Организация проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:36, доклад

Описание

Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются такие отраженные в документах или учетных регистрах, хозяйственные операции, которые стали объектом расследования или судебного разбирательства и относительно которых эксперт-бухгалтер дает заключение по вопросам, поставленным на его разрешение следователем, прокурором или судом. Поэтому экспертная деятельность заключается в выяснении обстоятельств уголовного дела на основе специальных знаний и носит исследовательский характер. Вместе с. тем экспертная деятельность имеет процессуальный характер

Работа состоит из  1 файл

Организация проведения судебно.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

     Организация проведения ревизии  по просьбам правоохранительных органов 
 

     необходимость проверить по первичным докумен  йли от^льные отрасли какой-либо организации или определенного должностного лица (выявление отдель-  1 ных фактов  хищений с использованием    первичных документов   I фактов обмана покупателей и т. д.);

     обоснованное  ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение, путем исследования первичных документов и учетных регистров (конкретное указание на неудовлетворительное состояние учета и отчетности в данной организации и т. д.);

     необходимость проверки по первичным документам признания  обвиняемого в совершении злоупотреблений  с использованием бухгалтерских  документов; обоснованное сообщение  бухгалтера-эксперта о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии.

     Закон предусматривает также использование  специальных знаний ревизоров правоохранительными органами и до возбуждения уголовного дела: прокурор вправе требовать в связи с имеющимися данными о нарушении закона производства ревизии деятельности учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц. Эти ревизии обеспечивают проверку сигналов и заявлений, а их выводы используются при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

     Правоохранительные  органы, как правило, обращаются в  конт?*;) рольио-ревизионные органы, налоговые инспекции и аудиторские  службы с мотивированным постановлением о проведении ревизии. В свою очередь  руководители этих служб обязаны обеспечить проведение требуемых ревизий в сроки, согласованные с судами, органами прокуратуры, следствия и дознания.

     При направлении, требования о назначении ревизии следователь выясняет наличие оснований, препятствующих ревизору исполнить свою обязанность (взаимоотношения ревизора с обвиняемыми лицами и другими-участниками процесса). До начала ревизии следователь и ревизор совместно решают вопросы: за какой период следует обревизовать деятельность предприятия; кому из материально ответственных и должностных лиц необходимо принять участие в проведении инвентаризации; какие специалисты кроме бухгалтеров-ревизоров должны быть включены в состав ревизионной группы; сформулировать конкретное задание ревизии; на каком участке провести инвентаризацию и с каким пр№ [приятием^-встречные проверки; примерный срок начала и ок рання ревизии и т. д.

     При подготовке задания ревизору вопросы  должны в^те^ из материалов уголовного дела, быть конкретными и в^по™30р  Щ средствами и приемами, ревизии.    Получив" зада™е» «Доставляет программу й рабочий план. Программа утверждается руководителем органа, осуществляющего ревизию, и согласовывается со следственным, судебным органом; назначившим ревизию ч,иЛаЖНЬ1М УСЛТШ пр*и назначен*и ревизии -является соблюди 'ние основных требований, предъявляемых к ревизору. Он должен быть профессионально., .компетентным специалистом, не состоять в родственных связях с лицами, чья деятельность подвергается проверке, не иметь неприязненных личных отношений к оевизуе-*Мому:

     В процессе осуществления ревизии следователь постоянно интересуется ходом и.результатами ревизии, а при необходимости направляет работу ревизора. Следователь обязан сообщать ревизору о новых материалах расследования (документах).

     Поскольку ревизор в"дальнейшем проходит свидетелем по делу, следователь может допросить ревизора. Права и-обязанности свидетеля регламентируются в соответствующих статьях уголовно-процессуального кодекса. Следователь должен разъяснить ревизору, что уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за разглашение данных предварительного следствия.

     При проведении ревизии необходимо обеспечить ее объективность. С этой целью ревизуемым предоставляется возможность: заявлять обоснованные требования о замене-пристрастных ревизоров; принимать участие в проведении ревизии; давать объяснения по ходу ревизии и представлять необходимые документы; просить Ъ дополнительной проверке обстоятельств, имеющих отношение к делу; ознакомиться с актом ревизии и давать по нему исчерпывающие объяснения.

     В организации ревизий по требованию правоохранительных органов существуют проблемы, требующие неотложных решений:

     ведомственная распыленность ревизоров, что отрицательно влияет на-эффективность.ревизий, осуществляемых по заданиям

     следователей  и судов;

     совершенствование вопросов нормативного регулирования  ревизии. В ведомственных инструкциях о цроизводстве ревизий по требованию следственных и судебных органов недостаточно полно освещаются вопросы, имеющие важное значение для следственной и судебной практики (задачи ревизии, взаимоотношения ревизора и следователя, ревизуемых лиц и ревизора, тактика ревизии по требованию следственных органов и др.)-

     Как известно, возможности выявления  хищений ревизией связаны с характером применяемых расхитителями способов ю[совершения. В то же время осведомленность ревизоров о способах и изощренных методах хищений, которые известны правоохранн тельным органам, низкая. Для ревизоров не *^*^™™ альной литеоатуоы а юридическая методическая литература с грифом €ИЛ?акти,е«и им недоступна. Неправомерно мало пвовоГится совместных мероприятий следственных и ревизорских Уников по проблемам изучения причин хозяйственных и должностных преступлений.   
 

     ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  РЕВИЗИИ

     По  результатам ревизии составляется акт. Он должен соответствовать требованиям нормативных документов о порядке проведения ревизии, соблюдение которых обязательно для каждого ревизора.

     Однако  на практике при составлении акта ревизоры не всегда Правильно отражают процесс и результаты проверок, не соблюдают определенной последовательности их изложения. Допускается ненужное многословие, часто акцентируется внимание на данных не имеющих значения для оценки результатов проверки и не отряжающих необходимых сведений дли обоснования выводов,

     Материал в акте должен излагаться простым в ясным языком, а приведенные фа&ты недостатков в работе нарушения я злоупотребления освещаются сжато, точно и объективно. Содержание 
 

     материально ответственных н должностных  лиц; вопросы поставленные на разрешение ревизора  (приводятся дословно согласно постановлению следователя или определению суда); перечень основных документов, относящихся к предмету ревизии; ревизуемый период времени; перечень лиц, ответственных за финансово-хозяйственную   деятельность   ревизуемого  предприятия,    с указанием периода их работы;

     место и время (начало и окончание) ревизии, фамилии лиц, присутствующих на ревизии.

     В основной части акта ревизии излагаются процесс проверки документов, ее результаты и дается объяснение установленным  фактам. Каждому вопросу, разрешенному ревизором, соответствует определенный раздел основной констатирующей части акта ревизии. Порядок разрешения поставленных вопросов и очередность проверки документов по каждому вопросу определяются ревизором. Он указывает, какие бухгалтерские документы проверены, как они оформлены и что установлено по документам, на основе которых формулируется вывод.

     В основной констатирующей части акта ревизии последовательно описываются: имеющиеся данные бухгалтерского учета по поставленному вопросу (при повторной ревизии приводятся данные предыдущей ревизии); методы, применяемые при решении данного вопроса; фактические данные, установленные ревизором, с указанием состояния бухгалтерского учета и его соответствия требованиям нормативных актов. При этом указываются полное наименование нормативного акта, кем, где и когда он принят, а при необходимости и извлечения из него.

     В этом же разделе приводятся необходимые  сведения об использовании ревизором заключений специалистов других отраслей знаний, данные неофициальной документации, объяснений^ материально ответственных и должностных лиц. В тексте по *W изучения указываются номера приложений и таблиц Основная часть ■ акта излагается так, чтобы по каждому факту следователь (суд) мог получить необходимую информацию.                                     ^

     В  последней части акта   (результативной)  лают^ ответы^ поставленные вопросы. Выводы Ревизора должны ^^Д ясными, не допускающими Р^личных толков«^^^^ даваться в той  последовательности, в какой располиж сы в вводной части акта ревизии.

     В приложении к акту ревизии приводятся таблицы, ведомости и другие документы, составленные иТодписанные ревизором. Каждому приложению присваивается порядковый номер.

     Акт ревизии подписывается ревизором, руководителем и главным бухгалтером обревизованного предприятия. При участии в ревизии группы ревизоров акт подписывается всеми ее членами. В случае разногласий каждый ревизор составляет свой акт ревизии. Игнорирование этих требований приводит к неправильной оценке акта ревизии и ее выводов следователем и судом и принятию необоснованного решения по делу.

     Акт ревизии составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр с приложенными к нему таблицами и расчетами передается следователю и суду, второй — остается в ревизующем органе, а третий — вручается руководителю обревизованного предприятия. При наличии возражений по акту ревизии у ревизуемых материально ответственных и должностных лиц они вправе сделать •соответствующие оговорки и замечания в акте или представить Письменные возражения и объяснения.

     В обоснование своих выводов о  выявленных недостатках (излишках товарно-материальных ценностей; необоснованных списаниях и др.) ревизор ссылается в акте ревизии на соответствующие документы:

     подлинные счета, фактуры, накладные, расписки, чеки, приходные и расходные кассовые документы, платежные и расчетно-пла-тежные ведомости, требования, лимитно-заборные карты, маршрутные листы, ведомости  выработки, акты на списание и т. п.; промежуточные акты;

     инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протоколы с решениями инвентаризационных комиссий; официальные справки предприятий; заключения специалистов;

     -объяснения  материально ответственных и  должностных лиц; заключения ревизоров  по объяснениям  материально  ответственных и должностных лиц.

     Особое  внимание обращают на полноту и доброкачественность  приобщенных к акту материалов инвентаризаций (приказов и распоряжений о проведении инвентаризаций, сличительных ведомостей или актов результатов инвентаризаций,   инвентаризационных 

Информация о работе Организация проведения судебно-бухгалтерской экспертизы