Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:13, реферат
В декабре 2011 года президент подписал Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», который с 1 января 2013 года придёт на смену ныне действующему Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Новый закон был разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов, выявленных при анализе действующей системы регулирования бухгалтерского учета. Новый закон принципиально не меняет концепцию ведения бухгалтерского учета, меняется только ракурс развития сферы, механизмы работы в области. В первую очередь курс развития направлен на приближение российской системы бухгалтерского учета к европейской системе.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Реферат
по дисциплине «Новое в бухгалтерском учете»
Выполнена: Никулиной Е.С.
Проверена: Пустоваловой М.Л.
Оценка _________________________
Дата__________________________
Подпись_______________________
Челябинск
2012
В декабре 2011 года президент подписал Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», который с 1 января 2013 года придёт на смену ныне действующему Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Новый закон был разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов, выявленных при анализе действующей системы регулирования бухгалтерского учета. Новый закон принципиально не меняет концепцию ведения бухгалтерского учета, меняется только ракурс развития сферы, механизмы работы в области. В первую очередь курс развития направлен на приближение российской системы бухгалтерского учета к европейской системе.
Некоторые положения в новом документе остались прежними. Например, сроки сдачи годовой бухгалтерской отчётности, сроки хранения первичных документов, регистров и других данных бухучёта. Вместе с тем появились и нововведения: к примеру, отдельные статьи о ведении учёта при реорганизации и ликвидации компаний. Проведём сравнительный анализ двух федеральных законов и для наглядности представим его в таблице № 1.
Таблица № 1 Сравнительный анализ федеральных законов № 129-ФЗ от 21.11.1996г и № 402-ФЗ от 06.11.2011г.
Параметр сравнения |
Как было (Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ) |
Как стало (Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ) |
Примечание |
Понятие и объекты бухгалтерского учёта |
Законодательство Российской
Федерации о бухгалтерском учёте состоит
из настоящего Федерального закона, устанавливающего
единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского
учёта в Российской Федерации, других
федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации и постановлений
Правительства Российской Федерации (ст.
3 Закона). |
Законодательство Российской
Федерации о бухгалтерском учёте состоит
из настоящего Федерального закона, других
федеральных законов и принятых в соответствии
с ними нормативных правовых актов (ст.
4 Закона). |
Изменён состав законодательства
РФ о бухгалтерском учёте. |
Основные понятия, используемые в Законе |
В ст. 2 Закона даны определения следующих понятий: «руководитель организации», «синтетический учёт», «аналитический учёт», «план счетов бухгалтерского учёта», «бухгалтерская отчётность» |
В ст. 3 Закона даны определения следующих понятий: «бухгалтерская (финансовая) отчётность», «уполномоченный федеральный орган», «стандарт бухгалтерского учёта», «международный стандарт», «план счетов бухгалтерского учёта», «отчётный период», «руководитель экономического субъекта», «факт хозяйственной жизни», «организации государственного сектора» |
В новом Законе нет упоминания о синтетическом и аналитическом учёте. Вместе с тем введены новые базовые понятия: понятия стандартов бухгалтерского учёта |
Сфера действия Закона |
Распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами (п. 1 ст. 4 Закона); не распространяется на ИП и адвокатов (п. 2 ст. 4 Закона). Организации на УСН освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта, за исключением учёта основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 2 Закона) |
Действие закона распространяется
на коммерческие и некоммерческие организации;
государственные органы; ЦБ РФ; ИП и адвокатов;
находящиеся на территории РФ филиалы,
представительства и иные структурные
подразделения иностранных организаций,
если иное не предусмотрено международными
договорами (п. 1 ст. 2 Закона). Также прописано,
что закон применяется при ведении бюджетного
учёта активов; при ведении учёта доверительным
управляющим; при ведении учёта в рамках
договоров простого товарищества (п. 2,
3 ст. 2 Закона). |
Организации на УСН обязаны вести
бухгалтерский учёт в общем порядке. |
Регулирование бухгалтерского учёта |
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учётом осуществляется
Правительством РФ (п. 1 ст. 5 Закона).
