Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:23, дипломная работа
Целью работы является исследование теоретических и практических основ организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета для исследуемого предприятия. В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи: 1. Изучены теоретические основы и принципы организации и ведения бухгалтерского учета на малом предприятии; 2. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета на МП; 3. Изучены классификации критериев отношения субъекта к малому бизнесу; 4. Разработаны рекомендации по совершенствованию организации и ведению бухгалтерского учета на малых предприятиях;
ВВЕДЕНИЕ 1
Информационной базой исследования послужили годовая бухгалтерская отчетность ОООО «Сталкер» за 2007 – 2009 гг.,положения Учетной политики предприятия, регистры аналитического и синтетического учета, первичная бухгалтерская документация. 2
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность, критерии и роль малых предприятий в рыночной экономике 2
1.3 Современные проблемы организации бухгалтерского учета на малом предприятии 16
2.2 Организация бухгалтерского учета в ООО «Сталкер» 32
2.3 Организация налогового учета в ООО «Сталкер» 49
3 Рекомендации по совершенствованию организации и ведению бухгалтерского учета в ООО «СТАЛКЕР» 3.1 Совершенствование организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «Сталкер» 61
ТЕМА:ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в современной экономике
России принадлежит малому предпринимательству,
которое способствует постепенному созданию
значительного слоя мелких собственников,
что должно явиться гарантом политической
стабильности и обеспечения демократических
реформ.
Последние годы постоянно отмечаются
невысокиетемпы развития малого бизнеса,
что зачастую связано с неудовлетворительно
работающей системой государственной
поддержки этого вида предпринимательства,
с отсутствием льготных режимов налогообложения
малых предприятий, с наличием огромной
бюрократической машины, препятствующей
их эффективному функционированию.
Практика свидетельствует, что возможности
и положение среднего и крупного бизнеса
не сопоставимы с субъектами малого предпринимательства.
Поэтому необходимо определить особенности
функционирования малых предприятий,
оказывающих существенное влияние на
всю их деятельность. Как правило, субъекты
малого бизнеса имеют весьма ограниченный
финансовый потенциал, не позволяющий
им использовать труд высококвалифицированных
специалистов в области бухгалтерского
учета, налогообложения и иных отраслей
знаний, в связи с чем субъект оказывается
не способен разобраться в сложнейшей
системе российского законодательства,
регулирующего вопросы осуществления
финансово-хозяйственной деятельности,
делая его бизнес уязвимым для многочисленных
контролирующих органов, недобросовестных
конкурентов.
Сложность и несовершенство налогового
законодательства, жесткий контроль его
соблюдения приводят к тому, что вся деятельность
бухгалтерской службы малого предприятия
направлена на обеспечение налогового
учета, а одна из главных функций бухгалтерского
учета - обеспечение информацией процесса
управления организацией остается нереализованной.
Несовершенство нормативно-правовой базы
в области бухгалтерского учета, отчетности
и налогообложения применительно к малому
бизнесу приводит к не качественному отражению
информации в бухгалтерском учете и отчетности
малого предприятия и, как следствие, к
не адекватному восприятию той или иной
информации, в связи с чем проблема совершенствования
и упрощения бухгалтерского учета и отчетности
субъектов малого бизнеса становится
как никогда актуальной для российского
предпринимательства. В то же время специфика
деятельности малого бизнеса такова, что
требует нестандартных подходов к организации
и ведению бухгалтерского учета, составлению
финансовой отчетности, составу и порядку
представления показателей деятельности
субъекта для удовлетворения потребностей
в информации различных групп пользователей.
Эти проблемы, на наш взгляд, определяют
актуальность выбранной в выпускной квалификационной
работе темы.
Целью выпускной квалификационной работы
является исследование теоретических
и практических основ организации и ведения
бухгалтерского учета на малых предприятиях,
а также разработка рекомендаций по совершенствованию
бухгалтерского учета для исследуемого
предприятия.
В соответствии с заданной целью были
поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы и принципы
организации и ведения бухгалтерского
учета на малом предприятии;
2. Рассмотрены нормативно-правовые акты,
регулирующие организацию и ведение бухгалтерского
учета на МП;
3. Изучены классификации критериев отношения
субъекта к малому бизнесу;
4. Разработаны рекомендации по совершенствованию
организации и ведению бухгалтерского
учета на малых предприятиях;
5. Проведен анализ современных проблем организации и
ведения бухгалтерского учета на малых
предприятиях.
Объектом исследования является предприятие
малого бизнеса ООО «Сталкер».
При написании выпускной квалификационной
работы методологической и теоретической
основой явились литературные и справочные
источники, статьи и комментарии российских
экономистов, опубликованные в периодической
печати, законы, положения, материалы, опубликованные
в экономической литературе и периодической
печати, информационные ресурсы Internet, справочной
правовой системы (СПС) «Консультант Плюс».
Информационной базой исследования послужили годовая бухгалтерская отчетность ОООО «Сталкер» за 2007 – 2009 гг.,положения Учетной политики предприятия, регистры аналитического и синтетического учета, первичная бухгалтерская документация.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
1.1
Сущность, критерии
и роль малых предприятий в рыночной экономике
Переход к рыночной экономике потребует
изменения всей экономической инфраструктуры
страны и в первую очередь осуществление
ее демонополизации. В стране сейчас 40
тыс. предприятий, а для создания необходимой
инфраструктуры потребуется не менее
500 тыс. предприятий. Именно за счет малых
предприятий можно преобразовать социально-экономическую
структуру общества, осуществить плюрализм
форм собственности, преодолеть монополизм,
создать среду для конкуренции, и развития
рыночных отношений. В мировой экономике
огромное количество предприятий и фирм,
из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится
на мелкие предприятия (по числу работающих).
Отличительная черта малого предпринимательства
- форсированное развитие в период экономического
спада. Это обусловлено рыночной политикой
малых предприятий, нацеливающей большинство
управленческих решений, от которых зависит
текущее состояние и перспективы бизнеса,
на удовлетворение платежеспособного
спроса. Рыночная политика включает вопросы
выбора направления деятельности; определения
номенклатуры, ассортимента, объема производства
и географии сбыта; выбора схемы ценообразования;
разработки комплекса мер по обеспечению
конкурентоспособности предприятия.
Несмотря на трудности в борьбе за выживание
и остроту конкуренции между фирмами,
а так же между малыми и крупными предприятиями,
подобная форма предпринимательства,
обладает определенными достоинствами:
это гибкость и моментальная приспособляемость
к конъюнктуре рынка, способность быстро
изменять структуру производства, быстро
создавать и оперативно применять новые
технологии и научные разработки: это
дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
Доступность малого бизнеса как сферы
деятельности для широкого круга людей
обусловлена тем, что его функционирование
не предполагает крупных финансовых вложений,
не требует больших материальных и трудовых
ресурсов.
Небольшие предприятия обеспечивают рабочими
местами значительную часть населения
нашей страны и гораздо быстрее крупных
реагируют на любые изменения экономической
ситуации. Вклад в формирование ВВП нашей
страны предприятиями малого бизнеса
оценивается в 10-12 %. Доля трудоспособногонаселения,
занятого в сфере малого предпринимательства,
составляет 17-19% [19, c. 3]. Однако по численности
занятых и по удельному весу в ВВП малое
предпринимательство в России существенно
отстает от экономически развитых стран.
Темпы роста этих показателей в последние
годы невелики. Наиболее значимыми видами
рисков для малого бизнеса в России являются:
- резкое ухудшение общей ситуации в экономике;
- рост арендных платежей;
- изменение в региональном законодательстве;
- необоснованные штрафы, нарушения при
проверках и т.п.
В зарубежных странах основным критерием
отнесения хозяйствующего субъекта к
малому бизнесу является в первую очередь
средняя численность работников, занятых
за отчетный период на предприятии. Другой
наиболее часто применяемый критерий
– размер уставного капитала организации.
В Евросоюзе критерий малого бизнеса –
численность 250 человек и оборот 40млн.
евро[18, c. 3]. В США и Японии малый бизнес
представлен совокупностью значительного
числа малых и средних предприятий с численностью
работающих не более 20 человек. У значительной
части таких предприятий годовой товарооборот
составляет до 3млн. евро[15, c. 3].
С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный
закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).
Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской федерации»с января 2008 года
утратил силу.
Закон № 209-ФЗ установил новые критерии
отнесения хозяйствующих субъектов к
субъектам малого предпринимательства.
Также этим Законом введены понятия среднего
предпринимательства и микропредприятия.
Государственная политика в области развития
малого и среднего бизнеса направлена
на решение широкого перечня задач начиная
с обеспечения благоприятных условий
для ведения деятельности и заканчивая
содействием в продвижении товаров (работ,
услуг), увеличением доли производимых
субъектами малого и среднего предпринимательства
товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых
налогов (подпункты 1, 2 статьи 6 Закона
№ 209-ФЗ).
Хозяйствующие субъекты, которые относятся
к малому и среднему бизнесу – это внесенные
в Единый государственный реестр юридических
лиц потребительские кооперативы и коммерческие
организации (кроме государственных и
муниципальных унитарных предприятий),
а также индивидуальные предприниматели
и крестьянские (фермерские) хозяйства
(часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
Для юридических лиц, установлен отдельный
критерий отнесения к малому и среднему
бизнесу – суммарная доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иностранных
юридических лиц, иностранных граждан,
общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных
фондов в уставном (складочном) капитале
(паевом фонде) указанных юридических
лиц не должна превышать 25 % (за исключением
активов акционерных инвестиционных фондов
и закрытых паевых инвестиционных фондов).
А также доля участия, принадлежащая одному
или нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого и среднего
предпринимательства, не должна превышать
двадцать пять процентов.
В зависимости от численности работников
выделяются три категории хозяйствующих
субъектов. Для среднего предприятия средняя
численность работников за предшествующий
календарный год составляет от 101 до 250
человек включительно, для малого предприятия
- от 16 до 100 человек, для микропредприятия
- до 15 человек включительно (пункт 2 части
1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).
В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий
предельного значения выручки от реализации
товаров (работ, услуг) без учета НДС или
балансовой стоимости активов для каждой
категории субъектов малого и среднего
бизнеса, устанавливаемые Правительством
РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ):
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Категория субъекта хозяйственной деятельности
определяется по наибольшему показателю.
Например, если по средней численности
работников организация соответствует
среднему предприятию, а по размеру выручки
- малому, категория будет установлена
по численности работников.
Величина критериев определяется ежегодно
по данным предшествующего календарного
года. Исключением являются вновь созданные
организации или вновь зарегистрированные
индивидуальные предприниматели, которые
могут быть отнесены к субъектам малого
или среднего предпринимательства в году
начала деятельности на основании показателей,
рассчитанных со дня государственной
регистрации. Категория субъектов малого
и среднего бизнеса может измениться,
если предельные значения критериев будут
выше или ниже установленных в течение
двух календарных лет подряд.
С 1 января 2010 года вступила в силу часть
2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой
предельные значения выручки, а также
балансовой стоимости активов будут устанавливаться
один раз в пять лет с учетом данных сплошных
статистических наблюдений.
Средняя численность работников микропредприятия,
малого предприятия или среднего предприятия
за календарный год должна определяться
с учетом всех его работников, в том числе
работников, работающих по гражданско-правовым
договорам или по совместительству с учетом
реально отработанного времени, работников
представительств, филиалов и других обособленных
подразделений указанных микропредприятия,
малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ,
услуг) за календарный год исчисляется
в порядке, установленном статьей 249 Налогового
кодекса РФ (далее – НК РФ).
Балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных
активов) определяется в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о бухгалтерском учете.
Федеральный закон предусматривает создание
реестров субъектов малого и среднего
предпринимательства – получателей поддержки,
определяются цели и порядок создания
государственными органами и органами
местного самоуправления координационных
и совещательных органов в области развития
субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Федеральном законе приведен исчерпывающий
перечень оснований для отказа субъектам
малого и среднего предпринимательства
в оказании поддержки, установлены особенности
оказания некоторых форм поддержки.
Теперь отныне закон четко регулирует
отношения, возникающие между юридическими
и физическими лицами, органами государственной
власти РФ, субъектами РФ и органами местного
самоуправления по вопросам развития
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон устанавливает особенности правового
регулирования субъектов малого и среднего
предпринимательства:
- специальные налоговые режимы, упрощенные
правила ведения налогового учета, налоговые
декларации по упрощенной форме по отдельным
налогам и сборам;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского
учета и составления отчетности;
- упрощенный порядок составления статистической
отчетности;
- льготный порядок расчетов за приватизированное
государственное и муниципальное имущество;
- формы участия в процедурах размещения
заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд;
- меры по обеспечению прав и законных интересов
при осуществлении государственного контроля
(надзора);
- меры финансовой поддержки;
- меры для развития инфраструктуры поддержки;
- иные меры, обеспечивающие реализацию
заявленных законопроектом целей.
Как мы видим, в законе указано, что для
представителей малого и среднего бизнеса
предусмотрен ряд льгот. В том числе –
применение специальных налоговых режимов.
Поддержкой государства и льготными условиями
для малых предприятий пользуются во всех
развитых странах. В России поддержка
малого предпринимательства осуществляется
в соответствии с Федеральной программой
государственной поддержки малого предпринимательства,
с региональными(
1.2
Нормативно-законодательная
база, регулирующая организацию и ведение
учета на малых предприятиях
В настоящее время систему нормативного
регулирования бухгалтерского учета в
России составляют документы четырех
уровней, в зависимости от назначения
и их статуса. Одни из них обязательны
к применению, другие носят рекомендательный
характер.
Первый уровень документов включает законы,
указы Президента РФ и постановления Правительства,
регламентирующие прямо или косвенно
организацию и ведение бухгалтерского
учета в организации.
Второй уровень системы нормативного
регулирования составляют стандарты (положения)
по бухгалтерскому учету и отчетности,
которые устанавливают базовые правила
ведения бухгалтерского учета по отдельным
разделам (участкам) учета. Единственным
регулирующим органом документов этого
уровня является Минфин РФ. Учетный стандарт
можно определить как свод основных правил,
устанавливающих порядок учета и оценки
определенного объекта или их совокупности.
Учетные стандарты (положения) призваны
конкретизировать Закон о бухгалтерском
учете и отчетности.
Третий уровень системы нормативного
регулирования представлен методическими
рекомендациями (указаниями), инструкциями,
комментариями, письмами Минфина РФ и
других ведомств.
Документами четвертого уровня в системы
нормативного регулирования бухгалтерского
учета являются рабочие документы по бухгалтерскому
учету самого предприятия. Рабочие документы
самого предприятия определяют особенности
организации и ведения учета в нем. Основными
из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных
документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем рабочий
План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней
отчетности. Система нормативно-правовых
актов, регламентирующих организацию
и порядок ведения учета на малых предприятиях,
состоит из следующих документов.
Первый уровень - Законодательный. Основным
актом первого уровня является Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96
г. № 129-ФЗ, утвержденный Президентом РФ
21.11.96 г с изменениями. Закон определяет
роль и место бухгалтерского учета в системе
законодательных актов Российской Федерации,
его цели и задачи, общие методы ведения
и нормативного регулирования, обязанности
и ответственность организаций порядок
и учреждений за состояние бухгалтерского
учета и отчетности.
В соответствии с этим законом общее методологическое
руководство бухгалтерским учетом в России
осуществляет Правительство Российской
Федерации. Органы, которым федеральными
законами предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета (Министерство финансов
РФ, Центральный банк РФ, другие различные
ведомства), руководствуясь законодательством
Российской Федерации, разрабатывают
и утверждают в пределах своей компетенции
требования обязательные для исполнения
всеми организациями на территории Российской
Федерации
С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный
закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). Федеральный
закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ с нового года утратил
силу. Закон № 209-ФЗ установил новые критерии
отнесения хозяйствующих субъектов к
субъектам малого предпринимательства.
Также этим Законом введены понятия среднего
предпринимательства и микропредприятия.
Важным документом данного уровня является
также Налоговый кодекс Российской Федерации,
которым устанавливаются правила налогового
учета.
В Налоговом Кодексе РФ не установлен
такой участник отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
как субъект малого предпринимательства.
Малое предприятие участвует в отношениях,
определяемых налоговым законодательством,
как организация, признаваемая в соответствии
с НК РФ налогоплательщиком, плательщиком
сборов или налоговым агентом. В НК РФ
и принятых в соответствии с ним федеральных
законах о налогах и сборах не предусмотрены
какие-либо льготы или особенности исчисления
и уплаты налогов и сборов для субъектов
малого предпринимательства. Налоговым
Кодексом РФ (часть первая, ст. 18) введено
понятие «специальный налоговый режим».,
который создается в рамках специальной
(и не обязательно льготной) системы налогообложения,
для ограниченных категорий налогоплательщиков
и видов деятельности, обязательно включающей
в себя единый налог, как центральное звено,
и сопутствующее ему ограниченное количество
других налогов и сборов, заменить которые
единым налогом либо нецелесообразно,
либо просто невозможно. Специальный налоговый
режим, по сравнению с общим режимом налогообложения,
можно рассматривать в качестве особого
механизма налогового регулирования определенных
сфер деятельности. В настоящее время
существует практика применения специальных
режимов налогообложения, к которым относят:
- система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог) (глава 26.1 НК РФ);
- упрощенная система налогообложения
(глава 26.2 НК РФ);
- система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);
- система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции (глава
26.4 НК РФ).
С точки зрения применения специальных
налоговым режимов к субъектам малого
предпринимательства, наибольший интерес
представляет упрощенная система налогообложения.
К первому уровню системы следует отнести Гражданский
кодекс Российской Федерации, части 1 и
2. Гражданский кодекс РФ регулирует правовые
отношения, возникающие в процессе хозяйственной
и иной деятельности, основанные на праве
собственности, договорных, имущественных
и других обязательствах участников правоотношений.
Второй уровень - Нормативный. К нему относятся
следующие стандарты (положения по бухгалтерскому
учету):
1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы
организации» - ПБУ 9/99. Утверждено приказом
Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
Положение устанавливает правила формирования
в бухгалтерском учете информации о доходах
коммерческих организаций (кроме кредитных
и страховых организаций), являющихся
юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы
организации» - ПБУ 10/99. Утверждено приказом
Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н. [14]
В ПБУ 9/99 и 10/99 указывается, что субъект
малого предпринимательства может принять
решение об использовании кассового метода
учета доходов и расходов; признавать
коммерческие и управленческие расходы
в себестоимости проданной продукции,
товаров, работ, услуг полностью в отчетном
году их признания в качестве расходов
по обычным видам деятельности.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» - ПБУ 4/99. Утверждено
приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (в
ред. Приказа Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н). Настоящее
положение устанавливает состав, содержание
и методические основы формирования бухгалтерской
отчетности организаций, являющихся юридическими
лицами по законодательству Российской
Федерации, кроме кредитных организаций
и бюджетных организаций.
4. Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации. Утверждено приказом Минфина
РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина
РФ от 24.03.2000 г. №31н). В Положении по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности определено, что предприятия,
относящиеся к малым, могут составлять
бухгалтерскую отчетность в сокращенном
объеме. Субъект малого предпринимательства,
не обязанный проводить аудит годовой
бухгалтерской отчетности, может принять
решение о представлении бухгалтерской
отчетности в объеме показателей по группам
статей Бухгалтерского баланса и статьям
Отчета о прибылях и убытках без дополнительных
расшифровок в указанных формах. Субъект
малого предпринимательства имеет право
не представлять в составе бухгалтерской
отчетности Отчет об изменениях капитала
(форма № 3), Отчет о движении денежных
средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому
балансу (форма № 5), пояснительную записку.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная
политика организации» - ПБУ 1/08. Утверждено
приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, который
содержит основы формирования (выбора
и обоснования) и раскрытия (предания гласности)
учетной политики организаций, являющихся
юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (за исключением
кредитных организаций). Согласно этому
положению, учетная политика предприятия
представляет собой выбранную совокупность
способов ведения бухгалтерского учета
— первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового
обобщения фактов хозяйственной деятельности.
При этом к способам ведения бухгалтерского
учета относятся способы группировки
и оценки фактов хозяйственной деятельности,
погашения стоимости активов, приемы организации
документооборота, инвентаризации, способы
применения счетов бухгалтерского учета,
системы регистров бухгалтерского учета,
обработки информации и иные соответствующие
способы, методы и приемы.
Согласно Положению по бухгалтерскому
учету «Учетная политика организации»
(ПБУ 1/2008): при организации бухгалтерского
учета субъект малого предпринимательства
должен исходить из требования рациональности,
т.е. его учетная политика должна обеспечивать
рациональное ведение бухгалтерского
учета исходя из условий хозяйствования
и величины организации.
Третий уровень - Методический. К этому
уровню документов относятся Методические
указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств. Утверждены
приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49. Методические
указания устанавливают порядок проведения
инвентаризации имущества и финансовых
обязательств организации и оформления
ее результатов.
Особое место среди нормативных
Данным документом установлено, что малое
предприятие ведет бухгалтерский учет
в соответствии с едиными методологическими
основами и правилами, установленными
Федеральным законом «О бухгалтерском
учете», Положением о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации, положениями
(стандартами) по бухгалтерскому учету,
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, а также данными
Типовыми рекомендациями.
Малые предприятия могут применять для
документирования хозяйственных операций
формы, содержащиеся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной
В рекомендациях представлены особенности
организации бухгалтерского учета и его
ведения при кассовом методе учета доходов
и расходов на предприятиях, относящихся
к субъектам малого бизнеса.
Важнейшим документом этого уровня является
также План счетов бухгалтерского учета
финансово – хозяйственной деятельности
организации и Инструкция по его применению.
Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000
г. № 94н.
По Плану счетов бухгалтерского учета
и в соответствии с настоящей Инструкцией
бухгалтерский учет должен вестись в организациях
(кроме кредитных и бюджетных) всех форм
собственности и организационно-правовых
форм, ведущих учет методом двойной записи.
Четвертый уровень - Организационный.
Организации, руководствуясь нормативными
актами органов, регулирующих бухгалтерский
учет, должны самостоятельно формировать
свою учетную политику, исходя из своей
структуры, отрасли и других особенностей
деятельности (согласно статье 5 закона
«О бухгалтерском учете»).
Содержание учетной политики предприятия
оформляется специальным внутренним документом
— приказом об учетной политике. Главный
бухгалтер организации ежегодно составляет
этот документ и несет ответственность
за его формирование, а руководитель –
утверждает. Ответственность за содержание
приказа об учетной политике возложена
на руководителя организации, и именно
его подпись делает приказ об учетной
политике руководством к действию.
Формируя свою учетную политику в методическом,
техническом и организационном аспектах,
организация может:
1. Выбрать один из предлагаемых нормативными
документами вариантов ведения бухгалтерского
учета конкретных хозяйственных операций
.
2. Самостоятельно разработать методику
бухгалтерского учета конкретных фактов
хозяйственной жизни в случае, когда таковая
не установлена нормативными документами
3. Применять методику бухгалтерского
учета, отличную от предписанной нормативными
документами, если, по мнению бухгалтера,
содержащаяся в нормативных документах
по бухгалтерскому учету методология
не позволяет достоверно отразить соответствующие
факты хозяйственной жизни. Такое отступление
от предписаний нормативных документов
должно быть раскрыто и обосновано в пояснительной
записке к бухгалтерской отчетности организации.
На основе Плана счетов бухгалтерского
учета и Инструкции по его применению
организация утверждает рабочий план
счетов бухгалтерского учета, содержащий
полный перечень синтетических и аналитических
(включая субсчета) счетов, необходимых
для ведения бухгалтерского учета, составляет
график документооборота.
Особенность документов четвертого уровня
состоит в том, что изложенные в них рекомендации
и методические положения не должны противоречить
нормативным документам 1- 3-го уровней.
В течение последнего десятилетия идет
адаптация российского бухгалтерского
учета к рыночным условиям его реформирования
в соответствие с требованиями МСФО. Накопился
определенный опыт и к настоящему времени
утверждено и действует 22 положения по
бухгалтерскому учету (ПБУ), а также новый
план счетов. В связи с этим был разработан
и внедрен новый нормативный документ
«Концепция развития бухгалтерского учета
и отчетности РФ на среднесрочную перспективу».
Данная концепция разработана по решению
правительства РФ, одобрена приказом Минфина
от 01.07.04 г. № 180 и направлена на повышение
качества информации, формируемой в бух
учете и отчетности, а также обеспечение
гарантированного действия к ней заинтересованных
пользователей.
В целом, стоит отметить, что законодательство
о бухгалтерском учете в настоящее время
представляет собой самостоятельную отрасль
права. При этом состав нормативных актов
неуклонно расширяется. Вместе с тем в
российской системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета не решены, на наш
взгляд, многие концептуальные вопросы,
касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия
нормативного регулирования бухгалтерского
учета и налогового законодательства.
Для эффективного функционирования предприятий
малого бизнеса необходимо дальнейшее
развитие законодательной и нормативной
базы, регулирующей их деятельность и
учитывающей специфику малого предпринимательства.
Так как несовершенство нормативно-правовой
базы в области бухгалтерского учета,
аудита и налогообложения применительно
к малому бизнесу приводит к не качественному
отражению информации в бухгалтерском
учете и отчетности малого предприятия
и, как следствие, к не адекватному восприятию
той или иной информации.
Совершенствование законодательной базы
и правового регулирования предпринимательской
деятельности через систему законов прямого
действия позволит создать условия, способствующие
свободе предпринимательства и устранению
административного вмешательства в деятельность
субъектов малого бизнеса.
Предоставление равных условий всем хозяйствующим
субъектам для входа на рынок, устранение
административных барьеров, регламентация
контролирующих функций государства,
усиление государственной поддержки предпринимателей
должны стать главными составляющими
законотворческой деятельности государства,
направленными на активизацию предпринимательской
деятельности в Российской Федерации.
1.3
Современные проблемы
организации бухгалтерского учета на
малом предприятии
Число малых предприятий в России постепенно
растет из года в год. А с принятием изменений
в критериях отнесения предприятий к числу
малых, их количество еще больше увеличивается.
Но законодательство по бухгалтерскому
учету в основном направлено на регулирование
учета и отчетности крупных предприятий.
Встает вопрос о том, как правильно и рационально
использовать бухгалтерское законодательство
малым предприятиям, так как многие положения
по бухгалтерскому учету не ориентированы
на специфику малых предприятий. Необходимо
решать вопросы о возможности и необходимости
применения тех или иных нормативных требований
и бухгалтерских стандартов.[14, с. 28]
Вопрос об упрощении бухгалтерского учета
для малых предприятий детально обсуждался
в разных странах. Так, в Канаде пришли
к выводу, что разработка каких либо специальных
стандартов учета для малых предприятий
нежелательно; их отчетность должна быть
подготовлена в соответствии с общими
требованиями. Но ИГ СБС (Исследовательская
группа Совета по бухгалтерским стандартам)
рекомендовала установить, что правила
учета и отчетности для малых предприятий
могут отличаться от общих в том случае,
когда эти общие правила не отвечают потребностям
малого предприятия либо затраты на их
применение слишком высоки (например,
вопрос об учете и отчетности финансовых
инструментов, информация об акционерном
капитале, связанных сторонах и т.д.).
В Великобританиисуществует похожий подход,
уже в 1997 г. был разработан стандарт финансовой
отчетности для предприятий малого бизнеса
(СФОМБ).В странах ЕС специальных стандартов
по бухгалтерскому учету для малых предприятий
не разрабатывают, но такие предприятия
освобождены от ряда требований по раскрытию
информации, предоставлению и публикации
отчетности.Таким образом, общим для большинства
стран являются более низкие требования
к раскрытию информации в бухгалтерской
отчетности, а также предоставлению и
публикации бухгалтерской отчетности.[31,
с. 212]
В Российской Федерации бухгалтерские
стандарты разрабатываются и утверждаются
для всех предприятий, хотя некоторые
из них могут малыми предприятиями не
использоваться (стандарты не отвечают
нуждам малых предприятий). Упрощение
учета в РФ для малых предприятий в основном
касается «технического» аспекта бухгалтерского
учета: упрощение идет по направлению
сокращения рабочего плана счетов и возможностью
применения упрощенной формы бухгалтерского
учета с применением небольшого числа
бухгалтерских регистров. Предоставление
бухгалтерской отчетности малыми предприятиями
обязательно, но допускается предоставлять
отчетность в сокращенном виде.
Бухгалтерская отчетность предприятий
малого бизнеса имеет некоторые особенности,
которые помогают упростить отражение
информации в бухгалтерском учете и отчетности,
тем самым помогая функционировать данной
категории представителей рыночных отношений.
Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает
упрощенный порядок составления субъектами
малого и среднего предпринимательства
статистической отчетности.
Организации - субъекты малого предпринимательства
составляют и представляют бухгалтерскую
отчетность в обычном порядке.
При применении общей системы налогообложения
бухгалтерская отчетность составляется
в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ,
Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв.
Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н),
Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций»
(далее - Приказ № 67н).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ
бухгалтерская отчетность организаций,
имеющих статус субъектов малого предпринимательства,
за исключением отчетности бюджетных
организаций, а также общественных организаций
(объединений) и их структурных подразделений,
не осуществляющих предпринимательскую
деятельность и не имеющих, кроме выбывшего
имущества, оборотов по реализации товаров
(работ, услуг), включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним, предусмотренные нормативными
актами;
- аудиторское заключение, подтверждающее
достоверность бухгалтерской отчетности
организации, если в соответствии с федеральными
законами она подлежит обязательному
аудиту.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется
в адреса и сроки в соответствии с Законом
№129-ФЗ.
Несмотря на продолжение процесса реформирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации
остаются нерешенными ряд проблем, в частности:
1) остается спорным вопрос о применении
всех требований бухгалтерских стандартов
малыми предприятиями;
2) вопрос о разработке специальных стандартов
для малых предприятий;
3) вопрос о совместимости финансовых требований
с налоговыми (для малых предприятий это
имеет большое значение). [30, с. 168]
При решении вопроса о применимости бухгалтерских
стандартов необходимо руководствоваться
следующими критериями:
1) соответствие финансовой информации
и управленческой информации. В финансовом
учете операции должны отражаться таким
образом, чтобы это соответствовало и
управленческим нуждам предприятия;
2) информация, получаемая при использовании
соответствующих стандартов должна отвечать
потребностям пользователей финансовой
отчетности малого предприятия;
3) стандарты должны быть совместимы с
требованиями налоговых органов в части
расчета налогооблагаемой прибыли. Но,
так как в настоящее время бухгалтерский
учет и налоговый учет разведены, то выполнение
данного критерия невыполнимо. Следовательно,
возникает следующая проблема: проблема
соотношения бухгалтерского и налогового
учета. [36, с. 213]
При решении данного вопроса необходимо
исходить из того, что налоговый учет предназначен
только для обеспечения правильности
расчетов с государством, поэтому, в нем
нет необходимости отражать какую-либо
дополнительную информацию, не имеющую
отношения к налоговым расчетам. Следовательно,
налоговый учет должен быть как можно
менее трудоемким.
Бухгалтерский учет должен обеспечить
потребность внутренних пользователей
(менеджмент) в информации, необходимой
им для управленческих целей. В ряде стран,
в частности во Франции, особенностью
национально плана счетов является двухуровневая
система счетов для финансового и управленческого
учета. Но система управленческого учета
применяется лишь крупными компаниями.
В России типовой план счетов двухуровневой
системы счетов не предусматривает, предусмотрены
лишь счета, на которых может формироваться
информация о затратах в разрезе, необходимом
для предприятия. . [12, с. 55]
Двухуровневая система счетов финансового
и управленческого учета может быть самостоятельно
разработана и применена малым предприятием.
Это сократит объем учетной работы и повысит
оперативность формируемой информации
для управленческих целей.
Таким образом, разработка специальных
стандартов учета для малых предприятий
не является необходимым элементом законодательного
регулирования бухгалтерского учета.
Такие предприятия вполне могут пользоваться
«общими» стандартами (положениями) минуя
те, использование которых является затратоемким
при одновременном отсутствии информационной
необходимости в конкретной информации.
В некоторых стандартах прямо указано,
что «данное положение может не применяться
малыми предприятиями». К числу таких
стандартов относятся ПБУ 8/01 «Условные
факты хозяйственной деятельности», ПБУ
12/2000 «Информация по сегментам» и ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль».
Это связано с тем, что круг собственников
малых предприятий ограничен, так как
по организационно-правовой форме — это
общества с ограниченной ответственностью
или закрытые акционерные общества.
Собственники таких предприятий активно
участвуют в хозяйственной деятельности.
К активным пользователям финансовой
информации малых предприятий, предоставляемой
в бухгалтерской отчетности, относятся
менеджмент и собственники, а так же налоговые
органы и органы государственной статистики.
Органы управления и собственники предприятий
— это, как правило, одни и те же лица, которые
в полной мере осведомлены о ситуации
на предприятии. А налоговые и статистические
органы не востребованы в объективной
и полной информации, содержащейся в отчетности,
поэтому малые предприятия предоставляют,
как правило, сокращенную бухгалтерская
отчетность, а именно Бухгалтерский баланс
и Отчет о прибылях и убытках. Поэтому
использование вышеуказанных бухгалтерских
стандартов для малых предприятий в данном
случае не имеет смысла, так как информация,
получаемая при их использовании, остается
невостребованной. [37, с. 32]
Совсем по-иному обстоит дело у тех предприятий,
которые нуждаются в заемных средствах,
инвестициях, - у них возникает необходимость
публичного размещения ценных бумаг организации.
В таком случае, несмотря на возможное
наличие относительно больших затрат,
связанных с применением некоторых положений
бухгалтерских стандартов и раскрытием
информации в отчетности (в полном объеме),
предприятию выгоднее их осуществить,
так как к числу пользователей отчетности
добавляются потенциальные кредиторы,
инвесторы. Они востребованы в информации
и о движении денежных средств, и о капитале
организации, и обо всех налоговых обязательствах.
В данном случае возникает необходимость
предоставления отчетности в полном объеме,
содержащей объективную, достоверную
информацию, полученную при соблюдении
всех требований бухгалтерских стандартов.
А затраты предприятия на выполнение всех
этих требований могут быть не сравнимы
с вложениями, которые они получат в дальнейшем
от привлечения заемного или инвестиционного
капитала.
В международной и в российской практике
нет единого подхода к упрощению системы
учета для малых предприятий. Упрощение
учета на каждом конкретном предприятии
будет зависеть от структуры организации,
ее собственников, востребованности информации
внутренними и внешними пользователями.[39,
с. 64]
Существует и ряд других проблем при организации
и ведении бухгалтерского учета на малых
предприятиях. Одной из них является составление
финансовой отчетности. Важнейшим источником
информация в обеспечении финансово-хозяйственной
деятельности организации служит бухгалтерская
(финансовая) отчетность, являющаяся заключительным
этапом учетного процесса.Бухгалтерская
отчетность представляет собой систему
показателей,отражающих имущественное
и финансовое положение организациина
определенную отчетную дату, а также финансовые
результатыее деятельности за отчетный
период. Эта отчетность должна быть информационно
насыщенной, чтобы обеспечивать возможность
пользователям принимать обоснованные
выводы и решения. [46, с. 44]
В настоящее время существуют проблемы
формирования отчетности малых предприятий
с учетом требований к раскрытию информации.
Не всю информацию можно получить из бухгалтерской
отчетности. Поэтому организации, в зависимости
от целей пользователей отчетности, формируют
другие виды финансовой отчетности: для
внутренних целей, длягосударственного
статистического наблюдения, для кредитной
организациии др. Э.С. Хендриксони М.Ф.,
Ван Бред [45, с. 245]отмечают, что настоящее
время ознаменовалось разрастанием финансовыхотчетов
и может быть названо «эпохой примечаний».
Отчетность субъектов малого предпринимательства
— это набор регламентированных показателей,
представленныхв специальных бланках,
подлежащих предъявлению в налоговые,
статистическиеорганы и соответствующие
фонды. В соответствии с НК РФ [1]налогоплательщики
обязаны представлятьв налоговые органы
информацию в форме налоговой отчетности(налоговые
декларации), подтверждающую полноту,
своевременностьи правильность расчета
подлежащих к уплате налогови характеризующую
финансовое состояние предприятия в виде
бухгалтерскойотчетности. Российское
законодательство не предусматривает
случаев полного освобождения от уплаты
налогов, поэтому любой субъект малого
предпринимательства обязан представлять
в налоговые органы налоговые декларации.
Состав, сроки, порядок и формыналоговой
отчетности зависят от режима налогообложении,
видов осуществляемой деятельности, организационно-правовой
формы налогоплательщика и иных показателей.
В соответствии с Указаниями об объеме
форм бухгалтерской отчетности, утвержденными
приказомМинистерства финансов РФ № б7н,
субъекты малого предпринимательства,
не обязанные проводить независимую аудиторскую
проверку достоверности бухгалтерской
отчетности, имеют право не представлять
в составе годовой бухгалтерской отчетности
формы № 3 «Отчетоб изменениях капитала»,
№ 4 «Отчет о движении денежных средств»,
№ 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
и пояснительную записку. Если субъект
малого предпринимательства применяет
упрощенный режим налогообложения, то
Форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и Форму
№ 2 «Отчет о прибылях и убытка» они также
не предоставляют.
Если субъект малого предпринимательства
подлежит обязательному аудиту, то отчетность
представляется в полномобъеме: бухгалтерский
баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках
(форма № 2), отчет об изменениях капитала
(форма № 3), отчет о движении денежных
средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу
(форма № 5), пояснительная записка и аудиторское
заключение. Малые предприятия обязаны
направлять в органы государственной
статистики специальные формы статистической
отчетности-«Сведения об основных показателях
деятельности малого предприятия», а также
формы годовой бухгалтерской отчетности
в установленный для нее срок. [22, с. 697—699].
Законодательство не предусматривает
особенностей по срокам представления
квартальной и годовой бухгалтерской
отчетности для малых предприятий, отличные
от сроков представления отчетностидля
всех остальных организаций, установленных
Законом РФ«О бухгалтерском учете».
Информация, приведеннаяв формах бухгалтерской
отчетности, потребляется различными
группами пользователей с разносторонними
интересами. В таком случае следует акцентировать
внимание на точку зрения В.Ф. Палия, по
мнению которого, различные пользователи
по-разному воспринимаюти интерпретируют
информацию бухгалтерских отчетов [36. с.
15]. Удовлетворить все интересы пользователей
с помощью типовыхформ невозможно, так
как необходимо представлять в них огромное
количество показателей. Значительная
роль приопределении объема дополнительной
информации, включаемой в поясненияк бухгалтерскому
балансу и отчету о финансовых результатах,отводится
не столько Министерству финансов РоссийскойФедерации,
сколько самой организации, исходя из
условий предпринимательской деятельности,
достигнутых результатов и интересовотдельных
пользователей [34, с. 7- 8].
Потребность в предоставление информации
отдельным группам пользователей свидетельствует
не об ущемлении интересов одних в пользу
других, а о том, что у субъекта малого предпринимательства,
в отличие от крупногои среднего бизнеса,
свой специфический круг пользователей. В
Российской Федерации единственным реальным
пользователем представляемой организацией
бухгалтерской отчетности являются налоговые
органы. По мнению Э.С. Хендриксена и М.Ф.
Ван Бреды, проблема «перекоса» учетной
информации в сторону налоговых органов
лежитв основе соотношения бухгалтерского
и налогового законодательства. Такая
зависимость бухгалтерской методологии
от норм налогового законодательства
объясняется влиянием налоговых органов
как пользователей учетной информации
в конкретной экономической ситуации [45,
с. 87].
Как отмечают Д. Блейк и О. Амат, в некоторых
странах закон требует, чтобы бухгалтерские
отчеты были подготовлены в соответствии
с налоговым законодательством. Германия,
которая является лидером такого подхода,
применяет для этихцелей принцип обязательности.
В других странах закон разрешает выбирать
между различными системами бухгалтерского
учета и отчетности, причем получение
определенных налоговых льгот напрямуюзависит
от выбранного метода [39, с. 40]. Для нашей
страны, по мнению А.С. Бакаева, актуален
принцип разделения целей налоговой отчетности
и отчетности, составленной в соответствии
с требованиями бухгалтерского законодательства [16,
с. 7].
Систематизируя вышесказанное, можно
сделать выводы о том,что при составлении
бухгалтерской отчетности субъектами
малого предпринимательства возникает
ряд проблем, требующих решения:
1. В нормативно-правовой базе приводится
перечень типовых форм бухгалтерской
(финансовой) отчетности, которые являются
общими для всех коммерческих организаций,
в том числе и для малых предприятий (приказ
№ 64н). Данный универсальныйподход к составу
форм отчетности является не совсем корректнымв
силу специфических особенностей деятельности
организаций малогобизнеса и круга пользователей
отчетности.
2. Существующие формы отчетности недостаточно
отражают финансово-хозяйственную деятельность
субъекта малого предпринимательства,
что приводит к необходимости в дополнительных
формах.
3. Ввиду того что одним из основных потребителей
информации, приведенной в бухгалтерской
отчетности, являются налоговые органы, малым
предприятиям придется в большей степени
акцентировать внимание на раскрытие
показателей налогового учета в пояснительной
записке.
4. При составлении форм отчетности для
различных групп пользователей субъекту
малого бизнеса следует придерживаться
последовательности формирования экономической
информации.
Анализ содержания форм бухгалтерской
отчетности в предприятиях малого бизнеса
показывает, что руководители и бухгалтеры
таких организаций в своей деятельности
практически не пользуются типовыми формами,
утвержденными приказом № 67н. Формы бухгалтерской
отчетности перегружены показателями,
не свойственными малому предпринимательству,
и таким образом, регламентированная отчетность
оказывается заполненной не более чем
на половину всей совокупности данных.
В целях устраненияотмеченного недостатка
нужно совершенствовать формы бухгалтерской
отчетности: Бухгалтерский баланс (ф. №
1) и Отчет о прибылях и убытках(ф. № 2). [24,
с. 54]. Так как данные формы используют
во всех субъектах малого бизнеса независимо
от действующего режима налогообложенияи
обязательности аудита.
2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА В ООО «СТАЛКЕР»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ООО «Сталкер»
Общество с ограниченной ответственностью
«Сталкер», образовано в соответствии
с федеральным законом «Об обществах с
ограниченной ответственностью» в результате
реорганизации путем преобразования индивидуального
частного предприятия Свиридова О.Ф. в
ООО «Сталкер», зарегистрированного постановлением
главы администрации г. Уссурийска №150
от 20 февраля 1992 г. и является правопреемником
его прав и обязанностей.
Учредителями ООО «Сталкер» являются
граждане России: Коломеец Наталья Владимировна
и Колегов Евгений Владимирович. Каждый
из учредителей имеет по 50% уставного капитала.
Коломеец Наталья Владимировна является
генеральным директором ООО «Сталкер».
Место нахождения ООО «Сталкер»: Российская
Федерация, Приморский край, г. Уссурийск,
ул. Лазо, д. 1.
Общество создано в целях осуществления
активной и эффективной экономической
деятельности, направленной на удовлетворение
потребностей граждан и организаций в
товарах и услугах, и получения на этой
основе прибыли.
Для достижения поставленной цели ООО
«Сталкер» осуществляет следующие виды
деятельности:
- организация оптовой, розничной, коммерческой
торговли товарами народного потребления;
- услуги теплоснабжения сторонним организациям;
- услуги аренды помещения.
Структура управления ООО «Сталкер» представлена
на рисунке 1.1. В ООО «Сталкер» применяется
линейно-функциональная структура управления,
предусматривающая создание при основных
звеньях линейной структуры функциональных
подразделений. Основная роль этих подразделений
состоит в подготовке проектов решений,
которые вступают в силу после утверждения
соответствующими линейными руководителями.
Наряду с линейными руководителями (учредители,
директор) существуют руководители функциональных
подразделений, подготавливающие проекты
планов, ведущих учет и документацию, отчетов,
которые превращаются в официальные документы
после просмотра и подписи руководителя.
Рисунок 1. Схема управления ООО «Сталкер»
Применительно к производственной структуре
предприятия линейно-функциональная структура
управления имеет ряд разновидностей:
корпусную, цеховую, и безцеховую.
Безцеховая структура управления целесообразна
для небольших предприятий с численностью
рабочих менее 100 человек. В ООО «Сталкер» применяется
безцеховая структура управления. Преимущество
этой структуры в том, что производственные
цеха, независимо от места их размещения
на территории базы, освобождаются от
выполнения административно-хозяйственных
функций, которые перекладываются полностью
на управление.
Наиболее важные показатели, характеризующие
деятельность ООО «Сталкер» за 2007-2009 гг., и
изменения этих показателей отражены
в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Основные технико-экономические
показатели ООО «Сталкер» за 2007-2009 гг.
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выручка от реализации товаров за анализируемый
период увеличилась на 3614 тыс. руб. или
23,41%, себестоимость реализованных
товаров увеличилась на 3906 тыс. руб.
или 26,87%. Темп роста себестоимости продаж
превышает темп роста выручки от продаж,
что отрицательно характеризует работу
предприятия. Это повлекло за собой уменьшение
прибыли от продаж на 292 тыс. руб. или 67,59%.
Чистая прибыль за анализируемый период
увеличилась на 235 тыс. руб. или 16,14%. Темп
снижения чистой прибыли ниже темпа снижения
прибыли от продажи товаров в связи с положительным
сальдо предприятия по прочим операциям.
Стоимость основных фондов предприятия
сократилась на 26 тыс. руб. или 97,42%, однако
фондоотдача повысилась на 4,09 руб. или
26,71%, что положительно характеризует работу
предприятия.
Рентабельность продаж за анализируемый
период снизилась на 2,64% или на 54,79%. Рентабельность
производства за анализируемый период
снизилась на 82,66% или 76,80%. Снижение данных
показателей отрицательно характеризует
работу предприятия.
Проведем анализ показателей ликвидности
ООО «Сталкер» в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Показатели ликвидности баланса
ООО «Сталкер» за 2007-2009 гг.
|
|
|
|
|
| |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На протяжении 2007-2008 гг. значение показателя
абсолютной ликвидности немного
превышает нормативное
Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности
показывает, какая часть краткосрочной
задолженности может быть погашена за
счет наиболее ликвидных и быстро реализуемых
активов. Нормативное значение показателя
– 0,8-1, означающее, что текущие обязательства
должны покрываться на 80-100% за счет быстрореализуемых
активов. На протяжении анализируемого
периода значение показателя промежуточной
(быстрой) ликвидности растет в 2007-2008 гг.
и выше нормативного значения, равного
0,8-1. Кроме того за 2009 г. показатель промежуточной
(быстрой) ликвидности резко уменьшился
на 0,37, что отрицательно характеризует
работу предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности и на
начало, и на конец анализируемого периода
находится выше нормативного значения,
равного 2, что говорит о том, что предприятие
в полной мере обеспечено собственными
средствами для ведения хозяйственной
деятельности и своевременного погашения
срочных обязательств. На начало анализируемого
периода значение показателя текущей
ликвидности составило 14,9. На конец анализируемого
периода значение показателя уменьшилось
на 2, и составило 12,9.
Таким образом, оценка показателей ликвидности
ООО «Сталкер» показала положительные
результаты, которые говорят о том, что
предприятие на конец анализируемого
периода является абсолютно платежеспособным.
Анализ финансовой устойчивости по относительным
показателям представлен в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Анализ финансовой устойчивости
ООО «Сталкер» по относительным показателям
Информация о работе Организация и ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях