Проблемы формирования консолидированной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:18, реферат

Описание

Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и международной приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. По причине этих различий многие российские предприятия, развивающие деловые международные отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. И, прежде всего, необходимо обратить внимание на наиболее существенные отличия, с которыми придется столкнуться российским пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы формирования консолидированной отчетности.docx

— 31.66 Кб (Скачать документ)

В настоящее время не требуются  корректировки данных учета текущих  операций. В то же время компании, впервые составляющие отчетность по международным стандартам, должны пересчитать "входящие остатки" - данные о немонетарных активах, обязательствах и статьях  капитала, которые существовали на 1 января 2003 г. Как правило, это 90 - 95% всех немонетарных статей. Это наиболее трудоемкая часть работы по трансформации  первой отчетности компании. Для крупных  промышленных предприятий этот процесс  может занять от одного до двух месяцев  работы квалифицированного специалиста.

Оценка активов является важным, но далеко не единственным отличием между  данными российской отчетности и  отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО. Хотя в российских стандартах и декларируется соблюдение тех  же принципов подготовки отчетности, что и в международных, на практике нередко их не соблюдают. Например, вопрос признания активов и обязательств в российских правилах бухгалтерского учета даже не рассматривается. Поэтому  в составе активов в российском балансе могут числиться объекты, которые никогда не будут приносить  экономических выгод. Например, нередко  в составе объектов незавершенного строительства числятся "долгострои" начала 90-х, которые уже никогда  не будут завершены, от них не ожидается  какой-либо экономической отдачи и  фактически их нельзя рассматривать  в качестве активов. Как правило, не приносят экономических выгод  объекты социальной сферы. На практике встречаются и другие менее типичные ситуации, которые приводят к дополнительным различиям в составе активов  и обязательств компании. В итоге, как правило, в отчетности по МСФО российские компании имеют меньше активов, чем по данным российского бухгалтерского учета.

Проблема признания активов  и обязательств имеет и другой ракурс. В российском учете операции отражаются лишь после того, как  они найдут свое документальное отражение  в виде счетов-фактур, решений судебных органов и т.п. При подготовке отчетности в соответствии с МСФО необходимо признать в отчетном периоде  и те расходы, которые имеют место  в компании, но не имеют документального  подтверждения. В итоге в международной отчетности расходы и, соответственно, обязательства признаются раньше, чем в российской.

Основные различия, как правило, связаны с периодом признания  прочих доходов и расходов (в российской классификации операционных и внереализационных): например, начисление штрафов и пени по договорам с контрагентами, а также с порядком расчета резервов, например резервов по гарантиям.

Еще одной особенностью российского  учета помимо жестких требований по документированию является строгое  соблюдение принципов учета активов  и обязательств по исторической стоимости, то есть по стоимости приобретения. Международные стандарты в большей  степени ориентированы на рыночную оценку активов и обязательств и  требуют уточнения оценки элементов  финансовой отчетности в том случае, если "первоначальная стоимость" выше "справедливой" (рыночной).

Существуют дополнительные требования и в отношении отдельных статей финансовой отчетности, например запасов. Последние оцениваются по наименьшей из двух величин - себестоимости и  возможной цены реализации.

При подготовке отчетности в соответствии с МСФО возрастает роль профессионального  суждения бухгалтера. В отличие от российского бухгалтерского учета, где все регламентировано и бухгалтер действует просто как счетовод, при подготовке международной отчетности оценки финансово-экономических служб имеют очень важное значение. На практике большинство российских компаний до сих пор используют нормы амортизационных отчислений. Они не всегда соответствуют реальным срокам эксплуатации активов и, следовательно, не всегда верно отражают расходы компаний в части амортизационных отчислений. То же относится и к оценке дебиторской задолженности. Если в российском учете само создание резервов необязательно и является элементом учетной политики, то по МСФО резервы создаются не только по просроченной, но и по текущей задолженности. При этом именно финансово-экономические службы компании определяют, в каком размере создается такой резерв.

Реформирование системы учета  и отчетности сегодня требует, во-первых, установления механизма введения МСФО в правовое поле России, и, во-вторых, придания официального статуса такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций, как консолидированная  финансовая отчетность.

Эту задачу призван решить законопроект "О консолидированной финансовой отчетности", в 2004 г. внесенный в  Государственную Думу. В законопроекте  определяются общие требования к  составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности. Принятие этого закона должно сделать  крупнейшие российские компании столь  прозрачными, чтобы они стали  привлекательными для дополнительных инвестиций в российскую экономику.

Законопроект касается только узкого круга российских организаций - открытых акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к обращению  через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Эти компании представляют общественный интерес, их деятельность затрагивает широкий  круг российских инвесторов и акционеров, в том числе частных.

Законопроект не затрагивает ни порядок ведения бухгалтерского учета, ни правила индивидуальной бухгалтерской  отчетности юридических лиц. С принятием  закона российские организации по-прежнему будут вести бухгалтерский учет по российским правилам. Официальной  бухгалтерской отчетностью юридических  лиц в России по-прежнему будет  отчетность, составленная по российским правилам.

