Особенности финансового контроля, проводимого Минфином России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:29, доклад

Описание

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Содержание

Сущность финансового контроля………………………………3
Принципы организации финансового контроля………………4
Финансовый контроль правительства РФ……………………..6

Работа состоит из  1 файл

Доклад по контроль и ревизия фин контроль Минфина.docx

— 25.78 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ  ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I

 

Факультет бухгалтерского учета и финансов

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и  аудита

 

 

Доклад

на тему: «Особенности финансового контроля, проводимого Минфином России»

 

 

 

Выполнил: ст-ка БФ-5-1-б (б) 
Бойко О. Г.

Проверил: Климентова С. А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Содержание:

Сущность финансового контроля………………………………3

Принципы  организации финансового контроля………………4

Финансовый  контроль правительства РФ……………………..6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  финансового контроля

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена  важнейшими функциями финансов: распределительной  и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и  контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью  и эффективностью их финансовых операций. Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект. Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Государственный финансовый контроль – это комплексная система  экономико-правовых действий отдельных  органов власти и управления, которая  базируется на конституции и других законах государства. Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования. Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами.

 

Принципы организации  финансового контроля

К универсальным принципам организации  финансового контроля относят принципы независимости и объективности, компетентности и гласности. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации. Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых  контролерами требований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных  финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях  лиц;

7) согласованность действий различных  контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность  контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных  действий. Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности  товарно-материальных ценностей,  объектов незавершенного производства  либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности  оформления документов, полноты  и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к  проверке документов утвержденным  нормам, выявление некачественных  документов, арифметический подсчет  итогов, их данных;

3) проверку полноты и правильности  отражения в документах финансово-хозяйственных  операций, а также правильности  и полноты отражения бухгалтерских  записей в учетных регистрах,  разработочных таблицах, журналах-ордерах,  в главной книге и т. д.;

4) проверку правильности исчисления  расчетных показателей (заработной  платы, налогов, амортизационных  сумм, резервов, процентов за кредит  и т. д.);

5) проверку правильности составления  отчетности – бухгалтерской,  финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством  страны.

 

Финансовый контроль правительства  РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров  – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство  РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в  области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.  По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового  контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации  бухгалтерского учета в стране, а  также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности (кроме аудита банков). Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.

Бюджетное законодательство предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность  за формирование и использование  своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

 


Информация о работе Особенности финансового контроля, проводимого Минфином России