Отчет по практике в банке ВТБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:46, отчет по практике

Описание

Целью прохождения практики явилось исследование в области организации и осуществления деятельности банка ВТБ ОАО. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
• изучить общие принципы организации и функционирования банка;
• изучить экономическую и нормативную документацию;
• оценить организационно-экономический уровень деятельности банка;
• ознакомиться с деятельностью структурного подразделения;
• дать оценку используемым банковским технологиям в изучаемом банке и его подразделениях;
• овладеть практическими навыками в области одного из направлений деятельности Банка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организация деятельности Банк ВТБ ОАО 5
1.1. Принципы организации и функционирования Банк ВТБ ОАО 5
1.2. Анализ результатов деятельности Банка ВТБ ОАО 10
Глава 2. Деятельность Банка ВТБ ОАО 14
2.1. Общая характеристика деятельности банка. Основные операции банка 14
2.2. Организационная структура Банка ВТБ ОАО 21
2.3. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность Банка ВТБ ОАО 26
2.4. Оценка платёжеспособности заемщика (на примере Банка ВТБ ОАО) 30
Источники информации 42

Работа состоит из  1 файл

Отчет о практике в банке ВТБ.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

В Омском Банке ВТБ ОАО организация кредитной работы возложена на отдел кредитования. Поговорим об ипотечном и потребительском кредитовании.

Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом  рыночной стратегии Внешторгбанка  на розничном направлении. Исходя из высокой социальной актуальности решения жилищной проблемы в России на современном этапе, а также учитывая повышенный спрос со стороны населения на услуги по ипотечному жилищному кредитованию, ставит приоритетной задачу развитие ипотечных кредитных проектов и продуктов.

 

                                        

                                     

Рис. 3. Кредиты физическим лицам, в том числе ипотечные (млн. рублей).

 

Как мы видим, за последние  три года сумма предоставляемых  кредитов банком значительно возросла: если  в 2008 году кредитов было предоставлено на сумму 20 млн. рублей, из них ипотечных кредитов – на 10 млн. рублей, то в 2010 году эти показатели возросли в 9 раз.

За пользование кредитом заемщик уплачивает Банку проценты. Уплата процентов производится ежемесячно одновременно с погашением кредита, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного договора.

Обязательным условием предоставления кредита, является наличие  обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения Банк принимает:

  • поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода;
  • поручительства платежеспособных предприятий и организаций – клиентов Банка;
  • передаваемые в залог объекты недвижимости, транспортные средства и другое имущество.

Кредитный работник определяет платежеспособность заемщика на основании справки с места работы о доходах и размере удержаний, а также данных анкеты. Справка предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации, скрепленными печатью. При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете. Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.

Платежеспособность заемщика определяется следующим образом:                                       

                                    

где

Dr – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев, за вычетом всех обязательных платежей;

K – коэффициент в зависимости от величины Dr:  K = 0.3  при Dr  в эквиваленте до 500 долларов США,  K = 0.4  при Dr  в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США,  K = 0.5  при Dr  в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США,  K = 0.6  при Dr  в эквиваленте свыше 2000 долларов США;

T – срок кредитования (в месяцах).


Доход в эквиваленте  определяется следующим образом:

 

 

Если у кредитного работника имеются сомнения в  отношении сохранения доходов заемщика в течение предполагаемого срока  кредита величина Dr, может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключение кредитного работника. Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом:    

                      

где

Dr1 –среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Dr;

T1 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика;

Dr2 – среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии в виду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика);

T2 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика;

K1 и K2 – коэффициенты, аналогичные K, в зависимости от величины Dr1 и Dr2.

Платежеспособность поручителей  определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что K = 0.3 вне зависимости от величины Dr.

Ниже, в Таблице 3 приведена  примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов Внешторгбанка и его банков, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.

На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать  единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.

 

Таблица 3.Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента Внешторгбанка

Показатели

Баллы

Критериальный уровень

1

2

3

 

1.Совокупный годовой  доход (тыс. руб.)

Менее 10

10 – 20

20 – 40

40 – 60

более 60

5

15

30

45

60

1–а. В том числе  годовой доход на одного члена семьи

 

Дифференцированно по регионам

2. Ежемесячный платеж  в погашение ссуды (в %)

Более 40%

30 – 40%

20 – 30%

10 – 20%

менее 10%

0

5

20

35

50

3.Долги заемщика:

- прочим кредитным  институтам

- налоговым органам

более 10% размера ссуды

менее 10%

 

более 10% размера ссуды

менее 10%

- 10

- 5

 

- 10

- 5

1

2

3

 

4. Период  обслуживания в данном банке

До 1 года

1 – 2 года

2 – 3 года

3 – 5 лет

5 – 10 лет

10 и более лет

0

5

10

25

40

50

 

5. История кредитных  отношений

Любые нарушения в  течение последних 3 лет

нет сведений

 

-10

+30

 

6. Наличие банковских  счетов

Имеет счет до востребования

Счета до востребования  и сберегательные

До востребования и  другие счета

Только счет сберегательный

30

 

50

                   40

                   30

 

7. Владение пластиковыми  картами (кредитными, дебетовыми)

 

Нет

1 или более

нет ответа

 

0

30

0

 

8. Возраст заемщика

До 50 лет

Свыше 50 лет

5

25

 

9. Статус резидента

Владелец квартиры / дома

Приобретает квартиру

Арендатор

Проживает с родителями

Другие варианты

50

40

15

10

5

10. Срок проживания  по последнему адресу

До 1 года

1 – 2 года

2 – 4 лет

более 4 лет

0

15

35

50

11. Срок работы на  одном предприятии (рабочем месте)

До 1 года

1 – 2 года

2 – 4 года

более 4 лет

пенсионер

безработный

5

20

50

70

70

5

Итого

Выдача ссуды

Экспертная оценка

Отказ в выдаче ссуды

Более 300

200 – 300

менее 200


 

Напоследок хочется отметить, что развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.

Глава 3. Банковские технологии в деятельности Банк ВТБ ОАО

 

В настоящее время  на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие  автоматизированные банковские системы:

      • «Банкир» CSBI;
      • АБС совместного производства «Афина» и «Diasoft»;
      • Diasoft 4´4 производства фирмы «Diasoft»;
      • БИСквит;
      • Diasoft NT;
      • IBSO производства фирмы ЦФТ;
      • RS Bank производства фирмы R-Style.

Каждая система имеет  свои особенности, достоинства и  недостатки.

Во Внешторгбанке используется несколько систем, в частности «Афина», «Diasoft 4´4» и «БИСквит». В омском Банке используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее.

Основные преимущества данной системы сводятся к следующему:

  • поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка;
  • ведение операций в реальном масштабе времени;
  • организация работы удалённых отделений в режиме on-line;
  • оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов;
  • устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций;
  • надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота;
  • оперативность и качество отчётной и аналитической информации;
  • своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;
  • организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации;
  • оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем;
  •      максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства;
  • успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любой организационной структуры.

Хранение и обработку  информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.

Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов.

Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).

Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.

Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).

Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.

Служба учетной  информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).

В ИБС БИСквит реализовано  учетное ядро, которое позволяет  осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.

Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).

В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.

Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.

Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.

Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.

Для хранения и расчета  отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).

Следует отметить, что  Внешторгбанк и его банкы, в частности, банк в , располагают современными техническими возможностями:

Информация о работе Отчет по практике в банке ВТБ