Основы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:12, лекция

Описание

вводная лекция в предмет "Бухгалтерский учет и аудит"

Содержание

ПЛАН
Сущность и роль бухгалтерского учета в организации.
Основы бухгалтерского баланса.
Двойная запись и бухгалтерские счета.
Синтетический и аналитический учет.
Типы бухгалтерских записей.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ 1.docx

— 72.03 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ 1

ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ПЛАН

  1. Сущность и роль бухгалтерского учета в организации.
  2. Основы бухгалтерского баланса.
  3. Двойная запись и бухгалтерские счета.
  4. Синтетический и аналитический учет.
  5. Типы бухгалтерских записей.
 
  1. СУЩНОСТЬ  И РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В  ОРГАНИЗАЦИИ
Бухгалтерский учет играет важную роль в жизни общества уже много тысяч лет. История бухгалтерского учета содержит в себе массу интересных находок и открытий, которые, дойдя до наших дней, превратились в принципы и правила учета.

Считается, что учет, как практическая деятельность, как  счетоводство – возник около 6 тыс. лет тому назад. Около 500 лет прошло с тех пор, как Лука Пачоли выпустил свой знаменитый трактат «О счетах и записях» – и бухгалтерский учет стал предметом литературного обсуждения, и лишь около 100 лет бухгалтерский учет существует в виде самостоятельной науки.  Современные исследования в области истории бухгалтерского учета позволяют вносить поправки в эти сроки, однако в целом все было именно так.

Бухгалтер – это одна из древнейших профессий, которая не теряет актуальности и по сей день. Бухгалтерский учет нужен при любом государственном устройстве, без него не обходится ни одна организация – чем бы она ни занималась. Даже малые предприятия, которые порой могут состоять из одного человека, обычно вынуждены вести довольно сложный учет с одной лишь целью – правильно заплатить налоги.

Существуют  различные классификации  учета по видам. Здесь мы, для удобства практического освоения материала, будем делить учет на две части. Во-первых – это собственно бухгалтерский (финансовый) учет, а во-вторых – налоговый учет. Говоря о некоторых разделах финансового учета, мы коснемся и других видов учета. Причем, если это не отмечено особо, мы будем говорить о коммерческих организациях, созданных с целью получения прибыли и уплачивающих налоги по общей системе налогообложения.

Представим  себе современную организацию. Например, пусть это будет средних размеров фирма, которая занимается выпуском овощных консервов из сельскохозяйственной продукции. Ежедневно в нашей фирме происходит множество событий. Фирма реализует покупателям свою продукцию (например, консервированные огурцы), закупает сырье и материалы для производства продукции (например – соль и уксус), приобретает запасные части для ремонта оборудования и канцтовары, выплачивает зарплату работникам, берет и погашает кредиты, выпускает готовую продукцию, платит налоги.

 Этот  список можно продолжать почти  бесконечно. Каждая хозяйственная  операция оформляется с помощью  соответствующих документов, которые  называют первичными документами.  Думаю, каждый из вас сталкивался  с такими документами – например, при оплате чего-либо через банк обычно приходится заполнить целую пачку таких документов, часть из которой идет на предприятие, в пользу которого вы оплачиваете что-либо в банке.

Итак, хозяйственные  операции совершаются, накапливаются  первичные документы. А зачем  это всё нужно? Очевидно для того, чтобы, проанализировав все эти  документы, сделать вывод об итогах деятельности фирмы. Например, нам хочется  знать, сколько всего продукции  мы продали за текущий месяц, какую  сумму составляет задолженность  по зарплате, кто из покупателей  не полностью рассчитался с нами, кому из поставщиков должны мы, каковы суммы налогов, которые нужно  заплатить в ближайшее время. Если первичные документы, о которых  мы говорили выше, не будут подвергнуты  особой обработке – быстро понять, как же именно «чувствует» себя наша фирма, с их помощью не удастся. Собственно говоря, «особая обработка» первичных документов – это и есть бухгалтерский учет. Именно бухгалтерский учет позволяет собирать и упорядочивать информацию о деятельности организации, а также – выполняет еще немало важных функций. Кстати, документирование хозяйственных операций – это лишь один из методов бухгалтерского учета, об остальных методах мы поговорим ниже.

Теперь  ответим на еще один вопрос. А  кому нужен бухгалтерский учет, вернее, та информация, которую он генерирует? (Пользователи данных бухгалтерского учета)

Во-первых, информация нужна собственнику организации. Это неудивительно – если вы владеете предприятием, вам просто жизненно необходимо знать о нем абсолютно все.

Во-вторых – состояние организации интересует государство. Этот интерес не случаен – ведь государство собирает с фирмы множество налогов, большинство из которых зависят от различных показателей деятельности организации. Например, налог на прибыль, как гласит его название, зависит от прибыли организации. А бухгалтерский учет позволяет ответить на вопрос о финансовом результате – о прибыли или убытке организации.

В-третьих, данные о состоянии организации могут интересовать потенциальных инвесторов, органы статистики, нынешних и будущих работников организации.

Пожалуй, сейчас пришло время привести определение бухгалтерского учета, которое дает Федеральный Закон «О бухгалтерском учете « от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. От 28.09.2010 г.):

Бухгалтерский учет представляет собой  упорядоченную систему  сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах организаций и  их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных  операций.

Поясним это определение. 1) Бухгалтерский учет – это отдельная система организации, которая должна собирать и обрабатывать информацию о деятельности этой организации. Причем, в учете используется лишь информация, которую можно выразить в виде денежных сумм. То есть, если, например, мы продали 200 банок огурцов по 100 рублей, бухгалтеру, в первую очередь, интересна сумма операции – 20000 рублей. Конечно, в учете находят отражение и другие данные, скажем, в вышеописанном примере никто не будет специально «прятать» сведения о том, что выручка размером 20000 рублей – это 200 банок, каждая стоимостью 100 рублей. Однако когда дело доходит до составления бухгалтерской отчетности – в дело идут лишь общие суммы.

2) Учет занимается сбором, регистрацией и обобщением информации об имуществе и обязательствах организации и их движении. Фактически, все, за чем должна следить организация (например, в лице руководства), можно разбить на две части. Во-первых – это имущество – то есть – деньги, продукция, здания, станки и так далее. Во-вторых – это обязательства – то есть долги по кредитам, задолженность перед персоналом по оплате труда, задолженность перед учредителями компании. А хозяйственные операции фирмы, за которыми наблюдает учет – это и есть движение имущества и обязательств.

3) Сплошной, непрерывный и документальный учет всех хозяйственных операций означает, что каждая, с момента создания организации, хозяйственная операция, должна быть оформлена с помощью соответствующего документа, после чего этот документ должен быть принят к учету. 

  1. ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Существует  немало способов обучения бухгалтерскому учету. Один из них - погружение в систему бухгалтерской информации, взгляд на предприятие с точки зрения бухгалтера.

Представим, что перед нами только что зарегистрированная фирма - ООО - Общество с ограниченной ответственностью. В качестве уставного  капитала учредитель решил внести минимально возможный, равный, в соответствии с  Федеральным Законом от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 28.07.2010 г.), 10000 рублей (п. 1, ст. 14, гл. 3).

Начало  существования организации

Итак, уставный капитал нашего вновь зарегистрированного ООО "Разработчик" равняется 10000 рублей, этот уставный капитал учредитель внес на расчетный счет фирмы.

Давайте взглянем на бухгалтерский баланс общества сразу после регистрации и внесения учредителем средств на расчетный счет. Он будет выглядеть так, как показано в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Баланс ООО "Разработчик"
Актив (имущество) Пассив (источники образования  имущества)
Код Сумма Код Сумма
Денежные средства на расчетном счете (260) 10 Уставный  капитал (410) 10
Баланс (300) 10 Баланс (700) 10
 

Обратите  внимание на то, что строки баланса  имеют определенные коды. Стандартную  форму баланса можно найти  в Приказе Минфина РФ от 22.07.2003 №67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изм. от 18.09.06 г.).

 
Мы не случайно начали разговор об учете именно с  баланса. Можно сказать, что учет начинается и заканчивается балансом. Бухгалтерский баланс - это одна из форм бухгалтерской отчетности. Баланс дает моментальный "снимок" состояния организации на дату составления отчетности.
 
Определение. Балансом называется таблица, в которой сопоставляются имущественные средства предприятия с их источниками; этот баланс представляет экономическое и юридическое положение предприятия в данный момент.

Фактически, весь бухгалтерский учет, который ведется в организации, находит отражение в балансе и в других формах отчетности. С использованием средств автоматизации бухгалтерского учета можно составлять баланс всегда, когда это может понадобиться, без особенного труда. Конечно, никто не будет составлять баланс после каждой хозяйственной операции, как это делаем мы в нашем примере.

О чем  говорит нам баланс из табл. 1.1? Он говорит нам о том, что ООО "Разработчик" имеет 10000 рублей на расчетном счете. Заметьте, что в балансе мы указываем данные в тысячах рублей. А откуда взялись эти деньги? Они были внесены учредителем фирмы в качестве уставного капитала. Откуда эти деньги взялись у учредителя, нас не интересует - имущество и обязательства организации отделены от имущества и обязательств учредителя.

На данный момент наш баланс выглядит очень  просто, но уже сейчас заметте, что по строкам 300 и 700 должны отображаться одни и те же суммы. По строке 300 мы отражаем сумму всех активов, по строке 700 - сумму всех пассивов.

Если  при составлении баланса вы обнаружите, что эти суммы не идентичны - это  говорит о том, что баланс "не сходится" - надо искать ошибку.

Покупка материалов

Наше  ООО продолжает развиваться. Учредитель решил купить офисной бумаги, которая стоит 2000 рублей. Он вполне может это сделать - ведь денег на счету для этого хватит.

Итак, покупаем бумагу за 2000 рублей. В таблице 1.2 вы можете видеть состояние баланса после этой операции.

Таблица 1.2. Баланс ООО "Разработчик"
Актив (имущество) Пассив (источники образования  имущества)
Код Сумма Код Сумма
Запасы, товары для  перепродажи (210) 2 Уставный  капитал (410) 10
Денежные  средства на расчетном счете (260) 8    
Баланс (300) 10 Баланс (700) 10
 

Как видите, теперь в балансе появилась новая  строка - Запасы. Очевидно, бумагу наш  предприниматель собирается использовать в производственных целях, например, печатать на ней визитные карточки или объявления, или заниматься ее дальнейшей перепродажей. Скажем, он купил  ее на оптовой базе и намеревается продавать в розницу.

Покупка была оплачена с расчетного счета - сумма по графе баланса 260 уменьшилась и стала равняться 8000 рублей. А в графе 210 (которая по умолчанию равнялась 0) мы теперь видим 2000 рублей, которые и отражают покупку бумаги.

Предприятие продолжает развиваться. Владелец решил приобрести компьютер и оргтехнику, которые стоят 70000 рублей. Он, зная финансовое состояние своего предприятия, понимает, что у предприятия просто нет денег на такую дорогую, но жизненно необходимую покупку. Поэтому предприниматель решает взять кредит.

Берем кредит

Предприниматель решил взять кредит размером 120000 рублей. Для покупки техники ему нужна меньшая сумма, но он решил взять больше денег, чем нужно сейчас - ведь в будущем ему могут понадобиться и другие покупки, а предприятие пока не располагает нужными ресурсами. Фактически, оно ещё пока не работает, не зарабатывает.

Предприниматель думает, что сможет погасить кредит за 8 месяцев - именно на этот срок он берет  кредит размером 120000 рублей в банке. Деньги поступают на расчетный счет организации. Давайте посмотрим на изменения, которые претерпел баланс после выполнения этой операции (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Баланс ООО "Разработчик"
Актив (имущество) Пассив (источники образования  имущества)
Код Сумма Код Сумма
Запасы, товары для  перепродажи (210) 2 Уставный  капитал (410) 10
Денежные  средства на расчетном счете (260) 128 Краткосрочные займы и кредиты (610) 120
Баланс (300) 130 Баланс (700) 130
 

Проанализируем  новый баланс. На расчетный счет поступили деньги - 120000 рублей. Эти деньги дал нам банк в качестве краткосрочного кредита - задолженность перед банком отражена по строке баланса 610 - краткосрочные кредиты и займы.

Валюта  баланса (строки 300 и 700) теперь равна 130000 рублей.

Снова баланс дает нам ответ о том, чем  располагает организация и откуда это все взялось.

Покупаем  компьютер

Напомним, что мы хотели купить компьютер и оргтехнику на 70000 рублей. Помните, выше мы покупали бумагу? Операция покупки техники отразится на балансе почти также. Главная разница здесь в том, что техника будет отражена по другой статье. В таблице 1.4 вы можете видеть баланс ООО "Разработчик" после приобретения техники.

Таблица 1.4. Баланс ООО "Разработчик"
Актив (имущество) Пассив (источники образования  имущества)
Код Сумма Код Сумма
Основные средства (120) 70 Уставный  капитал (410) 10
Запасы, товары для перепродажи (210) 2 Краткосрочные займы и кредиты (610) 120
Денежные  средства на расчетном счете (260) 58    
Баланс (300) 130 Баланс (700) 130
 

В балансе  появилась новая строка - Основные средства. Именно сюда попала сумма  покупки. Оплата была произведена с  расчетного счета, поэтому он уменьшился.

После всех покупок предприятие начинает работу. Цены на бумагу поднимаются, и предприниматель видит, что та бумага, которую он купил за 2000 рублей, теперь стоит 4000. Он решает продать половину запасов бумаги.

Продаем товары

Итак, мы продаем бумагу, которая раньше стоила 1000 рублей, за 2000 рублей. Деньги зачисляются  на расчетный счет. Несложно подсчитать, что если мы уберем из графы баланса 210 бумагу в размере 1000 рублей и запишем на расчетный счет 2000 рублей, актив баланса составит 131 тысячу рублей, а пассив - все те же 130 тысяч. Что же делать с еще одной тысячей рублей, которую мы получили за бумагу?

Для начала постараемся понять, что же это  такое. Мы покупали товары за 1000 рублей, а продали за 2000. Это значит, что мы не только вернули вложенную тысячу, но и получили тысячу рублей прибыли. В пассиве баланса есть специальная строка, которая используется для хранения информации о прибылях и убытках. Конечно, в реальном учете все немного сложнее - мы не можем продать товары и тут же записать сумму превышения их себестоимости над продажной ценой в прибыль. Но в нашем учебном примере все будет именно так. В табл. 1.5 вы можете видеть измененный баланс предприятия.

Таблица 1.5. Баланс ООО "Разработчик"
Актив (имущество) Пассив (источники образования  имущества)
Код Сумма Код Сумма
Основные средства (120) 70 Уставный  капитал (410) 10
Запасы, товары для перепродажи (210) 1 Нераспределенная  прибыль (470) 1
Денежные  средства на расчетном счете (260) 60 Краткосрочные займы и кредиты (610) 120
Баланс (300) 131 Баланс (700) 131
 

В данной ситуации появление 1000 рублей в строке баланса 470, означает, что источником образования "лишней" тысячи рублей на расчетном счете является прибыль.

Если  сейчас проанализировать баланс, можно  сделать следующие выводы (спросить).

Организация имеет 60000 рублей на расчетном счете, на 1000 рублей материалов, на 70000 основных средств. Размер уставного капитала составляет 10000 рублей, размер краткосрочных кредитов - 120000 рублей, прибыль составляет 1000 рублей.

Предположим, наш предприниматель решил, что ему можно потратить часть имеющихся денег на погашение части кредита.

Погашение части кредита

Для того чтобы погасить часть кредита, нам  понадобятся денежные средства, которые  мы внесем в счет погашения. Количество денежных средств на расчетном счете уменьшится, но уменьшится и задолженность. Предположим, наш предприниматель решил погасить часть кредита в размере 40000. Рассмотрим баланс организации после этого действия (таблица 1.6).

Таблица 1.6. Баланс ООО "Разработчик"
Актив (имущество) Пассив (источники образования  имущества)
Код Сумма Код Сумма
Основные средства (120) 70 Уставный  капитал (410) 10
Запасы, товары для перепродажи (210) 1 Нераспределенная  прибыль (470) 1
Денежные  средства на расчетном счете (260) 20 Краткосрочные займы и кредиты (610) 80
Баланс (300) 91 Баланс (700) 91
 

Обратите  внимание на то, что уменьшилось  количество денежных средств (строка 260), уменьшилась задолженность по кредиту (строка 610), валюта баланса так же уменьшилась - теперь она составляет 91000 рублей.

Подведем  итоги нашего учебного эксперимента. Выводы:

  • Бухгалтерский баланс - это моментальный "снимок" состояния предприятия на определенную дату. Бухгалтерский баланс - это одна из форм отчетности организации.
  • Баланс составляется в тысячах рублей.
  • В активе баланса находят отражения сведения об имуществе организации, а в пассиве - сведения об источниках образования имущества.
  1. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ И БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА

Наверное, вы заметили, что каждое изменение баланса обязательно затрагивает две его графы. Причем, если изменения касаются граф, расположенных в одной части баланса (в активе или в пассиве) - средства как бы "перетекают" между ними, не затрагивая валюту баланса. Например, покупка материалов за счет денег, хранящихся на расчетном счете, приводит к изменению внутри актива баланса, но на валюту баланса не влияет. Заметьте так же то, что при таких изменениях одна статья баланса растет, другая же уменьшается.

Если  изменения касаются и актива и пассива - например - это получение и погашение кредита, получение прибыли - меняются графы баланса, расположенные в разных его частях, причем - меняются в одну сторону. Если растет актив - растет и пассив, если актив уменьшается - пассив также уменьшается. Если вы внимательно следили за вышеприведенным примером, такие изменения баланса покажутся вам вполне объяснимыми. Действительно - если в организации растет количество денег, эти деньги должны откуда-то взяться - поэтому если растет актив (имущество) - вырастет и пассив (источник образования имущества).

"Двойные"  изменения в балансе  - это следствие  одного из основных  элементов бухгалтерской  системы - метода двойной записи.

Сущность  метода двойной записи заключается в том, что хозяйственные операции в бухгалтерском учете учитываются дважды. Один раз - по дебету одного или нескольких счетов, другой раз - по кредиту, причем, суммы дебетового и кредитового оборотов всегда равны между собой.

Рассмотрим счет "Расчетный счет ", на котором отражались операции по движению денежных средств в предыдущем примере. Вспомним: сначала на расчетный счет поступили денежные средства в качестве вклада собственника организации в размере 10000 рублей. Далее - мы приобрели материалы за 2000 рублей, далее - на счет поступил кредит на 120000 рублей, мы приобрели компьютер и оргтехнику за 70000 рублей, зачислили на счет выручку от продажи части материалов - 2000 рублей, и, наконец, погасили со счета часть долга по кредиту в размере 40000. Счет бухгалтерского учета можно представить в виде таблички следующего содержания (табл . 1.7).

Таблица 1.7. Расчетный счет
Название счета Расчетный счет
Остаток на начало периода 0
Поступило за период
Вклад собственника 10000
Кредит 120000
Выручка от реализации товаров 2000
Выбыло  за период
Покупка материалов 2000
Покупка техники 70000
Погашение части кредита 40000
Остаток на конец периода 20000
 

Как видите, здесь мы перечислили операции по счету и посчитали остаток по счету, сложив все поступления на счет и вычтя из них сумму всех выбытий со счета. Это вполне логичная операция - если вы попытаетесь, например, записывать ваши личные доходы и расходы - у вас получится примерно такая же таблица. Если бы остаток по счету на начало периода не равнялся бы нулю (то есть - на расчетном счете были бы какие-то деньги) - при расчете остатка на конец периода мы просто вычли бы сумму выбытий со счета из числа, равного сумме начального остатка и суммы поступлений.

Подобная  таблица уже очень близка к  тому понятию счета, которое применяется в бухгалтерском учете. Однако она не предназначена для ведения двойной записи. А, как уже было сказано, двойная запись - это одна из основ современного учета.

Счета в бухгалтерском учете состоят из двух частей - дебета (сокращенно обычно пишут Д) и кредита (соответственно, К). Давайте посмотрим на внешний вид нашего счета "Расчетный счет " после того, как мы разделим его на две части - на дебет и кредит (табл. 1.8).

Таблица 1.8. Счет 51, "Расчетные счета "
51 "Расчетные счета "
Д К
Сальдо  начальное: 0  
Поступления:

10000

120000

2000

Выбытия:

2000

70000

40000

Всего поступлений (дебетовый  оборот):

132000

Всего выбытий (кредитовый оборот):

112000

Сальдо  конечное:

20000

 
 

Сальдо - это остаток по счету. Сальдо начальное - начальный остаток (как правило, на начало текущего месяца), сальдо конечное - конечный остаток - на конец текущего месяца.

В заголовке  таблички, представляющей счет (на бухгалтерском жаргоне такие таблички называют "самолётиками") мы привели номер счета и его наименование. Обратите внимание, что счет называется не "Расчетный счет ", а именно "Расчетные счета ". Дело в том, что этот счет включает в себя информацию обо всех расчетных счетах (а их может быть несколько), которые есть в организации.

Именно  такой номер и наименование данный счет бухгалтерского учета имеет в нормативном документе, выпущенном Минфином РФ, который называется Приказ от 31 октября 2000 г. №94н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении плана счетов бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению". Ниже мы рассмотрим План счетов подробнее.

Сейчас  давайте "нарисуем" еще один счет (табл. 1.9) - а именно - тот, который используется для учета краткосрочных кредитов и займов. Напомним, что организация получила кредит в размере 120000 рублей, после чего погасила часть кредита в размере 40000 рублей. 

Таблица 1.9. Счет 66, "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"
66 "Расчеты по  краткосрочным кредитам  и займам"
Д К
  Сальдо  начальное: 0
Выбытия:

40000

Поступления:

120000

Всего выбытий (дебетовый  оборот):

40000

Всего поступлений (кредитовый оборот):

120000

  Сальдо  конечное:

80000

 
 

Обратите  внимание на то, что данный счет имеет кредитовый начальный остаток, поступления на счет отражаются по кредиту, выбытия - по дебету, а остаток (сальдо конечное) данного счета так же располагается в кредите счета.

В чем  же дело? Ведь предыдущий счет пополнялся по дебету, уменьшался по кредиту, имел дебетовое начальное сальдо и дебетовое же конечное сальдо. Нет ли здесь ошибки? Нет, ошибки здесь нет - все верно. Только что мы рассмотрели два разных, по отношению к балансу, счета. Счет 51 "Расчетные счета " отражается в активе баланса, а, значит, поступления на него фиксируются по дебету, выбытия фиксируются по кредиту, и этот счет либо не имеет остатка вовсе, либо имеет дебетовый остаток, который означает остаток денежных средств на счете. Счет 51 называется активным счетом.

Представим, что мы получили, например, по итогам месяца, кредитовый остаток по этому счету. Предположим, начальный остаток по этому счету равнялся нулю, после чего на счет поступило 10000 рублей, а потрачено с него было 15000 рублей. Это абсурд - это похоже на то, если бы человек, выходя из дома, положил бы в пустой кошелек 10000 рублей, а потом потратил бы оттуда 15000 рублей. То же самое справедливо для любого активного счета - например, для счета учета материалов. Мы не можем продать больше той же бумаги, чем было куплено ранее.

А счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" - это счет, который отражается в пассиве баланса. Это - пассивный счет. Он имеет кредитовое сальдо (или не имеет его вовсе, хотя на счете 66 возможно наличие дебетового сальдо - как знак переплаты по кредиту), увеличение этого счета происходит по кредиту, уменьшение по дебету.

Существуют  и так называемые активно-пассивные счета - они могут иметь развернутое сальдо. Это, например, счет учета расчетов с покупателями и заказчиками - 62 "Учет расчетов с покупателями и заказчиками". Дело в том, что, например, если мы отгрузили товары покупателю, но не получили от него оплаты, его долг будет учитываться по дебету такого счета. Но другой покупатель может сделать нам предоплату, которая будет учитываться по кредиту счета 62. Если мы не приведем в порядок дела с этими покупателями, окажется, что мы должны одному из них товары, а другой должен оплатить нам товары, которые мы уже ему отгрузили. Мы не можем зачесть долг одного покупателя в счет предоплаты другого (на самом деле это возможно, но лишь в особых случаях), поэтому вынуждены формировать развернутое сальдо по счету 62. Дебетовое сальдо означает долги покупателей перед нами, а кредитовое - наш долг перед покупателем. О расчетах с покупателями и заказчиками мы поговорим ниже, там же обсудим тонкости этого процесса. Пока же вам достаточно знать о том, что, помимо активных и пассивных счетов, существуют так же активно-пассивные.

Выше  мы говорили о принципе двойной записи - все хозяйственные операции учитываются на двух счетах - на одном - по дебету, на другом - по кредиту. Попробуем создать бухгалтерскую запись, которая отразила бы поступление денежных средств на расчетный счет после получения краткосрочного кредита. В просторечии бухгалтерские записи называют проводками (от слова проводить). В проводку входят следующие обязательные части. Во-первых - корреспонденция счетов с указанием дебета и кредита, во-вторых - сумма операции.

Наша  бухгалтерская запись будет выглядеть  так:

  • Дебет 51 "Расчетные счета "
  • Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"
  • Сумма: 120000 руб.

Такая запись довольно длинна и не очень удобна для восприятия, поэтому  обычно пишут короче:

Д51 К66 120000 руб.

Читается  эта запись так: "На расчетный счет поступили денежные средства в размере 120000 рублей, взятые в краткосрочный кредит".

Для того чтобы правильно  читать бухгалтерские  записи, вам понадобится  знать План счетов. Мы уже говорили о нормативном документе, который его регламентирует. Если вы хотите заниматься бухгалтерским учетом - держите План счетов под рукой. Пожалуй, вы можете даже попытаться выучить его, однако, если вы будете заниматься учетом на практике - постепенно все, что нужно, вы запомните без специальных усилий.

Ниже, в таблице 1.10, приведен перечень счетов из Плана счетов с характеристикой счетов по отношению к балансу. В этой таблице вы встретите некоторые счета, которые могут показаться вам необычными. Например, это контрактивные, контрпассивные, дополняющие и бессальдовые счета. Мы коснемся особенностей их применения в соответствующих лекциях.

Таблица 1.10. План счетов
Номерсчета Наименование счета Отношение к балансу
Раздел I. Внеоборотные активы
01 Основные  средства Активный
02 Амортизация основных средств Контрактивный
03 Доходные  вложения в материальные ценности Активный
04 Нематериальные  активы Активный
05 Амортизация нематериальных активов Контрактивный
07 Оборудование  к установке Активный
08 Вложения  во внеоборотные активы Активный
09 Отложенные  налоговые активы Активный
Раздел II. Производственные запасы
10 Материалы Активный
11 Животные  на выращивании и откорме Активный
14 Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей Контрактивный
15 Заготовление  и приобретение материальных ценностей Активный
16 Отклонение  в стоимости материальных ценностей Дополняющий или контрактивный
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным  материальным ценностям Дополняющий или контрактивный
Раздел III. Основное производство
20 Основное  производство Активный
21 Полуфабрикаты собственного производства Активный
23 Вспомогательные производства Активный
25 Общепроизводственные  расходы Бессальдовый
26 Общехозяйственные расходы Бессальдовый
28 Брак в  производстве Бессальдовый
29 Обслуживающие производства и хозяйства Активный
Раздел IV. Готовая продукция  и товары
40 Выпуск  продукции (работ, услуг) Бессальдовый
41 Товары Активный
42 Торговая  наценка Контрактивный
43 Готовая продукция Активный
44 Расходы на продажу Активный  или бессальдовый
45 Товары  отгруженные Активный
46 Выполненные этапы по незавершенным работам Активный
Раздел V. Денежные средства
50 Касса Активный
51 Расчетные счета Активный
52 Валютные счета Активный
55 Специальные счета в банках Активный
57 Переводы  в пути Активный
58 Финансовые  вложения Активный
59 Резервы под  обесценение вложений в ценные бумаги Контрактивный
Раздел VI. Расчеты
60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками Активно-пассивный
62 Расчеты с  покупателями и заказчиками Активно-пассивный
63 Резервы по сомнительным долгам Контрактивный
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Пассивный
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам Пассивный
68 Расчеты по налогам и сборам Активно-пассивный
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Пассивный
70 Расчеты с  персоналом по оплате труда Пассивный
71 Расчеты с  подотчетными лицами Активно-пассивный
73 Расчеты с  персоналом по прочим операциям Активный
75 Расчеты с  учредителями Активно-пассивный
76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами Активно-пассивный
77 Отложенные  налоговые обязательства Пассивный
79 Внутрихозяйственные расчеты Активно-пассивный
Раздел VII. Капитал
80 Уставный  капитал Пассивный
81 Собственные акции (доли) Контрпассивный
82 Резервный капитал Пассивный
83 Добавочный  капитал Пассивный
84 Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) Пассивный или контрпассивный
86 Целевое финансирование Пассивный
Раздел VIII. Финансовые результаты
90 Продажи Бессальдовый
91 Прочие  доходы и расходы Бессальдовый
94 Недостачи и потери от порчи ценностей Активный
96 Резервы предстоящих  расходов Пассивный
97 Расходы будущих  периодов Активный
98 Доходы  будущих периодов Пассивный
99 Прибыли и  убытки До списания финансового результата на счет 84 (до реформирования баланса) - пассивный или контрпассивный. После - бессальдовый.
 

Следует отметить, что существуют особые счета, которые не отражаются в балансе. Они называются забалансовыми. По большей части, они служат для учета каких-либо ценностей, которые находятся в организации, но не принадлежат ей. Ниже, в табл. 1.11 приведен список этих счетов.

Таблица 1.11. Забалансовые счета
Код Наименование счета
001 Арендованные  основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение
003 Материалы, принятые в переработку
004 Товары, принятые на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа
006 Бланки  строгой отчетности
007 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
010 Износ основных средств
011 Основные  средства, сданные в аренду
 

Обязательно ли организации использовать этот План счетов? Да - обязательно. Но дело в том, что каждая организация индивидуальна. Поэтому каждая организация разрабатывает свой собственный, так называемый рабочий план счетов.

4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Выше  мы говорили о счетах как о некой неделимой сущности, упоминая кое-где о том, что, на самом деле, это не совсем так.

Типичный счет можно представить в виде иерархической структуры следующего вида. На верхнем ее уровне находится синтетический счет. Например, пусть это будет счет 10 "Материалы". У этого счета может быть несколько субсчетов. Обычно они предназначены для разделения учитываемых объектов на группы со сходными характеристиками. В свою очередь, учет конкретных объектов ведется на аналитических счетах.

Например, Планом счетов предусмотренные следующие субсчета для счета 10 "Материалы":

  1. Сырье и материалы
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
  3. Топливо
  4. Тара и тарные материалы
  5. Запасные части
  6. Прочие материалы

Здесь приведен далеко не полный список субсчетов. К тому же, если организация испытывает потребность, она может открывать собственные субсчета к существующим счетам.

В свою очередь, в пределах субсчетов, учет ведется на аналитических счетах. Синтетические счета предназначены для обобщения информации об однородных объектах учета. Например, в рамках аналитических счетов, открытых к субсчету "Запасные части", может вестись учет по отдельным видам учитываемых запчастей.

Запись субсчетов, открытых к основному счету обычно осуществляется через черточку (иногда их записывают и другими способами). То есть, такая запись: 10-5 означает, что речь идет о субсчете 5 "Запасные части" счета 10 "Материалы". А такая запись: 10-5 Свечи зажигания означает, что речь идет об аналитическом счете, на котором производится учет свечей зажигания, причем, этот счет существует в рамках субсчета 10-5.

Счета аналитического учета могут быть открыты непосредственно к основному синтетическому счету. Например, аналитические счета по отдельным покупателям могут быть открыты непосредственно к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Аналитический и синтетический учет может, в некоторых формах бухгалтерского учета, вестись в одних и тех же учетных регистрах.

Приведем  определения аналитического и синтетического учета, данные в законе "О бухгалтерском учете ":

  • синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета ;
  • аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета ;

Ниже, когда  мы будем рассматривать подробности  отдельных видов учета, мы подробнее  поговорим об аналитическом и  синтетическом учете. 

5. ТИПЫ  БУХГАЛТЕРСКИХ ЗАПИСЕЙ

Существует  четыре типа бухгалтерских  записей, которые  соответствуют четырем  типам хозяйственных  операций.

Первый  тип операций отличается тем, что он затрагивает лишь актив баланса. То есть, в бухгалтерской записи такой операции участвуют лишь активные счета.

Рассмотрим  следующую хозяйственную операцию: "В кассу с расчетного счета поступило 5000 рублей". Она будет отражаться следующей бухгалтерской записью:

Д50 К51 5000 руб.

Так как  оба счета активные - изменения затронут лишь актив баланса. В организации не изменилось ничего, кроме того, что деньги из безналичного вида превратились в наличность.

Этот  тип операции выглядит весьма естественным - один актив превратился в другой актив - активы обычно можно представить  в виде вполне конкретных ценностей. Немного сложнее для понимания  второй тип операций, который затрагивает  лишь пассивные счета.

Второй  тип операций отличается тем, что в таких операциях участвуют лишь пассивные счета. То есть, такие операции затрагивают лишь пассив баланса.

Предположим, организация  хочет купить какие-то товары у поставщика. Сумма задолженности перед поставщиком  отражается в кредите счета 60 (как она туда попала - это отдельная история, которой будет посвящена одна из следующих лекций). Организация обнаруживает, что у нее нет наличных денег для того, чтобы рассчитаться с поставщиком, и решает взять долгосрочный кредит для оплаты задолженности. Предположим, задолженность составила 120000 рублей. Бухгалтерская запись, отражающая эту операцию, будет выглядеть так:

Д60 К67 120000 руб.

Для предприятия  эта запись означает, что задолженность  перед поставщиком удалось погасить за счет задолженности перед банком. Изменилось перераспределение средств в пассиве - задолженность перед кредиторами отражается именно там, однако валюта баланса осталась неизменной.

Как показывает практика, работа с пассивными счетами нередко вызывает затруднения у начинающих. Поэтому приведем еще один пример операции, затрагивающей лишь пассивные счета.

Предположим, организация имеет  долгосрочный кредит размером 1 млн. рублей, по нему начислены проценты в размере 3000 рублей. Для учета расчетов по долгосрочным кредитам ксчету 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" рабочий план счетов организации предусматривает следующие субсчета:

  • 1 - Расчеты по основным суммам долгосрочных кредитов
  • 2 - Расчеты по процентам долгосрочных кредитов
  • 5 - Расчеты по основным суммам просроченных долгосрочных кредитов
  • 6 - Расчеты по процентам просроченных долгосрочных кредитов

Вышло так, что организация  просрочила выплату  кредита и процентов  по нему. Кредит, в  соответствии с рабочим планом счетов, учитывается на субсчете 67-1, проценты по нему - насубсчете 67-2. Организация решает перевести кредит в разряд просроченных - учет основной суммы кредита и начисленных процентов теперь будет организован на субсчетах 67-5 и 67-6, соответственно. В итоге мы приходим к такой схеме записей:

Д67-1 К67-5 1000000 руб.

Д67-2 К67-6 3000 руб.

С помощью  первой записи мы перевели на субсчет для учета просроченных долгосрочных кредитов сумму основного долга. Вторая запись переводит на субсчет для учета процентов по просроченным кредитам проценты по просроченному кредиту.

В итоге  структура пассива изменилась, но валюта баланса осталась прежней.

Третий  тип операций затрагивает одновременно и актив и пассив баланса, причем, и то и другое увеличивается. В такой операции участвует дебет активного счета и кредит пассивного.

Например, рассмотрим следующую  операцию. Учредители организации решили увеличить ее уставный капитал на 100 тыс. рублей. Для того чтобы отразить это решение в бухгалтерском учете, нам понадобится следующая запись:

Д75-1 К80 100000 руб.

Субсчет 1 счета 75 используется для учета задолженности учредителей по вкладам. Это активный субсчет. В то же время существует пассивный субсчет 75-2, который используется для расчетов с учредителями по выплате доходов.

Здесь мы видим, во-первых - увеличился размер активов компании (а дебиторская  задолженность - это актив), во-вторых - увеличился размер источников образования  активов - пассивов. Валюта баланса  увеличится на 100000 руб.

Кстати, после вышеописанной операции вполне возможна операция по реальному внесению средств на счет компании или передачу ей какого-либо актива в счет задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал. Например, учредители решили внести указанные 100000 рублей на расчетный счет компании. Эту операцию мы оформим бухгалтерской записью первого типа - то есть в ней будут участвовать активные счета:

Д51 К75-1 100000 руб.

Четвертый тип операций так же затрагивает одновременно и актив и пассив баланса, но приводит к уменьшению и того и другого. Такие операции затрагивают дебет пассивного счета и кредит активного.

Рассмотрим  следующую операцию: организация решила погасить краткосрочный  кредит в размере 15000 рублей с расчетного счета. Задолженность по краткосрочным кредитам мы учитываем на 66 счете (не будем пока отвлекаться на субсчета, так как в данном примере это несущественно), в итоге получаем такую запись:

Д66 К51 15000 руб.

Из записи видно, что количество денежных средств  на расчетном счете уменьшилось на 15000 руб., но и задолженность по кредитам так же уменьшилась на ту же сумму. В итоге валюта баланса так же уменьшится.

Что делать, если в учете сделана ошибочная  запись? Для этого можно применить  специальные приемы корректировки таких ошибочных записей.

1) Если ошибка обнаружена в первичном учетном документе, то, в зависимости от вида документа, эту ошибку можно либо исправить корректурным способом, либо создать новый документ, если исправления в нем не допускаются. В соответствии со ст.9 ФЗ "О бухгалтерском учете " внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

2) Там, где исправления делать можно, ошибочные данные следует аккуратно зачеркнуть - так, чтобы написанное оставалось видным, после чего рядом нужно записать верные данные (это может быть исправленная цифра или текст), после чего на полях документа делается запись: "Исправленному верить" с указанием верных данных, даты, подписи лица, внесшего исправление. В ФЗ "О бухгалтерском учете " сказано, что исправление документов возможно лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, исправление должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы. Однако на практике это требование иногда обходят.

3) Если ошибка сделана в бухгалтерской записи, в проводке, применяются специальные методы коррекции. Так, например, возможна ошибка, когда сумма, указанная в проводке, меньше, чем нужная. Например, нужно было сделать запись

Д51 К50 2000 руб.

А сделана  запись

Д51 К50 200 руб.

Для исправления  этой ситуации к неправильной проводке достаточно добавить так называемую добавочную проводку на сумму, достаточную  для того, чтобы в итоге на счет 51 со счета50 попала бы нужная сумма в размере 2000 руб. Дополнительная проводка выглядит так:

Д51 К50 1800 руб.

Если  сумма, отраженная в  бухгалтерской записи, больше, чем необходимая, а так же в тех  случаях, когда случайно указана неверная корреспонденция счетов, применяется метод сторнировочных проводок, который так же называют " красным сторно ". Сущность метода заключается в том, что неправильная проводка "уничтожается" с помощью проводки, которая либо делается красным цветом (отсюда и название), либо, что применяется чаще, имеет заключенную в прямоугольник или овал сумму операции. Сторнировочная сумма вычитается из других аналогичных сумм. То есть, например, нужно сделать проводку

Д51 К50 2000 руб.

А вместо нее сделана проводка

Д50 К51 20000 руб.

Очевидно, здесь, во-первых - неправильная корреспонденция счетов (если судить по этой проводке, то денежные средства поступили с банковского счета в кассу, а не наоборот), во-вторых - неправильная сумма. Для того чтобы аннулировать эту бухгалтерскую запись, мы делаем сторнировочную запись, которая выглядит так:

Д50 К51 20000 руб.

С помощью  этой записи мы уничтожаем запись неправильную, после чего делаем верную проводку:

Д51 К50 2000 руб.

Логично было бы предположить, что сторнировочную проводку можно сделать, указав в ней отрицательную сумму. В классическом бухгалтерском учете отрицательные числа не используются, однако в современных бухгалтерских программах используется именно этот метод. Сторно-проводки делаются на отрицательные суммы. То есть, предыдущий пример сторнирования неправильной записи выглядел бы так:

Д50 К51 -20000 руб.

Выводы к Лекции 1.

В этой лекции вы познакомились с бухгалтерскими счетами, здесь же началось ваше знакомство с балансом - одной из основных форм бухгалтерской отчетности. Так же в данной лекции мы рассмотрели План счетов и различные виды бухгалтерских записей.

  • Основную информацию для бухгалтерского учета в организации поставляют первичные документы.
  • Бухгалтерский учет нужен для внутренних (руководство организации) и внешних (государство, потенциальные инвесторы) пользователей.
  • Бухгалтерский баланс – это моментальный снимок состояния организации на дату составления отчетности.
  • Баланс состоит из двух частей – актива и пассива. Актив содержит сведения об имуществе организации, а пассив – сведения об источниках образования имущества.
  • Хозяйственные операции в бухгалтерском учете учитываются дважды. Один раз по дебету, другой раз по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и кредитового оборотов всегда равны между собой.
  • Бухгалтерские счета, если проанализировать их отношение к балансу, бывают активными, пассивными, контрактивными, контрпассивными, дополняющими и бессальдовыми. Счета,которые не отражаются в балансе, называются забалансовыми.
  • Организация создает рабочий План счетов на основе типового плана счетов.
  • Синтетические счета предназначены для обобщения информации об однородных объектах учета. Аналитические счета содержат детализированную информацию.
  • По воздействию на баланс можно выделить четыре типа бухгалтерских записей.
  • Исправление ошибочных записей на счетах бухгалтерского учета производится методом дополнительных или сторнировочных проводок.
 

    ВОПРОСЫ НА СЕМИНАР К ЛЕКЦИИ 1

1. (д) История возникновения бухгалтерского учета.

2. Определение  и предназначение бухгалтерского  учета.

3. (д) Предмет и метод бухгалтерского учета.

4. (д) Бухгалтерский баланс: особенности составления и сущность.

5. (д) Типы счетов бухгалтерского баланса и особенности их отражения.

6. Принцип двойной записи (примеры).

7. Синтетические и аналитические счета.

8. Типы бухгалтерских записей и их исправление.

9. (д) Нормативные документы, регламентирующие процедуры бухгалтерского учета. 

Задание всем: найти  и распечатать план счетов.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета