Понятие хозяйственного учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:46, реферат

Описание

Оперативный учёт используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных явлений фин-хоз. деятельности организации с целью повседневного руководства ею. Сведения оперативного учёта собираются на определённую дату устно, по тел. и т.д. С помощью этого учёта осуществляется повседневный оперативный контроль за ходом выпуска и продажи продукции, приобретением материал. ценностей и т.д. такая инфа необходима для оперативных выводов и разработки конкретных рекомендаций.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по ТБУ.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

     Понятие хозяйственного учета

     Для получения достоверных сведений о ходе хоз. процессов организуется хоз. учёт. Его возникновение обусловлено  потребностями управления материал. про-вом: рук-во хоз. процессами невозможно без  знания конкретных фактов хоз. жизни. Сбор инфы о ходе хоз. процессов начинается с наблюдения за ними; далее – установление их количественных характеристик; затем – эти характеристики используются для контроля и управления процессами материал. про-ва. В показателях учёта раскрываются колич. и кач-ная стороны хоз. процесса.

     Объекты хоз. учёта – процессы материал. про-ва. Хоз. учёт – система наблюдения, измерения и регистрации процессов материал. про-ва с целью контроля и управления ими.

     Различают 3 вида хоз. учёта: оперативный, статистический и бух.

     Оперативный учёт используется для регистрации, наблюдения и контроля отдельных  явлений фин-хоз. деятельности организации  с целью повседневного руководства  ею. Сведения оперативного учёта собираются на определённую дату устно, по тел. и  т.д. С помощью этого учёта осуществляется повседневный оперативный контроль за ходом выпуска и продажи продукции, приобретением материал. ценностей и т.д. такая инфа необходима для оперативных выводов и разработки конкретных рекомендаций.

     Статистический  учёт отражает и обобщает массовые явления и их закономерности в фин-хоз. деятельности организаций, общественной жизни и природе. Он использует данные оперативного и БУ, имеет свои приёмы сбора данных (переписи, анкеты, опросы) и способы их обработки (группировка, сводка). Данные статистического учёта используются для эконом. Анализа и прогнозирования на текущий и перспективный пер-ды.  

Бухгалтерский учет в системе хозяйственного учета

     БУ  – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения инфы в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающуюся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хоз. операций.

     БУ:

  1. является документально обоснованным
  2. непрерывен во времени и сплошной по охвату (без пропусков) всех изменений
  3. применяет особые способы обработки данных (бух. счета, двойная запись и т.д.)

      БУ  состоит из 4 частей: ТБУ, фин. учёта, управленческого учёта и налогового учёта.

    ТБУ – наука, изучающая теор., методологические основы и практические рекомендации по организации системы БУ в целом.

    Учётные измерители

          В хоз. учёте для определения колич. характеристик имущества организации, её обязательств и хоз. операций используют 3 вида измерителей.

      Натур. измерителями характеризуются учитываемые объекты в натур. выражении (метр, литр, кг и т.д.). В натур. измерителях отражается состояние, движение и использование имущества (ОС, НМА, материалов и т.д.)

    Однако, используя натур. измерители, нельзя получить обобщённые характеристики разнообразных  объектов. Эти измерители применяются лишь для характеристики однородных предметов.

      Труд. измерители используются для исчисления кол-ва затрат раб. Времени, выраженного  в единицах времени (днях, часах, мин.). Они применяются для подсчёта з/п персонала, контроля за выполнением норм выработки, для исчисления производительности труда.

      Для отражения в хоз. учёте денеж. средств, дебитор. и кредитор. задолженности, займов проч. используется денеж. измеритель.

      Показатели  в денеж. измерителе исчисляются  исходя из натур. и труд. измерителей; денеж. измеритель применяется для обобщения имущества, обязательств и хоз. операций в едином универсальном измерении – в рублях.

