Планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:23, реферат

Описание

Планирование – важная функция управления любым предприятием. Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Функции и задачи планирования……………………………………….4
Стратегическое и оперативное планирование…………………………6
Процесс планирования в организации…………………………………7
Система планов экономической организации………………………...9
Организация внутрифирменного планирования……………………..10
Список использованной литературы………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

планиров.docx

— 44.39 Кб (Скачать документ)
 

  Содержание 

  Введение…………………………………………………………………….3

  1. Функции и задачи планирования……………………………………….4
  2. Стратегическое и оперативное планирование…………………………6
  3. Процесс планирования в организации…………………………………7
  4. Система планов экономической организации………………………...9
  5. Организация внутрифирменного планирования……………………..10

  Список  использованной литературы………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Планирование  – важная функция управления любым  предприятием. Грамотные руководители хорошо знают, что все великие  битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в  реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту  работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется  необходимость планирования, и его  нельзя полностью заменить невидимой  регулирующей рукой рынка. Государство  должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных  социальных и научно-технических  программ, распределение бюджета  страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия  осуществляют не только стратегическое (долгФФосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

  Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный  и всесторонне обоснованный детальный  план – документ, определяющий стратегию  и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана  позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

  • максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия;
  • использовать инновации в своей деятельности;
  • своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
  • объективно оценивать результаты производственной и коммерческого  деятельности предприятия.

  Одновременно  план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности. По мере реализации и  при изменении обстоятельств  план может уточняться путем корректировки  соответствующих показателей.

  План  необходим не только крупным и  средним, но и малым предприятиям. Стратегическое планирование (определение  общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой  годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.

  Начинать  любое дело без плана слишком  рискованно. Поэтому каждый предприниматель  должен знать основы планирования в  новых условиях. Рынок и план в  общем едины. Они не исключают, а  уместно дополняют друг друга. В  результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.

  План  – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки  информации по обоснованию предстоящих  действий. 

  1. Функции и задачи планирования
 

  Планирование- это разработка и корректировка  плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу. Планированием  на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного  результата. Утвержденный руководителем  план имеет силу приказа для указанных  в нем лиц и структурных  единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

  • цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;
  • средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
  • правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
  • этапы и сроки выполнения работ;
  • исполнители плана по срокам и видам работ
  • методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

  Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы  строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать  все этапы производственного  процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в  механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.

  Назначение  и цели планирования

  Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение  перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель  или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и  на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные  действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса.

  На  уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

  В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержатся расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.

  План  является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

  Таким образом, планирование — это процесс  обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются.

  Руководители  предприятия должны учитывать, что  планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

  Планирование  можно классифицировать по различным направлениям:

  1. По степени охвата сфер деятельности:

  • общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

  •частное  планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.

  2. По содержанию (видам) планирования:

  • технико-экономическое: поиск новых  возможностей, создание определенных предпосылок;

  • оперативно-производственное — реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

  3. По объектам функционирования:

  • планирование производства;

  • планирование сбыта;

  • планирование финансов;

  • планирование кадров.

  4. По периодам (охвату отрезка времени):

  • текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

  • перспективное технико-экономическое  планирование, охватывающее отрезок времени свыше года (с разбивкой на среднесрочное — на срок до 5 лет и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет).

  В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

  • полнота планирования, т. е. степень  охвата планированием всех подразделений предприятий;

  • непрерывность планирования;

  • гибкость планирования, т. е. возможность  оперативной корректировки планов;

  • возможность контроля за выполнением  плана.

  В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования:

  • выработка глобальных целей (стратегий) фирмы;

  • выработка локальных целей (стратегий) фирмы;

  • анализ внутренней и внешней среды  фирмы;

  • поиск альтернатив и оценка наилучшей  альтернативы;

  • прогнозирование;

  • принятие решения, постановка планового  задания;

  • разработка производственного (внутреннего) плана. 
 

  1. Стратегическое  и оперативное  планирование
 

  Весь  процесс планирования в экономической  организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

  Стратегия фирмы — это совокупность ее главных  целей и основных способов достижения данных целей.

  Другими словами, разрабатывать стратегию  действия фирмы — значит определять общие направления ее деятельности. Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

  Обычно  стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы.

  Тактическое планирование — это принятие решений  о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена. Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.

Информация о работе Планирование