Программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание

В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный).

Содержание

Основные положения Программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России. 3
Краткая характеристика международных стандартов 5

Работа состоит из  1 файл

аудит.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  положения Программы  реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России.

     В марте 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа  реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2000 г. стал последним годом в выполнении этой Программы.

     Основные  цели и задачи реформы охватывали:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

     В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.

     В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоиялся 1 января 2002 г.

     Второе  дополнение вытекает из Плана мероприятий  по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в части, касающейся проведения аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов). Варианты формирования бухгалтерской отчетности

     В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих  бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Организации первой группы применяют международные стандарты финансовой отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

     Во  вторую группу входят организации, формирующие  бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а  также федеральные и крупные  муниципальные унитарные предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.

     К третьей группе относятся остальные  организации (закрытые акционерные  общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением  субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

     Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства  и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

     Для представителей второй и третьей групп важно научиться пользоваться утвержденными российскими правилами при формировании и составлении бухгалтерской отчетности. Раскрывая информацию в отчетности, следует учитывать, что будет происходить постоянное совершенствование ранее принятых и утверждение новых положений но бухгалтерскому учету.

     С основными направлениями совершенствования  нормативной базы напрямую увязана  Концепция бухгалтерского учета  в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. (опубликована в профессиональной печати). В этой Концепции на основе проведенного скрупулезного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10-15 лет. К сожалению, этот документ незнаком большинству бухгалтеров и даже профессиональным комментаторам выходящих нормативных документов.

     В этой связи, по нашему мнению, следует  напомнить, что Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:

·  обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

·  служить фундаментом для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих актов по бухгалтерскому учету;

· быть основой принятия решения по вопросам, еще не урегулиурегулированным нормативными актами;

·  помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Краткая характеристика международных стандартов

1. Применение МСФО

Международные стандарты широко используются во всём мире. Можно выделить несколько уровней  их применения:

  • Применение МСФО в качестве национальных стандартов;
  • Национальные организации по разработке стандартов финансовой отчетности используют МСФО как ориентир для разработки собственных стандартов (большинство развитых стран и постоянно растущее число развивающихся стран и стран с переходной экономикой);
  • Фондовые биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие компаниям предоставлять консолидированную финансовую отчётность в соответствии с МСФО (среди них практически все ведущие биржи в мире: Нью-Йоркская фондовая биржа, NASDAQ, Лондонская, Токийская и Франкфуртская биржи – всего около 70 фондовых бирж из 50 стран мира). Примерно в половине случаев основной причиной применения МСФО называется необходимость привлечения финансирования на международных рынках капитала;
  • Наднациональные организации, например, Европейский Союз, который заявил о введении МСФО с 2005 года для компаний, котирующихся на международных фондовых рынках; некоторые организации используют МСФО при составлении своей отчётности (Европейский банк реконструкции и развития, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международный Олимпийский комитет, ОЭСР, Мировой Банк);
  • Сами компании – по информации КМФСО в настоящее время уже около тысячи компаний предоставляют финансовую отчётность в полном соответствии с МСФО, что подтверждено аудиторским заключением. Среди них такие гиганты как Microsoft, Nestle, Allianz, ENI, Nokia, Air France, Renault, Deutsche Bank, Olivetti, Roche, Fiat, Volkswagen, Lufthansa, Adidas и т.д.

По состоянию  на 2003 год международные стандарты финансовой отчетности имели следующий статус в различных странах мира (табл. 1). 

Табл. 1.Использование МСФО в различных странах  мира

МСФО  разрешены к использованию
Австрия, Аруба, Бельгия, Бермудские о-ва, Боливия, Ботсвана, Венгрия, Германия, Голландия, Гонконг, Дания, Доминика, Замбия, Зимбабве, Каймановы о-ва, Лаос, Латвия, Лесото, Литва, Люксембург, Мьянма, Намибия, Нидерландские Антильские о-ва, Россия, Сальвадор, Свазиленд, Турция, Уганда, Финляндия, Швейцария, Эстония, Южная Америка
МСФО  обязательны для  всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках
Армения, Багамские о-ва, Бангладеш, Барбадос, Бруней, Гайана, Гаити, Гондурас, Грузия, Доминиканская республика, Египет, Иордания, Кения, Кипр, Коста-Рика, Кувейт, Ливан, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Непал, Оман, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Тринидад и Тобаго, Хорватия, Эквадор, Эстония, Югославия, Ямайка
МСФО  обязательны для  некоторых компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках
Бахрейн (для банков), Венгрия, Китай, ОАЭ (для  банков), Румыния (для стратегических компаний, с 2005 для всех крупных компаний), Украина (для банков)
МСФО  планируются с 2003 для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках
Болгария, Греция, Кыргызстан, Таджикистан, Украина
МСФО  планируются с 2004 для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках
Россия, Танзания
МСФО  планируются с 2005 для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках
Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Ирландия,  Исландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция
МСФО  обязательны для  всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках, после вступления в ЕС
Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия 
МСФО  планируются с 2007 для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках
Новая Зеландия

Многие  финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование предприятий  только при предоставлении отчётности, составленной в МСФО. Например, предоставляя кредит российскому предприятию, Европейский  банк реконструкции и развития (вложивший в российскую экономику порядка 3 миллиардов долларов) требует:

  • предоставлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчётность, подготовленную в соответствии с МСФО;
  • поддерживать определённый уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых с использованием данных МСФО;
  • обеспечивать адекватную работу систем учёта затрат, бухгалтерского учёта и управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние компании и результаты её деятельности.

Аналогичной практики придерживаются МВФ и Всемирный банк.

В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МФСО – их адаптация  к национальным стандартам. Она предполагает постепенное совершенствование  российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты  по трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно эта организация должна издавать международные стандарты для использования на рынках капитала. Как показала практика, американские стандарты являются далеко не самыми совершенными – так, например, по информации The Wall Street Journal, в 2002 году 330 публичных компаний были вынуждены пересматривать свою отчетность (в 2001 году – 270). Такие громкие скандалы с фальсификацией отчетности, как Enron, WorldCom подтверждают необходимость пересмотра ряда американских стандартов. По мнению президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где этот процесс займёт три-четыре года.

2. Международные стандарты  финансовой отчётности

Первый  стандарт был разработан в 1974 г. и  вступил в силу со следующего года. В настоящее время действуют 34 стандарта. Каждый стандарт включает следующие элементы:

  • объект учёта – даётся определение объекта учёта и основных понятий, связанных с ним;
  • признание объекта учёта – даётся описание критериев отнесения объектов учёта к различным элементам отчётности;
  • оценка объекта учёта – приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчётности;
  • отражение в финансовой отчётности – раскрытие информации об объекте учёта в различных формах финансовой отчётности.

В таблице 2 приведен перечень действующих стандартов

Необходимо  отметить, что в настоящее время  ряд существующих стандартов в ближайшее  время будет пересмотрен в  рамках проекта по улучшению МСФО (см. параграф 4).  

3. Интерпретации МСФО

Интерпретации Комитета по интерпретациям – это важная составная часть международных стандартов. Интерпретации разрабатываются в контексте существующих МСФО и принципов их применения; они разъясняют отдельные положения стандартов и регулируют вопросы бухгалтерского учёта там, где отсутствуют соответствующие стандарты. При разработке интерпретаций Комитет проводит консультации с аналогичными национальными комитетами государств – членов КМСФО.

Комитет занимается вопросами достаточно широкого значения, при этом интерпретации можно разделить на две категории:

  1. назревшие вопросы (неудовлетворительная практика в рамках существующих международных стандартов)
  2. новые вопросы (новые темы, относящиеся к существующему стандарту, но не рассматривавшиеся при его разработке)

В настоящее время действуют 30 интерпретаций.

В июне 2002 г. КМСФО выпустил МСФО 1 (IFRS 1) «Первое  применение МСФО», заменивший Интерпретацию 8. Этот стандарт является первым в новой  редакции международных стандартов, которые будут действовать после  осуществления проекта по улучшению стандартов. Данный стандарт вступит в силу в отношении финансовой отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2004 г., однако приветствуется досрочное применение этого стандарта. Стандарт по первому применению МСФО был принят для того, чтобы предприятия в ближайшем будущем переходящие на МСФО (прежде всего европейские) смогли уже сейчас подготовить все необходимые данные для подготовки начальных балансов и сравнительной информации за 2003 год, так чтобы отчетность полностью соответствовала МСФО.

Информация о работе Программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России