Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:01, контрольная работа
Страхование одновременно выступает как один из стабилизаторов экономической и социальной ситуации в стране и как одна из сфер экономики и бизнеса. Одновременно страхование считается одним из методов управления риском. Специфика страховой защиты состоит в компенсации ущерба при осуществлении страхового случая.
Велико значение страхования в инвестиционной деятельности и управлении капиталами финансово-промышленных групп и холдингов.
Наконец, страхование выступает как одно из средств обеспечения экономической свободы и прав личности в условиях рыночной экономики.
Традиционное страхование как инструмент финансового менеджмента используется тогда, когда:
* меры по предупреждению и снижению рисков оказываются либо недостаточными, либо экономически не эффективными;
* имеет место экономическая обособленность субъектов хозяйственной деятельности, базирующаяся на многообразии форм собственности;
* в производстве и отрасли имеется добавочный продукт, необходимый для добровольного страхования;
Введение
1. Сущность и классификация рисков 4
1.1. Финансовые риски 5
1.2. Чистый и спекулятивный риск
1.3. Страхуемые и нестрахуемые риски 6
2. Страхование рисков 9
2.1. Страхование при заключении стандартных контрактов 10
2.2. Страхование при расчетах по клирингу 17
2.3. Хеджирование 19
Заключение 20
Список литературы 22
Наиболее простой путь к устранению данных рисков - сбалансирование возникающих по таким сделкам встречных обязательств отечественного предприятия (организации) и иностранных фирм (по объему, валюте, в которой выражены обязательства, по срокам платежей).
Если экспортный и импортный контракты заключены в разных валютах, риски значительно возрастают. Полностью они могут быть исключены при установлении цен обоих контрактов в одной валюте или включении в них соответствующих валютных оговорок, и при совпадении сроков платежей по контрактам
Определенную сложность может вызвать страхование валютных рисков по несбалансированной части товарообменной сделки. Нередко импортный контракт составляет лишь 70-80% экспортного, или наоборот. При страховании от рисков оставшихся или от сделки неприменимо большинство методов, используемых в обычных контрактах. Вряд ли приемлемо включение в отношении части сделки специальной валютной оговорки (например, в СДР). Подобное, в частности, не предусмотрено в международной практике. Поэтому оговорку в СДР пришлось бы включать целиком как в экспортный, так и импортный контракты. По существу это единственный метод страхования валютных рисков, применяемый в товарообменных (полностью не сбалансированных) сделках с Китаем, Индией и другими странами, расчеты с которыми ведутся в рамках двухсторонних клирингов. При заключении аналогичных сделок с другими странами разница между суммами встречных контрактов, погашаемая в СКВ, может быть застрахована от валютных рисков в коммерческих банках.
Нередко при осуществлении товарообменных операций отечественные предприятия (организации) пользуются услугами посредника, который от их имени заключает контракты с иностранными фирмами. В данном случае валютные риски могут быть переложены на посредника, осуществляющего по своему усмотрению страхования (за соответствующую комиссию). В таком случае встречные поставки между российским предприятием (фирма А) и посредником должны оформляться одним контрактом, аналогичным по своим условиям бартерному контракту.
Хеджирование - это метод страхования рисков. Как страхование по контракту рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности. Контракт на страхование называется хедж. Существуют две операции хеджирования: на повышение, на понижение.
Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.
Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает осуществить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.
Опцион и срочный контракт отличаются тем, что при опционе инвестор может реализовать или не реализовать свое право в зависимости от своего желания, которое определяется обстоятельствами. Если продажная цена снизится вопреки ожиданиям, инвестор не будет реализовать свое право. В этом случае он, правда, потеряет ту часть, которую заплатил в виде гонорара маклеру при заключении с ним контракта. Опционный контракт более безопасный (менее рискованный) способ спекуляции по сравнению со срочным контрактом, потому что проигрыш может быть равен лишь гонорару маклеру.
Хеджирование помогает снизить риск от неблагоприятного изменения цены, но не дает возможности воспользоваться благоприятным изменением цены. При операциях хеджирования риск не исчезает, но он меняет своего носителя.
В условиях хозяйствования ущерб от рисков любого характера, так или иначе, влияет на социально-экономический потенциал страны. В связи с этим "набор" рисков учитывается различными субъектами в своей жизнедеятельности. Особенно важен процесс определения и минимизации риска в предпринимательской деятельности, которая является основой для достижения качественных сдвигов.
Чтобы преодолеть отрицательные тенденции, связанные с возможностью наступления рисков, и направить социально-экономический процесс в нужном направлении, придав ему динамизм и надлежащую структурированность, необходимо с большим вниманием, чем это делалось до сих пор, рассматривать особенности формирования конкурентного страхового рынка и обеспечить стабильное правовое поле для страхового бизнеса.
Страхование, как основной метод управления риском, дает реальную возможность для реализации крупномасштабных проектов, создает экономические предпосылки для непрерывного воспроизводственного процесса. Страхование обеспечивает возмещение убытков, создает механизмы для их предотвращения и уменьшения. Страхование, таким образом, активно влияет на инвестиционный климат страны, создает условия для аккумуляции капиталов и их рационального использования. Учитывая эту особенность страхования, необходимо создавать условия для формирования страхового рынка, способствовать экономической деятельности всех его субъектов, расширять базу для страхового бизнеса, интегрировать национальные правовые механизмы страхования в мировое экономическое пространство.
Сейчас страховые компании сами устанавливают размеры страховых тарифов, вкладывают временно свободные средства в ценные бумаги, банки. Для контроля за страховыми компаниями создан Росстрахнадзор, который выдает лицензии, может выезжать с проверками компаний на предмет соблюдения законодательства.
Проблемы развития страхового рынка:
1. Недостаточные масштабы рынка страхования.
2. Высокая инфляция мешала проявлению страхового интереса.
3. Порядок включения страховых взносов в с/с продукции, работ и услуг предприятий и организаций. Основная масса страховых взносов уплачивается из налогооблагаемой прибыли и не включается в с/с.
Недостатки страхового рынка:
1. Высокие тарифы.
2. Много мелких ненадежных страховых компаний с низкой финансовой устойчивостью. Чтобы повысить финансовую устойчивость должны развиваться перестраховочные операции. У нас только 1 -2% страховых взносов попадает в перестрахование.
3. Некоторые страховые компании работают без лицензии, предоставляют некачественные отчеты в Росстрахнадзор, часто несвоевременно.
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. Л.А. Дробозиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
2. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов./Под ред. В.М. Родионовой, М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Портфель делового человека. Страховой портфель. -М.: Соминтеэк, 2008.
4. Рейтман Л.И. Страховое дело. -М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2008.
5. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. -М.: МГТУ им. Баумана Н.Э., 2007.
6. Речмен Д.Дж., Мескон М.Х. Современный бизнес. -М.: Республика, 2009.