. До 2002
года функции данного совета выполнял
Комитет по международной аудиторской
практике [КМАП], который после тщательной
проверки был упразднен (выражено недоверие
к этому комитету).
В состав МФБ также входит:
1 Форум фирм – это объединение фирм, участвующих
в оказанию аудиторских услуг в международном
масштабе. В него входят представители
23 транснациональных аудиторских корпораций.
Целью образования Форума является контроль
за разработкой международного режима
регулирования аудита на основе глобального
стандарта качества.
2 Совет по государственному, общественному
надзору. В его задачи входит наблюдение
за деятельностью МФБ в области разработки
стандартов по этике, контролю качества
и аудиту.
3 Совет по международным стандартам бухгалтерского
учета.
4 Комитет по этике.
2. Сущность МСА и их классификация
Международные стандарты определяют общий
подход к проведению аудита, масштаб аудиторской
проверки, виды отчетов аудиторов и базовые
принципы, которым должны следовать все
представители этой профессии. Их значение
состоит в следующем:
1 Обеспечивают приемлемое качество аудиторской
проверки;
2 Помогают пользователям понять процесс
проверки;
3 Облегчают аудиторам ведение переговоров
с клиентами;
4 Обеспечивают взаимосвязь отдельных
элементов аудиторского процесса.
Главная особенность стандартов заключается
в том, что если в судебном разбирательстве
будет доказано последовательное использование
аудитором стандартов, то с него может
быть снята значительная часть ответственности.
1-ый официальный перевод МСА на русский
язык появился в 2000 г. (МСА 1999 г.), а весной
2002 г. в рамках проекта «Реформа российского
аудита» вышло издание подготовленное
на основе МСА 2001 года. Стандарты постоянно
редактировались и была разработана модель
COSO (интегрированная система внутреннего
контроля), в которой предусматривалась
прямая ответственность, как совета директоров,
так и менеджмента за создание эффективного
внутреннего контроля, ориентированного
на предпринимательские риски. В начале
2000 годов западную экономику потрясли
корпоративные скандалы, связанные с тем,
что вскрылись факты существенного искажения
финансовой отчетности ряда крупнейших
международных корпораций, что стало возможным
не без прямого участия аудиторов.
В связи с этим в целях обеспечения достоверности
отчетности был принят ряд законодательных
актов, среди которых закон «Сарбейнса
Оксли». В данном документе установлена
прямая ответственность, в том числе уголовная,
руководства компании эмитента и определены
обязанности аудитора.
Другим законодательным актом является
8-я директива ЕС введенная в действие
в 2006 году, в ней для стран участников ЕС
применение МСА становится обязательным
для общественно значимых компаний.
Так как МСА придали официальный статус,
то перед советом была поставлена задача
приведения всех стандартов к единой схеме
подаче материала, в связи с этим была
разработана программа «Clarity» [прозрачность,
ясность.], в соответствии с которой и осуществлялось
дальнейшее трансформирование аудита.
Таким образом, при создании последних
версий стандартов можно выделить 2 этапа:
I этап. На основе модели «COSO» (с 2002 по март
2005 гг).
II этап. В рамках программы «Clarity» (с марта
2005 по декабрь 2009 гг.)
Первый этап завершился появлением на
официальном сайте МФБ (март 2005 года) абсолютно
нового сборника стандартов. Если ранее
все документы размещались в 2-х разделах
– МСА, ПМАП, то в новом появились дополнительные
разделы, некоторые стандарты поменяли
свою нумерацию и содержание и были введены
абсолютно новые (Международный стандарт
контроля качества №1 [МСКК №1]), МСА 315,
330).
С вводом данных стандартов было переработано
более 25 стандартов. Были отменены МСА
401 и ПМАП, посвященные использованию компьютерных
технологий, т.к. данный вопрос отдельными
пунктами был включен в переработанные
стандарты.
На 2-м этапе 9 («Clarity» (с марта 2005 по декабрь
2009 гг.)) осуществлялась апробация [внедрение]
международных стандартов в различных
странах, после чего принято решение о
полном применении данных требований.
Поэтому в настоящее время международные
стандарты подразделены на 5 групп (см.
листок с доп. информацией).
1-я группа представляет собой МСКК и на
сегодняшний день включает 1 стандарт
(ему соответствует ФПСАД 34).
2-я группа представляет собой непосредственно
МСА и состоит из подгрупп.
1-я подгруппа Вводные аспекты (МСА 100-199)
в н.в. не действует, т.к. МСА 100 и 120 были
упразднены в декабре 2004 года.
2-я подгруппа Основные принципы и обязанности
(МСА 200-299), включает 8 стандартов, которые
определяют основные принципы аудита
и обстоятельства при котором на аудитора
и руководства аудируемого лица возлагаются
определенные обязательства.
МСА 220 – ФПСАД 7
МСКК 1 – 34
3-я подгруппа Оценка рисков и связанные
с этим действия (МСА 300-499). Включает стандарты,
посвященные планированию, расчету риска
и определению уровня существенности.
4-я подгруппа. Аудиторские доказательства.
5-я подгруппа. Использование работы 3-х
лиц.
6-я подгруппа. Аудиторские выводы и подготовка
отчетов (заключений).
7-я подгруппа. Специальные области.
3-я группа. Международные стандарты обзорных
проверок (МСА 2000-2699).
4-я группа. МСА 3000 – 3699, включает 2 подгруппы,
одна из которых: Задания обеспечивающие
уверенность; 2-я – Специальные стандарты.
5-я групп. Сопутствующие услуги (МСА 4000
– 4699). Международные стандарты сопутствующих
услуг.
В отдельную группу выделены ПМАП, целью
которых является предоставление дополнительных
рекомендаций и разъяснений по применению
положений стандартов.
Сопоставление МСА со стандартам России.
Нормативное регулирование аудита в России
формировалось поэтапно. На первом этапе
(с 1991 по 2000 гг) было разработано и утверждено
37 РПСАД, которые базировались на МСА 1999
года. На тот момент времени они отвечали
требованиям международных. Однако после
утверждения первого закона «Об аудиторской
деятельности» 07.08.2001 г. №307ФЗ стали разрабатывать
новое поколение стандартов.
На втором этапе (с сентября 2002 по ноябрь
2008 гг) было разработано и утверждено 34
ФПСАД, которые так же разрабатывались
на базе стандартов 1999 – 2001 гг.
На третьем этапе (с мая 2010 по н.в.) формируется
следующее поколение стандартов ФСАД,
которые более менее приближены к международному
законодательству.
В перспективе для России стоят следующие
задачи:
1 ) Подготовить и опубликовать официальный
сборник международных стандартов в области
учета, отчетности и аудита с последними
изменениями;
2 ) Пересмотреть ФПСАДы и разработать
новые ФСАДы, которые должны полностью
отвечать требованиям международных стандартов,
в противном случае не будет доверия со
стороны инвесторов к аттестованным российским
аудиторам, в связи с чем для российских
компаний процесс проведения проверок
так и останется очень дорогостоящим,
поскольку им придется заключать договора
с транснациональными международными
аудиторскими компаниями.
Взаимосвязь МСФО и МСА.
МСФО и МСА являются инструментов формирования
качественной финансовой информации.
На сегодняшний день признано, что в наибольшей
степени соответствует рыночной экономике
система МСФО, т.к. позволяет компании
предоставлять достаточный объем информации
о себе, а потенциальному инвестору понять
и оценить риски, которые связаны с предоставлением
финансирования.
Практика показывает, что если корпорация
составляет отчетность по МСФО отчетность
по МСФО, то она
Во 1-х Имеет доступ на международные рынки
капитала, а
Во 2-х Становится наиболее конкурентоспособной
при привлечении источников финансирования.
МСФО и МСА практически не связаны друг
с другом, т.к. рассматривают разные стороны
бухгалтерской деятельности.
В МСФО содержатся требования по подготовке
финансовой отчетности, т.е. они регламентируют
процедуру отражения и раскрытия информации
об активах, задолженностях, прибылях
и убытках, оценке статей бухгалтерской
отчетности и т.д.
А МСА – требования предъявляемые к процессу
проведения проверки и к самим аудиторам.
Однако их взаимосвязь проявляется в следующих
направлениях:
Ø Единство терминологии;
Ø Использование аудиторами
МСФО в качестве основного критерия о
соответствии ФО, установленным требованиям.
Международная концептуальная основа
заданий, обеспечивающих уверенность
Основополагающим документом, раскрывающим
сущность заданий является концептуальная
основа, которая предназначена для:
1. Для публично практикующих профессиональных
бухгалтеров (аудиторов);
2. Заинтересованные пользователи и так
называя «ответственная сторона» (аудируемое
лицо);
3. Для совета по МСА и уверенности при
разработке новых стандартов и требований.
Выполнение задания, обеспечивающего
уверенность, состоит из следующих элементов:
1 ) Три стороны: исполнитель (аудитор),
ответственная сторона (заказчик, аудируемое
лицо), предполагаемый пользователь;
2 ) Определенный предмет (аудит, обзорная
проверка, согласованные процедуры, сопутствующие
услуги);
3 ) Критерии изменения или оценки (требования
МСФО).
