Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:43, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучение сущности и порядок составления первичной консолидации баланса методом покупки и слияния.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и необходимость составления бухгалтерской отчетности;
рассмотреть особенности составления консолидированного баланса;
раскрыть методы составления консолидированной отчетности.
Введение 3
1. Понятие, определения и нормативное регулирование консолидированной отчетности 4
2. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности 6
3. Методом покупки
4. Методом слияния (поглощения)
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Понятие, определения и нормативное регулирование консолидированной отчетности
2. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности
3. Методом покупки
4. Методом слияния (поглощения)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Понятие консолидированной финансовой отчетности возникло на рубеже XX в. в США. Консолидированная финансовая отчетность дает возможность пользователям принимать обоснованные решения в отношении группы взаимосвязанных компаний. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединения отчетностей двух или более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что потребность консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания дочерних и ассоциированных (зависимых) обществ, филиалов и обособленных подразделений компаний.
Цель данной работы заключается в изучение сущности и порядок составления первичной консолидации баланса методом покупки и слияния.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и необходимость составления бухгалтерской отчетности;
рассмотреть особенности составления консолидированного баланса;
раскрыть методы составления консолидированной отчетности.
Объектом исследования данной курсовой работы является сводная консолидация финансовой отчетности.
Предметом исследования является первичная консолидация баланса методом покупки и слияния.
1 Понятие, определения и нормативное регулирование консолидированной отчетности
Основная цель при подготовке консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.
Основополагающим инструментом при консолидации финансовой отчетности является МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность». Настоящий Стандарт подлежит применению при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности для групп компаний, находящихся под контролем материнской организации. Данный стандарт не касается методов учета объединения предприятий и их влияния на консолидацию, включая деловую репутацию, возникающую при объединении предприятий.
При подготовке консолидированной финансовой отчетности предприятие объединяет финансовую отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий построчно путем сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Затем, для того, чтобы консолидированная финансовая отчетность представляла финансовую информацию о группе как о едином хозяйствующем субъекте, выполняются следующие действия:
балансовая стоимость инвестиции материнского предприятия в каждое дочернее предприятие и принадлежащая материнскому предприятию доля в капитале каждого дочернего предприятия, взаимоисключаются (см. МСФО (IFRS) 3, в котором описывается порядок отражения любого получающегося в результате гудвилла);
определяются неконтролирующие доли в прибылях или убытках консолидируемых дочерних предприятий за отчетный период;
неконтролирующие доли в чистых активах консолидируемых дочерних предприятий определяются отдельно от доли, принадлежащей акционерам материнского предприятия. [1]
В каких случаях составляется консолидированная финансовая отчетность:
Консолидированная финансовая отчетность готовится предприятиями, образующими группу предприятий. Группа – материнская организация со всеми ее дочерними организациями. Материнская организация – это организация, имеющая одну или несколько дочерних организаций. Дочерняя организация – это организация, которая контролируется другой организацией (называемой материнской). То есть когда предприятие (материнская компания), осуществившее вклад в компанию (дочерняя компания), посредством которой оно осуществляет контроль над другой компанией – это уже группа и предприятие готовит консолидированную финансовую отчетность. Осуществление контроля над другой компанией – это полномочия на управление финансовой и операционной политикой организации таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности. Если давать определение понятию «Консолидированная финансовая отчетность» то оно будет выглядеть следующим образом: консолидированная финансовая отчетность – это финансовая отчетность группы, представленная так, как если бы она была подготовлена единой экономической организацией. Материнской или ее дочерней организацией может быть инвестор ассоциированной организации или предприниматель в совместно контролируемой организации. В таких случаях консолидированная финансовая отчетность, подготовленная и представленная в соответствии с настоящим Стандартом, должна быть составлена таким образом, чтобы соответствовать и Международным стандартам IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные организации» и IAS 31 «Участие в совместной деятельности». Ассоциированная организация – это организация, на деятельность которой инвестор оказывает значительное влияние и которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.
Существуют также, исключения и материнская организация освобождается от представления консолидированной финансовой отчетности. Но только в следующих случаях:
материнская компания освобождается от представления консолидированной отчетности, если она сама является дочерней организацией, находящейся в полной или частичной собственности другой организации. Но владельцы компании должны быть информированы о том, что материнская организация не будет представлять консолидированную финансовую отчетность, и не возражают против этого;
освобождается также в том случае если долговые или долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке (внутренней или зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);
если материнская организация не отправила или начала свои действия по отправке своей финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или другой регулирующий орган с целью выпуска какого-либо класса инструментов на открытом рынке;
а также если основная или любая промежуточная материнская компания данной материнской организации выпускает консолидированную финансовую отчетность для открытого доступа, соответствующую требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.[7]
2 Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности
Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.
Проблема заключается в том, что балансы материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. В пункте 1.5.1 Указаний к приказу Минфина России № 81 приведено правило отражения в консолидированной отчетности показателей отчетности дочерних компаний - "при условии единства принятых учетных политик" Что делать, если это условие не соблюдено, остается из приказа неясным. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией.
Консолидированный баланс составляется в два этапа:
суммируются балансовые данные материнской компании и дочерней организации, причем активы дочерней компании считаются по результатам проведенной оценки стоимости бизнеса;
устраняются элементы «двойного счета» активов и обязательств. В консолидированном балансе долгосрочные финансовые вложения – это оценка прямых инвестиций «поглощаемой» компании на определенную сумму.
В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:
в структуру баланса;
в состав и содержание статей баланса;
в оценку статей баланса;
в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.[3]
Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности.
Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии с национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.
Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета.
Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.
Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании. В литературе выделяются два принципиальных подхода к пересчету. Представители одного направления считают, что пересчет валюты в данном случае является чисто формальной процедурой, проводимой с целью обеспечения сравнимости показателей, для чего показатели просто пересчитываются по курсу на отчетную дату. Положительная сторона данного метода, применяемого в Германии, США, Нидерландах, Великобритании, заключается не только в его простоте, но еще и в том, что при этом не меняется структура балансов дочерних предприятий.
Представители другого направления пытаются, применяя различные курсы пересчета, добиться единства при оценке статей отчетности. В прошлом был разработан ряд методов, использующих различные курсы пересчета. Например, основные средства, долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), долгосрочные пассивы и собственный капитал оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или возникновения); запасы, денежные средства и краткосрочные дебиторская и кредиторская задолженности - по курсу на отчетную дату, а доходы и расходы - по среднемесячному курсу, рассчитанному для месяца их возникновения. Недостаток этого метода заключается в том, что при пересчете возникают разницы, которые необходимо учитывать отдельно.
Таким образом, сравнение учетных политик головного и других предприятий группы и при необходимости, в случае их отклонения, составление переходного баланса предприятиями, входящими в состав группы, является исходным пунктом в процессе составления консолидированной отчетности.
Процедура консолидирования Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:
затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;
остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;
нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируются в полном объеме;
нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;
чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;
в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах (или собственном капитале).
При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе.
Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться.
Это касается прежде всего следующих статей баланса:
задолженности по взносам в уставный капитал;
расчетов по коммерческим операциям;
кредитов, выданных предприятиям группы;
долгосрочных финансовых вложений;
векселей;
прочей задолженности;
краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий.
Информация о работе Первичная консолидация баланса методом покупки и слияния