Консолидированная отчетность, в отличие  от индивидуальной отчетности юридического лица, дает объемное представление  о том, как работают деньги инвестора  или акционера, как менеджмент компании распоряжается предоставленными ему  ресурсами. Именно в такой отчетности отражаются финансовое положение и  результат деятельности компании и  всех контролируемых ею организаций. При  этом все они рассматриваются  как единое хозяйственное образование.

С 1 января 2005 г. все европейские  компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, будут  обязаны готовить консолидированную  финансовую отчетность по МСФО. Большинство  стран либо уже приняли решение  о переходе на МСФО, либо приняли  соответствующие планы по этому  поводу.

Многие российские компании сейчас составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, как правило, исключительно  для контактов с западными  инвесторами и партнерами. Российские же акционеры, инвесторы, партнеры не имеют  доступа к этой отчетности, которая, по существу, является единственным источником надежной финансовой информации для  важнейших экономических решений.

Законопроект определяет методологическую основу консолидированной финансовой отчетности, но не вводит в действие сами стандарты.

Наряду с видимыми преимуществами принятия законопроекта существует огромное количество проблем, которые  необходимо будет решить при переходе на международные стандарты финансовой отчетности. Главная из них - неготовность большинства российских компаний к  внедрению этих стандартов, поскольку  экономические последствия в  настоящее время в достаточной  степени не проанализированы.

Правильное применение МСФО предполагает четкое понимание того, что они  представляют собой, из каких документов состоят, что является объектом стандартизации, какой текст стандартов имеет официальный статус, в отношении какой отчетности они применяются.

Ключевым принципом МСФО является прозрачность отчетности. Фактически стандарты обязывают хозяйствующих  субъектов сообщать о себе всю  информацию, которая может быть полезна  пользователям. Однако следует иметь  в виду, даже российские правила  составления отчетности многими  бухгалтерами не соблюдаются. Прежде всего, это вызвано нежеланием руководителей  и менеджеров демонстрировать подлинную картину деятельности управляемых ими предприятий. А кроме того, квалификация многих бухгалтеров недостаточна. Международные стандарты сами по себе едва ли сделают отчетность более честной и прозрачной, они лишь рекомендуют правила отражения событий в учете, но не гарантируют полную адекватность реальности написанного в отчетах.

В последнее время в нашей  стране появилось много новых  положений по бухгалтерскому учету, разработанных с учетом МСФО. Положения  стандартов в них значительно  упрощаются и изменяются с учетом российской специфики и национальных традиций. Сложность в данном случае заключается в том, что международные  стандарты время от времени обновляются. На ХVI Всемирном конгрессе бухгалтеров было объявлено об изменении всего комплекта международных стандартов с 2005 г. Предполагается значительное уменьшение объема стандартов и изложение только основных принципов и базовых правил. Таким образом, упрощенные российские стандарты, даже в случае отсутствия противоречий международным нормам, на этапе разработки МСФО могут перестать соответствовать им по мере внесения поправок на международном уровне. Возникает вопрос, смогут ли все российские предприятия постоянно отслеживать изменения в международных стандартах.

Действующий План счетов предназначен для ведения учета по российским ПБУ и не отвечает потребностям организации  при ведении учета в соответствии с МСФО. Поэтому необходим новый  план счетов, обеспечивающий применение МСФО теми организациями, которые переводят  свой бухгалтерский учет на международные  стандарты.

Применению МСФО препятствует политика налоговых органов в отношении  бухгалтерского учета и отчетности. Какие бы решения в отношении  применения МСФО ни принимались, организации  вынуждены постоянно оглядываться на налоговые органы, вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность по методике, привычной для налогового ведомства. А финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с  МСФО, должна быть нацелена на отражение  реальной картины происходящего, а  не на минимизацию налогов, к чему тяготеет российская отчетность.

Для составления отчетности по международным  стандартам нужны высококвалифицированные  специалисты. Предприятиям, переходящим  на МСФО, понадобятся значительные денежные средства на обучение персонала, приобретение новых программных  продуктов, в том числе адаптированных для конкретных потребностей конкретных предприятий. Такие затраты могут  сказаться на ухудшении финансового  состояния предприятий.

Встает вопрос о том, кто будет  подтверждать отчетность, подготовленную по международным стандартам. В России наберется всего 10 - 15 аудиторских  фирм, способных качественно провести аудит такой отчетности. Но без  утвержденной учетной политики по МСФО аудиторы получают возможность произвольно  интерпретировать требования МСФО. Сейчас каждая компания занимается формированием  отчетности в соответствии с МСФО в меру своего понимания этих стандартов.

Переход на международные стандарты  выступит важным стимулом для иностранных  инвесторов. Но применение МСФО должно быть экономически оправданно, экономические  выгоды от внедрения МСФО должны превышать  затраты на осуществление этого  процесса


Информация о работе Проблемы формирования консолидированной отчетности