Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:25, реферат
Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйствования. Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности, как независимого вневедомственного финансового контроля.
Правовые основы аудиторской деятельности.
Правовое регулирование
представляет собой
Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов.
За этот период принят ряд
нормативных документов по правовому
регулированию аудиторской
1) "Временные правила
аудиторской деятельности в РФ"
2) Постановление правительства
РФ от 6 мая 1994 г., №482 "об утверждении
нормативных документов по
3) Указ президента РФ от 22 декабря 1993 г. "об аудиторской деятельности в РФ".
До принятия Закона об аудите (у нас еще не принят Закон об аудите), аудиторская деятельность регулируется временными правилами.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности, как независимого вневедомственного финансового контроля.
Временными правилами определены:
сфера аудита;
виды работ, входящих в состав аудиторской деятельности;
права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками;
приведены правила оформления результатов проверки (отчета и аудиторского заключения).
Временные правила определяют
процедуру аттестации на право быть
специалистом-аудитором и
Квалификационные аттестаты и лицензии предусмотрены по следующим направлениям (по видам аудита):
общий аудит;
банковский аудит;
аудит страховых организаций;
и т.д.
Временными правилами
предусмотрены санкции для
В России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:
I. Закон об аудите. Он будет относиться к основным законодательным актам и будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве необходимого и равноправного элемента.
II. Стандарты или правила, регулирующие аудиторскую деятельность. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.
Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида:
1. Общесистемные.
2. Организационно-
3. Стандарты отчетности.
4. Специфические стандарты для отдельных видов аудита.
III. Документы, необходимые для реализации стандартов. Они должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности.
В городе Омске, на ряду с выше указанным, регулирование аудиторской деятельности осуществляется согласно распоряжениям от 23.01.98 г., №63Ф, "о создании при главе городского самоуправления г. Омска комиссии по координации аудиторской деятельности".
Органы, регулирующие основы аудиторской деятельности.
Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.
Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями
К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:
Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:
Стандарты аудита.
стандарты аудита (МСА) -международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации. На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории.
Ответственность аудитора.
Ответственность аудитора условно можно разделить на пять частей:
- ответственность перед клиентом;
- ответственность на базе
гражданского законодательства
перед третьими лицами (в соответствии
с общим правом и на основе
принятых законодательных
- ответственность, связанная
с соблюдением
- материальная ответственность;
- уголовная ответственность.
Ответственность перед клиентом. Основаниями для привлечения аудиторской компании к ответственности перед клиентом может стать нарушение аудитором условий договора и гражданского законодательства, связанное с небрежностью при оказании услуг. Любая значительная ошибка или ошибочное суждение аудитора будут создавать прецедент небрежности в работе, которую нужно будет опровергнуть. Избежать подобных прений и обвинений можно, если проводить аудит в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами. Выяснение уровня тщательности аудита становится более сложным в случае оказания аудитором сопутствующих аудиту услуг (п. 6 ст. 1 Закона об аудите), так как четко определенных критериев для их оценки, а также специальных нормативных правовых актов не существует.
В гражданском законодательстве
существует ряд статей, рассматривающих
потенциальную возможность
Ответственность перед третьими лицами. Законодательство РФ дает основание для возбуждения исков третьими сторонами в отношении аудиторских фирм (статьи ГК РФ, связанные с причинением вреда, ущерба, возмещением убытков, например, ст. 15). В случаях ответственности аудитора перед третьими сторонами на основании общего права защита аудитора строится на основе доказательства качества предоставленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам), однако это часто бывает сложно доказать в суде. В качестве аргумента защиты можно также привести непричастность третьей стороны к договору, однако использование этого тоже не всегда возможно.
Ответственность,
связанная с соблюдением
Материальная ответственность. При обнаружении неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда (в том числе по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию):
- понесенные убытки в полном объеме;
- расходы на проведение перепроверки;
- штраф, зачисляемый в
доход бюджета РФ, в сумме до
100-кратного размера
Уголовная ответственность. В российской судебной практике прецедентов привлечения аудиторов к уголовной ответственности на сегодняшний день не зарегистрировано.Таким образом, аудиторские компании могут понести гражданско-правовую ответственность в случае необнаружения существенных искажений в бухгалтерской отчетности, приведших к взысканию штрафных санкций с компании-заказчика. Клиенты аудиторских компаний для возмещения убытков могут обратиться к этим компаниям с претензией в порядке досудебного разбирательства.
Словарь
Система
регулирования аудиторской
Поскольку результаты аудиторской
проверки являются основой множества
экономических решений, аудит достаточно
жестко регулируется во всех странах.
В настоящее время в России
действует следующая система
регулирования аудиторской
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности в России