- Теоретическая
часть:
Определение
сущности аудита и
сопутствующих услуг.
Различия между ними
по цели в точности
информации, по выполняемым
процедурам и порядку
оформления отчета
Сущность
аудита и аудиторской деятельности
определена Российским Федеральным
правилом (стандартом) аудиторской деятельности
(ФПСАД № 1) «Цель и основные принципы аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности».
[1]Аудит
или аудиторская деятельность представляет
собой предпринимательскую деятельность
по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой бухгалтерской отчетности
предприятий и индивидуальный предпринимателей,
платежно-расчетной документации, налоговых
декларации и других финансовых обязательств
и требований (ФЗ № 119 – ФЗ «Об аудиторской
деятельности» от 07.08.2001г.). Результатом
такой проверки является выражение мнения
аудиторской организации о степени достоверности
бухгалтерской отчетности рассматриваемого
экономического субъекта.
На
макроэкономическом уровне аудит рассматривается
как элемент рыночной инфраструктуры,
необходимость функционирования которого
основывается на таких обстоятельствах,
как:
- бухгалтерская
отчетность используется для принятия
решений только заинтересованными в ней
пользователями (руководство, собственники
имущества экономического субъекта, инвесторы,
органы власти, работники и заказчики);
- бухгалтерская
отчетность подвергается искажениям (из-за
применения оценочных значений и возможности
неоднозначного понимания фактов хозяйственной
деятельности), более того, ее достоверность
не обеспечивается автоматически, потому
что существует возможность пристрастности
составителей этой отчетности;
- зачастую,
степень достоверности бухгалтерской
отчетности большинством заинтересованных
пользователей самостоятельно не может
быть установлена вследствие затрудненности
доступа к учетной и прочей информации,
а также из-за сложности и большого
количества хозяйственных операций, отражаемых
в отчетности экономического субъекта.
Одной
из самых известных международных
организаций, которая долгое время
контролировала и координировала аудиторскую
деятельность, являлся Комитет по
аудиторской практике Международной
федерации бухгалтеров (IFAC), который
отвечал за установление стандартов и
инструкций аудита до 1991г. – теперь эта
функция выполняется Советом по аудиторской
практике. Последний, в свою очередь, предложил
очень простое определение аудита:
Аудит
– это независимое рассмотрение специально
назначенным аудитором финансовых отчетов
предприятия и выражение мнения о них
при соблюдении правил, установленных
законом. Аудитом занимается аудитор —
частное лицо или фирма, проводящие аудит
предприятия, — и партнеры такого частного
лица или такой фирмы. В необходимых случаях
понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский
персонал, действующий на основании делегирования
полномочий.
[5]
Другими словами, аудитом можно назвать
систематический процесс объективного
сбора и оценки свидетельств об экономических
действиях и событиях с целью определения
степени соответствия этих учреждений
установленным критериям и представление
результатов проверки заинтересованным
пользователям. В этом понятии заключается
несколько важных моментов:
- оценка обязательно
должна быть объективной (независимой
от влияния субъективных факторов – администрации,
акционеров или собственников, работников
компании);
- аудитор должен
определить степень соответствия данных,
которые отражены в отчетности, с действительными
данными (аудитор выражает свое мнение
о верности и обоснованности информации,
содержащейся в отчетах, но никак не подтверждает
абсолютную точность представленных данных);
- для сохранения
объективности и удовлетворения потребностей
всех пользователей в нужной информации,
аудитору необходимо точно определить,
в какой мере проверенная информация соответствует
существующим стандартам и критериям
(в международной финансовой отчетности
такими критериями являются общепринятые
принципы бухгалтерского учета).
Аудит
согласно закону об аудиторской деятельности
в Российской Федерации не заменяет
государственный контроль достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
осуществляемый в соответствии с законодательством
Российской Федерации уполномоченными
органами государственной власти. По выше
упомянутому закону аудитор – это физическое
лицо, которое отвечает квалификационным
требованиям, установленным уполномоченным
федеральным органом, и имеет квалификационный
аттестат аудитора.
Аудитор
имеет право заниматься аудиторской
деятельностью в качестве работника
аудиторской организации или лица, которое
привлекается аудиторской организацией
к работе на основании гражданско-правового
договора (возможен также вариант, когда
аудитор выступает в качестве индивидуального
предпринимателя, осуществляющего деятельность
без образования юридического лица).
Индивидуальный
предприниматель имеет право
осуществлять аудиторскую деятельность,
а также оказывать сопутствующие
аудиту услуги, однако, он не может осуществлять
иные виды предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация подразумевает
коммерческую организацию, осуществляющую
аудиторские проверки и оказывающую
сопутствующие аудиту услуги.
Отличие
аудиторской деятельности от аудита
заключается в том, что она
подразумевает предоставление различных
аудиторских услуг. Сейчас все внимание
уделяется повышению эффективности
системы управления предприятием (в первую
очередь системы внутреннего контроля).
Такой системный подход подготовил
почву для развития качественных аудиторских
услуг – теперь аудиторские структуры
больше занимаются консультационной деятельностью,
чем аудитом как таковым.