      Учет  как функция управления

      Любая служба и работник управления для  выполнения своих функций нуждаются в инфе. Управление начинается с получения и восприятия инфы, оно включает принятие решения на основе инфы и завершается контролем выполнения этого решения также на основе соответствующей инфы.

      Управляющие могут получать инфу сами непосредственно от объекта управления, либо она поступает в обработанном виде от специальных инфо служб. Важнейшей из них является бухгалтерия. В настоящее время она — единственный поставщик документально обоснованной и системно обеспеченной эконом. инфы о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, о хоз. процессах и т.д.

      Управленческие функции бухгалтерии сводятся к контролю за соблюдением законности совершения хоз. операций, установленных правил приема и отпуска товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда з/п, за соблюдением штатной, фин. и кассовой дисциплины, установленных правил и сроков проведения инвентаризации, взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдением платежной дисциплины; контролем за законностью списания недостач, потерь, просроченных долгов и т. п.

      Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета

     БУ  – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения инфы в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, выражающуюся в сплошном, непрерывном, документальном отражении всех хоз. операций.

     БУ:

  1. является документально обоснованным
  2. непрерывен во времени и сплошной по охвату (без пропусков) всех изменений
  3. применяет особые способы обработки данных (бух. счета, двойная запись и т.д.)

     Цели  БУ – это совокупность определенных действий, которые должны снизить  часть налогов и штрафов, а  так же помочь лучше управлять  предприятием.

  1. Формирование полной и достоверной инфы о деятельности организации и её имущественном положении.
  2. Главная цель БУ - обеспечение учетной инфой сторонних и собственных пользователей в соответствии с законом и потребностями в этой инфе.
  3. Так же, целью БУ считается своевременное заполнение бланков и сдачи документов в налоговую.
  4. Своевременное предупреждение появления негативных явлений в фин-хоз. деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихоз. резервов и прогнозирование рез-татов работы организации на текущий период и на перспективу.

     Цели  бухгалтерского учета, бывают как для  внутр. так и для внеш. пользователей.

     Для внешних - это формирование инфы о фин. положении, компании, фин. Рез-татах ее деятельности а так же, изменениях в фин. положении.

     Внеш. пользователями могут быть, работники, инвесторы, заимодавцы, подрядчики, покупатели, поставщики и подрядчики, и заказчики. Так же, самый главный внешний орган – это налоговая служба. Именно для нее и собирают весь нужный материал.

     Для внутр. пользователей главной целью бухгалтерского учета является формирование инфы, которая полезна руководству для принятия решений.

     Инфа  для внеш. пользователей основывается на инфе для внутр. пользователей.

     Часто в цели БУ относят успешность ведения самого БУ.

     Сущность  бухгалтерского учета  как информационной системы

     Организация не может функционировать без  ведения БУ, т.к. только данные БУ обеспечивают полную инфу об имущественном и фин. Состоянии организации; синтетическая и аналитическая инфа о состоянии ресурсов, о затратах и т.д. позволяет управлять хоз. деятельностью и контролировать выполнение планов, разрабатывать перспективные планы развития про-ва. Т.о. БУ – составная часть управленческой и инфо системы организации.

     Учётная инфа служит основой для принятия управленческих и фин. решений. Она  обеспечивает выполнение следующих  функций:

  1. Инфа – своевременное кач-ное получение сведений о финн-хоз. деятельности организации для принятия управленческих решений.
  2. Планирование – процесс изложения порядка действий. Включает постановку целей, изыскание путей её достижения и выбор вариантов решения. Планирование невозможно без инфы о возможных затратах и предполагаемой прибыли.
  3. Контроль – процесс, позволяющий определить фактическое выполнение планов, для чего используют метод сопоставления факт. затрат и доходов с плановыми. Контроль осуществляется с целью предотвращения негативных явлений в хоз. деятельности, выявления резервов. Внутренний контроль может быть предварительным (до совершения хоз. операции), текущим и заключительным. Внешний контроль осуществляют инвесторы, кредиторы, банки, налоговая и т.д.
  4. Сохранность предполагает обеспечение за счёт использования плана счетов, котор. охватывает все аспекты движения и хранения материал. ценностей и денеж. средств, сохранность имущества организации.
  5. Анализ – процесс последовательного изучения принятых решений с целью их улучшения. Если цель не достигнута, то аналитическим путём выясняются причины этого.

