Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
 рассмотреть сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и его нормативно-правовую базу;
 проанализировать организацию позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в том числе организацию учета прямых затрат и накладных расходов, а также калькулирование затрат.
Объектом исследования является позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Предмет исследования – организация позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1. Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и его нормативно-правовая база 5
2. Организация позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 12
2.1. Организация учета прямых затрат при позаказном метода учета 12
2.2. Организация учета накладных расходов при позаказном методе учета затрат 14
2.3. Калькулирование затрат при позаказном методе учета 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

Позаказный метод.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

5

 

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

 

Факультет управления и экономики высоких технологий

 

Финансовый институт

 

Кафедра "Бухгалтерский учет и аудит"

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

"Бухгалтерский управленческий учет"

 

 

на тему: Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)                                                                                          _ 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнил студент (ка) Пичугина Е.Е.

                                                                 Группа У 07-13

                                                                 Проверил (а)   Уланова Т.А.

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

2010

 

 

Содержание

 

Введение              3

Теоретическая часть              5

1. Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и его нормативно-правовая база              5

2. Организация позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции              12

2.1. Организация учета прямых затрат при позаказном метода учета              12

2.2. Организация учета накладных расходов при позаказном методе учета затрат              14

2.3. Калькулирование затрат при позаказном методе учета              18

Практическая часть              22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              34

 

 

 


Введение

 

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия, его достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений руководителям предприятий необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выявить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:

      затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены;

      информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством.

Ключевая концепция классификации затрат заключается в том, что разные затраты соответствуют разным целям. Система калькулирования затрат совокупность методов и процедур, которые обеспечивают определение себестоимости объектов затрат.

До настоящего времени классификация способов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции является объектом дискуссии. В отраслевых положениях и инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции можно выделить два основных метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции  позаказный и попередельный. В экономической литературе имеются и другие варианты авторы работ добавляют или комбинируют разные методы. В частности, попередельный и попроцессный способы считаются не синонимами, а самостоятельными способами калькулирования себестоимости. [19, с. 22]

Целью данной работы является рассмотрение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

На достижение поставленной цели направлено решение задач:

      рассмотреть сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и его нормативно-правовую базу;

      проанализировать организацию позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в том числе организацию учета прямых затрат и накладных расходов, а также калькулирование затрат.

Объектом исследования является позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Предмет исследования – организация позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на предприятии.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок учета затрат на производство, работы отечественных ученых-экономистов в области бухгалтерского управленческого учета, материалы периодической печати.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

 

1. Сущность позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и его нормативно-правовая база

 

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (job order cost accounting system) метод, используемый на предприятиях, производящих единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия. Также позаказный метод применяют на ремонтных работах.

Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или когда она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства, которые организуются для изготовления изделий ограниченного потребления. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, а так же военно-промышленного комплекса, где преобладают механические процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция.

Важнейшими отличительными особенностями единичного типа производства являются:

      большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;

      технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления определенных операций и деталей за рабочими местами;

      применение универсального оборудования и приспособлений;

      большой удельный вес ручных сборочных и доводочных операций;

      преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации. [5, с. 12]

Кроме того, позаказный метод учета себестоимости применяется в производствах, выпускающих опытные образцы продукции; во вспомогательных производствах – при изготовлении специальных инструментов, проведении ремонтных работ; на мелкосерийных промышленных предприятиях для выпуска продукции, требующейся потребителю в незначительных количествах; на предприятии с физико-химическими процессами при выпуске отдельных видов продукции; в строительстве; научно-исследовательских институтах; учреждениях здравоохранения; в сфере услуг – при изготовлении индивидуальных заказов.

Сущность позаказного метода заключается в том, что все прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам, остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствие с установленной базой распределения. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. [13, с. 146]

Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий), а фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции.

Непременным условием применения позаказного метода является система открытия производственных заказов. Обычно на основе утвержденного плана производства планово-производст­вен­ная служба предприятия заполняет бланк заказа (открывает заказ), являющийся по существу распоряжением на выполнение производственного заказа. [14, с. 8]

Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Заказ открывается соответствующим бланком заказа или наряда на выполнение заказа, который содержит следующую базовую информацию: тип заказа (для собственного потребления или со стороны, разовый или сводный), номер заказа, характеристика заказа, исполнитель, срок исполнения заказа, период в котором учитываются издержки по заказу. В бухгалтерии предприятия на основании первичных документов производится учет материалов, заработной платы, потерь от брака, износа приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа, т.е. прямых издержек. В первичных документах проставляется номер заказа. В целях регистрации различных производственных затрат для учета незавершенного производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видам работ. Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам, относимым на этот заказ по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей предприятия форма ведомости может быть различной. Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром. [20, с. 56]

Производственный график представляет собой перечень операций, которые должны быть произведены для исполнения заказа. В этой части данная форма повторяет одну из функций карточки заказа, также обеспечивающей регистрацию операций. Однако производственный график, как правило, не требует отнесения операций к конкретному заказу, по­этому он также может быть использован для нескольких заказов одновременно, причем как уже находящихся в производстве, так и тех, кото­рые еще только должны начаться.