Уполномоченный орган утверждает планы
счетов, положения (стандарты) по бухгалтерскому
учёту, методические указания (п. 2 ст. 5
Закона). |
Вопросам регулирования в |
Изменится система регулирования
бухгалтерского учёта. Помимо уполномоченного
федерального органа, в число субъектов
регулирования включен ЦБ РФ. Также будет
осуществляться негосударственное регулирование
бухгалтерского учёта. К ведению субъектов
негосударственного регулирования бухгалтерского
учёта отнесены разработка проектов национальных
стандартов бухгалтерского учёта, их разъяснение,
обобщение практики их применения и разработка
предложений по их совершенствованию,
а также взаимодействие с международными
неправительственными организациями
в области бухгалтерского учёта. |
Организация ведения бухгалтерского учёта |
Руководители организаций |
Руководитель экономического субъекта,
за исключением кредитной |
Ограничены права руководителя
в части ведения бухгалтерского учёта
лично. |
Главный бухгалтер |
Главный бухгалтер (бухгалтер при
отсутствии в штате должности главного
бухгалтера) назначается на должность
и освобождается от должности руководителем
организации. |
Законом введены требования к образованию,
стажу работы и отсутствию неснятой
или непогашенной судимости за преступления
в сфере экономики для главных бухгалтеров
в ОАО, страховых организациях, негосударственных
пенсионных фондах, акционерных инвестиционных
фондах и т.д. (п. 4 ст. 7 Закона). |
Новым Законом введены требования
к лицам, на которых возложена
обязанность ведения бухгалтерского
учёта. Эти требования касаются главных
бухгалтеров организаций отдельных видов
деятельности, организационно-правовых
форм, а также случаев, когда главный бухгалтер
не состоит в штате организации, а работает
по договору оказания услуг. |
Учётная политика |
Организации, руководствуясь законодательством
РФ о бухгалтерском учёте, нормативными
актами органов, регулирующих бухгалтерский
учёт, самостоятельно формируют свою учётную
политику, исходя из своей структуры, отрасли
и других особенностей деятельности (п.3
ст.5 Закона). |
Учётная политика – это совокупность
способов ведения экономическим субъектом
бухгалтерского учёта (п.1 ст.8 Закона). |
В новом Законе экономическим
субъектам предоставлено право разрабатывать
способы ведения бухгалтерского учёта
в случае, если правила не установлены
федеральными стандартами. |
Первичные учётные документы |
Первичные учётные документы принимаются
к учёту, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учётной документации,
а документы, форма которых не предусмотрена
в этих альбомах, должны содержать обязательные
реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона). |
Формы первичных учётных документов
утверждает руководитель экономического
субъекта. Формы первичных учётных документов
для организаций государственного сектора
устанавливаются в соответствии с бюджетным
законодательством РФ (п. 4 ст. 9 Закона).
Требования к обязательным реквизитам
содержатся в п. 2 ст. 9 Закона. |
Формы первичных учётных документов
теперь не будут унифицированными. Руководители
экономических субъектов смогут самостоятельно
утверждать эти формы с учётом требований
к обязательным реквизитам первичных
документов. Исключение составят первичные
документы для организаций государственного
сектора: формы первичных документов для
них будут устанавливаться в соответствии
с бюджетным законодательством. |
Регистры бухгалтерского учёта |
Регистры бухгалтерского учёта
ведутся в специальных книгах
(журналах), на отдельных листах и карточках,
в виде машинограмм, полученных при использовании
вычислительной техники, а также на магнитных
лентах, дисках, дискетах и иных машинных
носителях (п. 1 ст. 10 Закона). |
Регистр бухгалтерского учёта составляется
на бумажном носителе и (или) в виде электронного
документа, подписанного электронной
подписью. Формы регистров бухгалтерского
учёта утверждает руководитель экономического
субъекта. Формы регистров бухгалтерского
учёта для организаций государственного
сектора устанавливаются в соответствии
с бюджетным законодательством РФ (п.п.
5, 6 ст. 10 Закона). В п. 4 ст. 10 Закона приведены
требования к обязательным реквизитам
регистра бухгалтерского учёта. |
Новым Законом введены требования
к реквизитам регистров бухгалтерского
учёта, предусмотрена возможность
составления регистров в виде
электронных документов. |
Инвентаризация имущества и обязательств |
Порядок и сроки проведения инвентаризации
определяются руководителем организации,
за исключением случаев, когда проведение
инвентаризации обязательно. |
Случаи, сроки и порядок проведения
инвентаризации, а также перечень объектов,
подлежащих инвентаризации, определяются
экономическим субъектом, за исключением
обязательного проведения инвентаризации.
Обязательное проведение инвентаризации
устанавливается законодательством РФ,
федеральными и отраслевыми стандартами
(п. 3 ст. 11 Закона). |
В новом Законе не приводятся случаи
проведения обязательной инвентаризации. |
Состав бухгалтерской отчётности |
Бухгалтерская отчётность организаций,
за некоторым исключением, состоит
из бухгалтерского баланса, отчёта
о прибылях и убытках, приложений к ним,
аудиторского заключения (если организация
подлежит обязательному аудиту), пояснительной
записки. |
Годовая бухгалтерская (финансовая)
отчётность, за исключением случаев, установленных
настоящим Федеральным законом, состоит
из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых
результатах и приложений к ним. |
Бухгалтерская (финансовая) отчётность
считается составленной после подписания
её экземпляра на бумажном носителе руководителем
экономического субъекта (п.8 ст. 13 Закона
402-ФЗ). |
Отчетный период |
Отчётным годом для всех организаций
является календарный год – с 1 января
по 31 декабря включительно. |
Отчётным периодом для годовой
бухгалтерской (финансовой) отчётности
(отчётным годом) является календарный
год – с 1 января по 31 декабря включительно,
за исключением случаев создания, реорганизации
и ликвидации юридического лица. |
Дано понятие отчётного |
Представление и опубликование бухгалтерской отчётности |
Все организации, за исключением
бюджетных, казённых учреждений, представляют
годовую бухгалтерскую отчётность в соответствии
с учредительными документами учредителям,
участникам организации или собственникам
ее имущества, а также территориальным
органам государственной статистики по
месту их регистрации. ГУП (МУП) представляют
бухгалтерскую отчётность органам, уполномоченным
управлять государственным имуществом
(п. 1 ст. 15 Закона). |
Обязанные составлять бухгалтерскую
(финансовую) отчётность экономические
субъекты, за исключением организаций
государственного сектора и Центрального
банка РФ, представляют по одному обязательному
экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой)
отчётности в орган государственной статистики
по месту государственной регистрации
не позднее трёх месяцев после окончания
отчётного периода. |
Регламентированы процедуры представления
обязательного экземпляра отчётности
в орган государственной статистики. |
Внутренний контроль |
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 3 ст. 7 Закона) |
Экономический субъект обязан
организовать и осуществлять внутренний
контроль совершаемых фактов хозяйственной
жизни. |
Введена необходимость осуществления
внутреннего контроля фактов хозяйственной
жизни, ведения бухгалтерского учёта и
составления отчётности. |
Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте |
Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учёта, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учёта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учёта, искажения бухгалтерской отчётности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации |
- |
В новом Законе не определена ответственность за уклонение от ведения бухгалтерского учёта |
Основные изменения с 1 января 2013 года в налоговом законодательстве
Налоговое ведомство утвердило новую форму и формат декларации по налогу на прибыль. Речь идет о приказе ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174, прошедшем регистрацию в Минюсте в конце апреля.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления их в электронном виде утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином. Именно во исполнение этой обязанности налоговое ведомство приказом от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 утвердило:
Изменения, внесенные в часть Первую Налогового Кодекса РФ
Пункт 2 ст. 11 НК РФ дополнен
определением коэффициента-
Данный коэффициент применяется для определения:
размера фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, подлежащих уплате в 2012 г. и последующих периодах (ст. 227.1 НК РФ);
налоговой ставки налога на добычу полезных ископаемых (п.п. 12–15 п. 2 ст. 342 НК РФ);
величины предельного размера доходов организации, ограничивающей право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
размера базовой доходности при ЕНВД (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Изменения, внесенные в часть Вторую Налогового Кодекса РФ
Глава 26.1. «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»
С 1 января 2013 г. переход на уплату ЕСХН будет носить уведомительный характер.
