Предмет, задачи, метод и приемы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:57, курс лекций

Описание

Комплексный экономический анализ направлен на разрешение проблемы рационального потребления ресурсов, формирования себестоимости, а также изготовления и дальнейшей реализации продукции. Его основная цель – аналитическое обоснование управленческих решений, принимаемых руководством предприятия.
Задачами комплексного экономического анализа являются:
- изучение возможностей предприятия в организационно-техническом плане;
- выявление резервов роста производства;
- прогнозирование возможностей предприятия в плане увеличения выпуска продукции и ее реализации на рынках сбыта;

Работа состоит из  1 файл

Bukh_uchet_i_analiz.docx

— 28.03 Кб (Скачать документ)

Предмет, задачи, метод и приемы экономического анализа

 

          Комплексный экономический анализ  направлен на разрешение проблемы  рационального потребления ресурсов, формирования себестоимости, а  также изготовления и дальнейшей  реализации продукции. Его основная  цель – аналитическое обоснование  управленческих решений, принимаемых  руководством предприятия.

Задачами комплексного экономического анализа являются:

- изучение возможностей  предприятия в организационно-техническом  плане;

- выявление резервов роста  производства;

- прогнозирование возможностей  предприятия в плане увеличения  выпуска продукции и ее реализации на рынках сбыта;

        Приемы экономического анализа: сравнение, индексный метод, метод цепных подстановок, группировка, графики, корреляционный анализ, балансовое обобщение.

 

Анализ обеспеченности и эффективности использования  основных средств

Задачи анализа основных средств:

- изучается состав и  структура основных средств, их  техническое состояние;

- оценивается эффективность  использования основных средств;

 

2.Анализ  наличия, динамики  и технического состояния   основных средств.

        Анализ  основных средств начинают с  изучения их наличия, динамики  и технического состояния   в целом по всем основным  средствам и основным производственным  средствам. Для этого составляется  таблица, в которой указаны  группы основных средств и  стоимость каждой из них в  отчетном и предыдущем периоде.  В таблице рассчитывают долю  каждой группы основных средств  и показатели их динамики (темпы  роста).

 

3. Анализ эффективности  использования основных средств

          Экономическая эффективность использования  основных средств определяется  отношением экономического эффекта,  полученного за определенный  период, к затратам на создание  основных средств. В качестве  экономического эффекта может  выступать стоимость годового  выпуска (реализации) продукции или  сумма прибыли. В качестве затрат  выступает среднегодовая стоимость  основных производственных средств.

Показателями оценки эффективность  использования основных средств  являются: фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность и др.

 

Фос – фондоотдача (выручка от реализации/среднегодовая стоимость ОС)

РОА – рентабельность активов (чистая прибыль/средняя стоимость  активов)

 

Анализ обеспеченности и  эффективности использования  трудовых  ресурсов

 

       В основные  задачи анализа использования  труда и заработной платы входит  исследование: в области использования  рабочей силы, производительности  труда, оплаты труда.

 

2. Анализ  обеспеченности  предприятия трудовыми ресурсами

      Важным  условием эффективной работы  предприятия является обеспечение  его кадрами. От этого зависит  деятельность предприятия на  всех этапах. Показателями характеризующими обеспеченность предприятия кадрами является численность работников и их квалификационный состав.

Показатели движения рабочей силы (абс.(численность) и отн.).

относительные:

Кпирнятых = число принятых / Ссчисл-ть рабочих

Квыбытия = Чуволенных / ССЧ

Ктек.кадров = Чуволенных по неуважительным причинам / ССЧ

Кстабильности кадров = Чпроработавших целый период / ССЧ

 

3.Анализ производительности  труда. 

        Основная цель анализа ПТ – выявление резервов ПТ и выявление результатов повышения эффективности производства.

Производительность труда  напрямую влияет на объем выпускаемой продукции, т.к., чем выше производительность труда, тем больше объем выпускаемой продукции.

Производительность труда  показывает какой объем продукции (валовой, товарной, реализованной) приходится на одного рабочего или одного работающего.

 

4. Анализ фонда оплаты  труда. 

            Анализ фонда оплаты труда  начинают с изучения динамики. Для этого сравнивают данные  отчетного периода с прошлым  годом.

Анализ использования  фонда оплаты труда проводят по двум направления: по видам выплат и в  разрезе основных категорий персонала.

 

Анализ обеспеченности и  эффективности использования  материальных  ресурсов

 

        Задачи  анализа материальных  ресурсов: установить потребность в материальных  ресурсах производство,  изучить эффективное использование материальных  ресурсов и др.

 

2.Анализ  обеспеченности  предприятия  материальными ресурсами.

  Для оценки обеспеченности  предприятия  материальными ресурсами  договорами на их поставку  сравнивают фактическое количество  закупленного сырья и материалов  с их плановой потребностью. Кроме  этого по каждому виду материалов  рассчитывают коэффициент обеспеченности  по плану и коэффициент обеспеченности  фактически.

 

3.Анализ эффективности  использования материальных ресурсов.

           Обобщающими показателями оценки  эффективности использования материальных  ресурсов являются материалоемкость  и обратный ей показатель –  материалоотдача.

Мо – материалоотдача (выручка от реализации/стоимость израсходованных материалов)

Сложностью анализа МР в том, что из 1 вида материала  может быть изготовлен

целый ряд деталей.

 

Анализ производства и реализации  продукции

 

1.Показатели объема производства  и реализации продукции. 

    Показателями  объема производства являются  валовая и чистая продукция.  Среди показателей объема выпуска  выделяют готовую и товарную  продукцию.

    Показателями  объема реализации являются отгруженная  и реализованная товарная продукция.

ГП=Q*P

ТП=ГП+услуги+стоимость расходов на продажу для сторонних организаций

РП=ТП-+(О2-О1),  О2,О1-остатки на складе ГП на начало и конец периода.

Объем реализации предопределяется объемом  ТП или ВП.

 

2.Анализ динамики объема  выпущенной продукции.

          При анализе динамики объема  выпущенной продукции оценивают  изменение фактического объема  выпуска продукции за отчетный  период по сравнению с запланированным,  а также с фактическим объемом  за предыдущий период не только  в действующих ценах, но и  в сопоставимых (средних) ценах,  что позволяет установить влияние  ценового фактора на этот показатель.

 

3.Анализ динамики объема  реализованной продукции.

  Анализ динамики объема  реализованной продукции проводится  приемом сравнения, где фактические  данные о реализации сравнивают  с плановыми данными, а также  с фактическими данными прошлого  базисного периода.

 

Анализ выполнения договоров и контрактов.

Основой выполнения задания по реализации продукции является товарная

продукция. При анализе реализованной  продукции можно рассматривать  ряд

аспектов. Главные из них:

n     обеспеченность продукции  предназначенной к реализации  договорами и

контрактами

n     платежеспособность  конрагента

n     возможность комплектования  по нормам отгрузки.

Выполнение по договорам, оценка выполнения производиться прямым счетом, т.е.

производиться сопоставление по количеству, по цене, по сроку поставки, по

договору, по фактическому выполнению.

Такой анализ может вскрыть угрозу затоваривания за счет выпуска продукции  не

пользующейся спросом или выявить предстоящие убытки за счет штрафов за

недопоставку. Особо можно рассматривать  выполнение договоров по

кооперированным поставкам.

 

Анализ себестоимости  продукции

 

  Основные показатели, используемые для характеристики  затрат на производство, следующие:

- затраты на производство  по смете;

- полная себестоимость  товарной продукции, работ и  услуг;

- себестоимость реализованной  продукции;

- себестоимость единицы  продукции;

 

2.Анализ по элементам  и статьям затрат на производства  продукции.

        Затраты  на производство промышленной  продукции учитываются по экономическим  элементам и статьям расходов (статьям калькуляции).

Группировка затрат по экономическим  элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия  без распределения их на отдельные  виды продукции. Такая группировка  показывает, что израсходовано на выпуск продукции. Соотношение отдельных  экономических элементов в общих  затратах определяет структуру затрат на производство.

Предприятие может нести  постоянные затраты даже тогда, когда  фирма ничего не производит, т.е. зависящие  от объема продукции или объема оказываемых  услуг(амортизация, управленческие, страховые, рекламные и др.). далее затраты на

сырье, материалы, оплату труда  рабочих и др. изменяются пропорционально  изменению объема производства, изменению  выпуска продукции – переменные затраты.

     Прямые затраты: затраты на сырье и материалы (основные материалы,

которые идут непосредственно  на продукцию, покупные полуфабрикаты,

вспомогательные материалы, топливо, энергия).

Косвенные расходы:

стоимость товарно-материальных ценностей на содержание оборудования, машин в

производственных цехах; расходы на оплату труда рабочих по обслуживанию

рабочих в цехах; по погашению  стоимости услуг со стороны; износ  инструмента;

амортизация оборудования и  внутри цехового транспорта; стоимость  услуг

вспомогательного производства.

Косвенные расходы распределяются на единицу изделия по сметно-нормативному

методу.

  рентабельность продукции

 

 

Анализ финансовых результатов

 

      Прибыль  – важнейший фактор стимулирования  производственной и предпринимательской  деятельности предприятия и создает  финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и  материальных потребностей трудового  коллектива.

Задачи анализа финансовых результатов:

- оценка динамики абсолютных  и относительных показателей  финансовых результатов;

- выявление и оценка  возможных резервов роста прибыли  и рентабельности;

 

Анализ прибыли начинают с оценки ее динамики. При этом проводят в два этапа:

1 этап – горизонтальный  анализ;

2 этап – трендовый  анализ.

Р продаж – рентабельность продаж (чистая прибыль/выручка от реализации)

Анализ финансового  состояния

 

1.Анализ динамики, состава  и структуры  имущества предприятия  и источников его образования.

         Анализ финансового состояния начинают с оценки имущественного положения организации и источников его образования.

Для оценки  имущественного положения организации необходимо изучить изменение состава и  структуры его имущества, определить влияние изменения имущественного положения на финансовое состояние  организации.

 

2.Анализ финансовой устойчивости  предприятия. 

           Финансовая устойчивость – это  определенное состояние счетов  организации, гарантирующее ее  постоянную платежеспособность.

Сущность финансовой устойчивости   - это обеспечение запасов источниками  их формирования, а платежеспособность – это внешнее ее проявление.

Устойчивость   финансового состояния определяется соотношением стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования.

Кп – коэффициент платежеспособности (оборотные средства/краткосрочные обязательства)

3.Анализ показателей   оборачиваемости. 

          В ходе анализа рассчитываются  коэффициенты оборачиваемости ресурсов  предприятия, которые позволяют  проанализировать, насколько интенсивно  предприятие использует свои  средства.

Показатели  оборачиваемости:

- коэффициент оборачиваемости  активов;

- коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности;

- коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности;

Коа – оборачиваемость активов (выручка от реализации/средняя стоимость активов)

 

4.Рейтинговая оценка  финансового  состояния предприятия.

          Под рейтингом финансового состояния понимается обобщенная количественная характеристика предприятия определяющая его место на рынке путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от значений показателей финансового состояния данного предприятия. Определение рейтинга финансового состояния может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели (финансовые коэффициенты).


Информация о работе Предмет, задачи, метод и приемы экономического анализа