Целью составления производственного графика является согласование стадий производства заказов и операций по заказу, производимых конкретной структурной единицей предприятия. График интегрируется с производственным планом и системой калькулирования. Данную форму можно использовать в целях контроля, поскольку в ней формируются многие необходимые для производственной программы показатели как в суммарной форме, так и в детализированном виде в зависимости от тре­буемых организационных процедур и учетных записей. Производствен­ные графики являются частью фактической системы калькулирования, выступают как средство контроля, регистрации и сбора затрат. [20, с. 60]

Для организации раздельного учета на единичных или мелкосерийных производствах, как правило, на счете учета затрат по каждому заказу открывается отдельный субсчет. Если же количество заказов велико, то разделение аналитического учета достигается путем кодировки первичных документов. Код заказа проставляется на материальных требованиях на выдачу сырья и материалов, на расчетных ведомостях по начислению заработной платы (в основном при сдельной форме) и т.д. Затем путем выборки записей с одинаковым кодом заказа определяется объем затрат, связанных с его выполнением. Поэтому позаказный учет может применяться только при том условии, что основные материалы (материалы на технологические цели), основная заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легко идентифицируются с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами).

По окончании изготовления изделия или выполнения работы заказ закрывают. После сообщения о закрытии заказа никакого отпуска материалов и начисления заработной платы по нему не должно быть. В этих случаях определяют не среднюю, а индивидуальную себестоимость единицы продукции (заказа или работы). В мелкосерийном производстве после закрытия заказа фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции. [16, с. 104]

 Составление отче­та о себестоимости заказа завершает цикл работ при позаказной системе калькулирования. Задача такого отчета состоит в обобщении информа­ции о собранных для выполнения конкретного заказа затратах (как в общей сумме, так и в разрезе элементов). Хотя практически данная форма сум­мирует ранее учтенные показатели, при определенных обстоятельствах в нее могут включаться и самостоятельные детализированные записи. Несмотря на то, что решение об их включении принимается в зависимо­сти от условий фактического производства и организации бухгалтерско­го учета на предприятии, отчет о себестоимости независимо от количе­ства включенных в него детализированных записей является конечным итогом расчета себестоимости заказа. [20, с. 66]

Аналитический учет в разрезе отдельных заказов должен быть построен аналогичным образом (на субсчетах или методом кодирования) и на счетах учета готовой продукции, и на счете учета продаж. Таким образом, логическим завершением учетного процесса позаказным методом является получение информации о финансовом результате реализации каждого конкретного заказа.

На предприятиях должен быть организован надлежащий контроль за затратами и составлением первичных документов в соответствии с подетальными и пооперационными нормами расхода материалов и заработной платы. Этот контроль призван предотвращать выполнение работ, не предусмотренных технологическим процессом, а также обеспечить правильность отнесения затрат на соответствующие заказы.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок учета затрат на производство, являются:

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации.

2.      Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33 н.

3.      План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.

Налоговым кодексом РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (ст. 252). Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. [1]

Налоговый кодекс не содержит прямого указания на формирование расходов по отдельным заказам, видам, договорам. Тем не менее, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в расчет могут быть приняты только расходы того периода, к которому они относятся.

При методе начисления в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача работ, расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. [1]

ПБУ 10/99 "Расходы организации" устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Согласно ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. [2]

Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете собираются на счетах:

20 "Основное производство" (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах основного производства);

23 "Вспомогательные производства" (данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства);

25 "Общепроизводственные расходы" (расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производств – по содержанию машин и оборудования, амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, расходы по страхованию производственного имущества, оплата труда производственного персонала и др.);

26 "Общехозяйственные расходы" (данный счет предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом – административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, арендная плата за помещение общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.);

28 "Брак в производстве" (собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку стоимость неисправимого, т.е. окончательного брака, расходы по исправлению и т.п.);

29 "Обслуживающие производства и хозяйства": производства и хозяйства, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, явившихся целью создания данного предприятия. На данном счете могут быть отражены затраты, состоящие на балансе предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, столовых и буфетов, детских дошкольных учреждений, домов отдыха, санаториев и др.;

44 "Расходы на продажу" затраты торговых предприятий;

46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" (данный счет целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ);

97 "Расходы будущих периодов" (затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам – расходы на подготовку и освоение производства, расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд) и др. [12, с. 306]

По дебету указанных счетов учитываются расходы, а по кредиту – их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списываются на счета основного и вспомогательного производства.

