Нормативное регулирование бухгалтерского дела в РФ

Автор работы: Екатерина Басалаева, 30 Июля 2010 в 08:13, контрольная работа

Описание

Существующие проблемы (противоречия и пробелы) в нормативном регулировании бухгалтерского учета существенно усложняют профессиональную деятельность сотрудников бухгалтерской службы организаций, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами. Тем не менее, любой факт хозяйственной деятельности, даже если с его нормативным регулированием возникают проблемы, организации обязаны отразить в бухгалтерском учете.
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:
1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерское дело.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Методические  указания, указания, методические рекомендации, инструкции и др. Акты данного вида, как и Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), по виду регулирования подразделяются на нормативные правовые акты и акты методического (нормативно-технического) характера.

По предмету регулирования подразделяются на две  подгруппы. Первая издана (принята) по вопросам, ранее урегулированным Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:

Методические  указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены Приказом Минфина  РФ от 13 октября 2003 г. N 91н);

Методические  указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (утверждены Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н).

Вторая  подгруппа издана (принята) по вопросам, ранее не урегулированным Положениями  по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например,

Методические  указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены Приказом Минфина России от 20 мая 2003 N 44н);

Указания  по отражению в бухгалтерском  учете организаций операций, связанных  с осуществлением договора доверительного управления имуществом (утверждены Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н);

Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).

Причины противоречий актов данной группы с  другими нормативными актами по бухгалтерскому учету рассмотрены ниже.

Акты  толкования представляют собой разъяснения  Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, которые, как правило, издаются в форме письма.

Следует отметить, что фактически сложившиеся  система регулирования бухгалтерского учета не соответствует той, которая предусмотрена Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283). Так, согласно положениям названной Программы, регулирование бухгалтерского учета включает:

1) нормативное  правовое регулирование - осуществляется  Федеральным законом "О бухгалтерском  учете";

2) нормативное  регулирование - осуществляется  стандартами (Положениями по бухгалтерскому учету);

3) методическое  обеспечение (инструкции, методические  указания, комментарии). Акты Минфина  России рекомендательного, разъяснительного  и уточняющего характера. 

Исходя  из выше изложенного, в настоящее  время, отдельные акты, относящиеся к актам методического обеспечения (методические указания, инструкции и др.), назначение которых заключается в установлении методов (способов, приемов) практической реализации норм ПБУ, получают после регистрации в Минюсте России значение нормативного правового акта и "поднимаются" на один уровень с ПБУ, обуславливая возникновение неясностей и противоречий.

Таким образом, налицо "зарегулированность" отдельных вопросов нормативными правовыми  актами одного уровня. Так, например, в  отношении учета основных средств действуют следующие нормативные правовые акты Минфина России имеющие одинаковую юридическую силу:

Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01);

Методические  указания по бухгалтерскому учету основных средств.

В результате в фактически сложившейся системе  нормативного регулирования бухучета разные виды актов (нормативные правовые, нормативные и методического обеспечения) практически "перемешались" между собой, что создает соответствующие проблемы (противоречия, неясности) в регулировании бухгалтерского учета.

Для качественного  преодоления возникшей ситуации необходимо внести изменения в Федеральный  закон "О бухгалтерском учете". Прежде всего, дополнить его так называемыми коллизионными нормами, т.е. нормами определяющими порядок разрешения противоречий между разными видами актов, регулирующих бухгалтерский учет. Следующие разделы настоящей статьи посвящены возможным способам преодоления проблем нормативного регулирования бухгалтерского учета в условиях действующего законодательства.

2.Практическое задание

Методические  аспекту учетной политики Вариант Основание
1 Способ  начисления амортизации нематериальных  активов · линейный способ, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет

по нематериальным активам некоммерческих организаций  амортизация не начисляется.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают в бухгалтерском учете двумя способами: 1) накоплением  начисленных сумм на отдельном  счете;( по нематериальным активам  дебетуют счета издержек производства  или обращения (23 "Вспомогательные  производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.) и кредитуют счет 05 "Амортизация нематериальных активов) 

2)путем уменьшения  первоначальной стоимости объекта. (первоначальная стоимость нематериальных  активов списывается на счета  издержек производства или обращения непосредственно со счета 04 "Нематериальные активы". Этот способ отражения амортизационных отчислений применяют по организационным расходам и положительной деловой репутации организации. Они амортизируются в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации.) 

 
     

Используемая  литература:

1.Кондраков Н.П.Бухгалтерский учёт. Учебное пособие, 2006 г.

2.Положение  по бухгалтерскому учету.

3.ФЗ  «О бухгалтерском учете».

4.Информационно-правовая  программа «Дельта».

5.Информационно-правовая  программа «Консультант Плюс».

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского дела в РФ