Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:32, контрольная работа
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», слушающий») имеет достаточно большую историю. Изучение историографических источников дает возможность утверждать, что аудит как независимый финансовый контроль имеет многовековой период развития. Развитие контроля хозяйственной деятельности связанное с возникновением учета в государствах, расположенных в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, где учет вели на папирусе, а в дальнейшем -- на бумаге. Так, при І и II династиях в Старинном Египте (3400--2980 гг. до н.э.) через каждые два года велись инвентаризации движимого и недвижимого имущества.
1. История возникновения и этапы развития аудита за рубежом 3
2. Регулирование аудиторской деятельности в российской и зарубежной практике
2.1 Регулирование аудиторской деятельности в России. 8
2.2 Регулирование аудиторской деятельности за рубежом 11
3. Подготовительный этап аудиторской проверки.
3.1 Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на
проведение аудита 14
3.2 Понимание деятельности аудируемого лица 16
3.3 Согласование условий по проведению аудита 21
3.4 Оценка стоимости аудиторских услуг 22
Список использованной литературы 26
Приложения 27
- в США и Великобритании - относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;
- в странах Западной Европы - аудит жестко регламентируется правительством.
5-й этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике в рамках Международной федерации бухгалтеров, разработка Международных стандартов аудита. В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно-правовой формы). К 1998 г. Международные стандарты аудита ( МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югославию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию.
Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита.
2. Регулирование аудиторской деятельности в российской и зарубежной практике.
2.1 Регулирование аудиторской деятельности в России.
До 2002 деятельность аудиторов регулировалась принятыми Президентом в 1993 году Временными правилами аудиторской деятельности и рядом актов Правительства РФ и Совета по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 — лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.
В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита.
В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.
Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона «Об аудиторской деятельности » Правительство Российской Федерации приняло постановление «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.02 № 80, в котором Министерство финансов Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Основные функции уполномоченного федерального органа:
- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
- организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;
- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО). Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи — с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов — 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.
В июне 2010 г. вступил в силу приказ Минфина России от 29.12.09 г. № 146н «О создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» В состав Совета согласно нормативным документам входят 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, два представителя Минфина России, по одному представителю от Минэкономразвития России, ФСФР России и Банка России, а также два представителя от СРО (из 6 СРО, включенных в реестр). Председателем Совета является представитель пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители СРО, их число должно составить не менее 70% общего числа членов рабочего органа совета. Председатель рабочего органа назначается из их числа. Кроме этого в рабочий орган входят руководитель единой аттестационной комиссии, представители Минфина России, научной и педагогической общественности.
Среди важнейших вопросов, которые рассматривались Советом и по которым Совет принимал судьбоносные для аудиторской профессии в России решения, – законопроекты в области аудиторской деятельности и бухгалтерского учета, проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекс профессиональной этики аудиторов, система профессиональной аттестации и повышения квалификации аудиторов, организация внешнего контроля качества аудита, работа саморегулируемых организаций аудиторов, внедрение передового международного опыта организации аудиторской деятельности и профессии, их регулирования.
Совет по аудиторской деятельности:
- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
- осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности.
2.2. Регулирование аудиторской деятельности за рубежом
Современный аудит, особенно на Западе, - это аудит, основанный на риске. При этом используются положительные стороны не только подтверждающего, а также системно-ориентированного аудита, но и аудита, преимущественно основанного на статистических либо нестатистических выборочных исследованиях.
В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности.
Одна из этих концепций развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов и регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
Вторая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Рассмотрим эти системы на примере США и Франции.
В США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики аудита. Главное отличие здесь состоит именно в присутствии негосударственного регулирования аудиторской деятельности. Когда английские железнодорожники, страховые компании и другие инвесторы отправились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских кредиторов.
В 1886 г. в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, давший начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. В частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
В настоящее время в США функционируют профессиональные негосударственные аудиторские организации двух типов. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (возник в 1887 г.). Существуют также профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров (см. рисунок).
Недавно Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и еще 8 публичных аудиторских компаний объявили о создании новой организации - Центра качества аудита (the Center for Audit Quality, CAQ) с целью оказания помощи инвесторам в условиях глобализации финансовых рынков и усложнения финансовой системы. Общее направление работы Центра будет заключаться в повышении доверия аудиторской деятельности в США за счет повышения его качества. Центр качества аудита выступит связующим звеном между аудиторскими компаниями и ключевыми фигурами корпоративного сектора и инвесторами - целью "переговоров" станет обсуждение наиболее важных для функционирования рынков капитала вопросов. Подобные дискуссии планируется проводить на регулярной основе.
Членство в новой организации является открытым для всех аудиторских компаний, зарегистрированных в совете по надзору за учетом в публичных компаниях (Public Company Accountig Oversight Board, PCAOB).
Система регулирования бухгалтерского учета и аудита во Франции существенно отличается от англосаксонской модели. Фундаментом системы учета и аудита во Франции служит Коммерческий кодекс, законодательно закрепляющий необходимость ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. Ключевым звеном этой системы является Национальный бухгалтерский кодекс (аналог стандартов). Этот основополагающий документ содержит более 400 страниц и включает единый план счетов бухгалтерского учета.
Во Франции имеются две основные организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров по счетам.
Палата бухгалтеров-экспертов была создана в 1942 г. Спустя три года деятельность палаты была регламентирована правительственным декретом. Сейчас палата находится под опекой министра экономики и финансов.
Национальная компания комиссаров по счетам регулирует аудиторскую деятельность и объединяет аудиторов и аудиторские фирмы в регионах. Аудиторы и аудиторские фирмы Франции свои членские взносы перечисляют региональным отделениям, а региональные отделения - Национальной компании комиссаров по счетам. Все эти и другие требования во Франции закреплены законодательно и являются обязательными к выполнению.
Кроме названных организаций с 1 августа 2003 г. действует Высший совет по аудиту. Он является независимым административным органом при министре юстиции и решает следующие задачи:
- определяет и пропагандирует принципы профессиональной практики и профессионального поведения аудитора;
- выдает заключения в отношении норм профессиональной деятельности, выработанных Национальной компанией аудиторов перед их утверждением министром юстиции;
- следит за тем, чтобы аудитор, которому поручена проверка той или иной компании, не выступал одновременно в качестве консультанта этой компании;
- определяет направления, рамки и формы периодических контрольных проверок работ аудиторов и следит за правильным осуществлением таких проверок;
- устанавливает и поддерживает хорошие отношения с другими государственными органами, которые выполняют аналогичные функции.
Кроме того, на национальном уровне действуют комитет, занимающийся ведением списка лиц, допущенных к выполнению аудиторских обязанностей, дисциплинарная палата и контрольные органы, осуществляющие надзор над деятельностью Высшего совета. На региональном уровне создаются департаментские советы, департаментские дисциплинарные палаты и органы контроля за деятельностью департаментских советов. Следует отметить, что в состав контрольных органов входят правительственные комиссары, назначаемые Министерством экономики и финансов.
3. Подготовительный этап аудиторской проверки.
3.1 Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита
Письма об аудиторском задании готовятся аудиторской организацией согласно Международному стандарту аудита МСА 210, а также российскому федеральному правилу (стандарту). Письму-обязательству должно предшествовать официальное обращение экономического субъекта, содержащее просьбу об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.
Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными аудиторской организацией. Если подтверждение получено, условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.