Срок подачи уведомлений о переходе на ЕСХН будет продлен до 31 декабря (вместо прежнего периода с 20 октября по 20 ноября) календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого организации и ИП переходят на уплату ЕСХН.
Для вновь созданных
организаций и вновь
Установлен срок представления
налогоплательщиком налоговой декларации
в случае прекращения
Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»
С 1 января 2013 г. отменяется «патентная упрощенка» для ИП, которая выделяется в отдельный режим.
Сохранен лимит по доходам, необходимый для перехода на УСН – 45 млн руб., за 9 месяцев года, предшествующего году применения УСН.
Из перечня налогоплательщиков, которые не вправе применять УСН исключены ИП, занимающиеся игорным бизнесом. Правка носит технический характер, так как согласно ст. 365 НК РФ заниматься игорным бизнесом могут только организации.
Для перехода на УСН теперь не будет учитываться остаточная стоимость нематериальных активов.
Срок подачи уведомлений о переходе на УСН с 1 января 2013 г. будет продлен до 31 декабря (вместо прежнего периода с 1 октября по 30 ноября) календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого организации и ИП переходят на уплату УСН.
Для вновь созданных
организаций и вновь
Лимит доходов, при превышении которого в течение года налогоплательщики теряют право применять УСН, сохранен в размере 60 млн руб.
Если налогоплательщик применяет одновременно два режима (УСН и патентную систему налогообложения), то доходы следует учитывать по обоим налоговым режимам.
Если налогоплательщик прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении которой он применял УСН, то он обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Срок подачи уведомления
об изменении объекта
Отменено требование о переоценке валютных ценностей и обязательств «упрощенцами». Таким образом, они теперь не должны учитывать как в доходах, так и в расходах положительные и отрицательные курсовые разницы.
Скорректирован порядок уменьшения налога на сумму страховых взносов и больничных. Налогоплательщики вправе уменьшить (по прежнему – не более чем на 50%) сумму налога на:
сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ. Сейчас – уменьшать можно на сумму, уплаченную за этот период. То есть теперь взносы, уплаченные после окончания отчетного года, т.е. в начале следующего года, будут уменьшать налог следующего года;
расходы на оплату пособий
за дни временной
платежей (взносов) по договорам
добровольного личного
ИП, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по прежнему уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Если налогоплательщик сам прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении которой он применял УСН, то он обязан подать налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась УСН.
Если же он прекращает применять УСН из-за нарушения требований НК РФ, то декларацию следует представить не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.
Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»
Применение данной системы налогообложения с 1 января 2013 г. становится добровольным.Покинуть ее также можно будет добровольно, о чем следует подать заявление в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований НК РФ для ее применения.
Изменения коснулись перечня видов деятельности, в отношении которых ее можно применять:
услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойки, а также представления мест на стоянке теперь учитываются не только для автомашин, но и для мотоциклов;
уточнено, что реклама на транспортных средствах может размещаться как на внешних, так и внутренних поверхностях транспортных средств.
Для перехода на уплату ЕНВД
теперь будет учитываться не «среднесписочная»,
а «средняя» численность
Напомним, что средняя численность работников организации (S) складывается из:
среднесписочной численности работников (Sс);
средней численности внешних совместителей (Sв);
средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (Sд):
S= Sс+ Sв+ Sд.
Среднесписочная численность работников определяется на основании ежедневного учета списочной численности работников. Для ее уточнения необходимо воспользоваться первичными документами по учету труда и его оплаты. К ним, в частности, относятся табель учета рабочего времени (формы № Т-12, Т-13), приказы о приеме (форма № Т-1), переводе работников на другую работу (форма № Т-5), предоставлении отпуска (форма № Т-6) и прекращении трудового договора (форма № Т-8), личная карточка (форма № Т-2). Унифицированные формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 5.01.04 г. № 1.