Предмет и метод бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение предмета бухгалтерского учета, его объектов, метода бухгалтерского учета и подробное их рассмотрение.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития бухгалтерского учета;
2) изучить различные подходы к пониманию бухгалтерского учета;
3) подробно рассмотреть активы предприятия, источники их формирования и хозяйственные процессы;
4) рассмотреть составные элементы метода бухгалтерского учета;
5) найти различные подходы к определению метода бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Бухгалтерский учёт: определение, задачи, становление и развитие
1.2 Предметы и объекты бухгалтерского учёта
1.3 Классификация имущества по составу и функциональной роли
1.4 Классификация имущества по источникам образования и целевому назначению
2. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Понятие о методе бухгалтерского учета
2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа теория бухгалтерского учёта.DOC

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Капитальные вложения − это затраты на СМР, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательные, геологоразведочные, буровые).

Финансовые вложения − это инвестиции организации в государственные ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы. Финансовые вложения на срок более одного года считают долгосрочными, на срок до одного года − краткосрочными.

Оборотные активы состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчётах.

Материальные оборотные средства − это сырьё и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершённое производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе или отгруженная покупателям.

Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчётном счёте и других счетах в банках.

Средства в расчётах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации за товары и услуги, продукцию по выданным авансам, суммы за подотчётными лицами. Должники называются дебиторами.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

 

1.4 Классификация имущества по источникам образования и целевому назначению

Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учёте отражаются и показатели, характеризующие источники формирования имущества. Вне зависимости от организационно-правовых форм и видов собственности имущество по источникам образования и целевого назначения подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заёмные (обязательства перед третьими лицами) (Рис.2).

Собственный капитал − это чистая собственность имущества, определяемая как разница между стоимостью активов организации и её обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределённой прибыли, целевых финансирования и поступлений. Собственный капитал отражён в первом разделе пассива баланса. Уставный капитал − основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество организации при её создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определённых учредительными документами. Эта сумма может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.

Резервный капитал создаётся путём отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества. Он используется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этой цели, на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчётный год, а также для погашения облигаций организации и для выкупа собственных акций. Остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год.

Добавочный капитал состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выделяемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Нераспределённая прибыль может полностью или частично распределяться на выплату доходов учредителям, финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервные фонды и другие цели.

Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других предприятий и лиц, бюджетные средства).

Прибыль − это обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности и главный источник формирования собственного имущества организации. Прибыль есть сумма превышения доходов над расходами организации, полученных за отчётный период от:

 

Рис.1.2. источники формирования имущества организации.

 

- Обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг);

- Операционной деятельности (поступления от продажи основных средств и иных активов);

- Внереализационной деятельности (штрафы, пени, активы, полученные безвозмездно;

- Чрезвычайной деятельности (суммы возмещения ущерба).

Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счёт собственного капитала, другая часть − за счёт обязательств организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками (заёмных средств). Заёмные источники формирования имущества поступают в распоряжение организации на определённый срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без.

Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, заёмные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчётные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные − на срок от одного года на внедрение новой техники, организацию, механизацию и расширение производства.

Кредиторская задолженность − это задолженность данной организации другим организациям или физическим лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, − прочими кредиторами.

Заёмные средства − это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на рок до одного года, являются краткосрочными, а на срок более одного года − долгосрочными.

Обязательства по распределению − это задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлечённых средств, так как образуются путём начисления, а не поступают со стороны.

 


2. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

2.1 Понятие о методе бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов, с помощью которых исследуется объект учета – предприятие и его хозяйственная деятельность. Методические приемы бухгалтерского учета включают документирование хозяйственных операций, инвентаризацию, оценку, калькуляцию себестоимости, двойную запись на бухгалтерских счетах, балансовое обобщение и отчетность.

Бухгалтерский учет имеет характерные отличия от других видов учета. Ему присуща полнота охвата предмета исследования, он носит сплошной и непрерывный характер. В этом виде учета без пропусков и последовательно отражаются все объекты учета: все виды доходов и расходов предприятия, все элементы его имущества, капиталов и обязательств, все хозяйственные операции и процессы.

Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального обоснования для регистрации всех хозяйственных операций, что не обязательно для других видов учета.

В бухгалтерском учете обязательным является применение способа двойной записи на бухгалтерских счетах. Этот методический прием является средством систематизации учетной информации и отражения взаимосвязи между объектами учета в ходе хозяйственных операций.

К элементам метода бухгалтерского учета также относится способ обобщения информации за отчетный период в бухгалтерском балансе.

Метод бухгалтерского учета носит комплексный характер и позволяет:

-              получить представление о состоянии имущества и обязательств предприятия;

-              обеспечить постоянную и сплошную регистрацию изменений в составе средств предприятия и их источников;

-              определить финансовые результаты деятельности (прибыли или убытки) путем охвата всех видов доходов и расходов;

-              предоставить необходимые данные для калькуляции себестоимости реализуемой продукции или оказываемых услуг;

-              создать информационную базу для внутрифирменного анализа и контроля;

-              предоставить исходные сведения для расчета налоговых обязательств предприятия;

-              использовать бухгалтерские данные и документы как имеющие доказательную силу при решении юридических споров с партнерами по бизнесу, банками, финансовыми и налоговыми органами;

-              обобщать данные о деятельности предприятия за отчетный период путем составления бухгалтерской отчетности и предоставления последней всем заинтересованным пользователям.

 

2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета

Составляющими метода бухгалтерского учета являются:

-              документация и инвентаризация;

-              оценка и калькуляция;

-              счета и двойная запись;

-              балансовое обобщение и отчетность.

В бухгалтерском учете документации как средству первичного наблюдения и контроля за объектами учета придается исключительно большое значение и ни одна запись не может быть сделана без оправдательных документов.

Часть учетных документов поступает на предприятие извне, от сторонних лиц и организаций: от поставщиков предприятие получает счета к оплате за приобретенные у них ценности или услуги, из банков поступают выписки и авизо, сообщающие о состоянии и движении денежных средств на расчетном и других счетах предприятия, и т.д. Другие документы предприятие выписывает само и направляет своим деловым партнерам: счета покупателям за отгруженную им продукцию, платежные поручения банку на перечисление средств в погашение задолженности предприятия поставщикам, бюджету, другим кредиторам. Некоторые документы оформляются и используются только внутри предприятия, например накладные на внутреннее перемещение материалов при передаче их со склада в производство, таблицы расчета аммортизации основных средств и др.

Документы играют очень большую роль в повседневном управлении предприятием, с их помощью контролируется вся текущая деятельность и устанавливается персональная ответственность работников за выполнение конкретных операций. Документирование повышает достоверность и точность учетных данных. Следует иметь в виду и правовое значение документов: с их помощью обосновывается целесообразность и законность совершаемых операций, а сами документы, если они правильно оформлены, имеют юридическую доказательную силу, что очень важно при оформлении претензий и обращении предприятия в суд или арбитраж, при разрешении разногласий с налоговыми органами. Большое значение бухгалтерские документы имеют и для последующего контроля за деятельностью предприятия, например при проведении ревизий, или аудиторских проверок.

Документы могут представляться как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.

Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – сразу после ее окончания. За содержание и порядок оформления документов отвечают лица, составившие и подписавшие их.

При оформлении документов требуется четкость и аккуратность. Нельзя подчищать неправильные записи в документах или вносить в них, не оговоренные исправления. Документы заполняются на русском языке, а если их содержание изложено на иностранном языке, то требуется подстрочный перевод.

Как правило, многие документы записываются в специальные журналы и получают регистрационный номер. Каждый документ на одном предприятии регистрируется только один раз; а для избежание повторного использования проводится гашение документа путем специальной надписи или нанесением на него штампа. На предприятии должны быть обе6спечены удобство описка документа, его сохранность и своевременность передачи в архив. Нормативными документами предусмотрен минимальный срок хранения большинства бухгалтерских документов (не менее пяти лет).

Важным способом обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является инвентаризация, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств предприятия на определенную дату.

С помощью инвентаризации сопоставляется и уточняется фактическое наличие средств и состояние расчетов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материалов, готовой продукции, товаров и другого имущества, имеющего вещественно-натуральную форму, проводиться путем проверки их количества, качества и технического состояния в местах хранения и эксплуатации. Расхождения между бухгалтерскими данными и фактическим наличием и состоянием материально-производственных запасов могут возникнуть из-за нарушения режима хранения или вследствие естественной убыли, из-за ошибок при измерении количества при поступлении на склад, из-за ошибок в документах, в результате хищений или других злоупотреблений.

В ходе инвентаризации могут быть обнаружены явления, которые не могли быть ранее зафиксированы и документально оформлены: излишки материалов или их недостача, порча или етественная убыль продуктов и т.д. Таким образом, инвентаризация выступает и как способ первичного наблюдения объектов учета в дополнение к документированию.

Инвентаризация проводится при участии материально-ответственных лиц и является средством контроля за выполнение ими своих обязанностей.

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учёта