 

2. Организация позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

 

2.1. Организация учета прямых затрат при позаказном метода учета

 

Прямые затраты непосредственно относятся к конкретному объекту калькуляции (видам изделий или группам однородных изделий, работам, услугам) это затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых изготовлением продукции, вместе с отчислениями на социальные нужды и другие затраты, которые можно отнести на себестоимость продукции на основании первичных документов.

На счете 20 "Основное производство" организуется аналитический учет по каждому заказу. Прямые материалы и прямой труд относятся непосредственно на конкретный вид работ, списываются и отражаются по дебету счета 20. Затраты, прямо не прослеживаемые, такие как заводские накладные расходы, относят на отдельные работы с использованием заданной ставки (распределения) накладных расходов. [12, с. 310]

Общепроизводственные расходы могут быть распределены по видам продукции только с помощью специальных искусственных методов. При их списании часто прибегают к использованию нормативных коэффициентов распределения общепроизводственных расходов, устанавливаемых для каждого подразделения или функционирующего объекта обычно на год.

Коэффициент рассчитывается в три этапа:

1. Составление годового бюджета, плана общепроизводственных расходов. Расчет прогнозируемой величины общепроизводственных расходов осуществляется на основе динамики затрат и предполагаемого объема производства. Эту операцию необходимо выполнить для каждого производственного подразделения на предстоящий отчетный период.

2. Выбор базы распределения общепроизводственных расходов. Для этого определяется связь между общепроизводственными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей производственной деятельности, например, число отработанных человеко-часов, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих, количество машино-часов. Базой распределения могут служить следующие показатели по каждому заказу:

      материальные расходы;

      заработная плата рабочих, занятых непосредственно на выполнении заказа;

      общая сумма прямых расходов.

Кроме того, в качестве базы распределения могут быть выбраны и иные обоснованные показатели.

Выбранная база должна наиболее тесно формализованным путем связывать общепроизводственные расходы с объемом выпущенной продукции.

3. Деление прогнозируемой на предстоящий период величины общепроизводственных расходов на прогнозируемый объем производства, выраженный в показателе выбранной базы распределения (часы, рубли). В результате этой операции получают нормативный коэффициент общепроизводственных расходов. [15, с. 102]

Затем общепроизводственные расходы относят на каждый вид продукции с использованием этого коэффициента, для чего фактическое значение показателя базы распределения умножают на нормативный коэффициент. Эта сумма добавляется к затратам материалов и начисленной оплаты труда производственных рабочих. В результате получают расчетную производственную себестоимость продукции, в которой только два элемента фактические прямые материальные и прямые трудовые затраты, а общепроизводственные расходы списаны на основе нормативного коэффициента. Именно по этой расчетной производственной себестоимости отражают движение продукции по всем счетам бухгалтерского учета.

 

2.2. Организация учета накладных расходов при позаказном методе учета затрат

 

Накладные затраты связаны с организацией производства и управлением и включают в себя общехозяйственные затраты, а также затраты на управление производством, например, заработную плату руководителей, специалистов и служащих, вместе с отчислениями на социальные нужды, расходы на перемещение, содержание вычислительного центра, пожарно-сторожевую охрану, отопление помещений и др.

По отношению к объему производства затраты делятся на переменные, условно-переменные и условно-постоянные.

Применение отнесенной ставки накладных расходов необходимо при сезонных колебаниях деловой активности, тогда можно вывести баллы, близкие по значениям показателям удельной себестоимости. Если же применить фактические величины накладных расходов, то в силу сезонного характера деловой активности месячные показатели удельной себестоимости могут получиться искаженными.

То, что один и тот же продукт в один месяц учитывается по одной ставке заводских накладных расходов, а во второй – по другой, не является логичным. Эта разница в ставках накладных расходов не отражает месячные, нормальные условия производства. Средняя месячная норма, определяемая расходами, исходя из годового объема производства, более точно, чем фактические месячные показатели, отражает типичный характер отношений между полными заводскими накладными расходами и объемом производства. [7, с. 147]

Степень готовности изделия, используемая для определения ставки заводских накладных расходов, в разных функциональных подразделениях разная. Это зависит от того, какой вид затрат наиболее соответствует действительности на данном производстве и какова связанная с этим динамика затрат. В одном подразделении для определения коэффициента использования целесообразно исходить из прямых трудозатрат в человеко-часах, в другом имеет смысл опираться на показатель в машино-часах как наиболее характерный для данного производства. Сравнение отнесенных накладных расходов с фактическими позволяет определить, в каких случаях в течение года на производственную себестоимость было отнесено слишком мало накладных расходов (недопоглощенные накладные расходы), а в каких слишком много (избыточно поглощенные заводские расходы). [9, с. 13]

Формулы недопоглощенных и избыточно поглощенных заводских накладных расходов выглядят следующим образом:

Недопоглощенные расходы = Отнесенные накладные расходы < Фактические накладные расходы

Избыточно поглощенные расходы = Отнесенные накладные расходы > Фактические накладные расходы

В конце года разница между фактически отнесенными накладными расходами и отнесенными накладными расходами, если она существует и несущественна, исчерпывается в себестоимости реализованной продукции. Если же эта разница существенна, то тогда затраты на незавершенное производство, себестоимость готовой и реализованной продукции на конец года корректируются, соответственно в единицах продукции или денежных единицах, пропорционально величине отклонения фактических накладных расходов от распределенных.

Также нужно уделить внимание характеристикам производственной мощности.

Термин мощность означает "степень сдерживания", "верхний предел". Дефицит машинного времени, материалов и т.д. может решающим образом сказаться на ограничении производства и продаж. Администрация в целях текущего планирования и контроля устанавливает верхний предел мощности предприятия, принимая во внимание технические и экономические факторы. Обычно именно администрация, а не внешние факторы определяют верхнюю границу производственных мощностей. При определении пределов производственной мощности руководство учитывает собственные решения относительно приобретения основных средств. В свою очередь, менеджеры, изучив возможный эффект от этих капитальных затрат, при ведении хозяйственных операций на годы вперед подготавливают решения по станкам и оборудованию.

Очень важно выяснить различные характеристики (знаменатели) производственной мощности, поскольку это влияет на оценку плановых показателей и определение результатов деятельности. Это также отражается на избыточной и недостаточной поглощаемости заводских накладных расходов.

Производственная мощность – это способность производить продукцию в течение заданного периода времени. Ее верхний предел обуславливается наличием помещений, оборудования, трудовых ресурсов, материалов и капитала. Производственная мощность может выражаться в единицах продукции, денежных единицах, трудозатратах и т. д. Существует четыре основных уровня производственной мощности:

      Теоретическая. Она представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможным отрицательным результатом. Это максимально возможный выход продукции, называемый также идеальной, паспортной или максимальной производственной мощностью.

      Практическая. Это наивысший уровень производства, который достигается предприятием при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом неизбежных потерь производственного времени (отпуска, выходные и праздничные дни, ремонт оборудования), также называется максимальной практической производственной мощностью.

      Нормальная. Нормальная производственная мощность есть средний уровень хозяйственной деятельности, достигаемый для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течение целого ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденций его роста или сокращения.

      Ожидаемый годовой объем производства. Это понятие, близкое к нормальной производственной мощности, но с тем отличием, что оно ограничено одним определенным годом. Эту характеристику называют также плановой производственной мощностью. [17, с. 214]

В зависимости от того, какой уровень производственной мощности будет выбран для определения ставки заводских накладных расходов, зависит потенциально долгосрочный эффект на избыточную и недостаточную поглощаемость накладных расходов.

Рассмотрим сказанное на конкретном примере. В цехах основного производства предприятия выпускаются два изделия А и Б. В качестве базы распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих. Сумма начисленной за месяц заработной платы основных производственных рабочих, выпускающих изделие А, составила 200 д.е., рабочих, выпускающих изделие Б, 300 д.е. Величина накладных расходов составила 400 д.е. Требуется распределить накладные расходы пропорционально выбранной базе распределения.

Рассчитывается коэффициент распределения накладных расходов (К):

К = 400/(200 + 300) = 0.8.

Величина накладных расходов, отнесенных на изделие А, составит:

КА = 200 х 0,8 = 160 д.е.

Величина накладных расходов, отнесенных на изделие Б, составит;

КБ = 300 х 0,8 = 240 д.е.

 

2.3. Калькулирование затрат при позаказном методе учета

 

Предприятие вправе выбрать, каким методом будет осуществляться калькулирование себестоимости: по полной себестоимости или по сокращенной (неполной).

Метод калькулирования по полной себестоимости предполагает аккумулирование прямых и косвенных затрат по каждому заказу.

Калькулирование по сокращенной себестоимости (неполной) предполагает формирование себестоимости только по прямым затратам. При этом все остальные косвенные затраты включаются в расходы текущего периода в полной сумме без распределения на отдельные заказы. К косвенным затратам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, то есть расходы по обслуживанию всего перечня заказов. Данные расходы невозможно отнести на отдельный заказ. Следовательно, если предприятие выбирает метод калькулирования по полной себестоимости, то в учетной политике необходимо выбрать метод распределения косвенных расходов. [19, с. 24]

Такие методы учета, как учет по нормативной себестоимости (стандарт-кост) или учет по неполной себестоимости (директ-костинг), не являются альтернативными для позаказного способа – каждый из них служит самостоятельной характеристикой процесса калькулирования, что дает возможность применения на практике одной из следующих комбинаций:

      позаказное калькулирование полной фактической себестоимости продукции;

      позаказное калькулирование полной нормативной себестоимости продукции (стандарт-кост);

      позаказное калькулирование неполной фактической себестоимости продукции (директ-костинг);

      позаказное калькулирование неполной нормативной себестоимости продукции (директ-костинг и стандарт-кост). [18, с. 17]

В основе деления способов калькулирования лежит различие в выборе объекта калькулирования, что определяется особенностями технологических процессов производства продукции. Под объектом калькулирования понимается тот объект, для которого необходимо исчислить фактическую себестоимость: некий продукт организации в целом, ее подразделений, технологических фаз, переходов, стадий, переделов и т.д. Выбор объекта калькулирования является одним из важнейших вопросов учетной политики организации, поскольку от его решения зависит не только деление затрат на прямые и косвенные, но и построение всей системы аналитического учета.

Выбор объекта калькулирования определяет и выбор калькуляционной единицы (в чем измеряется количество объектов калькулирования). В качестве таковых используются натуральные единицы, условно-натуральные единицы, условные (приведенные) единицы, стоимостные единицы, единицы работ, единицы времени, эксплуатационные единицы.

Типовые записи в журнале при учете операций позаказной калькуляции затрат имеют следующий вид:

      Отнести прямые затраты и прямой труд на продукт-заказ.

      Отнести заводские накладные расходы на незавершенное производство по продукту-заказу.

      Занести в учет фактические накладные расходы по заказу.

      Переместить обработанные изделия по заказу.

      Занести в учет продажу готовой продукции по заказу.

Можно также использовать калькуляцию по нормативным затратам в сочетании с позаказной калькуляцией. Калькуляция нормативных затрат является тем инструментом, который может дополнить позаказную калькуляцию. Позаказная калькуляция применяется тогда, когда определенными затратами предусматривается изготовление одной составной единицы продукции или небольшой партии самостоятельных изделий. Единицы продукции индивидуализируются сообразно специфическим требованиям покупателей. Установление нормативных затрат может быть полезным при предварительном производстве расчетов по прямым материалам, нормативным заводским накладным расходам, прямому труду, необходимым для выполнения каждого заказа. Это сочетание позволяет реально оценить степень риска при производстве, упростить работу менеджера и бухгалтера, сократить затраты времени при анализе конечных результатов деятельности предприятия на определенном отрезке.

При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т.е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства. [6, с. 92]

При позаказном методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести также отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная часть

 

Задача №2

Компания рассматривает проблему производства нового вида продукции.   Предполагается, что переменные расходы на производство единицы продукции будут следующие:

        прямые материальные затраты                                          – 18,50 д.е.

        прямые трудовые затраты                                                        – 4,25 д.е.

        вспомогательные материалы                                          – 1,10 д.е.

        коммерческие расходы                                                        – 2,80 д.е.

        прочие расходы                                                                      – 1,95 д.е.

Постоянные расходы за год составят:

        амортизация зданий и оборудования                            – 36 000 д.е.

        расходы на рекламу                                                                      – 45 000 д.е.

        прочие расходы                                                                      – 11 400 д.е.

Компания планирует продать продукцию по цене 55 д.е.

Требуется:

1. Используя маржинальный подход рассчитать объем продукции, чтобы:

а) достичь критической точки;

б) получить прибыль в 70 224 д.е.

2. Используя те же данные, рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы получить прибыль в 139 520 д.е. при условии, что расходы на рекламу увеличатся на 40 000 д.е.

3. Предполагая, что объем продаж составит 10 000 ед., рассчитать, по какой цене необходимо продать продукцию, чтобы получить прибыль 131 600 д.е.

4. Предполагается, что объем продаж за год может достичь 15 000 единиц. Сколько компания может дополнительно потратить на рекламу, если цена единицы продукции составит 52 д.е., переменные затраты не могут быть уменьшены и компания хочет получить прибыль 251 000 д.е. при объеме продажи 15 000 единиц.

 

Решение:

1.             Используя маржинальный подход рассчитать объем продукции, чтобы:

а)          достичь критической точки

 

В критической точке выручка равна сумме переменных и постоянных затрат:

ВР = ПЗ + ФЗ

Сумма переменных затрат равна 28,60 д.е. на единицу продукции.

Сумма постоянных затрат равна 92 400 д.е.

Пусть х – объем продукции, тогда

55х = 28,60х + 92 400

26,40х = 92 400

х = 3 500

Ответ: Объем продукции необходимый для достижения критической точки составляет 3 500 единиц.

 

б)          получить прибыль в 70 224 д.е.

 

Для получения прибыли выручка должна превышать сумму всех затрат, следовательно:

ВР = ПЗ + ФЗ + П

Пусть х – объем продукции, тогда

55х = 28,60х + 92 400 + 70 224

26,40х = 162 624

х = 6 160

Ответ: Объем продукции необходимый для получения прибыли в 70 224 д.е. составляет 6 160 единиц.

2.             Найти объем продукции, чтобы получить прибыль в 139 520 д.е. при условии, что расходы на рекламу увеличатся на 40 000 д.е.

 

Так как расходы на рекламу относятся к постоянным затратам, то сумма постоянных затрат будет равна 92 400 + 40 000 = 132 400 д.е.

ВР = ПЗ + ФЗ + П

Пусть х – объем продукции, тогда

55х = 28,60х + 132 400 + 139 520

26,40х = 271 920

х = 10 300

Ответ: Объем продукции необходимый для получения прибыли в 139 520 д.е. и покрытия дополнительных затрат на рекламу в 40 000 д.е. составляет        10 300 единиц.

 

3.             Найти цену продукции, чтобы получить прибыль в 131 600 д.е. при объеме продаж 10 000 единиц.

 

ВР = ПЗ + ФЗ + П

Пусть х – цена продукции, тогда

10 000х = 28,60 • 10 000 + 92 400 + 131 600

10 000х = 510 000

х = 51

Ответ: Цена продукции для получения прибыли в 131 600 д.е. при объеме продаж 10 000 ед. составляет 51 д.е.

 

 

 

 

4.             Найти, сколько можно дополнительно потратить на рекламу, если цена единицы продукции 52 д.е., переменные затраты не могут быть уменьшены, а прибыль должна составить 251 000 д.е. при объеме продажи 15 000 единиц.

 

ВР = ПЗ + ФЗ + П

Пусть х – дополнительные затраты на рекламу, тогда

52 • 15 000 = 28,60 • 15 000 + (92 400 + х) + 251 000

780 000 = 772 400 + х

х = 7 600

Ответ: Дополнительно на рекламу можно потратить 7 600 д.е.

 

 

Задача №5

Фирма «Арматура» производит металлические стержни. Производственная мощность (объем производства) фирмы 300 000 стержней в год. При этом объеме переменные затраты составляют 750 000 д.е., постоянные – 450 000 д.е. Постоянные затраты остаются такими же в диапазоне производства       200 000–300 000 стержней. По прогнозам фирмы 240 000 стержней будет продано в следующем году по цене 5 д.е. за один стержень. Был получен дополнительный специальный  заказ на продажу 60 000 стержней по цене со скидкой 40% от обычной цены.

Требуется:

Определить, на сколько увеличится или уменьшится прибыль в результате принятия специального заказа?

 

Решение

Для решения задачи необходимо провести сравнительный анализ двух возможных вариантов решения проблемы с использованием маржинального подхода и приростного анализа. Первый вариант – это расчет без принятия специального заказа, второй – с его принятием. По величине и знаку отклонения между двумя вариантами можно сделать вывод принимать или не принимать специальный заказ.

 

Выручка от продажи стержней по обычной цене составит:

ВР1 = Vпродукции • цена = 240 000 • 5 = 1 200 000 д.е.

 

Переменные затраты на продажу такого количества стержней:

ПЗ1 = = 600 000 д.е.

 

Выручка от продажи стержней по цене со скидкой 40% от обычной составит:

ВР спец. заказа = 60 000 • (5 • 0,6) = 180 000 д.е.

Тогда выручка со спец. заказом будет равна:

ВР2 = ВР1 + ВР спец. заказа = 1 200 000 + 180 000 = 1 380 000 д.е.

 

 

Показатели

Без спец. заказа, д.е.

Со спец. заказом, д.е.

Отклонение, д.е.

Выручка

1 200 000

1 380 000

+180 000

Переменные затраты

600 000

750 000

–150 000

Маржинальная прибыль

600 000

630 000

+30 000

Постоянные затраты

450 000

450 000

Операционная прибыль

150 000

180 000

+30 000

 

 

Вывод: Принятие специального заказа целесообразно, так как в результате маржинальная и операционная прибыль увеличиваются на 30 000 д.е.

 

Задача №12

Предприятие производит и продает мягкие игрушки. Планируемая операционную прибыль – 100 000 д.е. от продажи 15 000 шт. изделий, а  затраты по производству одной игрушки составят:

- прямые затраты материалов                                                         – 7 д.е.

- прямые затраты труда                                                                                    – 4 д.е.

- переменные общепроизводственные расходы                            – 3 д.е.

Постоянные затраты за период составят:

- общепроизводственные расходы                                                        – 60 000 д.е.

- общие и административные расходы                                          – 60 000 д.е.

- коммерческие расходы                                                                      – 29 000 д.е.

Требуется:

Рассчитать цену продажи методом валовой прибыли, методом переменных затрат и методом рентабельности продаж.

 

Решение:

а)          Метод валовой прибыли

 

% наценки =

 

% наценки = = 0,7 (70%).

 

Цена = полные произв.затраты + (% наценки • полные произв.затраты)

Цена = 18 + (0,7 • 18) = 30,6 д.е.

 

 

 

 

б)          Метод переменных затрат

 

% наценки =

 

% наценки = = 1,19 (119%).

 

Цена = переменные произв.затраты + (% наценки • переменные произв.затраты)

Цена = 14 + (1,19 • 14) = 30,6 д.е.

 

 

в)          Метод рентабельности продаж

 

% наценки =

 

% наценки = = 0,28 (28%).

 

Цена = полные затраты на ед. + (% наценки • полные затраты на ед.)

Цена = 23,93 + (0,28 • 23,93) = 30,6 д.е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №13

Фирма производит поздравительные музыкальные открытки. На предприятии имеется четыре заказа. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции производится позаказным методом.

По состоянию на 1 декабря заказ № 1 закончен производством и сдан на склад готовой продукции, заказ №2 незавершен. В декабре  закончены производством заказы № 2 и № 3,а заказ № 4 незавершен. Заказы № 1 и № 2 отгружены покупателям.

Затраты на производство заказов № 2, № 3, № 4 в декабре:

Показатели

Заказ №2

Заказ №3

Заказ №4

Отпущены основные материалы (д.е.)

Прямые трудовые затраты (д.е.)

8 500

7 000

20 280

17 200

30 000

24 600

 

Коэффициент распределения общепроизводственных расходов – 110% от прямых трудовых затрат.

Требуется:

1. Составить карточки заказов. Определить производственную себестоимость заказов № 2 и № 3.

Рассчитать себестоимость единицы продукции заказа, если заказ №1 состоит из 3 000 единиц, заказ № 2 – 4 200 единиц, заказ № 3 – 4 700 единиц.

2. Определить остатки на счетах «Основное производство», «Готовая продукция», если сальдо начальное на счете «Основное производство» – 29 300 д.е., на счете «Готовая продукция» – 36 900 д.е.

 

 

Решение:

1.             Составить карточки заказов. Определить производственную себестоимость заказов №2 и №3. Рассчитать себестоимость единицы продукции заказа.

 

Заказ №2

 

Заказ №3

 

Заказ №4

Д

К

Д

К

Д

К

1) 8500

 

1) 20280

 

1) 30000

 

2) 7000

 

2) 17200

 

2) 24600

 

15500

 

37480

 

54600

 

 

 

ОПР заказ №2 = 7 000• 1,10 = 7 700 д.е.

Произв. с/с заказ №2 = 15 500 + 7 700 = 23 200 д.е.

 

ОПР заказ №3 = 17 200 • 1,10 = 18 920 д.е.

Произв. с/с заказ №3 = 37 480 + 18 920 = 56 400 д.е.

 

 

С/с единицы заказ №1 = = 12,3 д.е.

 

С/с единицы заказ №2 = = 12,5 д.е.

 

С/с единицы заказ №3 = = 12 д.е.

 

 

2.             Определить остатки на счетах «Основное производство», «Готовая продукция».

 

1)            Д 43 К 20 сб 3№1 – сдан первый заказ на склад готовой продукции = 36900

2)            Д 20 сб сч 3№2 К 10 = 8500

3)            Д 20 сб сч 3№3 К 10 = 20280

4)            Д 20 сб сч 3№4 К 10 = 30000

5)            Д 20 сб сч 3№2 К 70 (69) = 7000

6)            Д 20 сб сч 3№3 К 70 (69) = 17200

7)            Д 20 сб сч 3№4 К 70 (69) = 24600

8)            Д 20 сб 2 К 25 = 7700

9)            Д 20 сб 3 К 25 = 18920

10)       Д 20 сб 4 К 25 = 27060

11)       Д 43 К 20 сб 2 = 52500

12)       Д 43 К 20 сб 3 = 56400

13)       Д 62 К 43 = 36900

14)       Д 62 К 43 = 52500

 

 

 

Д

20

К

 

Д

43

К

СН 28300

 

СН 36900

 

2) 8500

11) 52500

11) 52500

13) 36900

3) 20280

12) 56400

12) 56400

14) 52500

4) 30000

 

56400

 

5) 7000

 

 

 

6) 17200

 

 

 

7) 24600

 

 

 

8) 7700

 

 

 

9) 18920

 

 

 

10) 27060

 

 

 

81660

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью производственной деятельности любого предприятия является выпуск продукции, его реализация и получение прибыли. Управленческий учет затрат на производство состоит в наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности, соответствующей определенной модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия.

В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены вопросы, касающиеся позаказного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. В работе приведено понятие позаказного метода учета затрат, указана нормативная база, регламентирующая порядок учета затрат.

Позаказный учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным работам, подрядам и заказам. Он используется при изготовлении уникальных либо выполняемых по специальному заказу изделий. Такой метод калькуляции применяется тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или когда она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства.

Также в работе была рассмотрена организация учета накладных и прямых расходов при позаказном методе учета затрат.

Прямые затраты непосредственно относятся к конкретному объекту калькуляции (видам изделий или группам однородных изделий, работам, услугам) это затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых изготовлением продукции, вместе с отчислениями на социальные нужды и другие затраты, которые можно отнести на себестоимость продукции на основании первичных документов.

Накладные затраты связаны с организацией производства и управлением и включают в себя общехозяйственные затраты, а также затраты на управление производством, например заработную плату руководителей, специалистов и служащих, вместе с отчислениями на социальные нужды, расходы на перемещение, содержание вычислительного центра, пожарно-сторожевую охрану, отопление помещений и др.

Из краткого изложения сущности позаказного метода видно, что сфера его применения в основном должна быть ограничена индивидуальным производством. Однако относительная простота учета и калькулирования при рассматриваемом методе способствовала его распространению в мелкосерийном, серийном и даже крупносерийном производствах. Это выражается в том, что даже при изготовлении продукции крупными сериями учет затрат и калькулирование основаны на применении постоянных, чаще всего годовых заказов. Затраты на изготовление отдельных видов продукции в течение всего года собирают на отдельных заказах, а себестоимость выпущенных за месяц изделий определяют путем деления суммы затрат за вычетом стоимости остатков незавершенного производства на количество выпущенных единиц продукции. Между тем в крупносерийном и особенно в массовом производствах наиболее правильным является применение поиздельного, в основном нормативного метода учета.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.            Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон от 31.07.1998 г.  146-ФЗ; часть вторая : федеральный закон от 05.08.2000 г.  117-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.

2.            Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 : приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33н // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.

3.            Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации : приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.

4.            О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) : письмо Министерства финансов РФ от 29.04.2002 г.  16-00-13/03 // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.

5.            Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. – М.: ПРИОР, 2008. 64 с.

6.            Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. – М.: ФБК, 2009. – 224 с.

7.            Вахрушина Н.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. и пер. – М.: Омега–Л, 2010. – 528 с.

8.            Глушков И.Е. Управленческий учет на современном предприятии. М.: Кнорус-Экор-книга, 2009. – 404 с.

9.            Ефремова А.А. Способы калькулирования себестоимости продукции // Справочник экономиста. – 2008. –  5. – С. 12-16.

10.       Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит-ЮНИТИ, 2009. – 350 с.

11.       Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. – 416 с.

12.       Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. 640 с.

13.       Мишин Ю.А. Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности. – М.: Дело и сервис, 2007. – 218 с.

14.       Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: Теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 123 с.

15.       Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. – М.: Аналитика-Пресс, 2009.144 с.

16.       Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2010. – 262 с.

17.       Управленческий учет / Под ред. В. Палия и Р. Вандер Виля. – М.: Инфра-М, 2007. – 384 с.

18.       Федотов Н. Управление затратами предприятия // Экономика и жизнь. – 2007. – № 21. – С. 17-20.

19.       Чубченко М. Позаказный метод учета затрат // Учет в строительстве. – 2008. – № 4. – С. 22-24.

20.       Шевченко Н.С. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: Учебно-методическое пособие. – Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2007. – 154 с.

 

Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг