Организация бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть организацию ведения бухгалтерского учета на предприятиях в Российской Федерации, дать характеристику основных положений и нормативов по учетной политике предприятия, сделать соответствующие выводы на основе проведенного анализа.
В связи с этим в данной работе необходимо решить следующие задачи:
· Определить способы постановки бухгалтерского учета на предприятии.
· Формирование и порядок составления учетной политики на предприятии.
· Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики организации;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1Основные положения по ведению бухгалтерского учета на предприятии
1.1Понятие и задачи бухгалтерского учета………………………………….5
1.2Стадии (этапы) учетного процесса и способы постановки бухгалтерского учета на предприятии…………………………………………………………..6
1.3Нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на предприятии…………………………………………………………..9
2Формирование и организация учетной политики на предприятии
2.1Понятие и виды учетной политики…………………………………………11
2.2Структура учетной политики………………………………………………13
2.3Порядок составления учетной политики…………………………………..15
3Технические вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии
3.1Форма ведения бухгалтерского учета на предприятии………………….21
3.2 Способы организации бухгалтерского учета на предприятии. Структура бухгалтерской службы…………………………………………………………22
3.3Выбор техники и формы организации бухгалтерского учёта……………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по бухгалтерскому учету Лебольд К.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

1.3 Нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета на предприятии

 

   По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухотчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.

   Учет на предприятии ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “ О бухгалтерском учете”. Требования этого закона обязательны для всех организаций.

   Основным документом по учётной политике является Положение по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организаций" ПБУ 1/2008. (утверждено приказом Министерства финансов России от 06.10.2008 № 106н,

с изменениями от 11.03.2009 № 22н)

   Данное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций). Согласно ПБУ 1/2008 под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Положение распространяется:

в части формирования учётной политики - на организации, независимо от организационно-правовых форм;

в части раскрытия учётной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

   Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учётную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчётности.

 

2. Формирование и организация учетной политики на предприятии

2.1 Понятие и виды учетной политики

     Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно-экономический строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения же происходит только в техническом и организационном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика организации представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на организации с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации организации.

    Термин «учетная политика организации» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accunting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

    В приложении к приказу Министерства финансов России от 06.10.2008. № 106н под учетной политикой организации понимается «Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения фактор хозяйственной деятельности.

   

Учетная политика организации делится на 3 вида:

· организационно-техническая;

· учетная политика для целей бухгалтерского учета;

· учетная политика для целей налогообложения

На схеме 2.1. представлена Организационно-техническая учетная политика ФГУП «Почта России» - Бузулукский филиал. (Приложение 1)

     Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

   Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налоговой базы.

   Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

1) требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;

2) требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена( независимо от времени фактического получения или выплаты денег);

3) требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;

4) требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

5) требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;

6) требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

 

2.2 Структура учетной политики

 

   Учетная политика предприятия включает в себя следующие элементы.

Учет основных средств.

    К основным средствам относятся все материальные объекты, используемые больше года для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, вне зависимости от их стоимости.

    В разделе “бухгалтерской” учетной политики, посвященном основным средствам, следует указывать виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться путем начисления амортизации.

    При формировании учетной политики организации необходимо определить перечень имущества, не подлежащего амортизации, как для налогового, так и для бухгалтерского учета.

   Также в учетной политике организации необходимо определить бухгалтерские способы начисления амортизационных отчислений по группам однородных объектов основных средств.

Учет нематериальных активов.

    ПБУ 14/2000 относит к нематериальным активам только исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ, базы данных).

   Согласно п. 31 ПБУ 14/2000 в учетной политике для целей бухгалтерского учета организация должна указать следующие сведения:

- о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за деньги;

- о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

- о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

Учет производственных запасов.

    С 1 января 2002 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

    Начиная с 2002 года, к производственным запасам относятся:

- активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнения работ, оказании услуг;

- активы, предназначенные для продажи (готовая продукция, товары)

- активы, используемые для управленческих нужд организации (речь идет об аналоге малоценных и быстроизнашивающихся предметов).

    Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно. При этом такой выбор должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей их учета может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа.

 

Порядок создания резервов.

    Одним из наиболее распространенных оценочных резервов является резерв сомнительных долгов. Сомнительными признаются просроченные долги по расчетам за отгруженную продукцию (работы, услуги), которые не обеспечены какими-либо гарантиями (залогом, поручительством). Размер резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности отдельно по каждому сомнительному долгу исходя из предполагаемой платежеспособности должника.

Резерв по сомнительным долгам.

    Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода и включаются в состав внереализационных расходов. При этом сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

    Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут создавать только те организации, которые продают товары или работы, подлежащие ремонту и обслуживанию в течение гарантийного срока.

    Отчисления в резерв производятся в день реализации товаров (работ). Их размер определяют как долю фактически осуществленных организацией расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации таких товаров (работ) за предыдущие три года.

Учет займов и кредитов.

   Согласно п. 32 ПБУ 15/01 организация должна отразить в учетной политике следующие данные о заемных средствах:

- о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

- о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

- о способах начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

- о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

 

2.3 Порядок составления учетной политики

 

   Учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

  Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.

  При формировании учетной политики предлагается:

- что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);

- что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

- что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). Учётная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.

   При этом утверждается:

рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

Информация о работе Организация бухгалтерского учета на предприятии