Предмет и метод бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:30, лабораторная работа

Описание

Цель работы: усвоить понятия: «бухгалтерский учет», «хозяйственная операция», «актив баланса», «пассив баланса», «метод бухгалтерского учета»; приобрести навык группировки хозяйственных средств по составу и размещению и источникам их формирования.

Работа состоит из  1 файл

лабораторная работа № 1))).doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Владимирский государственный  университет имени 

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

Бухгалтерский учет

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная  работа № 1

 

«Предмет  и метод бухгалтерского учета»

 

Вариант №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Рнк-112

очной формы обучения

Данилов В.К.

Проверил(а):

ст.пр. Муравьева Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир, 2012

 

Цель работы: усвоить понятия: «бухгалтерский учет», «хозяйственная операция», «актив баланса», «пассив баланса», «метод бухгалтерского учета»; приобрести навык группировки хозяйственных средств по составу и размещению и источникам их формирования.

 

 

Контрольные вопросы.

 

  1. Дайте определение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях.

    Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, обязательств организации и т.п.

Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах, совершающихся в организации фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов, ценных бумаг и т.д.

 

Немаловажное значение при организации  бухгалтерского учета имеет использование  учетных измерителей, с помощью  которых выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности организации. Существует три вида учетных измерителей:

1) натуральные (шт., кг, м и др.) необходимы при учете материальных  запасов, основных средств, готовой  продукции и др. С помощью натуральных  измерителей осуществляется контроль за их сохранностью при различных формах собственности, объемом процесса заготовления, производства и реализации, соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели;

2) трудовые измерители (час, день, месяц и т.п.) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда;

3) денежный измеритель – обобщающий  показатель, так как через рубли  (национальную или иностранную  валюту) определяется объем имущественных прав организации, ее затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.

 

  1. Перечислите основные принципы бухгалтерского учета.

Основные правила ведения бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, следующие:

  1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утвержденного Минфином РФ.
  2. Учет объектов учета в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русском языке.
  3. Осуществление в бухгалтерском учете текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
  4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операций. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
  5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
  6. Оценка объектов учета в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
  7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
  8. Формирование учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

3. Что является предметом и объектом учета?

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

      • объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации (хозяйственные средства и их источники);
      • объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации (хозяйственные процессы и их результаты).

В состав хозяйственных средств организации включаются:

1. Основные средства (ОС)– имущество организации, участвующее в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в течение срока, превышающего 12 месяцев, независимо от его стоимости, постепенно переносящие свою стоимость на себестоимость продукции, работ услуг в течение срока их полезного использования, посредством амортизационных отчислений.

2. Нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями. Как и ОС, их стоимость включается в затраты на производство продукции, в течение срока их полезного использования.

3. Материально-производственные запасы (МПЗ) – предметы труда, используемые однократно в процессе производства, сразу переносящие свою стоимость на изготовленный продукт, работу, услугу.

4. Оборотные средства - это денежные средства вложенные в сырье, топливо, незавершенное производство, готовую, но еще не реализованную продукцию, а также денежные средства, необходимые для обслуживания процесса обращения.

5. Денежные средства – сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетных, валютных и прочих счетах в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги и прочие денежные средства.

6. Средства в расчетах – дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.

Все перечисленные виды хозяйственных  средств организации составляют актив баланса.

Источники хозяйственных  средств организации следующие:

1. Капитал:

- уставный (складочный) капитал – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников), акционеров в имущество, полученных при создании организации для обеспечения ее уставной деятельности;

- прибыль – сумма превышения доходов над расходами организации, полученных с начала года до отчетного периода, от продажи продукции, работ, услуг, материальных ценностей, ОС и др. Она представляет собой конечный финансовый результат, на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации;

- добавочный капитал – образуется за счет дооценки ОС, объектов капитального строительства и др. имущества, эмиссионного дохода акционерных обществ и других аналогичных сумм;

- резервный капитал создается за счет прибыли организации и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков организации;

- нераспределенная прибыль – прибыль предшествующих лет, оставленная собственниками для развития организации; является источником выплаты дивидендов, средств капитальных и финансовых вложений организации.

2. Кредиторская задолженность:

- задолженность, объективно возникающая  перед поставщиками и подрядчиками (по поставкам, перед персоналом  по оплате труда, перед бюджетом, прочая кредиторская задолженность);

- задолженность организации по  кредитам и займам краткосрочного  и долгосрочного характера.

3. Другие обязательства организации:

- целевое финансирование – средства, полученные от других юридических лиц или из бюджета на выполнение определенного вида работ. Они не подлежать возврату;

- резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет прибыли или себестоимости;

- доходы будущих периодов – суммы, предполагаемые к получению, или стоимость полученных безвозмездно объектов, стоимость которых включается в доходы текущего периода.

Все указанные источники хозяйственных  средств являются пассивом баланса.

Актив

Пассив

Хозяйственные средства:

1). Основные средства;

2). Нематериальные активы;

3). Материально-производственные запасы;

4). Оборотные средства;

5). Денежные средства;

6). Средства в расчетах.

Источники хозяйственных  средств:

1). Капитал (уставный, прибыль, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль);

2). Кредиторская задолженность  (дебиторская и кредиторская задолженности);

3) Другие обязательства организации  (целевое финансирование, резервы,  доходы будущих периодов,).

Актив = Пассив


 

4. Дайте определение метода бухгалтерского учета, каковы его элементы?

Возникающие перед организацией задачи при ведении бухгалтерского учета, решаются посредством  использования  различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает ряд элементов:

  • документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;
  • инвентаризация – сличение данных бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно-материальных ценностей;
  • счета – предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций;
  • двойная запись – элемент метода бухгалтерского учета, согласно которому сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды;
  • баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату;
  • отчетность – является завершающим этапом учетного процесса. В ней более детально в специальных формах рассматриваются имущественное и финансовое положение организаций, результатов их хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • оценка – денежное выражение находящегося в распоряжении организации имущества и каждой хозяйственной операции;
  • калькуляция – расчет затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции.

5. Воспроизведите классификацию хозяйственных средств по составу и размещению. Приведите примеры.

 

 

 

 

Средства труда – это часть имущества организации, многократно участвующие в производственном цикле, не изменяя своей материально-вещественной формы, длительное время использующиеся организацией (более 1 года).

Пример: основные средства (здания, оборудование); нематериальные активы (патенты, лицензии, технологии, авторские права).

 

Предметы труда – это часть имущества организации, изменяющая свою материально-вещественную форму, однократно участвующая в производственном цикле и сразу переносящая свою стоимость на готовый продукт.

К предметам труда  относятся:

1) Сырье и основные материалы.

Сырье – это продукты с/х или  добывающей промышленности (хлопок, нефть, древесина).

Материалы – это продукция перерабатывающей промышленности (доски, ткани).

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета