Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 00:40, курсовая работа

Описание

Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Целью данной работы является изучение таких понятий как прибыль и рентабельность.

Содержание

Введение….3
Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности….5
Сущность прибыли, ее источники, виды….6
Распределение и использование прибыли….…11
Рентабельность – показатель эффективности работы организации….15
Показатели рентабельности….16
Пути повышения рентабельности…18

Заключение….20

Литература….22

Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 88.70 Кб (Скачать документ)

     Введение….3

  1. Прибыль организации  – основной показатель результатов  хозяйственной деятельности….5
    1. Сущность прибыли, ее источники, виды….6
    1. Распределение и использование прибыли….…11
  1. Рентабельность  – показатель эффективности работы организации….15
    1. Показатели  рентабельности….16
    1. Пути повышения  рентабельности…18

     Заключение….20

     Литература….22

     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

     Введение. 

     В условиях рынка предприятие самостоятельно осуществляет оперативную хозяйственную  деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несёт  убытки, за счёт прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

     Высшей  целью деятельности предприятий  является превышение доходов над  затратами, т.е. достижение возможно большей  прибыли или возможно высокой  рентабельности. Достижение этой цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом.

     Реализуя  непосредственно цель производства - получение максимальной величины прибыли, - предприятие реализует  и цель общества - наиболее полного  удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. Обществу нужны  не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт  реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание.

     Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребностей и получение прибыли - следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности  и не начав производить тот  продукт, который удовлетворит потребности. Необходимо изготовить продукт, который  удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствует  платежеспособным потребностям.

     А приемлемая цена возможна только в  том случае, если предприятие выдерживает  определенный уровень издержек, когда  все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем получившаяся выручка.

     В этом смысле прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия  и одновременно результат его  деятельности. Если предприятие не укладывается в режим такого поведения  и не получает прибыли от своей  производственно-хозяйственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической среды и признать себя несостоятельным и банкротом.

     Более чем какой-либо другой показатель, прибыль  отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем  продукции, ее ассортимент, качество, уровень  себестоимости, штрафы, неустойки и  другие факторы. Наконец, получение  прибыли важнейшее условие конкурентоспособности  предприятия.

     По  сравнению с другими стоимостными показателями, прибыль в наибольшей мере подходит для оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, так как  выражает в стоимостной форме  результат этой деятельности. При  оценке прибыли, оценивается также  рост объема товарной продукции и  реализованной продукции, эффективность  использования предприятием основных производственных фондов и других материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Прибыль определяет такой обобщающий показатель, как рентабельность. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль - сопоставляется с затратами  или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который  обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов  хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет предприятие с каждого  рубля средств, вложенных в активы.

     Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального  функционирования предприятия.

     Целью данной работы является изучение таких  понятий как прибыль и рентабельность. 

     1.Прибыль  организации –  основной показатель  результатов хозяйственной  деятельности. 

    1. Сущность  и значение прибыли, ее виды.
 

     Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли  создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя  расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

     За  счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и  местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят  темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного  богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

     Главное предназначение прибыли в современных  условиях хозяйствования – отражение  эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено  тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с  производством и реализацией  своей продукции и выступающих  в форме себестоимости, общественно  необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

     В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального  производства чистого дохода между  предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства  и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между  предприятиями и его работниками.

     Работа  предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана  с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению  использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

     Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения  эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов  деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

     

     Рис. 1. Виды прибыли 

     Балансовая  прибыль (убыток) представляет собой  сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и  доходов от прочих внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница  между выручкой от реализации продукции  в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

     Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и  от прочих внереализационных операций определяется как разница между  общей суммой полученных и уплаченных:

  • штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
  • процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
  • курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
  • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
  • убытков от стихийных бедствий;
  • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
  • поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
  • прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется специальным  расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

  • отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
  • рентных платежей в бюджет;
  • доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • доходов от казино, видеосалонов и пр.;
  • прибыли от страховой деятельности;
  • прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
  • курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
  • прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

     Чистая  прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных  платежей, налога на экспорт и импорт.

     Чистая  прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических  санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

     Неотъемлемым  признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это  прибыль, сводная по бухгалтерской  отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская  отчетность представляет собой объединение  отчетности двух и более хозяйствующих  субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных  взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной  крупной фирмы создавать несколько  более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме  того, в связи с дроблением и  ограничением юридической ответственности  по обязательствам снижается степень  риска в ведении бизнеса, достигается  большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

     Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

     Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и  предъявления покупателю расчетных  документов. Метод определения выручки  от реализации продукции устанавливается  предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров. В отраслях сферы товарного  обращения (торговля, общественное питание) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория  «товарооборот». Сущность товарооборота  составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи. В зарубежной практике вместо термина  «выручка» зачастую используют термин «валовой доход». Однако это очень  широкая трактовка данного термина. Валовой доход как экономическая  категория выражает собой вновь  созданную стоимость, или чистую продукцию хозяйствующего субъекта. В практике планирования и учета  в торговле под валовым доходом  понимается сумма торговых надбавок (скидок); в общественном питании - сумма  торговых набавок (скидок) и наценок.

Информация о работе Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности