Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:22, отчет по практике
Цель данной работы: изучение и обобщение опыта организации учета на предприятии, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского учета основных средств в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
1. раскрыть специфику бухгалтерского учета.
2. обобщить существующую практику учета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….......................
3
1.
Организация производства и управления……………………………….
4
2.
Основы организации бухгалтерского учета на предприятии………….
12
3.
Основные направления организации учета и анализа затрат на производства продукции………………………………………………….
18
4.
Анализ себестоимости продукции……………………………………….
21
5.
Отчетность о затратах на производство и себестоимости продукции….
24
6.
Ревизия себестоимости продукции……………………………………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….
34
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………... | 3 |
1. | Организация производства и управления………………………………. | 4 |
2. | Основы организации бухгалтерского учета на предприятии…………. | 12 |
3. | Основные направления организации учета и анализа затрат на производства продукции…………………………………………………. | 18 |
4. | Анализ себестоимости продукции………………………………………. | 21 |
5. | Отчетность о затратах на производство и себестоимости продукции…. | 24 |
6. | Ревизия себестоимости продукции…………………………………….. | 27 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 31 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… | 34 |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования является ЧУП «Дэл-Сервис».
Предметом исследования — организация и анализ бухгалтерской работы организации.
Цель данной работы: изучение и обобщение опыта организации учета на предприятии, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского учета основных средств в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
1. раскрыть специфику бухгалтерского учета.
2. обобщить существующую практику учета.
3. выявить направления совершенствования бухгалтерского учета.
Теоретической и информационной базой данной курсовой работы служат:
1) Нормативно-правовая информация (Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, а также инструкции и методические указания министерств и ведомств);
2) Бухгалтерская отчетность организации: бухгалтерский баланс (ф. № 1), ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 3 «Отчет о движении фондов и других средств», ф. № 4 «Отчет о движении денежных средств», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», данные текущего бухгалтерского учета.
Методами экономических исследований служат: метод экономического анализа с использованием принципов единства, анализа и синтеза; метод прогнозирования; метод изучения передового опыта; метод сравнительных характеристик; балансовый метод.
1.Организация производства и управления
ЧУП «Дэл-Сервис» работает на рынках Минска с мая 2007 года. Все это время предприятие развивалось и продолжает развиваться, превращаясь в стабильную и эффективную организацию, способную конкурировать. За все время работы торговое предприятие ЧУП «Дэл-Сервис» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовом отношении органиация.
Компания получила свидетельство о постановке на учет в государстенной налоговой службе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика. Свою официальную коммерческую деятельность ЧУП «Дэл-Сервис» начала с мая 2007 года с занесения в единый государственный реестр юридических лиц. Предприятие образовано как оптово-розничная торговая компания.
Основной целью деятельности ЧУП «Дэл-Сервис», согласно Уставу, является получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в регионе, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, развитие социальной структуры города и области.
Основной задача деятельности общества - удовлетворение потребности населения в товарах, продукции, работах, услугах.
Основным предметом деятельности ЧУП «Дэл-Сервис» является оптовая торговля мучными и кондитерскими изделиями. Дополнительными видами деятельности компании является:
- оптовая и розничная торговля фруктами, овощами, картофелем;
- оптовая и розничная торговля молочными продуктами;
- деятельность автомобильного грузового транспорта;
- организация перевозок грузов;
- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь.
ЧУП «Дэл-Сервис», помимо вышеперечисленного, может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, при условии предоставления специального разрешения (лицензии) на организацию данного вида деятельности.
Организационная структура предприятия построена по иерархическому принципу. Управление ЧУП «Дэл-Сервис» осуществляет директор, а в его отсутствие – главный инженер. Директор организует работу предприятия, выдает доверенности, открывает расчетные, валютные и другие счета в банках, заключает договоры от имени предприятия, в том числе трудовые, утверждает организационную стуктуру и штаты предприятия, применяет в соответствии с законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка меры поощрения и дисциплинарного взыскания к работникам предприятия, утверждает должностные обязанности работников, несет ответственность за результаты работы предприятия. Организационная структура предприятия регламентирована штатным расписанием предприятия.
Таблица 1.1-Показатели деятельности ЧУП «Дэл-Сервис» за 2007– 2009 гг.
Показатели | 2007г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение (цепной способ) | Темпы роста (снижения), % | ||
2008 к 2007 | 2009 к 2008 | 2008 к 2007 | 2009 к 2007 | ||||
1. Выпуск товарной продукции: |
|
|
|
|
|
|
|
1.1. В действующих ценах, тыс. р. | 76304 | 69780 | 82340 | -6524 | 12560 | 91,4 | 118,0 |
1.2. В сопоставимых ценах, тыс. р. | 73110 | 64320 | 79340 | -8790 | 15020 | 88,0 | 123,4 |
2. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку): |
|
|
|
|
|
|
|
2.1. В действующих, тыс. р. | 81221 | 71589 | 93708 | -9632 | 22119 | 88,1 | 130,9 |
2.2. В сопоставимых ценах, тыс. р. | 72518 | 69504 | 98112 | -3014 | 28608 | 95,8 | 141,2 |
3. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг: |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. В сумме, тыс. р. | 75278 | 68735 | 91952 | -6543 | 23217 | 91,3 | 133,8 |
3.2. Затраты на 1 р. реализованной продукции, р. | 0,93 | 0,96 | 0,98 | 0,03 | 0,02 | 103,2 | 102,1 |
4. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг): |
|
|
|
|
|
|
|
4.1. В сумме, тыс. р. | 2205 | -612 | -3098 | -2817 | -2486 | -13,7 | 506,2 |
4.2. к выручке от реализации (рентабельность продаж, % | 2,7 | -0,9 | -3,3 | -3,6 | -2,4 | -14,5 | 400,0 |
5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, тыс. р. | 497 | 397 | 267 | -100 | 130 | 79,9 | 67,3 |
6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р. | -2338 | -3586 | -5196 | -1248 | -1610 | 150,2 | 144,9 |
7. Прибыль (убыток) организации, тыс. р. | 2205 | -3801 | -5196 | -6006 | -1395 | -172,4 | 136,7 |
8. Чистая прибыль (убыток) тыс. р. | 495 | -4774 | -8031 | -5269 | -3257 | -9,6 р. | 166,2 |
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов , тыс. р. | 40814 | 174519 | 185237 | 133705 | 10718 | 427,6 | 106,1 |
10. Фондоотдача, р. | 1,79 | 0,4 | 0,44 | -1,39 | 0,04 | 22,3 | 110,0 |
11. Средняя заработная плата на 1 работника, тыс. р. | 680,5 | 720,7 | 780,5 | 40,2 | 59,8 | 105,9 | 108,3 |
Примечание—Источник: собственная разработка на основании Приложение Б, В
Выручка от реализации продукции составила в 2008 году 71589 тыс.руб., что ниже уровня 2007 года на 9632 тыс.руб., темп роста данного показателя составил 88,1%. Себестоимость реализованной продукции составила в 2008 году 68735 тыс.руб. и снизилась по отношению к 2007 году на 3014 тыс.руб.
Выручка от реализации в 2009 году составила93708 тыс.руб.
Средняя заработная плата работников повысилась на 143,9 тыс.руб. и составила в 2008 году 720,7 тыс.руб. Темп роста заработной платы составил 105,9%. Производительность труда возросла на 0,4 тыс. руб., и составила 17,4 млн.руб. Темп роста данного показателя составил 102,3%. Сравнивая индексы роста производительности труда и заработной платы можем сделать вывод, что рост производительности труда не опережает рост заработной платы работников, что отрицательно характеризует деятельность предприятия и выявляет резервы к росту оплаты труда работников и руководящего персонала предприятия.
Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) повышается. В 2008 году допущено снижение на 3,6% к 2007 г., оценка 2008 год – - 0,9 %.
Данные о структуре и динамике активов ЧУП «Дэл-Сервис» представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2-Данные и структуре и динамике активов ЧУП «Дэл-Сервис» за 2008– 2009 гг.
Показатели | На | На | Отклонение | Темпы | ||||
Сумма, тыс.руб. | Удель- | Сумма, тыс.руб. | Удель- | Сумма, тыс.руб. | Удель- | |||
1. Внеоборотные активы | 53131 | 44,4 | 64471 | 39,4 | 11340 | -5,0 | 121,3 | |
2. Оборотные активы, всего | 66509 | 55,6 | 99030 | 60,6 | 32521 | 5,0 | 148,9 | |
В том числе: 2.1. Запасы и затраты | 59066 | 49,4 | 72668 | 44,4 | 13602 | -4,9 | 123,0 | |
2.2. Налоги по приобретенным ценностям | 2742 | 2, 3 | 2455 | 1,5 | -287 | -0,8 | 89,5 | |
2.3. Дебиторская задолженность | 1660 | 1,4 | 6109 | 3,7 | 4449 | 2,3 | 368,0 | |
2.4. Финансовые вложения | 112 | 0,1 | 118 | 0,07 | 6 | -0,03 | 105,4 | |
2.5. Денежные средства | 2925 | 2,4 | 17676 | 10,8 | 14751 | 8,4 | 604,3 | |
2.6. Прочие оборотные активы | 4 | 0,003 | 4 | 0,002 | 0 | -0,001 | 100 | |
Итого | 119640 | 100 | 163501 | 100 | 43861 | 0 | 136,7 |
Примечание—Источник: собственная разработка на основании Приложение Б, В
Сумма внеоборотных активов составила за 2009 год 99030 тыс.руб., что выше уровня начала 2009 года на 32521 тыс.руб., тем роста составил 148,9%, а темп прироста соответственно 48,9%. Сумма оборотных активов составила в конце 2009 года 64471 тыс.руб., прирост составил 11340 тыс.руб. Наибольший рост наблюдается дебиторской задолженности на 4449 тыс.руб. Что в целом характеризует рост объемов производства предприятия.
Таблица 1.3-Данные о структуре и динамике пассивов ЧУП «Дэл-Сервис» за 2008– 2009 гг.
Показатели | На | На | Отклонение | Темпы | ||||
Сумма, тыс.руб. | Удель- | Сумма, тыс.руб. | Удель- | Сумма, тыс.руб. | Удель- | |||
1. Капитал и резервы | 65631 | 54,9 | 56686 | 34,7 | -8945 | -20,2 | 86,4 | |
Уставный фонд | 23270 | 19,5 | 23270 | 14,2 | 0 | -5,2 | 100 | |
Резервный фонд | 1007 | 0,8 | 1007 | 0,6 | 0 | -0,2 | 100 | |
Добавочный фонд | 38536 | 32,2 | 38540 | 23,6 | 4 | -8,6 | 100,0 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
2815 | 2,4 | -6134 | -3,8 | -8949 | -6,1 | -217,9 | |
Целевое финансирование | 1 | 0,001 | 1 | 0,001 | 0 | 0,00 | 100 | |
Доходы будущих периодов | 2 | 0,002 | 2 | 0,002 | 0 | 0,00 | 100 | |
2. Обязательства | 54009 | 45,1 | 106815 | 65,3 | 52806 | 20,2 | 197,8 | |
Долгосрочные обязательства | 5768 | 4,8 | 67014 | 34,7 | 50918 | 29,8 | 982,8 | |
Краткосрочные кредиты и займы | 10687 | 8,9 | 13131 | 8,0 | 2444 | -0,9 | 122,9 | |
Кредиторская задолженность | 25265 | 21,1 | 12334 | 7,5 | -12931 | -13,6 | 48,8 | |
Задолженность перед учредителями | 284 | 0,2 | 284 | 0,1 | 0 | -0,01 | 100 | |
Прочие краткосрочные обязательства | 12005 | 10,0 | 14070 | 8,6 | 2065 | -1,4 | 117,2 | |
Итого | 119640 | 100 | 163501 | 100 | 43861 | 0 | 136,7 |
Примечание—Источник: собственная разработка на основании Приложение Б, В
Капитал и резервы предприятия как свидетельствуют данные таблицы 1.3 в 2009 году на конец периода составили 56686 тыс.руб., что ниже уровня конца 2008 года на 8945 тыс.руб. Темп роста данного показателя составил 86,4 %, а темп прироста соответственно -13,6% (86,45%-100%). Сумма обязательств возросла на 52806 тыс.руб. Темп роста данного показателя составил 197,8 %, а темп прироста 97,8%. Положительным моментом является снижение суммы кредиторской задолженности на 12931 тыс. руб., или 48,8%.
Таблица 1.4-Данные о ликвидности и платежеспособности ЧУП «Дэл-Сервис» за 2007– 2009 гг.
Показатели |
На 1.01.2008 |
На |
На | Отклоне-ние | Темп роста (снижения), % |
1. Оборотные активы, тыс.руб. | 54234 | 66509 | 99030 | 32521 | 148,9 |
2. Денежные средства и финансовые вложения, тыс.руб. |
405 | 2925 | 17676 | 14751 | 604,3 |
3. Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс.руб. | 16146 | 18803 | 27898 | 9095 | 148,4 |
4. Краткосрочные обязательства, тыс.руб. | 14513 | 48241 | 39801 | -8440 | 82,5 |
5. Просроченная кредиторская задолженность, тыс.руб. | 4216 | 7599 | 9746 | 2147 | 128,23 |
6. Собственные оборотные средства, тыс.руб. | 39721 | 18268 | 59229 | 40961 | 324,2 |
7. Показатели ликвидности: 7.1. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,03 |
0,06 |
0,25 | 0,19 | 416,7 |
7.2. Коэффициент промежуточной ликвидности |
1,14 | 0,45 | 1,15 | 0,7 | 255,6 |
7.3. Коэффициент текущей ликвидности |
3,7 | 1,38 | 2,5 | 1,12 | 181,2 |
7.4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,73 | 0,27 | 0,4 | 0,13 | 148,1 |
7.5. Коэффициент покрытия просроченной кредиторской задолженности денежными средствами |
0,1 |
0,38 |
1,8 | 1,42 | 473,7 |
Примечание—Источник: собственная разработка
Показатели ликвидности предприятия показывают тенденцию роста к концу 2009 года. Что положительно характеризует деятельность предприятия. Коэффициент промежуточной ликвидности увеличился на 0,7. Темп роста составил 255,6%. Коэффициент текущей ликвидности составил 1,38 и увеличился к концу года на 1,12. Коэффициент обеспеченности собственными средствами предприятия увеличился на 0,13 и составил 0,4. В целом динамика коэффициентов ликвидности характеризуется как стабильная.
Данные о финансовой устойчивости предприятия рассчитаны в таблице 1.5.
Таблица 1.5-Данные о финансовой устойчивости ЧУП «Дэл-Сервис» за 2007– 2009 гг.
Показатели | На |
На 01.01.09 | На | Отклоне- | Темп роста (снижения), % |
1. Совокупные активы, тыс.руб. | 102319 | 119640 | 163501 | 43861 | 136,7 |
2. Капитал и резервы, тыс.руб. | 64286 | 65631 | 56686 | -8945 | 86,4 |
3. Обязательства, всего, тыс.руб. |
38033 |
54009 |
106815 | 52806 | 97,8 |
3.1. Краткосрочные обязательства, всего, тыс.руб. |
14513 |
48241 |
39801 | -8440 | 82,5 |
3.2. В том числе кредиторская задолженность, тыс.руб. |
14513 |
25265 |
12334 | -12931 | 48,8 |
4. Собственные оборотные средства, тыс.руб. |
39721 |
18268 |
59229 | 40961 | 324,2 |
5. Просроченная кредиторская задолженность, тыс.руб. |
4216 |
7599 |
9746 | 2147 | 128,23 |
6. Показатели финансовой устойчивости: 6.1. Коэффициент автономии |
0,62 |
0,55 |
0,35 | -0,2 | 63,6 |
6.2. Коэффициент финансовой зависимости |
0,37 |
0,45 |
0,65 | 0,2 | 144,4 |
6.3. Коэффициент финансового риска |
0,59 |
0,82 |
1,88 | 1,06 | 229,3 |
6.4. Коэффициент маневренности собственных средств |
0,62 |
0,28 |
1,04 | 0,76 | 371,4 |
6.5. Коэффициент структуры обязательств |
1 |
0,52 |
0,12 | -0,4 | 23,1 |
Данные таблицы 1.5 показывают рост финансовой устойчивости ЧУП к концу 2009 года по сравнению с началом периода. Наблюдается рост основных показателей:
- коэффициента финансовой зависимости 0,2;
- коэффициента маневренности собственных средств на 0,176;
- коэффициента финансового риска на 1,067;
- коэффициент структуры обязательств снизился на 0,4.
Краткосрочные обязательства предприятия снизились на 8440 тыс.руб., или 17,5% и составили 39801 тыс.руб. Просроченная кредиторская задолженность составила в конце 2009 года 9746 тыс.руб., что выше начала года на 2147 тыс.руб.
Таблица 1.6 - Данные об эффективности использования хозяйственных средств ЧУП «Дэл-Сервис» за 2007– 2009 гг.
Показатели |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | Темп роста (снижения), % |
1. Среднегодовая стоимость оборотных активов, всего, тыс.руб. |
46004 |
60372 |
82770 | 22398 | 137,1 |
В том числе: 1.1. Запасов и затрат, тыс.руб. |
8760 |
54764 |
65867 | 11103 | 120,3 |
1.2. Дебиторской задолженности, тыс.руб. |
1250 |
1788 |
3885 | 2097 | 217,3 |
1.3. Денежных средств, тыс.руб. | 183 | 1665 | 10301 | 8636 | 618,7 |
2. Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс.руб. |
11940 |
19889 |
18800 | -1089 | 94,5 |
3. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
88242 |
77888 |
100854 | 22966 | 129,5 |
4. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
75278 |
70468 |
94379 | 23911 | 133,9 |
5. Оборачиваемость в днях: 5.1. Оборотных активов |
188 |
279 |
295 | 16 | 105,7 |
5.2. Запасов и расходов | 42 | 280 | 251 | -29 | 89,6 |
5.3. Дебиторской задолженности | 5 | 8 | 14 | 6 | 175,0 |
5.4. Денежных средств | 0,7 | 7,7 | 36,8 | 29,1 | 477,9 |
5.5. Кредиторской задолженности | 57 | 280 | 72 | -208 | 25,7 |
6. Продолжительность операционного цикла , дней |
187,3 |
271,3 |
258 | 13,3 | 95,1 |
7. Продолжительность финансового цикла, дней |
130,3 |
-8,7 |
186 | 194,7 | - |
8. Оборачиваемость в разах: 8.1. Оборотных активов |
1,9 |
1,3 |
1,2 | -0,1 | 92,3 |
8.2. Запасов и затрат | 8,6 | 1,3 | 1,4 | 0,1 | 107,7 |
8.3. Дебиторской задолженности | 72 | 45 | 26 | -19 | 57,8 |
8.4. Денежных средств | 514 | 47 | 9,8 | -37,2 | 20,9 |
8.5. Кредиторской задолженности | 6,3 | 1,3 | 5 | 3,7 | 384,6 |
Примечание—Источник: собственная разработка
Данные таблицы 1.6 характеризуют эффективность использования хозяйственных средств предприятия. Наблюдается ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности к концу 2009 года на 208 дней и составила 72 дней. Продолжительность финансового цикла составило 258 дней, и сократился по отношению к началу периода на 13,3 дня. Произошло замедление оборачиваемости денежных средств на -0,1 оборота к концу года по сравнению с началом года. Данные о рентабельности предприятия описаны в таблице 1.7.
Таблица 1.7 - Данные о рентабельности ЧУП «Дэл-Сервис» за 2007– 2009 гг.
Показатели |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклоне-ние | Темп роста (снижения), % |
1. Средняя стоимость совокупных активов, тыс.руб. |
89512 |
110980 |
141571 | 30591 | 127,6 |
2. Средняя величина источников собственных средств, тыс.руб. |
60704 |
64959 |
61159 | -3800 | 94,2 |
3. Средняя величина источников привлеченных и заемных средств, тыс.руб. |
28808 |
46021 |
80412 | 34391 | 174,7 |
4. Средняя стоимость внеоборотных активов, тыс.руб. |
43509 |
50608 |
58801 | 8193 | 116,2 |
5. Средняя стоимость оборотных активов, тыс.руб. |
46004 |
60372 |
82770 | 22398 | 137,1 |
6. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг , тыс.руб. |
88242 |
77888 |
100854 | 22966 | 129,5 |
7. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
4046 |
-612 |
-3098 | -2486 | 506,2 |
8. Прибыль , тыс.руб. | 2205 | -3801 | -8031 | -4230 | 211,2 |
9. Чистая прибыль, тыс.руб. | 495 | -4774 | -8949 | 4175 | 187,5 |
10. Показатели рентабельности: 10.1. Рентабельность продаж, % |
4,6 |
-0,8 |
-3,1 | -2,3 | 287,5 |
10.2. Рентабельность совокупных активов, рассчитанная по следующим показателям: 10.2.1. Прибыли, % |
2,5 |
-3,4 |
-5,7 | -2,3 | 167,6 |
10.2.2. Чистой прибыли , % |
0,6 |
-4,3 |
-6,3 | -2,0 | 146,5 |
10.3. Рентабельность источников собственных средств, % |
0,8 |
-7,3 |
-14,6 |
-7,3 | 200,0 |
10.4. Рентабельность внеоборотных активов, исчисленная по следующим показателям: 10.4.1. Прибыли, % |
5,1 |
-7,5 |
-13,7 | -6,2 | 182,7 |
10.4.2. Чистой прибыли, % | 1,1 | -9,4 | -15,2 | -5,8 | 161,7 |
10.5. Рентабельность оборотных активов, определенная по следующим показателям: 10.5.1. Прибыли, % |
4,8 |
-6,3 |
-9,7 | -3,4 | 154,0 |
10.5.2. Чистой прибыли, % | 1,1 | -7,9 | -10,8 | -2,9 | 136,7 |
Примечание—Источник: собственная разработка
Анализ показателей таблицы 1.7 наблюдается значительное снижение рентабельности продаж к концу 2009 года на 2,3% и составило -3,1%. Рентабельность оборотных активов снизился на -6,2% и составило -13,7%. Из проведенного анализа следует, что в настоящее время комбинат находится в хорошем финансовом состоянии, и оно существенно улучшилось по сравнению с прошлым годом. Оценка структуры баланса характеризуется как удовлетворительная. Вторая причина – низкая рентабельность работы предприятия. За 2009 год от реализации продукции получен убыток в сумме 3098 тыс. рублей.
Финансово-экономическое положение остается сложным.
Основная причина в том, что в связи с жесткой конкуренцией и стремлением сохранить объем продаж, ЧУП «Дэл-Сервис» не стремится увеличивать цены на свою продукцию. Для увеличения объемов продаж предприятие применяет систему скидок в зависимости от объемов продаж и форм оплаты.
В настоящее время ЧУП «Дэл-Сервис» имеет значительные запасы готовой продукции. Их ожидаемая оценка значительно превышает установленный норматив (128 %).
2. Основы организации бухгалтерского учета на предприятии
Основными подразделениями, осуществляющими организацию экономической работы на ЧУП «Дэл-Сервис» являются бухгалтерия и планово-экономический отдел.
Бухгалтерия является структурным подразделением предприятия. Руководит работой бухгалтерии главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно директору и руководствуется в своей работе Положением о бухгалтерии (Приложение А) и должностной инструкцией.
Организация бухгалтерского учета строится на общих принципах, основными из которых являются:
- ведение бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- полнота, осмотрительность, непротиворечивость и рациональность;
- строгое документальное оформление и отражение в учете каждой совершаемой операции;
- оценка и учет имущества, финансовых вложений, требований, обязательств и других операций в белорусских рублях;
- систематизация, группировка полученной информации и отражение ее методом двойной записи;
- обеспечение сопоставимости данных аналитического учета с данными синтетического с целью формирования полной и оперативной информации, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показателями деятельности предприятия и его конечными результатами;
- инвентаризация активов и пассивов с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет ведется в соответствии с:
а) учетной политикой предприятия;
б) разработанным на базе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий рабочим планом счетов (приложение А);
в) типовыми формами бухгалтерской отчетности и указаниями по их применению и заполнению;
г) Законами Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями органов власти и управления;
д) Политикой предприятия в области качества, документами системы качества;
е) другими нормативными правовыми актами, регламентирующими учет операций.
Рисунок 1.1 - Структура бухгалтерии ЧУП «Дэл-Сервис»
Обязанности, права, ответственность и квалификационные требования к персоналу для каждого рабочего места определены в должностных инструкциях.
В обязанности главного бухгалтера входит:
- обеспечивать правильную и рациональную организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства;
- осуществлять учетную политику, направленную на предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования средств предприятия;
- взыскивать в установленные сроки дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность, соблюдать платежную дисциплину;
- обеспечивать достоверный и своевременный учет и постоянный контроль за проведением и регистрацией хозяйственных операций, движением имущества, исполнением обязательств;
- представлять качественную статистическую отчетность в установленные сроки, а также информацию по требованию Нанимателя;
- правильно и своевременно проводить инвентаризации, проверки и документальные ревизии;
- правильно исчислять налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, своевременно производить расчеты с бюджетом.;
- обеспечивать снижение себестоимости продукции по отношению к соответствующему периоду прошлого года;
- исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов настоящего контракта.
Обязанности заместителя главного бухгалтера:
- осуществлять контроль за ведением учета в местах хранения материальных ценностей и библиотечных фондов;
- обрабатывать первичную информацию по приходу и расходу материалов, составлять бухгалтерские проводки и разносить их по регистрам;
- вести учет материалов по счетам 10/1; 10/4; 10/5; 10/6; 10/7; 10/10; 10/9; 41 и 41/1 сверяя ежемесячно с бухгалтерскими данными;
- заполнять учетные регистры по расходу материальных ценностей (ведомость 12 (Приложение Г), 15 (Приложение И) Ж/о№10; 10/1, таблицы 8,9,5) по соответствующим статьям и участкам;
- осуществлять контроль за учетом затрат в производстве и определять фактическую себестоимость выпускаемой продукции по предприятию;
3.6. составлять статистическую отчетность по затратам на производство (форма 5-3);
- осуществлять контроль за движением и остатками материальных ценностей у подотчетных лиц как по сумме так и по количеству с отражением в оборотных ведомостях;
- вести учет и контроль износа МБП;
- вести учет по отгрузке прочих ТМЦ;
- вести книгу покупок, контроль за выданными доверенностями;
- исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов и настоящей инструкции;
- во время отсутствия главного бухгалтера исполнять его обязанности.,
В обязанности бухгалтера по учету реализации готовой продукции и учету затрат на производство готовой продукции входит:
- учет реализации готовой продукции с ведением расчетов с покупателями и заказчиками;
- учет расчетов по авансам полученным с разноской по бухгалтерским регистрам.
- контроль правильности применения цен готовой продукции;
- постоянное оформление расчетных документов на отгруженную продукцию и в установленные сроки передача в банк для оплаты;
- ведение обработки производственных отчетов по фактическим затратам;
- осуществление учета затрат на производство продукции, с заполнением ведомости №11 (Приложение К);
- осуществление учета незавершенного производства;
- составление отчетных калькуляций по фактической себестоимости;
- обработка банковских документов по текущим и валютным счетам с заполнением журналов-ордеров №2; №3.
- слежение за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Основные обязанности бухгалтера-кассира:
- Осуществлять учет и контроль за движением и остатками по складу ОКСа ,инструментальному складу и оборудованию, переданному в монтаж;
- производить расчет амортизации основных, транспортных средств с заполнением журнала №10 и ведомостей №12, №15;
- вести обработку путевых листов. Осуществлять контроль за списанием ГСМ по автотранспорту;
- вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяя фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком, составлять кассовую отчетность;
- соблюдать финансовую дисциплину и лимиты остатков кассовой наличности.
Согласно принятой учетной политике на предприятии применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета. По отдельным участкам бухгалтерский учет ведется с использованием специальной программы для персональных компьютеров. Разработанные организацией механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм. Отчетным годом считать период с 1 января по 31 декабря включительно.
Своевременное создание и получение первичных документов, передача их в установленном порядке и в сроки для отражения в учете производится в соответствии с утвержденным графиком документооборота.
№ п/п | Наименование документов | Кому предоставляется | Кто предоставляет | Срок предоставления |
1 | Табеля | ПЭО | Все отделы, службы, цеха | 1 числа месяца следующего за отчетным |
2
| Наряды
| Бухгалтерии
| Заготовительный участок, сборочный участок, ЩЩИ, участок удлинителей | 2 числа месяца следующего за отчетным
|
3 | Сдача актов на списание МБП, спец. одежды, инструмента, материальных ценностей, находящихся в подотчете | Бухгалтерии | Все материально-ответственные лица | До 1 числа месяца следующего за отчетным |
| Сдача товарных отчетов по павильону | Бухгалтерии | Продавец | 15 числа текущего месяца, 1 числа следующего за отчетным |
4 | Приходно-расходные накладные по складам ОМТС и МСО | Бухгалтерии | Зав.складом, кладовщики | По пятидневкам до 2-го числа месяца следующего за отчетным |
5 | Сдача материальных отчетов | Бухгалтерии | Заготовительный участок, сборочный участок, ЩЩИ, участок удлинителей, ЭМО, Cтройгруппа, Инженер по транспорту | 9 числа месяца следующего за отчетным
2 числа “ 2 числа “ 7 числа “ |
6 | Свод по заработной плате | Бухгалтерии | Бухгалтерия | 7 числа месяца следующего за отчетным |
7 | Составление баланса по предприятию | ЦП, статистика, ИМНС, банк | Бухгалтерия | 20 числа месяца следующего за отчетным |
Каждый документ, выписанный внутри организации или полученный со стороны должен содержать реквизиты, необходимые для характеристики и подтверждения факта совершения хозяйственной операции.
Лица, составившие и подписавшие первичные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также несут ответственность за достоверность содержащихся в них данных.
После составления или получения документов происходит передача их в бухгалтерию. Вся документация подлежит обязательной бухгалтерской приемке и проверке. Проверяется правильность оформления, имеются ли все обязательные реквизиты и правильно ли они заполнены, оформлен ли документ надлежащими подписями, законность и целесообразность совершенных операций, логическая увязка отдельных показателей, правильность произведенных в документе вычислений и подсчетов.
Принятые от исполнителей и полностью соответствующие предъявляемым требованиям документы подлежат бухгалтерской обработке.
Способы бухгалтерской обработки документов:
- Таксировка, предусматривает перевод приведенных в документах натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель.
- Группировка, представляет собой подбор документов в пачки по объектам учета, виду операции, времени составления документа. Ее целью является подготовка сводных данных по движению отдельных видов имущества и обязательств за отчетный период.
- Контировка – это указание в первичном или сводном документе бухгалтерских счетов для последующей записи по ним хозяйственной операции из документа.
После обработки документов и использования находящейся в них информации все документы подлежат передаче в архив для хранения.
Успешная работа любого предприятия основывается на грамотном ведении и автоматизации бухгалтерского учета. Она завоевала популярность благодаря массе преимуществ, получаемых от ее внедрения.
Автоматизация бухгалтерского учета представляет собой установку специального программного продукта на компьютер и перевод всей бухгалтерии на ЭВМ. Данная программа способна брать на себя функции бухгалтера и значительно облегчать и ускорять процесс работы, а также повышать эффективность и качество ведения бухгалтерии.
Использование программы по автоматизации бухгалтерского учета повышает оперативность и экономичность работы бухгалтерии. Своевременное получение необходимой информации и достоверных данных – основа эффективной работы предприятия. Одним из наиболее важных достоинств компьютерной обработки бухгалтерской информации является получение данных не только о состоянии дел в бухгалтерии, но и сведений об эффективности работы всего предприятия.
Автоматизация бухгалтерского учета позволяет анализировать и планировать деятельность организации. Благодаря универсальности программ автоматизации учета, их используют как бухгалтера, так и менеджеры, руководители, и сотрудники складов.
Программный продукт имеет функцию защиты данных. Исключена возможность потери или утечки информации, благодаря наличию архивных копий.
На предприятии ЧУП «Дэл-Сервис» практическое применение получила программа 1С:Бухгалтерия.
В соответствии с Трудовым кодексом весь персонал работающих по содержанию их труда подразделяется на две категории – рабочие и служащие. Работающие, относимые к категории «рабочие», подразделяются по профессиям и разрядам с установлением подразрядных тарифных ставок, а в категории «служащие» - по профессиям и должностям с установлением должностных окладов.
На ЧУП «Дэл-Сервис» используются две формы оплаты труда: сдельная и повременная, каждая из которых имеет свои разновидности, которые принято называть системами.
Сдельная оплата предусматривает оплату труда исходя из количества выполненной работы и расценок за эту работу.
Для рабочих со сдельной оплатой труда установлена сдельно-премиальная оплата труда. Она применяется когда вся выпущенная продукция оплачивается по основным сдельным расценкам, а также выплачиваются премии за те показатели в работе, которые установлены Положением по оплате труда.
3. Основные направления организации учета и анализа затрат на производства продукции
Для обобщения информации о затратах производства по выпуску продукции предназначен счет 20 «Основное производство». По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Расходы вспомогательных производств предварительно собираются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» и затем списываются на счет 20 «Основное производство».
Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и другие. На предприятии ведется в течение месяца раздельный учет затрат на производство продукции (прямых материальных затрат) по видам продукции и на управление производством (накладных расходов) в разрезе статей затрат.
Прямые материальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырья на отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции на счет основного производства (вид деятельности - производство). Это отражается в учете бухгалтерской записью:
Д-т сч. 20; К-т сч. 10
При сдаче продукции из производства на склад в учете отражается бухгалтерская запись:Д-т сч. 43 ;К-т сч. 20
Косвенные затраты, к которым относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы, учитываются в оборотно-сальдовой ведомости по счету: 20 в разрезе статей затрат. Номенклатура статей косвенных затрат складывается из статей общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
По окончании месяца итоговая сумма расходов на управление производством списывается в себестоимость реализованной продукции, что отражается проводкой:
Д-т сч. 90 «Реализация» субсчет 2 «Себестоимость реализации»
К-т сч. 20 «Основное производство».
Так из кредитовых оборотов по счетам 20 и 43 формируется себестоимость реализованной продукции.
Для расчета плановой калькуляции себестоимости единицы продукции используются цены на сырье и основные материалы на последние числа ноября и фактические затраты за ноябрь.
Расчет коэффициентов за декабрь 2008г.:
1. Транспортные расходы к сырью и материалам:
2. Тепло и электроэнергия к сырью и материалам:
3. Аренда и вода к сырью и материалам:
4. Прочие расходы к сырью и материалам:
Утвержденные ранее нормы расхода умножаются на соответствующие цены на сырье за последние числа ноября, и находится сумма расходов по каждому виду сырья и материалов.
Косвенные расходы относятся на себестоимость отдельных изделий пропорционально прямым материальным затратам. Распределение расходов происходит в следующем порядке. На найденный ранее соответствующий коэффициент умножается общая сумма расходов на сырье и материалы, и находится доля соответствующего вида косвенных расходов, приходящаяся на данное изделие.
Расходы на сырье и материалы суммируются с косвенными расходами по каждому виду продукции, и найденная величина формирует полную себестоимость соответствующего вида продукции.
Далее от полной себестоимости рассчитывается прибыль. Установленная норма прибыли - 12,5 % от полной себестоимости продукции. Сумма полной себестоимости и прибыли образует оптовую цену единицы продукции предприятия.
Затем от оптовой цены рассчитываются объединенный налог и отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Суммируя три последние величины, получают отпускную цену без НДС за 1 ед. изделия. Делением полученной суммы на вес единицы продукции получают отпускную цену без НДС одного изделия.
Таким образом, на предприятии применяется упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием ПЭВМ. Прямые материальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырья на отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции на счет основного производства (вид деятельности - производство). Косвенные затраты, к которым относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы, учитываются в оборотно-сальдовой ведомости по счету: 20. в разрезе статей затрат. Номенклатура статей косвенных расходов складывается из статей общепроизводственных и общехозяйственных расходов. По истечении месяца затраты на управление производством списываются на себестоимость реализованной продукции. При составлении калькуляции отпускной цены единицы продукции основные материальные затраты списываются прямо на себестоимость соответствующего вида продукции согласно утвержденным нормам расхода, а косвенные расходы относятся на каждое изделие пропорционально материальным затратам.
4. Анализ себестоимости продукции
При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль товарной продукции;
себестоимость сравнимой товарной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные элементы и статьи затрат.
Источники информации: Ф. № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Таблица 6.1 - Структура себестоимости по производству окон ПВХ организации ЧУП «Дел-Сервис» на 2010 год
Наименование статьей затрат | В тыс. руб. | Доля в полной себестоимости, % |
Материальные расходы, всего: | 358 | 41,0 |
в т.ч. основные материалы газ (топливо) энергия транспортно-заготовительные расходы | 122 119 76 41 | 14,0 13,6 8,7 4,7 |
Заработная плата, всего: | 315 | 36,0 |
в т.ч. основная зарплата дополнительная зарплата премия | 164 49 102 | 18,8 5,6 11,7 |
Отчисления на социальное страхование | 119 | 13,6 |
Внепроизводственные расходы | 82 | 9,4 |
Полная себестоимость | 874 | 100,00 |
в т.ч. прямые затраты | 792 | 90,6 |
косвенные затраты | 82 | 9,4 |
Их называют прямые, а вторые – косвенные. Их невозможно прямым путем включить в себестоимость конкретного вида строительной продукции при её калькулировании. Рассмотрим состав и структуру затрат, включаемых в себестоимость услуг предприятия при формировании цен (таблице 6.1).
Анализ структуры себестоимости услуг показывает, что основную долю себестоимости составляют прямые затраты на сырье, материалы, комплектующие, энергию – 41% и косвенные (накладные) затраты – 9,4%.
Схему метода стандартных издержек на отдельный вид услуг можно рассмотрим в таблице 6.2.
Таблица 6.2 - Издержки, формирующие цены на услуги ЧУП «Дел-Сервис», тыс.руб.
Основные элементы цены | Установка ПВХ по индивидуальным заказам | Установка стандартных ПВХ | ||||
Норма | Факт | Откло-нение | Норма | Факт | Откло-нение | |
Прямые затраты, всего | 318 | 324 | +6 | 304 | 295 | -8 |
В том числе: - Материалы - заработная плата основных производственных рабочих - прочие прямые затраты |
134 101
83 |
124 90
110 |
-10 -11
+27 |
117 112
75 |
120 112
63 |
+4 -
-12 |
Косвенные затраты | 109 | 96 | -13 | 98 | 101 | +3 |
Полные затраты | 427 | 420 | -7 | 402 | 396 | -6 |
Прибыль | 53 | 60 | +7 | 48 | 54 | +6 |
Выручка от реализации (цена услуги) | 480 | 480 | - | 450 | 450 | - |
На ЧУП «Дел-Сервис» используется ценовой метод стандартных издержек, который свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
Данные табл. 6.2 показывают, что удельный вес в цене составляет себестоимость услуг. На предприятии по разработанным нормам затрат на изготовление продукта и установленного процента рентабельности для получения необходимой доли прибыли формируется оптовая цена на продукцию ЧУП «Дел-Сервис». Достоинством данного метода является то, что на основании полученных данных можно провести детальный анализ отклонений и выявить причины изменения доли прибыли. У предприятия при выбранном методе затратного ценообразования есть преимущество, которое заключается в том, что имеется возможность управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине.
Отклонения по каждой статье затрат на предприятии периодически соотносится с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Нормы на предприятии периодически пересматриваются, исходя из фактических полученных результатов, и соответственно изменяются нормативные (учетные) цены, по которым предприятие реализует свою продукцию и оказывает услуги. Также постоянно пересматривается и заложенный процент рентабельности, который определяется исходя из предполагаемой прибыли и цен конкурентов, сложившихся в данный момент на рынке.
При реализации строительной продукции своим потребителям ЧУП «Дел-Сервис» определяет оптовую отпускную цену, которая состоит из себестоимости изделия и прибыли предприятия и на данную сумму начисляется налог на добавленную стоимость. По этой цене предприятие реализует свою продукцию потребителям. На основании данных таблицы 6.2 определим изменения процента рентабельности услуг от установленных норм. Полученные результаты рассмотрим в таблице 6.3.
Таблица 6.3- Рентабельность услуг на ЧУП «Дел-Сервис»
Наименование услуг | Рентабельность услуг, % | ||
норма | факт | отклонение | |
Установка эталонных дверей ПВХ | 12,4 | 14,3 | +1,9 |
Установка стандартных дверей ПВХ | 11,9 | 13,6 | +1,7 |
Полученные данные таблицы 6.3 показывают, что по данным услугам рентабельность повысилась на 1,9% и 1,7% соответственно. Это свидетельствует о том, что цены по данным видам услуг установлены в правильном направлении. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения увязываются в единую интегрированную систему.
Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.
Таким образом, можем сделать вывод о увеличении себестоимости продукции за счет увеличения стоимости сырья, затрат на оплату труда и прочих расходов.
5. Отчетность о затратах на производство и себестоимости продукции
Учётные регистры - это документы для регистрирования данных бухгалтерского учёта о наличии средств и операций с ними. По внешнему виду учётные регистры делятся на бухгалтерские книги, карточки и сводные листы:
1. Бухгалтерские книги - это сбронированые и пронумерованные листы бумаги одного формата и различного графления заверянным главным бухгалтером. Книги имеют двухстороннее строение, одна сторона отвод для дебета, а другая для кредита.
2. Карточки - это односторонни листы расгрефлёные определённым образом обычно изготавливают их из картона, стандартного размера это позволяет складывать их в специальный ящик (картотеки).
3. Свободные листы - представляют собой отдельные разграфленные листы и составляют основу современного учёта каждый лист имеет своё название и период, на который он открывается месяц, квартал или другой период.
Документы
Карточки ведомости Мемориальные ордера Накопительная и группировка вед Кассовая книга
Главная книга - - - - Регистрационный журнал
Оборотная ведомость
по счетам аналитического учета счетам учета
Рисунок 7.1- Процесс обработки документации
Примечание—Источник: собственная разработка
Основные принципы формы учета журнал – главная заключение в следующем:
1) Основным регистром совмещающим, в себе признаки систематическая и хронологическая запись, является книга Журнал – главная, в котором ведется систематический учет.
2) Записи в книге Журнал – главная делаются на основе мемориальных ордеров, составляемых в свою очередь на основе первичных документов.
3) На основе журнал – главная составляется баланс и отчетность, а аналитический учет ведется в картотеках книгах, оборотной ведомости на основе первичных документов.
Для организации учёта поступлений и расхода производительных запасов используются следующие первичные документы:
1. Накладная – используется при перевозке материалов.
2. Товарно-транспортная накладная – оформляется, если доступна осуществление автотранспортом.
3. Доверенность – подтверждает право материально ответственного лица получения товара или материалов, если они получены вне склада покупателя.
4. Счёт-фактура – составляется при совершении операций на реализации материалов, товаров, готовой продукции и др. имущества предприятий. Используется для отправление налога на добавленную стоимость. Каждая операция оформляется счётом фактуры регистрируются в книге продаж у продавца и в книге покупок у покупателя. Счёт-фактура составляется организацией поставщиком на имя организаций - покупателя в двух экземплярах: первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки товара или предоплаты пред поставщику покупателю и даёт право на зачёт сумм НДС в бюджет.; второй экземпляр счёта-фактуры остаётся у поставщика для отправления книги продаж и начисления налога НДС при реализации товара. В счёте - фактуры не допускаются подчистки, и помарки исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления. Получаемые и выдаваемые счета – фактуры хранятся раздельно в течении 5-ти лет с даты их получения или выдачи.
5. Приходный ордер – этим документом оформляется принятые на склад материальные товары, готовую продукцию. Приходный ордер оформляется на каждый вид сорт, наименование материальных ценностей, в соответствии единицей измерения.
6. Инвентарная карточка – ведётся на складе кладовщиком по каждому виду материальной ценности.
7. Требование- накладная – оформляет отпуск материалов со склада составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами того участка с которой отпускаются ценности: первый экземпляр остаётся на месте с распиской получателя.; второй экземпляр с распиской лица отпускается ценности передаётся к получателю ценностей. По требованию накладным отпуск производительных внутри предприятий.
8. Отпуск материалов на сторону или их реализация оформляется документом «Накладная на отпуск материалов на сторону»
9. В нутрии предприятия отпуск материальных ценностей может оформляться в производство.
При большом количестве первичных документов сначала оставляется накопительные и группировочные ведомости, затем на основании составляются мемориальные ордера, которые в свою очередь регистрируются в книгах Журнал - Главной. После разности сумм по счетам книги Журнал – Главная в колонках подсчитывается дебетовые и кредитовые обороты, можно рассчитать остатки, на конец месяца. Книга Журнал – Главная одновременно выполняет роль оборотной ведомости по синтетическим счетам. На основе сумм остатков на синтетических счетах составляется баланс и бухгалтерская отчётность.
Одновременно ведётся аналитический учёт в книгах, карточках, ведомостях. Данные аналитического и синтетического учёта сравниваться при помощи оборотной ведомости.
Организация формы учёта Журнал – Главная отличается простотой: основной регистр представляет собой книгу, а не отдельные листы, что позволяет избежать потери отдельных листов регистра.
Основными принципами формы учёта Журнал – Главная заключается в следующем:
1) Основным регистром в себе признан систематический и храналогический учёт, является книга Журнал – Главная, в которой ведётся синтетический учёт.
2) Записи в книге Журнала – Главная делаются на основании мемориальных ордеров, составляемых в свою очередь на основе первичных документов.
3) На основе Журнала – Главная составляется баланс и отчётность, а аналитический учёт ведётся в карточках, книгах, оборотной ведомости на основе первичных документов.
6. Ревизия себестоимости продукции
Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор синтетических и аналитических счетов. В ЧУП «Дэл-Сервис» для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 97 "Расходы будущих периодов". По дебету указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту - их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списывают на счета основного и вспомогательного производств, а также обслуживающих производств и хозяйств.
С кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.
Прямые расходы учитываются на соответствующих калькуляционных счетах издержек производства и обращения (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), а косвенные - на собирательно-распределительных счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". По окончании месяца косвенные расходы списываются со счетов 25 и 26 на калькуляционные счета издержек производства и определяется фактическая производственная себестоимость продукции. Затем фактическая производственная себестоимость продукции списывается со счетов 20, 23, 29 в дебет счета 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные", 90 "Реализация" и др.
При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале-ордере N 10.
Журнал-ордер N 10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (ф. N 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (ф. N 13), учета потерь в производстве (ф. N 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и коммерческих расходов (ф. N 15) и др.
Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков-расшифровок по прочим денежным расходам.
В журнале-ордере N 10 отражают все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в журнал-ордер N 10 записывают лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство.
В журнале-ордере N 10 отражают также все внутренние обороты по счетам затрат на производство (списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов, услуг и работ вспомогательных производств и т.п.).
В журнале-ордере N 10 используется шахматная форма записей затрат на производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах - и по отдельным элементам затрат, и по статьям калькуляции.
Следует отметить, что в журнале-ордере N 10 отражаются лишь те кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет счетов затрат на производство. Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируют в журнале-ордере N 10/1. По окончании месяца в журнал-ордер N 10/1 переносят и итоговые записи журнала-ордера N 10. Общие итоги обоих журналов-ордеров разносят затем по счетам Главной книги. При этом по данным журналов-ордеров N 10 и 10/1 производят записи в Главную книгу по дебету соответствующих счетов, а по данным журнала-ордера N 10/1 - по кредиту счетов.
Данные журналов-ордеров N 10 и 10/1 используют для составления расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции.
Аналитический учет затрат по счету 20 "Основное производство" ведут по статьям калькуляции по объектам учета затрат (отдельные виды продукции, однородные группы продукции, заказы и др.) и подразделениям предприятия (цех, участок, бригада) в карточках, свободных листах или книгах различных форм.
При автоматизированном учете вся информация о затратах на производство продукции (о движении материалов, начислении амортизации, заработной платы и др.) группируется по корреспондирующим счетам и составляется ведомость оборотов по счету 20 "Основное производство" .
Главная бухгалтерия ЧУП «Дэл-Сервис» на основании сводных данных машинограмм, ведомостей распределения сырья, материалов, заработной платы и др., получаемых в результате обработки первичных документов, осуществляет сводный учет затрат на производство продукции.
Затраты группируют по видам продукции (группам однородной продукции) и цехам. На предприятиях с бесцеховой структурой управления сводный учет затрат на производство ведут по видам продукции.
При составлении калькуляций фактической себестоимости продукции данные сводного учета используют для контроля за выполнением плана по себестоимости всей товарной продукции и ее отдельных видов.
При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т.е. к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного месяца и вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца.
К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного учета.
Остатки незавершенного производства на конец отчетного периода в массовом и серийном производстве можно оценивать в балансе по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражают в балансе по фактическим производственным затратам.
Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.
Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают - по ним составляют отдельные описи.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в сличительных ведомостях приводят два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Хозяйственная деятельность производственных предприятий не обходится без подразделений, выполняющих работы или оказывающих услуги в непроизводственной сфере, - обслуживающих производств и хозяйств.
Деятельность обслуживающих производств и хозяйств связана с использованием объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной и бытовой сферы, а также с оказанием услуг на сторону. Предприятие выделяет их в отдельные структурные подразделения. При этом такие подразделения не выделяются на отдельный баланс и не имеют отдельного расчетного счета.
Наличие на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств часто подразумевает возникновение не только затрат по их содержанию, но и получение доходов от реализации выпускаемой ими продукции, выполнения работ и оказания услуг.
При превышении доходов от деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств, над расходами, понесенными в связи с осуществлением этой деятельности, организация должна учесть результат вместе с результатами от иных видов деятельности. В том случае, если получен убыток от такой деятельности, то в целях налогообложения прибыли он учитывается в особом порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В ней содержатся сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
По видам отчетность делится на бухгалтерскую, статистическую, управленческую и налоговую. По периодичности составления различают промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная включает отчетность за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Промежуточную бухгалтерскую отчетность также называют периодической бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность – это отчеты за год. В бухгалтерской отчетности важно наиболее полное и достоверное изложение необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.
Составление отчетности на предприятии ЧУП «Дэл-Сервис» дает наглядное изображение всех плюсов и минусов деятельности, которую осуществляет данная организация.
Однако наиболее важным ее результатом стало построение целой системы нормативного регулирования, ориентирован- ной на обеспечение потребностей всех заинтересованных пользователей бухгалтерской информацией и учитывающей необходимость гармонизации стандартов российского учета с международными аналогами.
Затраты на производство продукции ЧУП «Дэл-Сервис» являются важнейшим фактором, определяющим величину прибыли организации. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия, ее достижения и имеющиеся резервы.
Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявление резервов снижения себестоимости продукции; определение цен на продукцию; исчисление национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.
Снижение себестоимости обеспечивает как непосредственный рост прибыли, так и ее увеличение за счет повышения объемов продаж, вследствие возможности применения системы гибкого ценообразования.
Для правильности определения отнесенных затрат на себестоимость продукции и проводится ревизия. Ее результатом является заключение о бухгалтерской отчетности. Оно представляет собой мнение бухгалтера-ревизора о достоверности этой отчетности.
На основании данных заключения руководитель предприятия делает вывод о правильности организации учета затрат на производство, о правильности отчислений налогов предприятия и о соответствии занимаемых должностей работников, ответственных за бухгалтерский учет затрат на производство выпускаемой продукции.
ПРИЛОЖЕНИЯ
34
Информация о работе Организация и анализ бухгалтерской работы организации