Правовые основы аудиторской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:25, реферат

Описание

Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйствования. Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности, как независимого вневедомственного финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

основы аудита.docx

— 19.73 Кб (Скачать документ)

Правовые  основы аудиторской деятельности.

 Правовое регулирование  представляет собой деятельность  государства по внесению организованности, упорядоченности в различные  сферы хозяйствования.

Становление аудита в России началось в конце 80-х  начале 90-х годов.

За этот период принят ряд  нормативных документов по правовому  регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относят:

1) "Временные правила  аудиторской деятельности в РФ", утверждены указом президента  РФ от 22 декабря 1993 г., №2263;

2) Постановление правительства  РФ от 6 мая 1994 г., №482 "об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в РФ". Изменения и дополнения от 21 июля 1997 г.;

3) Указ президента РФ  от 22 декабря 1993 г. "об аудиторской  деятельности в РФ".

До принятия Закона об аудите (у нас еще не принят Закон об аудите), аудиторская деятельность регулируется временными правилами.

Временные правила аудиторской  деятельности в Российской Федерации  определяют правовые основы осуществления  в Российской Федерации аудиторской деятельности, как независимого вневедомственного финансового контроля.

Временными правилами  определены:

сфера аудита;

виды работ, входящих в  состав аудиторской деятельности;

права и обязанности аудиторских  фирм и их взаимодействие с заказчиками;

приведены правила оформления результатов проверки (отчета и аудиторского заключения).

Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру  лицензирования на право аудиторской  деятельности.

Квалификационные  аттестаты и лицензии предусмотрены  по следующим направлениям (по видам  аудита):

общий аудит;

банковский аудит;

аудит страховых организаций;

и т.д.

Временными правилами  предусмотрены санкции для аудиторов  и аудиторских фирм, допускающих  ошибки и просчеты и небрежности  в работе.

В России система  аудиторской деятельности включает три основных уровня:

I. Закон об аудите. Он будет относиться к основным законодательным актам и будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве необходимого и равноправного элемента.

II. Стандарты или правила, регулирующие аудиторскую деятельность. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида:

1. Общесистемные. 

2. Организационно-технологические. 

3. Стандарты отчетности.

4. Специфические стандарты  для отдельных видов аудита.

III. Документы, необходимые для реализации стандартов. Они должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности.

В городе Омске, на ряду с  выше указанным, регулирование аудиторской  деятельности осуществляется согласно распоряжениям от 23.01.98 г., №63Ф, "о  создании при главе городского самоуправления г. Омска комиссии по координации аудиторской деятельности".

 

Органы, регулирующие основы аудиторской деятельности.

Основным нормативным  актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;
  • аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» на уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены  следующие функции:

  • издание нормативных актов в пределах своей компетенции;
  • организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;
  • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;
  • осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;
  • ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;
  • осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

 

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

 

Стандарты аудита.

стандарты аудита (МСА) -международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории.

 

Ответственность аудитора.

Ответственность аудитора условно можно разделить  на пять частей:

- ответственность перед  клиентом;

- ответственность на базе  гражданского законодательства  перед третьими лицами (в соответствии  с общим правом и на основе  принятых законодательных актов);

- ответственность, связанная  с соблюдением конфиденциальности;

- материальная ответственность;

- уголовная ответственность.

Ответственность перед клиентом.  Основаниями для привлечения аудиторской компании к ответственности перед клиентом может стать нарушение аудитором условий договора и гражданского законодательства, связанное с небрежностью при оказании услуг. Любая значительная ошибка или ошибочное суждение аудитора будут создавать прецедент небрежности в работе, которую нужно будет опровергнуть. Избежать подобных прений и обвинений можно, если проводить аудит в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами. Выяснение уровня тщательности аудита становится более сложным в случае оказания аудитором сопутствующих аудиту услуг (п. 6 ст. 1 Закона об аудите), так как четко определенных критериев для их оценки, а также специальных нормативных правовых актов не существует.

В гражданском законодательстве существует ряд статей, рассматривающих  потенциальную возможность возбуждения  клиентами исков в отношении аудиторских фирм, в частности, это статьи, регулирующие договорные отношения.

Ответственность перед третьими лицами. Законодательство РФ дает основание для возбуждения исков третьими сторонами в отношении аудиторских фирм (статьи ГК РФ, связанные с причинением вреда, ущерба, возмещением убытков, например, ст. 15). В случаях ответственности аудитора перед третьими сторонами на основании общего права защита аудитора строится на основе доказательства качества предоставленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам), однако это часто бывает сложно доказать в суде. В качестве аргумента защиты можно также привести непричастность третьей стороны к договору, однако использование этого тоже не всегда возможно.

Ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности. Вопрос соблюдения конфиденциальности является во многих ситуациях противоречивым и неоднозначным, но в целом остается открытым, так же, как и вопросы о других видах ответственности.

Материальная ответственность. При обнаружении неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда (в том числе по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию):

- понесенные убытки в  полном объеме;

- расходы на проведение  перепроверки;

- штраф, зачисляемый в  доход бюджета РФ, в сумме до 100-кратного размера установленной  законом минимальной месячной  оплаты труда . с аудитора, ведущего деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда . с аудиторской фирмы.

Уголовная ответственность. В российской судебной практике прецедентов привлечения аудиторов к уголовной ответственности на сегодняшний день не зарегистрировано.Таким образом, аудиторские компании могут понести гражданско-правовую ответственность в случае необнаружения существенных искажений в бухгалтерской отчетности, приведших к взысканию штрафных санкций с компании-заказчика. Клиенты аудиторских компаний для возмещения убытков могут обратиться к этим компаниям с претензией в порядке досудебного разбирательства.

Словарь

Система регулирования аудиторской деятельности

Поскольку результаты аудиторской  проверки являются основой множества  экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система  регулирования аудиторской деятельности:

  • Закон об аудиторской деятельности;
  • другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;
  • Федеральные стандарты аудита;
  • стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;
  • внутрифирменные аудиторские стандарты.

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности в России