Модель бухгалтерского учета в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:42, реферат

Описание

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:
информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
доказательство при судебных разбирательствах;
отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
основа для определения налогов и финансового управления организациями;
информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

Работа состоит из  1 файл

Модель бухгалтерского учета в Германии.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

     Модель  бухгалтерского учета в Германии. 

     В соответствии с немецким хозяйственным  правом бухгалтерский учет рассматривается  как:

  • информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
  • доказательство при судебных разбирательствах;
  • отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
  • основа для определения налогов и финансового управления организациями;
  • информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

     Перед немецким бухгалтерским учетом ставится ряд следующих задач:

     1) отражение всех изменений стоимости  имущества и задолженности и  установление актуального состояния  этой стоимости;

     2) точное определение прибылей  и убытков предприятия в результате  хозяйственной деятельности;

     3) обеспечение калькуляции цен  изделий путем обоснования необходимых данных;

     4) предоставление сведений для  контроля за хозяйственными процессами  на предприятии и для выявления  имеющихся резервов;

     5) создание основы для точного  исчисления налоговых платежей;

     6) представление необходимых доказательств в случае правовых споров с банками;

     7) формирование надежной основы  для других разделов производственного  счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики).

     Торговое  и налоговое законодательство при  ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:

  • полноту — запись всех без исключения хозяйственных операций;
  • правильность содержания — записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию;
  • временные разграничения — записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций;
  • ясность, наглядность, возможность проверки — бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам;
  • правильность формы — запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.;
  • хронологический порядок — запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения.

     Процесс организации бухгалтерского учета хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии: подготовка учетных документов, непосредственно бухгалтерская запись и хранение документов.

     Подготовка  учетных документов заключается  в систематизации документов по видам  и хозяйственным операциям, проверке правильности содержания и сумм, порядковой нумерации и предварительной кодировке.

     Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного  ведения бухгалтерского учета и  включает следующие этапы: указание вида и номера учетного документа; внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволят установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями.

     На  основании предварительной кодировки учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.

     Проводки  составляются с учетом применения общепринятого в Германии в отличие от стран с англо-американской системой учета законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ:

  • возможность точного представления всех существующих счетов предприятия;
  • сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями;
  • возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза);
  • наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий.

     Номенклатура  счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов  производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета аналогично подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).

     Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики  организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов.

     Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей  в главной книге. Здесь непосредственно  на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.

     Однако  мемориальные ордера и главная книга не всегда могут предоставить интересующую руководство предприятия информацию, особенно в отношении таких счетов, как требования, обязательства, заработная плата, складские запасы и производственное оборудование. Данное обстоятельство обусловило ведение вспомогательных книг, которые дают более подробные пояснения о наличии и движении имущества и обязательств организации.

     В качестве примера вспомогательной  книги можно назвать контокоррентную  книгу, где по отдельности и пофамильно на лицевых счетах представлена информация о дебиторах и кредиторах на счетах поставщиков и заказчиков. В интересах поддержания ликвидности предприятия на этих лицевых счетах контролируется соблюдение сроков платежей.

     При проведении инвентаризации дебиторской  и кредиторской задолженности сальдо по счетам требований и обязательств сверяются с данными отчетов  по счетам главной книги. Необходимым  требованием является следующее:

     - сальдо инвентарного счета «Требования» = сумме сальдо всех счетов заказчиков;

     - сальдо инвентарного счета «Обязательства»  = сумме сальдо всех счетов  поставщиков.

     Альтернативным  методом контроля дебиторской и  кредиторской задолженности является хранение непогашенных исходящих и  входящих счетов отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке, что избавляет от ведения лицевых счетов.

     Хранение  бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет.

     При организации бухгалтерского учета используется три основных формы его ведения: журнально-книжная форма учета; американский журнал; копиручет.

     Журнально-книжная  форма учета подразумевает запись хозяйственных операций сначала  в мемориальные ордера, а затем  в главную книгу.

     Американский журнал соединяет мемориальный ордер и главную книгу в одной многографной книге.

     Копиручет — это одновременное фиксирование хозяйственных операций отдельно в  мемориальных ордерах и в главной  книге, а также во вспомогательных  книгах.

     Применение  любого метода учета позволяет использовать как простые, так и сложные проводки. Простые обычно затрагивают дебет одного счета и кредит другого. При составлении сложных проводок обычно дебетуется один счет и кредитуется несколько счетов или кредитуется один счет, а дебетуется несколько.

     Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и  крупных организаций без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели  и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже.

     Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах:

     1) отчеты должны быть ясными  и понятными — то есть финансовая  отчетность должна быть доступной  для понимания широкому кругу  пользователей;

     2) сальдирование дебиторской и  кредиторской задолженности, а также доходов и расходов недопустимо — активы и обязательства не должны взаимозачитываться;

     3) показатели начального баланса  года должны соответствовать  показателям конечного баланса  предыдущего года;

     4) учет ведется исходя из предположения  о непрерывности деятельности предприятия — методологический принцип, в соответствии с которым считается, что предприятие будет существовать вечно;

     5) признанию подлежат все ожидаемые  убытки, относящиеся к периоду  до составления баланса, прибыль  же признается, только если она реализована — то есть необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов;

     6) учет должен вестись в соответствии  с принципом начислений — то  есть отражение финансовых последствий  хозяйственных операций должно происходить в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства;

     7) используемые в учете методы  должны применяться последовательно  от года к году — необходимо  придерживаться единой методологии ведения бухгалтерского учета;

     8) оценка проводится по первоначальной  стоимости (себестоимости) — все  активы должны учитываться по  цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию;

     9) принцип обязательности.

     Последний принцип заслуживает более подробного объяснения, так как является присущим только немецкой системе учета. Он подразумевает, что счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налоговых платежей, и несмотря на существование двух типов счетов — коммерческих и налоговых — отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, в Германии нет. Выбор метода учета с применением тех или иных счетов остается за предприятием и имеет определенные налоговые последствия. Назначение принципа обязательности состоит в обеспечении предоставления налоговых отчетов на той же основе, что и бухгалтерских. Поэтому бухгалтерские методы, используемые для учета коммерческих операций, одновременно обязательны и для определения налогооблагаемой прибыли. И наоборот, любая привилегия, предоставляемая налоговым законодательством, может быть использована компанией только тогда, когда она будет отражена в бухгалтерских документах.

     Структура бухгалтерского баланса в Германии в отличие от англо-американской модели баланса, в которой приоритет отдается выявлению платежеспособности предприятия и строки актива баланса классифицируются по принципу ликвидности, а пассивы — по степени возвратности долговых обязательств, также имеет свои особенности и построена исходя из принципа владения или права собственности. Пассив баланса подразделяется на две большие группы: собственный капитал (капитал, резервы, результат отчетного периода) и заемные средства (обязательства по займам на цели финансирования, долги поставщикам, дивиденды и социальные выплаты, фискальные долги). Согласно такой схеме долги классифицируются не по степени возвратности, а по природе их происхождения. Информацию относительно степени возвратности обязательств немецкие аналитики предпочли расположить в приложении, для того чтобы представить там более полную картину. 

Информация о работе Модель бухгалтерского учета в Германии