Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Целью контрольной работы является исследование банкротства предприятия, изучение оценки несостоятельности и предотвращение банкротства.
В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 стр
1. Институт банкротства в современной российской экономике: правовые и экономические аспекты
1.1 Основные понятия, используемые при банкротстве предприятий…... 4 стр
1.2 Процедура банкротства предприятия…………………………………...6 стр
Глава 2. Проблемы обоснования банкротства предприятия
2.1 Риск и причины возникновения неплатежеспособности (возникновения банкротства) предприятий…………………………………………………...8 стр
Глава 3. Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия
3.1 Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия.....................................................................................................11стр
3.2 Восстановление финансовой устойчивости предприятия……………19 стр
Заключение…………………………………………………………………..22 стр
Список используемой литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Выявление внутренних причин банкротства достигается путем проведения анализа финансового состояния конкретного предприятия.

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим хозяйственным отношениям.

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления предотвращения

3.1 Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия

 

В настоящей работе рассматриваются меры финансового оздоровления предприятия исходя из основной задачи - осуществления предприятием эффективной хозяйственной деятельности в будущем. При проведении финансового оздоровления предприятия следует использовать меры, которые способствовали бы максимальному сохранению имущественного комплекса, трудового коллектива и социальных гарантий.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации.

Реализация мер финансового оздоровления возможна только при соответствующем управлении предприятием. Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют "антикризисным управлением".

Антикризисное управление - это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер и направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

Целями антикризисной политики предприятия являются:

1) обеспечение ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

2) получение прибыли и уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей основной, инвестиционной и финансовой видов деятельности предприятия.

Финансовый кризис меняет стратегию предприятия, его цели и способы их достижения. Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений.

В рамках нормального управления критерии принятия решений можно свести к достижению стратегических целей в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств.

Для решения задачи по восстановлению платежеспособности необходимо совершенствовать или создать платежный календарь; превратить неликвидные активы в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную, а также предпринять ряд других мер.

Рассмотрим более подробно эти меры.

Управление платежеспособностью предприятия представляет собой одну из основных частей финансовой работы, направленную на регулирование потока платежей, поддержание необходимой ликвидности активов и эффективное использование временно свободных денежных средств. Профессиональное управление платежеспособностью предприятия способствует оптимизации структуры капитала, обеспечивает краткосрочные и долгосрочные пропорции между активами и обязательствами, предотвращает реальную угрозу банкротства.

При управлении платежеспособностью предприятия особое значение обращается на статьи баланса, отражающие наличие денег в кассе предприятия и на расчетном счете в банке. Эти сведения выражают совокупность имущества (денежных средств), имеющего абсолютную ликвидность по сравнению с другими видами имущества. В условиях финансового кризиса основной задачей управления платежеспособностью является немедленное изыскание денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств предприятия.

В этой связи одним из оптимальных способов управления платежеспособностью предприятий считается ведение платежного календаря, разрабатываемого обычно на предстоящий период времени (с разбивкой по дням, неделям, декадам и т.п.) и состоящего из следующих разделов: график расходования денежных средств или график предстоящих платежей и график поступления денежных средств.

На предприятии возможно составление как отдельных видов платежных календарей (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию кредита), так и платежного календаря по предприятию в целом.

Использование платежного календаря позволяет выявить временной период, когда риск возникновения дефицита будет особенно велик, и заблаговременно принять соответствующие меры по снижению этого риска.

В платежном календаре предприятия должны быть учтены текущие платежи и платежи по просроченной задолженности.

Предприятие на основании платежного календаря должно определить дефицит денежных средств, необходимых для выполнения графика предстоящих платежей. Сумма такого дефицита является ориентиром при выборе способов его устранения.

Увеличение денежных средств предприятия может быть достигнуто переводом активов предприятия в денежную форму.

Целесообразно рассматривать возможность реализации активов предприятия и эффективность этих операций согласно последовательности, изложенной в Бухгалтерском балансе.

Для того чтобы предприятие могло реально оценить возможность реализации своих активов, необходимо иметь достоверные данные об имеющемся имуществе. С этой целью проводится инвентаризация активов и пассивов предприятия. Также проводится инвентаризация краткосрочных обязательств для возможности определения точной суммы обязательств, которые необходимо погасить и суммы возможных штрафных санкций за просрочку оплаты указанных обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

После проведения инвентаризации предприятию необходимо оценить возможности для реализации активов и эффективность такой реализации. Основное внимание при этом важно уделить анализу того, что именно представляют собой те или иные активы предприятия, и насколько эффективной будет их реализация для достижения задачи - устранения неплатежеспособности предприятия.

Под нематериальными активами признаются объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности). В составе нематериальных активов также учитывается деловая репутация организации и расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада в уставный капитал организации.

Таким образом, нематериальные активы являются тем имуществом предприятия, которое во многом определяет его деятельность и делает предприятие конкурентоспособным. Поэтому реализация нематериальных активов является нежелательной (даже в целях финансового оздоровления) и возможна только в качестве крайней меры.

Основные средства (действующие, находящиеся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе) отражаются в Бухгалтерском балансе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

Для реализации основных средств необходимо разделить основные средства по назначению: на производственные и непроизводственные. Такое деление производится по принципу реальной их необходимости для осуществления основной деятельности предприятия.

Непроизводственные основные средства предприятию необходимо реализовать. Вырученные от реализации средства можно направить на погашение кредиторской задолженности, при этом предприятие избавляется от текущих расходов по содержанию этих средств.

Предприятию лучше не допускать реализацию производственных основных средств, иначе предприятие лишается своих производственных мощностей. Такая ликвидация возможна только в качестве крайней меры.

Предприятию необходимо выделить незавершенное строительство из состава материально-вещественных объектов его непроизводственной части.

Продажа объектов незавершенного строительства производственного назначения означает остановку ведущихся инвестиционных проектов (деинвестирование). Решение о деинвестировании принимается на основе анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал, при этом стратегические соображения не играют определяющей роли.

Объекты незавершенного строительства непроизводственного назначения должны быть реализованы в обязательном порядке.

Доходные вложения в материальные ценности означают вложения предприятий в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые предприятием за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Долгосрочными финансовыми вложениями могут быть инвестиции в дочерние и зависимые общества, инвестиции организации в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Реализация долгосрочных финансовых вложений представляет собой ликвидацию участия предприятия в других предприятиях. Решение об этом принимается на основании анализа сроков и объема возврата средств на вложенный капитал.

Запасы предприятия представляют собой остатки материально-производственных запасов, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также другие материальные ценности. В составе запасов отражаются также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов.

Реализация остатков сырья и материалов проводится только в части, которая не повлияет на нормальную деятельность производства. Для этого необходимо разделяются остатки на производственные и непроизводственные, и определяется норматив (если такой норматив не установлен) остатков производственных материалов, необходимых для осуществления производственной деятельности предприятия.

Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) анализируются на предмет превращения указанных затрат в дебиторскую задолженность (сдача выполненных работ заказчику или предъявления издержек обращения покупателям) или готовую продукцию (выпуск из производства готовой продукции).

Готовая продукция и товары для перепродажи реализуются даже при наличии неблагоприятной конъюнктуры для их продажи. Даже если предприятие получит убыток от реализации готовой продукции и товаров, оно тем не менее выигрывает, поскольку получает денежные средства и погашает с их помощью определенную часть кредиторской задолженности, тем самым уменьшая риск банкротства.

Такой вид активов, как информация по строке "товары отгруженные", в Бухгалтерском балансе необходимо проанализировать в том плане, на основании какого отсутствующего условия (или условий) не была признана выручка от продажи. После этого необходимо создать возможность для признания выручки от продажи и погасить возникшую дебиторскую задолженность.

Расходы будущих периодов - это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Здесь необходимо проанализировать возможность предъявления данных расходов третьим лицам. Иначе эти расходы списываются на затраты предприятия.

Статья "прочие расходы и затраты" показывает стоимость материально-производственных ценностей и признанных предприятием расходов, не нашедших отражения в предыдущих строках группы статей "запасы" Бухгалтерского баланса. Продать "прочие расходы и затраты" представляется очень сложным и маловероятным.

Задолженность покупателей и заказчиков является одним из наиболее ликвидных активов. Предприятию необходимо выделить дебиторскую задолженность, срок которой наступил и срок которой не наступил, а также изучить вопрос добросовестности покупателей и заказчиков.

Задолженность, срок оплаты по которой еще не наступил (и не наступит в ближайшее время) предприятию необходимо продавать третьим лицам с определенным дисконтом.

По задолженности, срок оплаты которой наступил и маловероятно, что дебиторы добровольно ее погасят, у предприятия есть две возможности: взыскивать по суду или продавать с дисконтом. При этом необходимо взвесить, есть ли время для осуществления судебного взыскания.

Информация о работе Основные направления предотвращения банкротства и санации предприятия