Особенности управления малыми предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..5
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
Что такое малый бизнес …..7
Роль малого бизнеса в экономике …11
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий .…………………………………………………………………………..……..14
Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия…………………………………………………………………....16
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России …17
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………….…19
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства……………………………22
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………..............25
Заключение ….28
Список литературы …30

Работа состоит из  1 файл

особенности управления малыми предприятиями.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]

Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают  фонды поддержки малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства

Фондом поддержки малого предпринимательства  является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.  

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.  [12, N12, стр. 4]

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства  являются:

  • Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
  • Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции, насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;
  • Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
  • Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
  • Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Финансовое обеспечение федеральной  политики в области государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. [12, N12, стр. 5, 6]

Средства фонда формируются  за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы  государственной  поддержки малого предпринимательства.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

Основные задачи указанных фондов:

  • Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
  • Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы  и сертификации товаров  и услуг;
  • Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
  • Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее. [12, N12, стр. 7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Особенности налогообложения  малого предпринимательства

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная  система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. [5, стр. 21]

Малый бизнес может быть организован  как минимум в следующих формах:

  • Индивидуальный предприниматель;
  • Организация;
  • Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;
  • Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы, полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.

Кроме того, с суммы полученного  дохода, за вычетом расходов, связанных  с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.

Организация. С суммы полученной прибыли организация уплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% [16].  Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация.

Кроме того, имеются налоги, которые  уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и  приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%. [5, стр. 22]

Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.

Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения  с того квартала, в котором произошла  его официальная регистрация. [5, стр. 23]

Единый налог на вменённый  доход.

По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим  налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков  от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса. [5, стр. 23, 24]

Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вменённый  доход, от традиционных схем налогообложения  частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому  налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании  определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и  других условиях. [15]

Объектом налогообложения при  применении единого налога является вменённый доход на очередной календарный месяц.

С мая 2002 года произошло то, на что  бизнесмены, пожалуй, и не рассчитывали: президент поручил правительству  отменить единый социальный налог (ЕСН) «задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будет нужно платить только страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешние решения – это исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой реформы, «забывшими» снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный налог. В результате ошибки налогообложение с 1 января не только не уменьшилось, как планировали реформаторы, но даже заметно увеличилось.  [16]

 

Заключение

 Выполнив все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие выводы по каждому из параграфов.

По первому параграфу понятно, что в каждой стране существует своё собственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота. Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и, в общем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделить следующие аспекты: нормативной  базой для создания и ликвидации МП является закон  "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Учредительными документами служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляет руководство директор, директором может быть назначен один из учредителей.

Учитывая содержание третьего параграфа о проблемах и перспективах развития малого бизнеса в России, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством. И конечно же, важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в России в последнее время стало заметно. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода, предприниматель может сам выбрать то, что ему действительно будет выгодно.

И, наконец, хочется добавить, что малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства  представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов//  Российский экономический журнал, 2000- №3
  2. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы экономики, 2001 - №4
  3. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления//  Российский экономический журнал, 2002
  4. Ваш налоговый адвокат, №1, I квартал 2002
  5. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002
  6. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. Инфра-М, 2003
  7. Малый бизнес в РК// Аргументы и Факты, №35 2000
  8. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна.
  9. Налоговый вестник, №2, 2002
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, М. Ось-89, 2000
  11. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США//  Проблемы теории и практики управления, 2000
  12. Финансовая газета №11, 12, 14, 35, 2002
  13. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста и выживания//  Вопросы экономики, 2001
  14. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка//  Деньги и кредит, 2002, №1
  15. Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
  16. http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml

 

 

 


Информация о работе Особенности управления малыми предприятиями