Основные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и классификацию основных средств
изучить нормативные акты по учету основных средств.
рассмотреть теоретические аспекты оценки основных средств;
рассмотреть процесс документального оформления движения основных средств;

Работа состоит из  1 файл

Основные средства.docx

— 66.51 Кб (Скачать документ)

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и  арендованные. Собственные основные средства организации числятся у  нее на балансе, а арендованные принадлежат  другой фирме, эксплуатируются временно за определенную плату, учитываются  за балансом без начисления амортизации (износа) - это так называемая текущая  аренда.

Необходимое условие правильного  учета основных средств - единый принцип  их оценки. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную  и остаточную.

Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения в организации.

В зависимости от источника поступления  основных средств под их первоначальной стоимостью понимаются:

стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставный капитал (складочный) капитал  организации - по договоренности сторон;

стоимость изготовленных в самой  организации, а также приобретенных  за плату у других предприятий  и лиц - в сумме фактических  затрат на приобретение, сооружение и  изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев  предусмотренных законодательством  РФ).

В состав фактических затрат или  первоначальную стоимость, при этом могут включаться:

суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям по договору строительного подряда  и иным договорам за осуществленные работы;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением  основных средств;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

регистрационные сборы, государственные  пошлины и другие аналогичные  платежи, произведенные в связи  с приобретением (получением прав на объект основных средств);

таможенные пошлины и иные платежи;

не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объектов основных средств;

иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением, сооружением  и изготовлением объектов основных средств.

Не включаются в фактические  затраты общехозяйственные и  иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением основных средств.

Первоначальной стоимостью полученных объектов основных средств по договору дарения, безвозмездно в процессе приватизации, а также в качестве субсидий (помощи) признается их рыночная стоимость на дату оприходования. При определении  рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную  продукцию, полученные в письменной форме от организаций - изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у  органов государственной статистики; торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных  объектов основных средств.

Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты  капитального характера и относятся  организациями - получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами  учета расчетов.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств, приобретенных в  обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость  обмениваемого имущества, по которой  оно было отражено в бухгалтерском  учете.

Основные средства в процессе использования  изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение  потери объектами своих физических и технико-экономических качеств  называется износом основных средств.

Первоначальная стоимость за вычетом  суммы износа называется остаточной стоимостью основных средств. Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может, быть различной. Это зависит от времени, места и способа их сооружения и приобретения или степени инфляции, поэтому и возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств.

Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.

Принципы оценки основных средств  одинаковы для всех организаций  независимо от форм собственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при  переоценке основных средств, достройке, дооборудовании, реконструкции и  частичной ликвидации соответствующих  объектов.

Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств, относится  на добавочный капитал. Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ6/01) разрешено  не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать  объекты основных средств по восстановительной  стоимости путем индексации или  прямого пересчета по документально  подтвержденным ценам, с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал  организации, если иное не установлено  законодательством Российской Федерации.

Если оценка объектов основных средств  при их приобретении выражена в иностранной  валюте, то производится ее перерасчет в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией объектов по праву  собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или договора аренды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 2. Порядок организации бухгалтерского учета основных средств.  

2.1 Документальное оформление операций по учету основных средств.

 

Каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании  первичных учетных документов, фиксирующих  факт совершения той или иной хозяйственной  операции. При этом первичные учетные  документы могут быть приняты  к учету только в том случае, если они:

  • составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должна содержать установленные действующим законодательством обязательные реквизиты);
  • подписаны лицом, уполномоченным на совершение таких действий.

Как показывает практика, неправильное составление тех или иных документов (а тем более их отсутствие) - это  одна из основных причин возникновения  конфликтов с налоговыми органами, партнерами по бизнесу, собственными работниками. При отсутствии надлежащим образом  оформленных документов организация  сталкивается с необходимостью доказывать факт осуществления ею тех или  иных финансово-хозяйственных операций (получения и отгрузки продукции, несения затрат производственного  характера и т.п.) с помощью  иных имеющихся в ее распоряжении документов, что в ряде случаев  бывает затруднительно.

Поэтому практически перед каждым бухгалтером встают вопросы:

  • какие документы организация должна иметь в обязательном порядке и как их создать;
  • как оформить ту или иную операцию;
  • как заполнить конкретный документ и кто его должен подписывать;
  • на основании каких документов делаются те или иные проводки.

Все записи в бухгалтерских регистрах  производятся на основании первичных  учетных документов. При налоговой  проверке бухгалтерские документы  выполняют функцию письменного  свидетельства о факте совершения хозяйственной операции либо о праве  на ее совершение и служат одним  из средств проверки правильности и  достоверности отражения хозяйственных  операций в бухгалтерском и налоговом  учете. Поэтому одним из главных  правил каждого бухгалтера должно быть: нет документа - нет операции.

Согласно п.12 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина  России от 29 июля 1998г. №34н (далее - Положение  по ведению бухгалтерского учета), требование главного бухгалтера (или лица, исполняющего его обязанности) документально  оформлять хозяйственные операции и представлять в бухгалтерскую  службу соответствующие документы  и сведения должно в обязательном порядке выполняться всеми работниками  организации.

В случае разногласий между руководителем  организации и главным бухгалтером  по осуществлению отдельных хозяйственных  операций первичные учетные документы  по ним могут быть приняты к  исполнению по письменному распоряжению руководителя организации, который  несет всю полноту ответственности  за последствия осуществления таких  операций и включения данных о  них в бухгалтерский учет и  отчетность (п.14 Положения по ведению  бухгалтерского учета).

Основные требования к бухгалтерским  документам изложены в Федеральном  законе от 21 ноября 1996г. №129-Ф3 «О бухгалтерском учете».

Для выполнения задач бухгалтерского в организации должна быть разработана  рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в  ней графиком, определены лица, ответственные  за сохранность и перемещение  объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1):

форма применяется при зачислении в состав основных средств отдельных  объектов для учета ввода их в  эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством  оформляться в особом порядке; а  так же для исключения из состава  основных средств объектов, передаваемых другому предприятию.

Эта форма также применяется  для оформления внутреннего перемещения  основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия  в другое и передачи основных средств  со склада (из запаса) в эксплуатацию.

Дебет счета 01 - Кредит счета 08 - отражен ввод в эксплуатацию оборудования после окончания монтажа;

при вводе оборудования в эксплуатацию:

Дебет счета08 - Кредит счета 60(75, 79 и др.) - отражена стоимость поступившего оборудования, не требующего монтажа (без учета НДС);

Дебет счета 19 - Кредит счета 60 - отражен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет счета 08 - Кредит счета 60(76, 23 и др.) - отражена сумма расходов, связанных с приобретением оборудования и доведением его до состояния, в котором оно пригодно к использованию (без учета НДС);

Дебет счета 19 - Кредит счета 60(76) - отражена сумма НДС, подлежащая перечислению при оплате услуг, связанных с приобретением оборудования и доведением его до состояния, в котором оно пригодно к использованию (при условии выделения этой суммы в первичных учетных документах);

Дебет счета 08 - Кредит счета 19 - НДС по приобретенному оборудованию списан на увеличение затрат на капитальные вложения (в том случае, если он не подлежит учету при расчетах с бюджетом);

Дебет счета 01 - Кредит счета 08 - введено оборудование в эксплуатацию.

Акт приемки - сдачи  отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3):

применяется для оформления приемки  основных средств из ремонта, реконструкции  и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного  акта в бухгалтерию делается соответствующая  пометка в инвентарной карточке учета основных средств.

Акт типовой формы № ОС-3 является единственным основанием для принятия операции по увеличению балансовой стоимости  основного средства после реконструкции (модернизации) к учету.

На его основании соответствующие  сведения заносятся в регистры аналитического и синтетического учета (отчеты о  движении материалов, соответствующие  ведомости, журналы-ордера и т.п.) и  делаются записи на счетах бухгалтерского учета.

Дебет счета 08 - Кредит счета 10 (69,70,76 и др.) - отражены капитальные вложения, произведенные при реконструкции (модернизации) основного средства;

Дебет счета 01 - Кредит счета 08 - увеличена балансовая стоимость основного средства на сумму затрат по его реконструкции (модернизации).

Акт на списание основных средств (форма № ОС-4):

эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме  автотранспорта) при полной или частичной  их ликвидации.

Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а):

этим документом оформляют списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа при  их ликвидации.

Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6):

применяется для учета всех видов  основных средств. Карточки ведут в  бухгалтерии на каждый объект; заполняют  в одном экземпляре на основании  акта (накладной) (форма №ОС-1), технической  или другой документации на данный объект. По данным акта формы № ОС-2 в карточку делаются записи о законченных  работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта.

Информация о работе Основные средства