Нематериальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.49 Кб (Скачать документ)

. Жесткая кредитно-денежная политика или политика "дорогих денег" носит ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы и может быть использована в качестве противодействия инфляции.

   К преимуществам денежно-кредитной  политики следует  отнести:

  быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);

  независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

  "мягкость", определенная "деликатность" в реализации основных задач в сравнении с официальной политикой.

                    2. Содержание денежно- кредитной политики

        2.1. Обоснование стратегических целей и постановка задачи

     Денежно-кредитная  политика является лишь одним из элементов  экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны.

     Как элемент системы денежно-кредитная  политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.

     Разработка  стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение  её основной конечной цели; определение  промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной  политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные  и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как  абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая  денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых  и взаимозависимых.

     Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение  на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или  полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность  за реализацию которой лежит на центральном  банке: борьба с инфляцией для  сохранения внутренней и внешней  стоимости национальной валюты. Эта  задача решается в основном путем  развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно  на увеличении сбережений стабильного  характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными  причинами инфляции. Структурные  и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой  доходов, политикой промышленно-торговых структур и т.д.).

     Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная  цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной  политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных  странах отмечается многообразие промежуточных  целей. Большинство развитых стран  обращаются к целям количественных изменений денежной массы.

     Круг  составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких  агрегатов, включающих ликвидные или  краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается  тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.

     Наряду  с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные  цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени  могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство  и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние  предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных  ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).

     Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней  торговли в экономическом балансе  страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более  важную роль внешних аспектов денежно-кредитной  политики.

     Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием  основного (платежного) баланса, которое  в значительной степени может  автономно влиять на уровень валютного  курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платежного баланса  не обеспечивает автоматически краткосрочную  стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса  оно часто оказывается единственным эффективным средством.

     В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком  интенсивной экономической экспансией в стране, возможны различные схемы  возврата к равновесию: изменение  цен, прямое регулирование с помощью  денег или изменение процентной ставки.

     В регулировании платежного баланса  с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены.

     Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.

     Прямое  регулирование с  помощью денег рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.

     Ставка  на фактор запасов  денег, связанная с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах с избытком. Норма процента имеет тенденцию к повышению в первых странах, тогда как во-вторых она ориентирована на понижение. Повышение стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.

                                                Выбор индикаторов

     Выбор индикатора (кроме выбора цели) имеет  решающее значение для того, чтобы  денежно-кредитная политика, преследующая промежуточную цель, вписалась в  логику предусмотренной конечной цели. Предполагаемый индикатор должен обладать четырьмя признаками: отражать избранную  цель; быть легко измеряемым; отражать определенным образом действия центрального банка; поддаваться эффективному контролю со стороны центрального банка. Наиболее часто в качестве индикатора осуществляемой политики воспринимается либо процентная ставка, либо денежная масса. 

     Краткосрочная изменчивость отношения между денежной массой и процентной ставкой может  проистекать либо из неустойчивости спроса на кредиты, либо из неустойчивости объема расходов (склонность к потреблению  или побуждению к инвестированию). Если спрос неустойчив, то лучшим индикатором  денежно-кредитной политики является процентная ставка. В связи с повышением процентной ставки, вызванным непредвиденным ростом спроса на кредиты, центральный  банк, определяющий свои действия в  зависимости от процентной ставки, увеличивает денежную массу, компенсируя  тем самым снижение скорости обращения  денег. И наоборот, если неустойчивы  функции расхода, то лучшим индикатором  денежно-кредитной политики становится денежная масса. Перед фактом роста  процентной ставки в результате непредвиденного  роста общих расходов центральный банк, определяющий свое поведение в зависимости от денежной массы, не увеличивает её и позволяет процентной ставке играть роль стабилизатора в достижении конечной цели.

     Изменение в росте денежной массы оказывает  различные эффекты, входящие в действие последовательно и изменяющие со временем смысл отношения между  предложением денег и процентной ставкой. Это: "эффект ликвидности" - покупая ценные бумаги на денежном рынке, центральный банк увеличивает  денежную массу и одновременно поднимает  стоимость ценных бумаг, т.е. снижает  процентную ставку. По мере того, как  рост денежной массы оказывает свой экспансионистский эффект на валовой  доход, спрос на кредит увеличивается, в результате чего возникает тенденция  к росту процентной ставки. К этим двум кейнсианским эффектам, "эффектам ликвидности и дохода", добавляется  третий, который, по мнению монетаристов, является преобладающим в долгосрочном периоде: "эффект ожидания повышения  цен".

     Выбор того или иного индикатора имеет  чрезвычайно важное значение для  выражения направленности денежно-кредитной  политики и структуризации её внутренней и внешней, промежуточной и конечной целей.

                                  Условия применения и воздействия

     Для того, чтобы избежать неадекватности конъюнктуры и применяемых методов  денежно-кредитного воздействия на экономику, необходимо точно определить оптимальные условия осуществления  денежно-кредитной политики.

     Для выбора приемлемой денежно-кредитной  политики и достижения конечной и  промежуточной цели центральный  банк должен располагать конкретными  полномочиями.

     Произвольный  характер денежно-кредитной политики усиливается сроками, необходимыми, чтобы все эти воздействия  на экономику возымели результат.

     Денежно-кредитная  политика оказывает наиболее полное воздействие лишь после прохождения  трех этапов.

1. От  появления необходимости действовать  до осознания этой необходимости  компетентными кругами.

2. От  осознания необходимости действовать  до решения действовать.

3. От  действия до результатов.

              3. Механизм денежно- кредитной политики

                                 3.1. Классификация методов

     После того, как уточнена стратегия денежно-кредитной  политики, установлены её цели, чрезвычайно  важно определить тактику её осуществления  монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов  инструментов денежно- кредитного регулирования.

     Инструменты денежно-кредитной политики можно  классифицировать по разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного  воздействия на экономику условно  можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика).

     Различают инструменты для достижения внутренних и для достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие  ограничение этой совокупности; вмешательство  в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории. Однако классификация методов, оправданная с познавательной точки  зрения, не соответствует реалиям  денежно-кредитной политики, которая  гораздо сложнее.

     В основе выбора инструментария находится  принцип "компенсационного регулирования", который предполагает использование  двух противоположных комплексов мер  в зависимости от экономической  конъюнктуры путем затруднения  или облегчения доступа к кредиту.

     Когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен, прибегают к "политике дешевых денег". В её задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем  совокупных расходов и занятость.

     В том случае, когда излишние расходы  толкают экономику к инфляционной спирали, используют "политику дорогих  денег". её цель - ограничить предложение  денег, для того, чтобы понизить расходы  и сдержать инфляционное давление.

     Эта политика обеспечивается путем повышения  процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банковскую ликвидность. Сдержанность центрального банка в  рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При  недостаточности экономических  методов центральный банк вводит административные ограничения: понижает норму потолка предоставляемых  кредитов, лимитирует депозиты, сокращает  объем потребительского кредита. Кредитная  рестрикция является основным методом  в антиинфляционной политике. Она  также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В условиях роста неплатежеспособных клиентов и банкротства предприятий кредитная  рестрикция снижает риск краха банков.

Информация о работе Нематериальные активы