4 ) Достаточные надлежащие доказательства;
5 ) Письменный отчет исполнителя, подготовленный
в форме соответствующей типу задания
(предмету договора).
Задания, обеспечивающие уверенность
делятся на 2 типа:
1 тип С разумной уверенностью – данный
вид уверенности чуть ниже абсолютной
(обязательный/инициативный аудит);
2 тип С ограниченной уверенностью (обзорные
проверки).
Кодекс этики МФБ.
Комитет по этики международной федерации
бухгалтеров неоднократно редактировал
кодекс этики МФБ. В России так же существовало
несколько версий кодексов, однако кодекс
этики аудиторов России 2003 и 2007 года не
имели статуса нормативных документов,
а после введения в действие федерального
закона №307ФЗ эти требования приобрели
обязательных характер.
В законе определено, что СРО обязаны разрабатывать,
утверждать и контролировать выполнение
основных принципов кодекса СРО всеми
членами данного объединения. В свою очередь
аудиторские организации так же обязаны
применять в своей деятельности внутрифирменные
стандарты, связанные с этикой.
За систематическое несоблюдение положений
кодекса этики аудиторов России может
быть аннулирован квалификационный аттестат.
В настоящее время действует кодекс этики
аудиторов России от 22.03.2012 г. одобренный
новым Советом по аудиторской деятельности
при Минфине протокол №4.
Кодекс этики МФБ содержит 3 части соблюдения
принципов которых обязательно во всех
странах-членах МФБ.
Часть А применяется ко всем профессиональным
бухгалтерам и включает следующие разделы:
1 Раздел: Порядочность и объективность;
2 Раздел: Разрешение этических активов;
3 Раздел: Профессиональная компетентность;
4 Раздел: Конфиденциальность;
5 Раздел: Налоговая практика;
6 Раздел: Зарубежная деятельность;
7 Раздел: Обнародование информации (реклама).
Часть Б применяется только к публично
практикующим профессиональным бухгалтерам:
8 Раздел: Независимость;
9 Раздел: Профессиональная компетентность
и ответственность в связи с использованием
лиц, не являющихся бухгалтерами (эксперты);
10 Раздел: Гонорар и комиссионное вознаграждение.
Гонорар – это выплаты за реально оказанные
услуги.
Комиссионное вознагражение за посреднические
услуги кодексом этики не приветствуется.
11 Раздел: Деятельность не совместимая
с публичной бухгалтерской практикой;
12 Раздел: Денежные средства клиентов;
13 Раздел: Отношения с другими публично
практикующими профессиональными бухгалтерами
(действующий профессиональный бухгалтер
и принимающий профессиональный бухгалтер)
[предыдущий и настоящий аудитор];
14 Раздел: Реклама и предложение услуг.
Часть С применяется только к наемные
профессиональным бухгалтерам:
15 Раздел: Соблюдение принципа лояльности
(к работодателю);
16 Раздел: Поддержка коллег по профессии;
17 Раздел: Профессиональная компетенция;
18 Раздел: Предоставление информации.
Аудит финансовой отчетности.
Контроль качества в аудите
Аудиторские компании являясь коммерческими
организациями при осуществлении своей
деятельности сталкиваются с различными
рисками, чаще всего связанными с некачественными
услугами. В МСА 315 раскрывается понятие
«система внутреннего контроля», которая
представляет собой процесс организованный
и осуществляемый представителями собственников,
а так же другими сотрудниками для того
чтобы обеспечить достаточную уверенность
в достижении целей с точки зрения надежности
ФО, эффективной результативности хоз.операций
и использования ресурсов, а так же соответствия
деятельности действующим нормативным
документам.
Был утвержден МСКК 1 аналогом которого
является ФПСАД 34 и изменен МСА 220 аналогом
которого является ФПСАД 7. С вводом данных
стандартов несколько поменялись требования
к системе внутреннего контроля качества
в аудите.
Основные изменения коснулись следующих
моментов:
Во 1-х Стали предъявляться обязательные
требование к структуре контроля в аудиторских
фирмах;
Во 2-х Обязательность документировать
каждую процедуру;
Т.к. МСКК №1 и МСА 220, то в них содержатся
практически одинаковые требования по
осуществлению контроля качества аудиторских
услуг, в связи с чем система контроля
качества должна включать в себя процедуры
в отношении каждого из перечисленных
ниже элементов:
Ø Ответственность руководства
за качество внутри фирмы;
Ø Утверждены этические требования;
Ø Согласие на аудит и поддержание
связей с клиентом;
Ø Человеческие ресурсы;
Ø Мониторинг.
МСА 240
В данном стандарте применяются такие
понятия, как преднамеренные и непреднамеренные
искажения финансовой отчетности. Непреднамеренные
в большей степени связаны с расчетными
ошибками и неправильной интерпретацией
нормативного законодательства. Преднамеренные
– в МСФО – это мошенничество, связанные
с присвоением или хищением активов и
предоставлением недостоверной финансовой
информации.
В соответствии с МСА 240 все процедуры
аудитора должны быть направлены на выявление
или опровержение случаев мошенничества.
Если в ходе проверки будут выявлены мошеннические
действия, то аудитор должен сообщить
данную информацию собственникам и соответствующим
контролирующим органам.
В ФСАД №5 понятия мошенничества заменено
на «недобросовестные действия», т.к. данный
термин применяется только в УК РФ и аудитор
не может квалифицировать действия клиентов
в качестве мошенничества поскольку подобное
суждение может быть вынесено исключительно
судом.
Сталкиваясь с недобросовестными действиями
российский аудитор должен выполнить
следующие процедуры:
1 ) Задокументировать данный фактор;
2 ) Установить причинно-следственную связь
по выявлению круга лиц;
3 ) Довести данную информацию до руководства
и собственников;
4 ) Проконсультироваться с юристом или
адвокатом по вопросам выполнения условий
договора;
5 ) Модифицировать аудиторское заключение
вплоть до отказа в выражении мнения.
МСА 315
В данном стандарте предусмотрено, что
процесс сбора информации о клиенте и
ее анализ не ограничивается стадией планирования,
поскольку постоянно происходит взаимодействие
аудитора с клиентом, даже после выдачи
аудиторского заключения.
В данном стандарте предусмотрено выполнение
следующих действий:
Во 1-х Собрать достаточную информацию
об аудируемом лице, т.е. внешние факторы,
которые касаются знания отрасли клиента,
специфические требования законодательства
и т.д., а так же внутренних – стратегии
развития организации, предварительная
оценка бизнес-рисков, предварительная
оценка СВК клиента;
Во 2-х Осуществить определенные процедуры,
необходимые для оценки рисков;
Во 3-х Дать оценку рискам искажения финансовой
отчетности;
Во 4-х В случае обнаружения рисков неконтролируемых
организаций сообщить об этом соответствующим
должностным лицам;
Во 5-х Задокументировать каждое действие
в необходимом объеме.
В данном стандарте достаточно большое
влияние уделяться применению информационных
технологий, как в учетном процессе, так
и при проведении проверок. Однако аудитор
может доверять программному обеспечению
клиента в случае, если он использует необходимые
средства контроля по предотвращению
ошибок и мошенничества.
МСА 330
В МСА 330 аудитор в отчет на оцененные риски
должен выполнить следующие действия:
1 ) Привлечь для выполнения конкретного
задания тот качественный состав аудиторской
фирмы, который имеет опыт и знания необходимые
для поведения данного аудита;
2 ) Привлечь эксперта;
3 ) Необходимо добавление элементов неожиданности
или внезапности при проведении проверки;
4 ) Акцентировать внимание аудиторской
группы на поддержание профессионального
скептицизма;
В российском законодательстве аналогом
данных стандартов являются ФПСАД 8, который
с последними корректировками отвечает
требованиям международного законодательства.
МСА 450
Данный стандарт является относительно
новым, поэтому прямого аналога в российском
законодательстве не имеет, а частично
эти вопросы рассматриваются в ФСАД 5.
МСА 450 вводит новое понятие «Очевидно-незначительные
искажения» в соответствии с которым,
аудитор в рабочей документации должен
отразить:
ü Уровень незначительности,
т.е. величину ниже которой искажения будут
расценены как явно незначительные;
ü Собрать все искажения выявленные
в ходе проведения аудита, кроме очевидно
незначительных;
ü Определить являются исправленные
искажения по отдельности или в совокупности
существенными.
МСА 800
В соответствии с МСА 800 предусмотрено
4 типа заданий:
1 тип Заключение по финансовой отчетности,
подготовленной в соответствии с требованиями
отличными от МСФО или национальных стандартов
(у нас приравнивается судебно-бухгалтерская
экспертиза);
2 тип Заключения по компонентам финансовой
отчетности – отдельные участки учета,
отдельные показатели отчетности, формы
отчетности.
3 тип Заключение о соответствии контрактным
договорам (юридическая чистота сделок);
4 тип Заключение по обобщенной финансовой
отчетности.