[3]
Различия между аудитом и аудиторской
деятельностью присутствуют и в определении
результатов:
- результатом
аудита, как правило, являются выводы о
состоянии финансовой отчетности – достоверности
бухгалтерской финансовой отчетности,
законности и целесообразности хозяйственных
операций, реальности статей баланса и
т.д.;
- результатом
аудиторских услуг выступают выводы о
возможном состоянии объектов в обозримом
будущем – выводы в качестве прогнозных
экономических показателей, качественных
характеристик организационной структуры
управления, системы учета и контроля.
Аудиторскую
деятельность обычно рассматривают
как предпринимательскую деятельность,
основанную на проведении непосредственно
аудита, а также на оказании сопутствующих
аудиту услуг.
Под
сопутствующими аудиту услугами понимается
предпринимательская деятельность
аудиторов (аудиторских организаций),
которая включает в себя такие
основные направления:
- консультационные
услуги;
- бухгалтерские
услуги;
- услуги по
проведению проверок и экспертиз, которые
не относятся к аудиту;
- обучение
и прочие услуги аудиторского профиля.
Перечисленные
выше виды деятельности требуют от
специалиста компетенции в области
налогообложения, бухгалтерского учета,
финансов, контроля и анализа хозяйственной
деятельности и экономики в целом.
К
услугам, которые считаются совместимыми
с проведением обязательной аудиторской
проверки у экономического субъекта
по поручению государственных органов,
в частности, относят такие, как:
- оценка активов
и пассивов, инвестиционных проектов и
экономической безопасности, систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля экономического
субъекта;
- тестирование
персонала, ответственного за ведение
бухгалтерского учета в организации;
- тестирование
персонала аудиторских фирм.
К
услугам, которые считаются совместимыми
с проведением обязательной аудиторской
проверки у экономического субъекта
на основе критериев деятельности предприятий,
в частности, относят такие, как:
- проведение
инициативного аудита;
- постановка
бухгалтерского учета;
- улучшение
ведения учета и составления финансовой
отчетности;
- контроль
ведения учета и составления финансовой
отчетности;
- контроль
начисления и уплаты налогов и других
обязательных платежей;
- анализ хозяйственной
деятельности;
- представление
интересов экономического субъекта по
доверенности перед третьими лицами;
- проведение
семинаров, повышение квалификации и обучение
персонала экономических субъектов (аудиторских
организаций);
- научная разработка,
издание методических пособий и рекомендаций
по бухгалтерскому учету, налогообложению
и анализу хозяйственной деятельности;
- консультирование
по налогового, финансового и банковского
законодательства, маркетингу, менеджменту,
оптимизации налогообложения, регистрации,
реорганизации и ликвидации предприятий;
- экспертное
обслуживание;
- компьютеризация
бухгалтерского учета, составление отчетности,
расчетов по налогообложению и т.д.
К услугам,
которые считаются несовместимыми
с проведением обязательной аудиторской
проверки у экономического субъекта на
основе критериев деятельности предприятий,
относят такие услуги, как:
- ведение и
(или) бухгалтерского учета;
- составление
деклараций по налогам;
- составление
бухгалтерской финансовой отчетности.
По
содержанию сопутствующие аудиту услуги
обычно подразделяются на:
- услуги действия
– означают создание документов, состав
которых указан в договоре с клиентом;
- услуги контроля
– подразумевает проверку документов
на предмет их соответствия критериям,
согласованным аудиторской фирмой с организацией-клиентом;
- информационные
услуги – такие услуги, которые основываются
на подготовке консультаций (письменных
или устных) по различным вопросам, а также
проведение обучения (семинаров), информационное
обслуживание и т.д.
[6]
Сопутствующие аудиту услуги, действие
и оказание которых экономический субъект
возлагает на аудиторскую фирму, оформляются
договором, к которому могут быть приложены
задания на выполнение работ и оказание
услуг. В таком случае задания должны содержать:
- перечень
вопросов, ответы на которые организация-клиент
желает получить;
- перечень
источников данных (первичные документы,
предоставляемые клиентом для обработки);
- перечень
документов, которые должны быть составлены
аудиторской фирмой в результате обработки
первичных документов.
В
состав сопутствующих услуг относятся
такие виды деятельности, как:
- обзорная
проверка означает поверхностный анализ
и исследование представленных документов,
записей и разъяснений с целью формирования
предварительного мнения о проверяемой
отчетности.
Другими
словами, это экспресс-аудит, который
характеризуется минимальными трудозатратами
на проведение проверки (цель которого
заключается в выявлении потенциально
рисковых и опасных областей, которые
могут привести к существенным искажениям
финансовой отчетности). Но не стоит забывать
и о том, что применение простейших аудиторских
процедур (запросы, разъяснения аудируемого
лица), конечно, позволяет сократить время
проверки, но и надежность полученных
результатов закономерно снизится;
- согласованные
процедуры могут выполняться аудитором
в отношении отдельных показателей финансовой
информации (дебетовой или кредитовой
задолженности, объема продаж и прибыли
подразделений и т.д.);
- компилирование
предполагает, что в данной ситуации аудитор
использует для сбора, классификации и
обобщения информации данные финансового
характера (бухгалтерского учета) с целью
составления бухгалтерской финансовой
отчетности и при этом не выражает собственного
мнения.