Базовые принципы БУ

     Принцип – базовое положение БУ как  науки, котор. предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

  1. Принцип автономности предполагает, что организация существует как единое самостоятельное юр. лицо; её имущество обособлено от имущества её совладельцев, работников и др. организаций. В БУ и балансе отражается только имущество, котор. признаётся собственностью данной организации.
  2. Принцип двойной записи – двойное непрерывное отражение хоз. явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, т.е. одновременно и на одинак. сумму по дебету одного счёта и кредиту др.
  3. принцип действующей организации предполагает, что организация норм. Функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и покупателями. Этот принцип обуславливает необходимость увязки активов организации с её будущей прибылью, котор. может быть получена при помощи этих активов.
  4. Принцип объективности состоит в том, что все хоз. операции должны находить отражение в БУ, быть зарегистрированными, подтверждаться оправдательными док-тами.
  5. Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности при расчётах в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение этого принципа предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, занижение активов и проч.
  6. Принцип начислений исходит из того, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты. Его можно разделить на:

а) принцип  регистрации дохода – доход отражается в том пер-де, когда он получен, а не когда произведена оплата.

б) принцип  соответствия – доходы отчётного пер-да должны быть соотнесены с расходами, благодаря котор. эти доходы были получены.

  1. Принцип периодичности нацелен на регулярное составление баланса и отчётности за год, полугодие, квартал, месяц.
  2. Принцип конфиденциальности. Содержание внутр. учётной инфы – коммерческая тайна организации, за разглашение котор. предусмотрена ответственность.
  3. Принцип денеж. измерения, т.е. колич. измерение и исчисление фактов хоз. деятельности; в кач-ве единицы измерения выступает валюта страны.
  4. Принцип преемственности предполагает разумную приверженность нац. традициям, достижениям отечественной науки и практики.

     Историческое  развитие бухгалтерского учета

     БУ зародился в эпоху итальянского Возрождения. Система двойной записи появилась в 13-14 вв. Первым систематизировать учёт начал францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд “Трактат о счетах и записях” (1494г.).

     БУ  того пер-да обеспечивал инфой единоличного собственника, все данные содержались  в секрете; не существовало границы между собственностью и имуществом организации; не было понятий отчётного пер-да и т.д. Поэтому записи в учётном регистре носили описательный хар-тер с содержанием сведений о товаре (вес, размер, цена).

     Последователи Луки Пачоли распространили применение систематизированного учёта в различных отраслях: в судостроении, пром-ти, с/х и т.д. В 1581 г. было создано в Венеции первое общ-во бухгалтеров.

     К концу 19 в. С развитием общественного  про-ва появились компании, отделённые от собственника; сформировался акционерный капитал; начали работать фондовые биржи; развитие получили пром-ть и торговля. В рез-тате работа бухгалтера выделилась в самостоятельную профессию.

      Принятый  в 1844 г. закон о компаниях предусматривал обязательную аудиторскую проверку обанкротившихся фирм. В 1854 г. в Эдинбурге было организовано Общ-во бухгалтеров. В 1880 г. был создан институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии.

      К 1887 г. американские проф. бухгалтеры создали  Американскую ассоциацию общественных бухгалтеров. Позднее появляется Американское общ-во дипломированных общественных бухгалтеров с наличием сертификата. В 1936 г. оба общ-ва слились, а в 1957 г. получили название Американский институт присяжных бухгалтеров.

Информация о работе Понятие хозяйственного учета