Правило "Двойной записи". Характеристика бухгалтерских проводок,корреспонденция счетов. Алгоритм составления бухгалтерской проводки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:08, доклад

Описание

Правило двойной записи. Характеристика бухгалтерских проводок, корреспонденция счетов. Алгоритм составления бухгалтерской проводки.

Работа состоит из  1 файл

Бухучет к.р.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)


                                            Правило «Двойной записи»

    Управление хозяйственной деятельностью требует постоянной информации о ходе производственных процессов и протекающих хозяйственных операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет открывается на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура счетов зависит от объектов учета.

    На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая хозяйственная операция — это элементарное действие, вызывающее изменение состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Если в кассу поступили денежные средства, то должен быть источник их поступления, например, деньги поступили с расчетного счета в банке. В результате этой операции увеличилась сумма наличных денег в кассе и уменьшилась денежная сумма на расчетном счете.

    Таким образом, каждая хозяйственная операция обязательно затрагивает два бухгалтерских счета, которые используются в этой операции, и она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета и кредите другого. Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи.

    Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение наличия и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.

    Двойная запись — способ ведения бухучёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух счетах, обеспечивая общий баланс.

                                              Принцип двойной записи

    Каждый учетный счет (регистр) состоит из двух частей: дебета (левая сторона) счета и кредита (правая сторона). Основным принципом учета при этом является выполнение в любой момент времени равенства (уравнения баланса):

            Активы = Пассивы (причем последние есть «Обязательства+Капитал»).

    Активы — отражают информацию (состав и стоимость) имущества и имущественных прав организации на определенную дату. Пассивы — указывают на источники возникновения активов.

    Для этого каждая двойная запись-проводка изменяет обе его части, обязательно сохраняя баланс. Увеличение активов отражается в дебете счетов, увеличение пассивов в их кредите. Действует закон сохранения: сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме их кредитов (обеспечивая нулевое общее сальдо). Это позволяет легко контролировать правильность: если нет баланса, то где-то в учете была ошибка.

    Например, когда учредитель внес в Уставный капитал 10тыс.руб, это означает, что у компании появились активы (денежные средства) и обязательства перед учредителем. Будет сделана такая (двойная) запись:

 

Дт «Денежные средства» — Кт «Уставный капитал» (по 10тыс.руб)

 

    Главное: метод двойной записи позволяет отследить источники получения и направления расходования средств: например, расходование денежных средств (отражаемое по кредиту счета «Денежные средства») сопровождается сокращением кредиторской задолженности (в дебете счета «Кредиторская задолженность») или увеличением сумм выданных авансов (в дебете счета «Авансы выданные»). Также это позволяет через Бухгалтерский баланс показать сводное финансовое положение организации.

                      Характеристика бухгалтерских проводок

    Проводка (бухгалтерская проводка, контировка) — запись в бумажном журнале или в компьютерной базе данных об изменении состояния учитываемых объектов. Обычно состоит из описания дебетуемого и кредитуемого объекта учета, а также числовых характеристик изменения, например, количества и стоимости. Способ регистрации хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

    Объект учета обычно описывается такими параметрами как бухгалтерский счет, на котором ведется учет объекта и более подробными (аналитическими) идентификаторами, такими как наименование товара или контрагента.

   В случае изменения состояния собственного баланса предприятия, используется указание и на дебетуемый объект и на кредитуемый, то есть соблюдается принцип «двойной записи», позволяющий сохранять равенство актива и пассива баланса. Если необходимо временно учесть средства, которые учитываются в балансе другого предприятия, или еще по каким-то причинам не учитываемые в нашем балансе, то делают проводку с указанием только одного объекта учета. При этом используются специальные «забалансовые» бухгалтерские счета.

 

                Учет поступления материалов. Бухгалтерские проводки.

    Поступление материалов в организацию осуществляется по договорам поставки, путем изготовления материалов силами организации, внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, получения организацией безвозмездно (включая договор дарения). К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

 

                   Список счетов, участвующих в бухгалтерских проводках:

10 - Материалы

20 - Основное производство

23 - Вспомогательные производства

25 - Общепроизводственные расходы

26 - Общехозяйственные расходы

29 - Обслуживающие производства и хозяйства

50 - Касса

50.01 - Касса организации

51 - Расчетные счета

62 - Расчеты с покупателями и заказчиками

62.01 - Расчеты с покупателями и заказчиками

62.02 - Расчеты по авансам полученным

68 - Расчеты по налогам и сборам              68.2 - Налог на добавленную стоимость

70 - Расчеты с персоналом по оплате труда

73 - Расчеты с персоналом по прочим операциям

73.2 - Расчеты по возмещению материального ущерба

76 - Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76.АВ - НДС по авансам и предоплатам

90 - Продажи

90.1 - Выручка

91 - Прочие доходы и расходы

91.1 - Прочие доходы

91.2 - Прочие расходы

94 - Недостачи и потери от порчи ценностей

99 - Прибыли и убытки

         КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ. БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ

 

    Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.

Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименования дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции называется БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАПИСЬЮ (проводкой).

    Бухгалтерская проводка - оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебиту и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

    В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.

    Регистрация хозяйственных операций в учетном процессе дублируется в целях контроля и отражается первый раз как свершившийся факт, в хронологической регистрации с документальным подтверждением, а второй раз - в системной регистрации в виде разноски суммы операции по дебетуемым и кредитуемым синтетическим и аналитическим счетам.

    Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.

    Один из ее этапов - запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских проводок) называется котировкой, а текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, - бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

    Бухгалтерские проводки составляют на самом документе, которым оформляется хозяйственная операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на отдельном специальном бланке (мемориальных ордерах).

    Для облегчения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счетов, а их номера (№ 50 - счет «Касса», № 51 - счет «Расчетный счет»).

    Для правильного отражения в учете хозяйственных операций необходимо понять, что каждая хозяйственная операция по экономическому содержанию является двойной и всегда вызывает изменения на двух счетах, но в одной и той же сумме. Бухгалтерские записи по количеству затрагиваемых ими счетов, подразделяются на простые и сложные. Простыми принято называть такие бухгалтерские записи, в которых корреспондируют только два счета - один по дебету, а другой по кредиту. Сложными называются бухгалтерские записи, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или наоборот. При составлении сложных проводок следует иметь в виду, что правильной является только запись, в которой корреспонденция счетов выражена ясно, поэтому не следует составлять бухгалтерскую запись, где одновременно затрагивается несколько дебетуемых и кредитуемых счетов.

           Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

    Для правильного отражения в учете хозяйственных операций необходимо понять, что каждая хозяйственная операция по экономическому содержанию является двойной и всегда вызывает изменения на двух счетах, но в одной и той же сумме.   

                           Алгоритм составления бухгалтерской проводки:

    Пример 1. Произошла хозяйственная операция: от поставщика поступили на склад организации материалы на сумму 42 500 руб. В результате этой операции на складе организации остатки материалов увеличились на 42 500 руб., но одновременно у организации возникает задолженность поставщику за эти материалы также в сумме 42 500 руб. Для составления бухгалтерской записи (проводки) рассуждают следующим образом

                               Отражение операции на счетах учета:

    Последовательность рассуждений:                         Первый счет:              Второй счет:   

 

1. Указанная хозяйственная операция вызвала       №10 «Материалы»      №60»Расчеты с

     изменение в двух счетах (называем                                                          поставщиками и

     шифры и наименование этих счетов).                                                        Подрядчиками».

 

2. К средствам или источникам                                 Средства                     Источники средств

    относятся эти счета?

 

3. Какие это счета по отношению к                          Активный                Активно-пассивный

       балансу?

 

4. Какие изменения (увеличения                               Увеличение                Увеличение(возникла

    или уменьшение) вызвала                                      (поступили             задолженность

    данная операция на счетах?                                    материалы)         поставщику за

                                                                                                                        материалы)

 

5. На какой стороне каждого                               На дебете (так как       На кредите(так как

    счета (дебете или кредите                                          увеличение  средств    увеличение источников

    следует отразить эти изменения?               в активных счетах на      в пассивных счетах

                                                                 дебетовой стороне).    Записывается на

                                                                                                                       кредитовой стороне).

 

    Правильность рассуждений можно дополнительно проверить, определив к какому типу изменений относится операция и не нарушается ли равенство. Рассмотренная операция относится к III типу, так как произошло увеличение актива и пассива баланса (в активе увеличилась статья «Материалы», в пассиве увеличилась статья «Расчеты с поставщиками») на одну и ту же сумму - 42 500 руб. В результате итоги актива и пассива увеличились на эту же сумму, и равенство их не нарушилось. После этого выполняем бухгалтерскую запись:

 

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 42 500.

На счетах эта запись получит следующее отражение:

Счет 10 «Материалы»

Дебет             

Кредит             

Остаток-18 500                           

1. 42 500                           

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет             

Кредит                           

Остаток -18500                            

1.42 500

             

    Рассмотренная бухгалтерская запись является простой, так как записана по дебету одного счета и кредиту другого счета. Но на практике встречаются такие операции, когда надо дебетовать один счет, а кредитовать несколько счетов, и, наоборот, дебетовать несколько счетов, а кредитовать только один. Такие бухгалтерские проводки называются сложными.

   Пример 2. Из кассы выдано 295 600 руб., в том числе заработная плата работникам в размере 265 600 руб., под отчет работнику - 30 000 руб. Бухгалтерская проводка будет записана следующим образом:

 

Информация о работе Правило "Двойной записи". Характеристика бухгалтерских проводок,корреспонденция счетов. Алгоритм составления бухгалтерской проводки.