Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:37, реферат
Рассмотрим порядок отражения расходов на проведение длительной рекламной кампании в целях бухгалтерского и налогового учета.
Особенности бухгалтерского и налогового учета
рекламных кампаний
Рассмотрим порядок отражения расходов на проведение длительной рекламной кампании в целях бухгалтерского и налогового учета.
Вариант 1. Стоимость услуг рекламного агентства оплачивается единовременно в момент заключения договора.
Пример 1. В январе 2008 г. организация, занимающаяся деятельностью, облагаемой НДС, заключила договор сроком на полгода с рекламным агентством. Предметом договора является еженедельное размещение рекламных объявления в "бегущей строке" на телевидении. 9 января 2008 г. Организация внесла предоплату в полном объеме 59 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 9 000 руб. Ежемесячно рекламное агентство предоставляет эфирные справки и акты оказанных услуг о количестве и стоимости поданных объявлений, а также счет-фактуру. Стоимость услуг телевидения за январь составила 6900 руб., в т.ч. НДС 18% - 1053 руб., в феврале - 6310 руб., в т.ч. НДС 18% - 963 руб. и т.д
Последовательность отражения операций на счетах бухгалтерского учета будет следующей.
Таблица 1
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Осуществлена предоплата рекламному агентству в полном объеме согласно выставленному счету | 60.АВ (76) | 51 | 59 000 |
Затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и акта оказанных услуг за за январь 2008г. | 44 | 60.1 (76) | 5 847 |
Отражен НДС, поступивший от рекламного агентства, на основании счета-фактуры | 19 | 60.1 (76) | 1 053 |
Принята к вычету сумма НДС | 68 | 19 | 1 053 |
Зачтен оплаченный ранее аванс | 60.1 (76) | 60.АВ (76) | 6 900 |
Затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и акта оказанных услуг за февраль 2008г. | 44 | 60.1 (76) | 5 347 |
Отражен НДС, поступивший от рекламного агентства, на основании счета-фактуры | 19 | 60.1 (76) | 963 |
Принята к вычету сумма НДС на основании счета-фактуры | 68 | 19 | 963 |
Зачтен оплаченный ранее аванс | 60.1 (76) | 60.АВ (76) | 6 310
|
Говоря о бухгалтерском учете в данном случае, необходимо отметить следующую особенность - расходы будущих периодов от аванса в российском бухгалтерском учете отличает факт оказания услуги, выполнения работ. Если услуга фактически не оказана (работа не выполнена), то это аванс. Договор с контрагентом может быть расторгнут, а аванс возвращен. Если услуга уже оказана (работа выполнена), то это расходы будущих периодов. В примере 1 осуществленная рекламному агентству предоплата является именно авансом.
В целях налогообложения прибыли расходы на оплату услуг рекламному агентству учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они реально были осуществлены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п.1 ст.272 НК РФ).
При этом расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).
Согласно пп.3 п.7 ст.272 НК РФ датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за предоставленные услуги по размещению рекламы для организаций, использующих метод начисления, признается одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Значит, в рамках условий примера 1 расходы на проведение рекламной кампании будут ежемесячно признаваться в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией в полном объеме, так как являются ненормируемыми.
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не устанавливает никаких особых правил применения налоговых вычетов по расходам, связанным с проведением рекламной кампании, поэтому вычеты по НДС осуществляются в общеустановленном порядке при одновременном выполнении следующих условий:
- приобретенные работы, услуги предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- приобретенные работы, услуги приняты к учету;
- имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика, в котором выделена сумма НДС.
Соответственно по условиям примера 1 организация имеет право единовременно в полном объеме предъявить к вычету НДС, выставленный в счете-фактуре рекламного агентства.
Вариант 2. Стоимость услуг рекламного агентства оплачивается поэтапно
Пример 2. Организация ведет сезонные работы (деятельность облагается НДС) в течение нескольких месяцев в году (май-август). В остальные месяцы, хотя организация продолжает нести различные расходы (амортизация основных средств, общехозяйственные и другие расходы), деятельность полностью отсутствует. В марте 2008г. организация заключила договор на оказание услуг с рекламным агентством. Предметом договора является проведение рекламной кампаний с марта по июнь, направленной на продвижение организации и выполняемых ею работ на рынок. В рамках данной кампании рекламное агентство должно оказать ряд услуг:
- представлять интересы организации на проводимых выставках и ярмарках,
- разместить ряд PR-публикаций в печатных средствах массовой информации и сети Интернет.
Ежемесячно рекламное агентство обязано предоставлять подробный отчет о проделанной работе, акт оказанных услуг и счет-фактуру. По условиям договора оплата осуществляется ежемесячно.
За март оказано услуг на сумму 29500 руб.
За апрель оказано услуг на сумму 36580 руб.
За май оказано услуг на сумму 35400 руб.
За июнь оказано услуг на сумму 47200руб.
Списание расходов будущих периодов в соответствии с учетной политикой осуществляется равномерно в период осуществления деятельности организации.
Последовательность отражения операций на счетах бухгалтерского учета будет следующей.
Таблица 2
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
Март | |||
Отражено получение отчета о проделанной работе и акта оказанных услуг за март 2008г. | 97 | 60 (76) | 25 000 |
Отражен НДС, поступивший от рекламного агентства, на основании счета-фактуры | 19 | 60 (76) | 4 500 |
Принята к вычету сумма НДС | 68 | 19 | 4 500 |
Отражена оплата рекламному агентству за март 2008г. | 60 (76) | 51 | 29 500 |
Апрель | |||
Отражено получение отчета о проделанной работе и акта оказанных услуг за апрель 2008г. | 97 | 60 (76) | 31 000 |
Отражен НДС, поступивший от рекламного агентства, на основании счета-фактуры | 19 | 60 (76) | 5 580 |
Принята к вычету сумма НДС | 68 | 19 | 5 580 |
Отражена оплата рекламному агентству за апрель 2008г. | 60 (76) | 51 | 36 580 |
Май | |||
Отражено получение отчета о проделанной работе и акта оказанных услуг за май 2008г. | 44 | 60 (76) | 30 000 |
Отражен НДС, поступивший от рекламного агентства, на основании счета-фактуры | 19 | 60 (76) | 5 400 |
Принята к вычету сумма НДС | 68 | 19 | 5 400 |
Отражена оплата рекламному агентству за май 2008г. | 60 (76) | 51 | 35 400 |
Списаны расходы будущих периодов в соответствии с учетной политикой (25 000 + 31 000) / 4 | 44 | 97 | 14 000 |
Июнь | |||
Отражено получение отчета о проделанной работе и акта оказанных услуг за июнь 2008г. | 44 | 60 (76) | 40 000 |
Отражен НДС, поступивший от рекламного агентства, на основании счета-фактуры | 19 | 60 (76) | 7 200 |
Принята к вычету сумма НДС | 68 | 19 | 7 200 |
Отражена оплата рекламному агентству за июнь 2008г. | 60 (76) | 51 | 47 200 |
Списаны расходы будущих периодов в соответствии с учетной политикой (25 000 + 31 000) / 4 | 44 | 97 | 14 000 |
Июль | |||
Списаны расходы будущих периодов в соответствии с учетной политикой (25 000 + 31 000) / 4 | 44 | 97 | 14 000 |
Август | |||
Списаны расходы будущих периодов в соответствии с учетной политикой (25 000 + 31 000) / 4 | 44 | 97 | 14 000 |
Как и в предыдущем примере, расходы на проведение рекламной кампании учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они реально были осуществлены. Так как в марте организация не осуществляла деятельность (отсутствовала выручка), то расходы, понесенные в этом периоде, будут признаваться убытками в налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2008г. Во втором квартале 2008г. деятельность вновь возобновляется и организация вправе перенести убыток, полученный в первом квартале на текущий налоговый период, при этом ограничений по размеру переносимого убытка нет (ранее сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не могла превышать 30 процентов налоговой базы).
В части принятия НДС к вычету по расходам на проведение рекламной кампании, отраженным в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов, существует две позиции.
Отметим, что официальных разъяснений Минфина России по этому вопросу нет. При этом на практике налоговые органы зачастую придерживаются такой позиции: если расходы списываются на затраты постепенно, то и НДС нужно принимать к вычету не сразу, а пропорционально сумме расходов, списанных на затраты (Письмо УМНС России по г. Москве от 10.08.2004 N 24-11/52247).
По мнению автора, позиция налоговых органов, изложенная в Письме УМНС России по г. Москве от 10.08.2004 N 24-11/52247 по данному вопросу не подкрепляется нормами налогового законодательства, ведь в Налоговом кодексе РФ не установлены особые правила применения налоговых вычетов по расходам будущих периодов, в соответствии с чем при решении этого вопроса нужно руководствоваться общим порядком. Это означает, что при выполнении условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ, организация вправе предъявить к вычету всю сумму налога, которая относится к товарам (работам, услугам), независимо от того, когда их стоимость будет списана на затраты.
При этом арбитражная практика по вопросу применения вычетов по расходам будущих периодов противоречива.
Так, в Постановлении от 25.04.2006 N А38-5062-17/453-2005 ФАС Волго-Вятского округа посчитал, что НДС по расходам будущих периодов следует принимать к вычету равномерно в течение срока списания затрат.
В то же время ФАС Северо-Западного округа указал, что для вычета НДС по товарам (работам, услугам) важен факт их принятия к учету. При этом для целей НДС не имеет значения, на каком счете в бухгалтерском учете отражены произведенные расходы. При выполнении условий, установленных гл. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право предъявить к вычету всю сумму НДС, относящуюся к товарам (работам, услугам), независимо от того, когда их стоимость будет списана на затраты (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2006 N А05-20023/05-18).
Для экономического обоснования расходов на проведение рекламных кампаний необходимо утвердить маркетинговую политику организации и оформить организационно-
.
Информация о работе Особенности бухгалтерского и налогового учета рекламных кампаний